Организация учебно- и научно-исследовательской работы студентов в рамках индивидуально-ориентированного учебного процесса и опыт организации исследовательской деятельности школьников Изменение роли нирс в системе уровнего образования



Скачать 50.55 Kb.
Дата27.04.2016
Размер50.55 Kb.
Организация учебно- и научно-исследовательской работы студентов в рамках индивидуально-ориентированного учебного процесса и опыт организации исследовательской деятельности школьников
Изменение роли НИРС в системе уровнего образования

Особенность реализации уровнего образования в современных условиях во многом определяется общей программой действий европейского образовательного сообщества, получившего название «болонское соглашение». Болонский процесс обусловил переоценку роли университета, поскольку «революция качества», происходящая в сфере образования, наряду с пересмотром структуры подготовки специалистов, разработки теории и методологии теории управления качеством образования, выдвигает в число приоритетных задач интеграции науки и образования. Интегральная связь между высшим образованием и научным исследованием очень важна для европейского высшего образования и является определяющей для характеристики «европейский университет».

Как правило, интеграция науки и образования рассматривается в плоскости необходимость повышения качества образования в целом, которое невозможно без кардинального изменения образовательного процесса на всех его уровнях, обусловлена переосмыслением подходов к научно-исследовательской работе студентов.

До сих пор существует мнение о том, что НИРС осуществляется только с «избранными» студентами, имеющими определенный научный потенциал. Способность к исследовательской деятельности, фундаментальные знания.

Изменение идеологии подготовки специалиста привело к изменению роли научно-исследовательской работы в формировании профессиональных компетенций. Деятельностный подход, определяющий современный образовательный процесс, меняет позицию студента, который становится активным участником образовательного процесса, умеющий критически оценивать не только «готовые» знания, но и добывать новые, еще не включенные в учебные дисциплины. Навыки, приобретенные студентами в ходе исследовательской деятельности, становятся одним из главных результатов освоения ООП как в бакалавриате, так и в магистратуре. Не мене важным становится формирование способности студента применять полученные теоретические знания на практике.

Учебно-и научно-исследовательская работа является обязательной составляющей ООП подготовки бакалавров и магистров.

Учебно- и научно-исследовательская работа проводится на базе научно-исследовательских и образовательных учреждений, научно-исследовательских лабораторий и центров, кафедр университета.

У и НИР предполагает самостоятельную исследовательскую работу студента под руководством высококвалифицированного научного руководителя.



УИР на уровне бакалавриата включает следующие составляющие:

учебно-исследовательскую практику,

производственную (педагогическую практику)

Курсовую работу

ВКР

НИР на уровне магистратуры включает научно-исследовательскую практику

Производственную практику.

Научно-исследовательскую работу студента в семестре

Подготовку ВКР



Планирование исследовательской работы студентов отражается в технологической карте учебно- и научно-исследовательской работы, которая составляется студентом совместно с научным руководителем и академическим консультантом и руководителем ООП.

В техническую карту У и НИР включаются следующие виды деятельности студента:

- выполнение научно-исследовательских проектов и грантов;

- написание тезисов статей (индивидуально и совместно с преподавателем)

- участие в подготовке сборника трудов

- выполнение заданий по плану НИР кафедры

- участие в работе СНО

- участие в конкурсе молодых ученых и др.

В рамках инновационного образовательного процесса включение студента в исследовательскую деятельность начинается с 1 курса. Можно выделить три уровня овладения навыками научно-исследовательской деятельности студента:

Поисково-познавательный

Познавательно-аналитический

Креативно-аналитический

На 1-2 курсах бакалавриата студент участвует в поисково-познавательной деятельности, обусловленной содержанием изучаемых дисциплин и направлений на поиск и отбор информации. На 3-4 курсах исследовательская деятельность имеет познавательно-аналитическую направленность и предполагает отбор и анализ полученной информации. На уровне магистратуры НИР студента носит креативный характер и предполагает не просто анализ информации, но и ее интерпретацию в аспекте решения профессиональных задач. Деление на уровни носит условный характер, что определяется с одной стороны, спецификой предметных знаний, с другой, - степенью сформированности профессиональной компетентности и навыками научно-исследовательской работы.


Организация и технологии оценки НИРС в бакалавриате

Программа НИРС должна иметь планомерный и последовательный характер и подразумевать конкретный проверяемый результат. В рамках действующего ГОС по направлению подготовки бакалавра учебно-исследовательская работа студентов не включена в учебный план как самостоятельный вид деятельности. Внедряемые кредитно и бально-рейтинговая система в рамках нового учебного процесса существенно меняют оценку любого вида деятельности, в том числе и научно-исследовательской.

Возможные варианты решения вопроса

Программа НИРС должна иметь планомерный и последовательный характер. И подразумевать (проверяемый) результат. С этой целью в графике учебного процесса должно выделяться недели научно-исследовательской работы студентов. Эти недели могут быть выделены за счет сокращения времени, отведенного на сессии. Программа НИРС составляется каждой кафедрой в соответствии с программой научно-исследовательской работы кафедры Условно, ее можно назвать общая программа НИРС.


Общая программа НИРС должна предполагать:

- участие студентов в различных исследовательских проектах и научно-методических разработках кафедр;

- выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на реализацию конкретных прикладных задач и подготавливающих будущих бакалавров и магистров к профессиональной деятельности с использованием современных и образовательных технологий

-На основе общей программы НИРС каждым студентом составляется индивидуальная программа, в которой отражаются конкретные виды заданий для каждого студента.

На поисково-познавательном уровне (1-2 курсы) к таким заданиям можно отнести:

-поиск информации

- поиск источников информации

-отбор информации с четким выделением в нем базовой и дополнительной информации

-систематизация информации

-каталогизация информации

- структурирование информации

На познавательно-аналитическом уровне (3-40 наиболее успешно справляются с такими видами заданий как:

- поиск технологий работы с информацией

- отбор технологий работы с информацией

- поиск технологий отбора и хранения информации

- поиск технологий представления информации



Формальная обработка данных для представления в ресурсную базу

Учебно-исследовательская работа студентов помогает преподавателю сформировать так называемый индивидуальный ресурс дисциплины. Не мене интересной является работа по структурированию информации в рамках создания образовательных сайтов. Образовательные сайты, созданные студентами, оказываются наиболее адаптивными к реальному учебному процессу.
Каталог: img -> files
files -> Педагогической инноватики в профессиональном образовании материалы 15-й Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург 2014
files -> Заседание ученого совета университета 24 ноября 2011 года Повестка дня: Вручение наград
files -> Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты
files -> Результаты научно-исследовательских работ победителей конкурса грантовой поддержки научно-исследовательских работ аспирантов и молодых научно-педагогических работников ргпу им. А. И. Герцена 2014 г
files -> Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности
files -> По специальностям: 22. 00. 01- теория, методология и история социологии – социологические науки
files -> Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница