Ориентировочная карта понятий Гуманистический подход



Скачать 240.07 Kb.
Дата22.02.2016
Размер240.07 Kb.
Ориентировочная карта понятий

Гуманистический подход
Гуманистическая психология – это особое направление современной психологической науки.


Представители гуманистической психологии



А. Маслоу

Р. Мэй

К. Роджерс
ftolokwasfe.jpg56.jpgc:\users\pride\desktop\mei_.jpg

КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА

Основная гипотеза:

«Человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат фасилитирующих психологических установок»

Постулаты:

- вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека



- убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения
Карл Роджерс считал, что такие условия можно создать в любой ситуации,

целью которой является развитие человека

Историческая справка

Периоды развития клиент-центрированной терапии (1940-1970)





Функция психотерапевта

Изменения клиента

Период 1. 1940-1950

Недирективная психотерапия

Создание доверительной, атмосферы; отказ от интерпретаций; принятие и прояснение


Постепенное достижение инсайта о самом себе или ситуации

Период 2. 1950-1957

Рефлексивная психотерапия

Рефлексия чувств, отказ от использования поведения, защищающего (техники, экспертиза и т.д., как опосредующие средства, препятствующие личной встречи – прим.автора) от угроз взаимоотношений


Развитие конгруэнтной Я-концепции и феноменального поля восприятия


Период 3. 1957-19701

Экспириентальная психотерапия

Широкий диапазон поведения для выражения базовых установок. Фокус на переживании клиента. Выражение переживаний терапевтом

Рост в непрерывном процессе внутри- и межличностного переживания, использование направленного переживания (фокусирования)

Основные понятия:

  • Консультирование – это единичные и поверхностные беседы с клиентом;

  • Психотерапия – интенсивные и продолжительные контакты, направленные на глубокую реорганизацию личности;

  • Консультирование и психотерапия – взаимозаменяемы, т.к. относятся к одному основному методу – серии прямых контактов с индивидом, направленных на то, чтобы помочь ему изменить свои психические установки;

  • Эффективное консультирование – это структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации;

  • Терапевтические отношения – это такие отношения, при которых теплое принятие человека и отсутствие любого доверия или личного принуждения на него со стороны консультанта позволяет возникнуть максимальному выражению чувств, установок, проблем клиента;

  • Помогающие отношения – это отношения, в которых одна из сторон намеривается способствовать другой в личном росте, развитии, налаживании жизнедеятельности и др.

  • Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку. Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

  • Конгруэнтность – какое бы чувство консультант не испытывал, оно должно сопровождаться осознанием этого чувства или отношения.

  • Консультант директивного типа характеризуется большим числом узкоспециальных вопросов, подразумевающих отдельные ответы;

  • Для консультанта недирективного типа характерно преобладание активности со стороны клиента, в процессе беседы говорит преимущественно клиент, рассуждает о своих проблемах;

  • Инсайт – это новый способ восприятия;

  • Самопринятие – восприятие всех побуждений с точки зрения их естественных взаимосвязей.

Процесс консультирования в контексте клиентцентрированной терапии


Дискомфорт, вызванный обсуждением проблемы

Создание атмосферы терапевтических взаимоотношений

- Теплота и отзывчивость со стороны консультанта. Неподдельный интерес. Принятие;

- Предоставление достаточной свободы выражения чувств;

- Грамотная организация процесса. Временные рамки.

- Свобода от любого давления или принуждения.



Давление обстоятельств

Дискомфорт, от избегания неудач

не решить отдельную проблему, а помочь индивиду «вырасти», таким образом, чтобы он мог справиться с последующими проблемами

Цель консультирования

Напряжение

Конфликт потребностей

Разрядка

Эффективное консультирование

Терапевтические отношения

Помогающие отношения

больше


Типичные этапы терапевтического процесса

- Обращение за помощью

- Определение ситуации для оказания помощи

- Консультант стимулирует свободное проявление чувств, связанных с проблемой

- Консультант распознает, принимает и проясняет негативные чувства.

- Первые проявления положительных чувств у клиента

- Консультант признает и принимает выражаемые клиентом положительные чувства

- Инсайт - Самоуважение, самопринятие




консультант может помочь в развитии инсайта двумя способами:

1. Прямой способ (сдержанность консультанта, клиент самостоятельно доходит до стадии инсайта)

2. Способ интерпретации утверждений, высказанных самим клиентом. Кооперация «консультант-клиент».
- Процесс определения возможных решений, выбора линии поведения

- Включение в позитивную деятельность

- Заключительные этапы терапии:

возрастающая интеграция поведения со стороны клиента

осознание клиентом завершения процесса


Процесс консультирования

Особенности консультирования

Делается упор на стремление индивида к внутреннему росту

Большое внимание уделяется эмоциональным факторам

Уделяется большое внимание настоящему, а не прошлому

Терапевтический сеанс – это опыт роста



Высвобождение эмоций

Достижение инсайта



Решение проблемы

Распознание чувств

Самопринятие

Особенности поведения терапевта

Недирективный терапевт

Эмпатическое принятие

Когруэнтность терапевта




Процесс консультирования в контексте человекоцентрированной терапии в области образования


Монография К. Роджерса «Свобода учиться»



Особенности возникновения



Консультирование в студенческой среде

Человекоцентрированная терапия в области образования



Консультирование в детского развития



Обучение, центрированное на учащихся



Работа с производственными персонажами



Типы обучения (К. Роджерс)

Основа обучения



Фасилитирующие установки личности преподавателя



Бессмысленное

Осмысленное



Терапия относительно данных положений


В системе взглядов на обучение К. Роджерса работа учителя сравнивается с работой терапевта, который не формирует человека, а помогает ученику найти в себе то положительное, что в нем уже есть, но спрятано, в случаях:

  1. Когда терапевт (учитель) в отношениях с клиентом (учеником) – конгруэнтная личность, могущая быть именно тем человеком, каков он есть;

  2. Когда терапевт (учитель) чувствует безусловное положительное отношение к клиенту (ученику);

  3. Когда у терапевта (учителя) наблюдается тонкое эмпатическое проникновение во внутренний мир клиента (ученика), которое он может ему выразить;


О различиях между терминами «клиентоцентрированный» и «человекоцентрированный»

Роджерс говорит, что он хотел бы иметь особое имя — «человекоцентрированный», когда он применяет свой метод за рамками психотерапии.


Терапия — клиентоцентрированная.

Применение подхода за пределами психотерапии (образование, содействие личному росту и т.д) — человекоцентрированный подход.


Эрнеста Медоус, однако, утверждал, что человекоцентрированный подход описывает общую модель для любых партнерских отношений, в то время как клиентоцентрированная психотерапия является моделью для помогающих отношений.

Когда клиент (ученик) до некоторой степени ощущает конгруэнтность, принятие и эмпатию терапевта (учителя).

Профессиональные сообщества

Отечественная психология

Зарубежная психология



  • Общество человекоцентрированного подхода «Человеко-центрированный подход: психологическая практика и научные исследования» (А.Б. Орлов, В.В. Колпачников);

  • Ассоциации гуманистической психологии (Москва).

  • Фокусинг-ориентированная психотерапия (F-OС) (Джендлин);

  • Процессуально-экспириентальная терапия, (Гринберг и Райс );

  • Целеориентированная клиент-центрированная терапия (Р. Сачсе);

  • Клиент-центрированная терапия как специальное предложение отношения ( Бирманн-Ратжен, Эккерт, Швартц);

  • Всемирной ассоциации человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (WAPCEPC) Жан-Марка Рандин


Литература



  • Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 57-74.

  • Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

  • Роджерс К. В мире советского профессионала // Журнал практического психолога, 1997, № 3. С. 92-111.

  • Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58.

  • Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995 , № 1. С. 132-139.

  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 1999.

  • Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. М.: Рефл-бук, 1993.

  • Роджерс К. Р. О групповой психотерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993.



1


Каталог: doc -> user
user -> Соотношение понятий «методика» и«технология» в педагогической науке. Методы и формы социально-педагогической деятельности
user -> Лекция Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк
user -> Основные представители гуманистического подхода
user -> Рекомендации воспитателям на основе клиент-центрированного подхода К. Роджерса
user -> Клиническая психология
user -> Память. Вопросы и задания
user -> Содержание курса
user -> Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей: Пер с англ. М.: Медицина, 1990. 448 с
user -> Научное обоснование методов постановки психологического диагноза. Виды психологических диагнозов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница