Организация учебного процесса с использованием возможностей икт при изучении химии Актуальность



Скачать 157.39 Kb.
Дата02.06.2016
Размер157.39 Kb.
ТипЗадача
Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ при изучении химии
Актуальность
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки содержательных, методических и технологических аспектов образования.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков обучающимся, становится неконкурентоспособной в современном мире. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

Этим обусловлено распространение в современной школе информационно-коммуникативных технологий, а также методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Уроки с применением информационных технологий отличаются от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функции сводятся к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, мультимедийных приложений, Интернета и новых средств обучения. Задача современного учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.


Цели использования информационных технологий

1.  Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: 



  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

  •  развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: 

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; 

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Формы использования ИКТ на уроках

1. Использование электронных образовательных ресурсов

2. Использование ресурсов сети Интернет

3. Использование мультимедийных презентаций

4. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

5. Использование готовых электронных продуктов

6.Коммуникационные технологиидистанционные олимпиады, дистанционное обучение

Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийная презентация (в программе Power Point) - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий.  Ее цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами и видеороликами.    

  В моей методической копилке имеются уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии мероприятий, интерактивные игры, презентации по различным темам: «Углерод», «Оксиды углерода», «Кремний и его соединения», «Металлы», «Основания, их классификация и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации», «Окислительно-восстановительные реакции», «Общие свойства металлов», «Алюминий: физические и химические свойства», «Определение формулы газа по относительной плотности его паров, массе и объему реагентов», «Бензол. Ароматические углеводороды», « Сложные эфиры и жиры», «Аминокислоты», «Биополимеры. Белки, их свойства и функции», «Коррозия металлов» и многие другие.

Использование компьютерного тестирования

Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль.  Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.).  

 В своей работе я используются готовые контролирующие программы:

-для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;

-для индивидуального контроля знаний обучающихся;

-для подготовки к ГИА, ЕГЭ и т.д.

 Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность педагогу самому составлять новые тесты или изменять существующие. Для самостоятельного составления тестов я использую программы Power Point, Exsel.

Использование ресурсов интернет сети.

 Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.  Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

 Интернет позволяет реализовать задачи:

1)найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;

2)найти принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;

3) сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа учащегося.



  В настоящее время Интернет можно использовать для: поиска информации по учебным вопросам; проведения учебных телекоммуникационных проектов; доставки учебных видеопрограмм; повышения квалификации преподавателя; для размещения собственной информации на сайтах; участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня, конференциях.

Подробнее хочу описать использование ИКТ в сочетании с методом проектов

Главные условия организации работы над проектом

  1. Профессионализм учителя, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.

  2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.

  3. Стремление учащихся работать над проектом.

  4. Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.

  5. Доступность информации о ходе проекта.

  6. Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.

  7. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.



Последовательность выполнения исследовательского проекта и роль учителя на каждом этапе

На первом этапе происходит определение проблемы – выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания. Обучающиеся обсуждают тему, уточняют информацию. Учитель объясняет цели проекта.

Второй этап предполагает обсуждение и поиск способов решения проблемы – анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации. Обучающиеся уточняют план деятельности, источники информации. Учитель направляет обучающихся, помогает им найти оптимальный вариант решения.

Третий этап – поэтапное планирование работы над проектом. Обучающиеся выделяют в своих исследованиях этапы. Учитель консультирует их по вопросам составления плана работы.

На четвертом этапе обучающиеся проводят исследование, работают с информацией. Учитель советует, консультирует.

Пятый этап предполагает обсуждение промежуточных результатов, полученных в ходе работы над проектом. Обучающиеся обсуждают полученные результаты по каждому из этапов. Учитель участвует в обсуждении, консультирует.

На шестом этапе обучающиеся оформляют результаты исследования, указывая при этом цели и задачи работы, методы исследования; выделяется окончательный результат работы над проектом. Обучающиеся оформляют свой проект, представляют конкретные рекомендации, выводы. Учитель наблюдает, консультирует.

На седьмом этапе обучающиеся публично защищают проект, готовят доклады, презентации, объясняют полученные результаты. Учитель наблюдает, фиксирует ход защиты.

Восьмой этап предполагает оценку и самооценку результатов проведенной работы, рефлексию. Обучающиеся оценивают итоги работы, проводят анализ и самоанализ (рефлексия). Учитель и другие обучающиеся участвуют в обсуждении и оценивании проекта

Продумывание учителем темы проекта

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета



Выбор возрастной категории учащихся

Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, учеников начальной, средней или старшей школы, разновозрастную группу (3-4, 5-7, 8–11 классы) учащихся и т. п.



Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): "Что такое свет?" Вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту: "Свет является частицей или волной?"



Формулирование дидактических целей проекта

Формулирует учитель. Например, "Формирование критического мышления, навыков работы в команде»



Формулирование методических задач

Формулирует учитель. Например, освоить представление об электролизе расплавов и растворов веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), освоить понятие "парниковый эффект" (экология), научить проводить химический анализ растворов (химия), научить пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов (информатика), научить, в краткой форме, излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).



Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований обучающихся)

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, "Как кошки могут видеть в темноте?», «Почему дует ветер?», «От чего происходят землетрясения?» и т. д.


Выдвижение гипотез решения проблем

Формулируются обучающимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования: "Почему поют птицы?", гипотезой может служить следующее размышление: "Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей" и т. д. Проблема другого исследования: «Изучение лекарственных растений окрестностей села Ермекеево». Гипотеза: «В Восточной территории села Ермекеево находится малое разнообразие лекарственных растений, необходимо запретить выпас скота, которые уничтожают растения. Запретить сбор редких видов лекарственных растений населением».


Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.



Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, стенда и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.



Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.



Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной и (или) районной библиотеке, в Интернете, интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.



Самостоятельная работа обучающихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. В проекте «Причины избыточного веса человека» группа химиков готовит информацию об углеводах и других сладких веществах. Группа биологов занимается сбором информации о вкусовом рецепторе, о профессии дегустатора. Диетологи – сбор информации о взаимосвязи превращения углеводов в нашем организме с основами правильного питания.

«Влияет ли сладкое на характер?» – попытаться найти ответ учащимся из группы психологов. Почему во время депрессии люди часто употребляют шоколад и другие сладости? Что такое эндорфины?

Социологам составить диаграммы по результатам соцопроса и т.д.


Самостоятельная работа групп

Роль учителя – консультирование, направление деятельности обучающихся в методически нужное русло.


Подготовка обучающимися отчетной презентации о проделанной работе

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Роль учителя — консультирование, помощь.


Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.



Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта



Заключение

Проектирование в школе невозможно без организационной деятельности учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Для руководства проектной деятельностью учащихся учитель должен:

-владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

-уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

-направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

-уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов;

-научить учащихся делать выводы по итогам работы и составлять рефераты, доклады, презентации, соответствующие требованиям научного стиля изложения материала.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

- простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст обучающихся;

- разнообразными по содержанию;

- интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

- неординарными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

- исследовательские работы учащихся должны способствовать раскрытию закономерностей явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.



Рекомендации для учителя, решившего работать с помощью метода проектов

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.

6.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Педагогическая тонкость во взаимодействии учителя и ученика заключается в том, что ребёнок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и планирования. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребёнка инициативы, тоже не следует. Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с мнением самого педагога.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, и его следует использовать как дополнение к другим видам традиционного обучения».




Систематическое использование ИКТ позволяет мне:

1.Сделать учебный процесс доступным, интересным для учащихся.

2.Рационально использовать время учебного занятия.

3.Быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал.

4.Создавать задания для проверки и контроля усвоения материала.

Дистанционное обучение

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам, наиболее интересующимся химией, работать по самостоятельному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций, анализа выполненных работ, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по химии.



Перспективные направления моей деятельности  в рамках использования ИКТ в преподавании химии:

-разработка мультимедийных и интерактивных учебно-методических и дидактических материалов нового поколения;

- создание Интернет-сайтов

Список использованной литературы


  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004

  2. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  4. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. Химия в школе,2008, №5

  5. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии, Химия в школе, 2005, №3

  6. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. //Химия в  школе, 2007, №9

  7. Образовательная коллекция.SPLINT. Самоучитель. Химия для всех- XXI. Решение задач.

8. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.

9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 

11.Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000

13. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Химия.-Волгоград: Учитель, 2007.



14. Седенко А.С. Метод проектов, история и практика применения. / А.С. Седенко//. – Москва. - №3. – 2003.
Каталог: konferenciya
konferenciya -> Программа V ii межрегиональной научно-практической конференциИ учителей 5 6 февраля 2016 г
konferenciya -> «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»
konferenciya -> Литературная мода и литературные модели в западноевропейской и американских литературах
konferenciya -> Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка
konferenciya -> Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков
konferenciya -> «наррация желания в кинотексте»
konferenciya -> Формы организации физической культуры школьников
konferenciya -> "предэкзаменационный стресс и здоровье студентов"
konferenciya -> Как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
konferenciya -> Подготовила: Барановская Светлана Николаевна, учитель истории мбоу «Овчинниковская оош»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница