Ориентировочная карта понятий 1 блок. Этимология гуманистического подхода в консультировании



Дата27.05.2016
Размер64 Kb.
Ориентировочная карта понятий

1 блок. Этимология гуманистического подхода в консультировании

Гуманистическое направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям. Для представителей данного направления является неприемлемым детерминизм человеческого поведения низшими, на их взгляд, влечениями, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте, которые рассматриваются в психоаналитических подходах; однозначная заданность человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных, которые свойственны для бихевиористских подходов; трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера, которые лежат в основе когнитивистских подходов.



2 блок. Основные положения:

- Людям, при отсутствии помех, свойственно развиваться в позитивном направлении, которое характеризуется движением к самоактуализации через рост самоорганизации и ответственности во всех видах деятельности и отношений, включая самоотношение.

- Помехи такому развитию заключаются не только во внешних обстоятельствах жизни клиента, но и, главным образом, в специфике восприятия клиентом этих обстоятельств и самого себя.

- Психолог (психотерапевт) не моет изменить социальные обстоятельства жизни клиента, тем более не может "отменить" предельные данности бытия (смерть, боль, изоляцию, отсутствие заданного извне смысла), но может способствовать: 1) более адекватному восприятию клиентом ситуации (путем эмпатического принятия самого клиента в психотерапевтическом процессе общения, рассматриваемом как экзистенциальная встреча); 2) самообучению клиента в терапевтическом процессе принципам выделения в каждой ситуации факторов, способствующих развитию; 3) самоосвобождению клиента от давления мистифицированных теоретических схем, закрепляющих у него представления о фатальности действия прошлого опыта, культурных традиций и т.п., способствующих закреплению пассивной позиции по отношению к своей жизни (выученная беспомощность); 4) пониманию клиентом ценности жизненного опыта даже в самых тяжелых ситуациях; д) укреплению уверенности клиента в собственных силах (силе своего "Я"), в возможности самостоятельного нахождения и осуществления реалистических решений.


- Психолог (психотерапевт) исходит из ясного представления о том, что терапевтическая реальность в гуманистической психотерапии является "облегченной" по сравнению с действительностью.
- Завершением процесса психологического консультирования в гуманистическом направлении является "экзистенциальное расставание", символизирующее решение проблемы, "смерть болезни" и окончательное возвращение клиента в его самостоятельную жизнь. Теперь он должен самостоятельно решать свои проблемы, находить оптимальный баланс между тем, что он должен "отдавать" обществу, и тем, что он может "получать" для себя.

3 блок. Наиболее известными подходами в рамках гуманистического направления являются:

Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.


Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.


Логотерапия Виктора Франкла.




4 блок. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.

Данный подход предполагает, что:


Все люди наделены врожденной тенденцией к актуализации себя, которая проявляется в стремлениях к все большей адаптации в окружающей среде, к развитию и усложнению своей внутренней организации.

Люди наделены врожденным и уникальным потенциалом, который каждый человек призван реализовывать в процессе актуализации себя.


5 блок. Цель Клиент-центрированного подхода Карла Роджерса.

Помочь клиенту в своей повседневной жизни в меньшей степени ориентироваться на мнение и оценки ближайшего социального окружения, а в большей мере ориентироваться на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде.



6 блок. Необходимые условия
(которым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении главной цели работы с клиентом в рамках данного подхода):





Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом.

Консультант эмпатически воспринимает клиента.

Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту.


7 блок. Основные вопросы:

  • Находится ли клиент в состоянии стресса?

  • Хочет ли клиент принимать помощь?

  • Находится ли индивид под контролем семьи?

  • Подходит ли клиент по возрасту, интеллекту и устойчивости?

8 блок. Основные условия, при которых возможно консультирование:

  • Индивид испытывает определенное напряжение;

  • Индивид обладает определенной способностью справляться со своими жизненными трудностями;

  • У индивида есть возможность выразить свои противоречивые эмоции во время запланированных бесед с консультантом;

  • Способность выражать напряжение и конфликты вербально либо иным средствами;

  • Индивид независим эмоционально, а так же физически от семейного контроля;

  • Индивид не страдает чрезмерной неустойчивостью, особенно органического происхождения;

  • Индивид обладает достаточным интеллектом


9 блок. Клиент-центрированный подход в образовании

  1. К.Роджерс различает два типа учения (learning):


бессмысленное

осмысленное

Является принудительным, безличностным, интеллектуализированным, оцениваемым извне, направленным на усвоение значений

Свободное и самостоятельно инициируемое, личностнововлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.


Основная задача учителя - стимулирование и инициирование (фасилитация) осмысленного учения.

  1. Анализ конкретного опыта человекоцентрированного обучения на разных ступенях системы образования и в различных учебных контекстах, многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям фасилитирующего обучения, свидетельствует о том, что это - не некий единый метод, не некая одинаковая для всех педагогическая технология, но совокупность ценностей, особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. По мнению К.Роджерса, эту систему ценностей составляют:




Убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в радости учения как творчества.


Учитель в клиент-центрированном подходе должен:

  • Понимать и принимать внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, вести себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями;

  • доброжелательно относиться к учащимся, создавая тем самым все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом;


Учитель

фасилитатор учения




Общие методические приемы, применяемые в различных модификациях многими учителями-фасилитаторами:

  • использование ресурсов учения (средств обучения: книг, наглядных пособий, приборов, инструментов и т.п.) и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность учащимся;

  • создание в процессе обучения разнообразных обратных связей между учителем и учащимися (взаимный опрос - диалог, собеседование, групповые формы общения и обучения и т.п.);

  • заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т.е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения; подобные контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение учащихся, а с другой - создают в процессе обучения благоприятную психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности;

  • организация процесса обучения в разновозрастных ученических диадах, в которых один учащийся выполняет функции ассистента учителя; этот прием обеспечивает существенный прогресс в усвоении учащимися знаний и навыков, значительно повышает у них мотивацию учения и уверенность в достижении стоящих перед ними учебных целей;

  • распределение учащихся класса на две группы, в одну из которых входят учащиеся с позитивными установками в отношении гуманистического (свободного) обучения, а в другую - те, кто более склонен в силу каких-либо причин (обычно связанных с особенностями семейного воспитания) к традиционному (тоталитарному) обучению;

  • организация групп свободного общения (как отдельно для учащихся и для учителей, так и смешанных) с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения, актуализации личностных установок (открытости, доброжелательности, безоценочного принятия), характерных для участников фасилитируемого обучения.

10 блок. Профессиональные сообщества

Отечественные

  • Общество человеко-центрированного подхода г. Москва (А.Б. Орлов, В.В. Колпачников)

  • Ассоциация гуманистической психологии в Москве

  • Ассоциация гуманистической психологии в Санкт-Петербурге

Зарубежные

  • Ассоциация гуманистической психологии Литвы

  • Институт Гуманистической и Экзистенциональной психологии

11 блок. Литература

  • Орлов А.Б. Человеко-центрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике//Вопросы психологии, 2002, № 2. С.64-68

  • Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования

  • Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться.-М.,2002

  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999

9 блок. Приемы Клиент-центрированного подхода
П

Р

И



Е

М

Ы


К

Л

И



Е

Н

Т



-

Ц

Е



Н

Т

Р



И

Р

О



В

А

Н



Н

О

Г



О
П

О

Д



Х

О

Д



А


Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т.е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.

Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.

Каталог: doc -> groups -> 104 -> 146
groups -> Семинар Занятие Основные проблемы специальной педагогики и специального образования в меняющемся мире
groups -> Занятие Основные проблемы специальной педагогики и специального образования в меняющемся мире
146 -> Раева Дарья пс-шпм-11 Ориентировочная карта понятий Гуманистический подход
groups -> 3 Глава Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
104 -> Раева Дарья пс-шпм-11
104 -> Раева Дарья пс-шм-11 Профессиональные сообщества инетернет-консультирования
104 -> Раева Дарья пс-шпм-11 Ориентировочная карта понятий Психодинамический консультативный подход (трансактный анализ) в образовании
146 -> Пс-шпм-11 «Клиент–центрированный» или «клиент–ориентированный»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница