Ощущения, мысли, чувства – 2011. Начну с главного в теме задания: чувств



Скачать 84.37 Kb.
Дата23.05.2016
Размер84.37 Kb.
Ощущения, мысли, чувства – 2011.


  1. Начну с главного в теме задания: чувств.


Э-э-э… Можно, конкретно сейчас не как конфигуратор?..
Я покажу, что моё понимание чувств не совпадает с предлагаемым Николаем Ивановичем.

В то же время я объясню своё представление о том, что теория личности, в т.ч. определение «чувств» носит всегда служебный, рабочий характер как часть модели, позволяющей эффективно работать с клиентом.

И поясню, что моё понимание чувств оставляет мне (как мне кажется) возможность использовать модели, подразумевающие неосознаваемые и/или вытесняемые чувства. Со всем уважением к модели Синтон-подхода и готовностью оперировать в рамках её применения строго соответствующими определениями и концепциями.
Необязательность телесной составляющей.

Я не связывал бы чувства непременно с телесной составляющей, кинестетическими ощущениями.



Ну да, сильное чувство может «теснить грудь». А чувство меньшего накала вполне может никак не ощущаться на телесном уровне. Конечно, тренированный гештальтист какое-нибудь локальное повышение мышечного тонуса или проприоцептивные ощущения в ответ на вопрос, где ощущается в теле конкретное чувство, - найдёт. Однако привязка это как минимум в части случаев будет – произвольная.

То есть либо телесное ощущение просто существует независимо от осознаваемого чувства, либо даже и конструируется неосознанно «под» заданный вопрос.


Ещё раз: в части случаев чувства достоверно сопровождаются телесными ощущениями.

А в части случаев – нет! До специальных вопросов. Которые с высокой вероятностью могут или фантазийно связывать с конкретными чувствами случайные околопороговые ощущения, или вторично создавать некие ощущения в теле.
То есть телесные ощущения я бы к атрибутам чувств относить не стал.
Необязательность внутреннего текста.

Что касается внутреннего текста, то его, как и кинестетических ощущений (не тавтология, т.к. под ощущениями могут понимать разное), - при переживании чувства может не быть.


Чувство запросто переживается единым «куском», нерефлексируемым переживанием.

Человек в эти моменты может не произносить ни внутреннего монолога, ни отдельных слов.

Да, вербализовать переживание в ответ на специально заданный вопрос он скорее всего сможет. Но до вопроса «в моменте» слов может не быть ни явно, ни неявно.

Появление текста по поводу чувства означает начало мышления, словесного анализа. Стоит только помнить при этом, что результаты такого анализа запросто могут быть ошибочны. И относительно причины, и относительно характера своего собственного чувства.



Например, диффузное раздражение при попытке выяснить «что и почему чувствуешь» запросто искренне фокусируется на самом дознавателе: да вот это я тобой недоволен(-льна)! И щаз объясню, как и почему именно!!

За необязательность внутреннего текста – чувства у животных. Ну да, «Павлов запрещал своим сотрудникам…». Но сомневаюсь, что множество опытных кинологов и просто собачников – поголовно наивные антропоморфисты.



Ладно, собачники. Опыты с обезьянами, которые рассматривать фото тех, кто ниже в иерархии, соглашаются только за банан. Зато платят бананом за возможность рассматривать фото своего «альфы». Кстати, причины такого предпочтения м.б. разные, да только что-то больно похоже на идентификацию…

И - мышления, как минимум у приматов, ведь вроде бы не отрицают: отрицают абстрактное мышление. Так абстрактного мышления нет и у больных синдромом Дауна. И вот чувства у них безусловно – есть. А внутренний текст… Как там у Татьяны Толстой герой захотел описать случившееся с ним: «Ночь ночь ночь ночь ночь ночь…»
Внутренний текст не всегда сопровождает переживание чувства.
Два рассмотренных выше положения принципиально важны. Обязательность телесной составляющей и внутреннего текста исключает возможность вытесненных неосознаваемых чувств. Буквально по определению.

Необязательность – оставляет возможность вытесненных неосознаваемых чувств и рабочее использование соответствующих моделей. Что лежит за рамками Синтон-технологии. В то же время давая нам конкретную авторскую школу, НИК никоим образом не выступал против эклектического подхода. Скорее наоборот, иначе не было бы знакомства в курсе с ТА, и т.д., и т.п.

Атрибуты (неотъемлемые свойства) чувствс моей точки зрения.
Эмоциональная составляющая.

Вполне сочувствую коллегам, которые слова «чувства» и «эмоции» используют как взаимозаменяемые.

Но если проводить различие между «эмоциями» и «чувствами», то я бы сделал его по следующим критериям.

1 – чувства в целом большей степени социально и, если говорить о людях, то и культурно обусловлены.

2 – при этом чувства как правило более сложны, «композитны», чем эмоции.
Переход между переживаниями, классифицируемыми таким образом, от «эмоций» к «чувствам» - размытый. Причём у меня сложность скорее привести примеры «чистых», «простых» эмоций.

Допустим, удивление, когда человек увидел что-то неожиданное – вроде бы эмоция. Однако если оно длится, то очень быстро возникающие по поводу ситуации мысли начнут насыщать, обогащать, трансформировать первоначальное мгновенное переживание. Через социокультурные предписания, свободные ассоциации, появление и учёт новой информации о ситуации. И удивление быстро обогащается: возмущением, радостью, разочарованием и т.п.

«Чистая» эмоция – вроде редкоземельных металлов: в чистом виде могут быть выделены, но в реальной природе стремительно вступают в соединения.

Поэтому логичен третий критерий:

3 – эмоция «в чистом виде» существует очень кратковременно; переживание чувств может быть гораздо более устойчиво (длительно).


Социальная и культурная обусловленность – самостоятельный атрибут чувств.

Если признавать социокультурную обусловленность атрибутом чувств, разоблачение любви (как чувства, сформированного в недавней истории романами) теряет убойную силу. Конечно исторически сформировано – как и любое чувство; по определению.
Вообще, если мы определяем социокультурную обусловленность чувств как их существенную, центральную характеристику, это имеет следствием ряд интересных предположений.

  1. Т.к. исторически и актуально в (обезьяньем, человеческом) социуме крайне многое связано с иерархией, то и в области чувств очень много должно извечно «крутиться» вокруг иерархии. Типа «тварь я дрожащая или право имею». Я хуже их (всех)? Я равен? Я уже лучше соседа (ну…ну, хотя бы вот потому что он другой национальности, или хотя бы пола)?.. То есть вот эта палитра: неуверенность-уверенность, гордость, презрение, переживание унижения… Всякие комплексы неполноценности со сверхкомпенсациями, идентификации с авторитетно-угрожающей фигурой, и т.д., и т.п.

  2. Чувства в очень большой степени задаются современными человеку культурными предписаниями. Причём здесь можно выделить исторически современные предписания (на уровне «тектонических», вековых периодов). Предписания ближайших периодов (несколько лет, десятилетий, - т.е. меняющиеся на памяти одного человека). И предписания референтного актуального окружения (субкультуры, в которой человек сейчас вращается). В смысле «с кем поведёшься, от того и подхватишь». Это вряд ли стоит трактовать как «неподлинность» чувств. А вот вывод о широких возможностях моделирования, управления чувствами через изменение референтных культурных норм – практически важен. Таким управлением извне столетиями занимаются кому не лень (тоже мне открытие). В психологической консультационной практике это тоже важный аспект («выдача разрешений» в ТА и других подходах, диспутирование о долженствованиях, как в РЭПТ или утилизация представлений о долге перед любимыми, как в консультациях НИКа, введение аксиом-пресуппозиций в нлп, и пр., и пр.). И интересно управление собственными чувствами через целенаправленное изменение собственных культурных установок. Вероятно, практически в 100% это следование уже существующим и понравившимся образцам.

  3. Чувства можно определить как эмоционально окрашенное отношение к чему-либо (кому-либо); в т.ч. к себе и своим проявлениям. Это отношение тесно завязано и на иерархических представлениях, и на актуально референтных культурных нормах, но ими не исчерпывается.

База отношения всё же шире, да и ситуативно гибче свода социальных и культурных норм в голове человека. Тут и уровни «ниже» (биология: сыт-голоден, уровень половых гормонов и пр.)… И уровни «выше» (духовный – несводимый, как мне кажется, только к социокультурным вещам, так же как любовь некорректно сводить к половому влечению). И ситуативный логический анализ.

Опять-таки, меняя отношение к чему-либо (кому-либо) при помощи любого из доступов (в т.ч. биология, духовные преобразования, логическое убеждение), можно реально изменять переживаемые чувства. Других людей или собственные.



Итог и следствия.

Если чувства непременно связаны с телесными ощущениями и внутренним текстом, то «неосознаваемые», «вытесненные» чувства – оксюморон. Внутренне противоречивое выражение, годное лишь на поэтическую метафору: «горячий снег» и пр.

Действительно, тогда чувство обязано иметь наблюдаемые (хотя бы интроспективно!) признаки: эти самые кинестетические ощущения (а нередко соответствующие телесные проявления) и внутренний текст.

А вот если я



  • определяю чувства как явления, для которых телесные ощущения и внутренний текст необязательны.

  • И определяю чувства как эмоционально окрашенное отношение к кому- или чему-либо, обусловленное социальными и культурными факторами.

  • - Тогда неосознаваемые и вытесненные чувства становятся возможным и понятным делом. Поскольку амбивалентность отношения – да запросто! И социокультурных запретов на осознавание чувств – полно. Какую уж модель мы выберем для описания – дело вкуса. Психодинамика, субличности, эго-состояния.

  • И во всех подобных подходах простое игнорирование, отрицание силы и власти неосознаваемых чувств даром субъекту не проходит!

  • А в Синтон-технологии подход отличен кардинально. И понятно, что если разум и цели впереди, то рабочая теория личности с этим д.б. согласована, в т.ч. само определение чувств.

  • Синтон-технология показывает, что на чувства можно влиять гораздо более прямо и кардинально, чем это принято считать во многих других подходах: через тело, текст, логику, постановку целей, целенаправленное поведение; смещение фокуса внимания на пользу для других и т.д. И это – эффективно работает.

  • Скорее бессмысленно обсуждать, какое определение чувств более «правильно». Определения будут либо традиционны (т.е. обслуживать исторически существовавшие подходы – часто неявным для наивного традиционалиста образом). Либо открыто, явно операциональны; и тогда мы запросто можем пользоваться тем или другим определением, обращаясь к моделям и методикам соответствующего подхода.

Да так обычно и происходит, когда психолог изучает очередную психологическую школу. Обычно нецелесообразно осваивать новое для себя направление, сразу же противопоставляя или пытаясь интегрировать с ранее изученным. При работе в эклектическом стиле это возможно будет происходить позже. Но вообще модели друг к другу несводимы. И разделяя в т.ч. Синтон-подход, правильным мне кажется в случае применения той же гештальт-терапии делать это без «фиги в кармане», - а принимая в этот момент соответствующую теорию личности.
Вывод по чувствам.

Работая в конкретной технике, полезно в этот момент исходить из обслуживающей её теории личности. В том числе по чувствам.

Работая в рамках Синтон-технологии, я буду исходить из направления понимания чувств, которое задаёт НИК.

Поскольку мне близка практика на основе эклектического (т.е. «смешанного из противоречивых частей») подхода, для внутреннего пользования я выбираю модель, сохраняющую возможность работы с «вытесненными», «неосознаваемыми» чувствами.




  1. Ощущения.

Здесь я не говорил строго о кинестетике. Традиционно понимание ощущений как воспринимаемых человеком сигналов органов чувств.

Т.е. сюда включаем зрение (зрительные ощущения), слух, обоняние, осязание, вкус, чувство равновесия, проприоцепцию (ощущения от внутренних органов).

Полезно помнить, что конечная часть каждого органа чувств – соответствующий отдел мозга.

Который и фантазирует неплохо.
Ощущения – любые воспринимаемые человеком сигналы органов чувств.


  1. Мысли.

15-я лекция Петухова… Но цель здесь, конечно, не пересказ и компиляция информации по теме.
Ассоциативные цепочки слов и образов…или непосредственно действий.

Понятно, что логичность связок тут никакой не критерий.

Видимо, критерий мысли – всё же ассоциативные последовательности.

То есть ассоциативная последовательность чувств, или вспоминаемых зрительных образов (картинок) – уже мысль.



Разворачиваться при этом мысль может не только на «внутреннем плане», но и на «внешнем»: наглядно-действенное мышление, когда человек «думает руками».
Критерий мысли – ассоциативная последовательность.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница