«организация сотрудничества участников образовательного процесса в ходе ученического проектирования» колесникова в. И. директор гимназии №2



Дата14.02.2016
Размер179 Kb.
ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ № 2 Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХОДЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

КОЛЕСНИКОВА В.И. –директор гимназии № 2
1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Замысел нашей экспериментальной работы составляет конструирование модели гимназического образования, которая смогла бы обеспечить непрерывность и преемственного достижений педагогического творчества 1965-1985-х гг. и сопровождения профессиональной деятельности учителя на основе установления тесного сотрудничества участников образовательного процесса.

Предполагается определить и обосновать методические, организационные и дидактические условия проектной деятельности, а также выявить влияние психолого-педагогических требований на проявление индивидуального стиля педагогического творчества учителя.

При разработке модели мы основывались на положении о том, что эффективный способ добиться результатов состоит в том, чтобы необходимость внедрения метода проектов в деятельность участников образовательного процесса, его путей и методов, исходила от самих участников образовательного процесса.



Рис. 1 Модель взаимодействия участников образовательного

процесса
Для нашей модели мы избрали круговую диаграмму. В практике управления школой используются разные диаграммы, как правило – это пирамиды, на вершине или в центре которой расположена администрация. Анализ схем управления школой позволил нам сделать следующие выводы: административная пирамида управления создает серьезные психологические барьеры при решении тех или иных проблем школьной жизни. Творческий потенциал многих участников образовательного процесса не используется или игнорируется администрацией школы. Мы считаем, замена пирамиды на круги снимает психологические барьеры между участниками образовательного процесса, раскрывает творческий потенциал всех в решении актуальных проблем гимназии, тем самым создается мотивационные установки к реализации принятых совместных решений. Взаимонаправленные стрелки говорят о тесном сотрудничестве участников образовательного процесса в решении различных вопросов и проблем. Данное расположение кругов по наименованиям говорит о том, что деятельность всех направлена на ученика, на развитие, поддержку его личности.

При анализе сконструированной модели взаимодействия участников образовательного процесса (рис. 1) можно выделить:



  1. прозрачную организационную структуру:

- администрация (директор, заместителя директора по научно-методической работе, учебно-развивающему процессу, воспитательной работе и др.);

- преподаватели (учителя-предметники, классные воспитатели, педагоги дополнительного образования и др.);

- учащиеся (независимо от параллели, класса и возраста);

- родители.

2) межгрупповые взаимонаправленные связи (шесть таких связей):

- администрация - преподаватели;

- администрация – учащиеся;

- администрация – родители;

- преподаватели – учащиеся;

- преподаватели – родители;

- учащиеся – родители.

Мы считаем, что модель успешно будет работать только тогда, когда в ней задействованы все звенья. «Выпадение» любого из них приводит к полной «разбалансировке» и, как следствие, к её недееспособности.

В методический фундамент деятельности данной модели положены следующие системообразующие принципы:

1) сотрудничество;

2) коллективное руководство;

3) актуальность, межпредметность, разноуровневость (локализация, регионализация, глобализация) содержания;



  1. практическая направленность учебно-развивающего процесса;

5) пропаганда полученных знаний и результатов деятельности, выход за пределы гимназии;

  1. оптимальное вовлечение семьи в дела гимназии.

В ходе моделирования гимназического образования нами выявлены как минимум два пути ведения проектной деятельности:

- интуитивный подход к проектной деятельности;

- запланированный выход на проектирование.

Мы считаем, что первый идет из практики и предполагает, как правило, результативное функционирование, впоследствии – поиск более эффективных путей к намеченной цели, обнажающий проблемы и преграды, лежащие на пути к ней. Эта ситуация является началом проектной работы, если пойти по пути осмысления, анализа, описания обнаруженных проблем, цели к которой двигался, ресурсов (внутренних и внешних) для её осуществления. Второй путь – теоретический, когда проектирование изучается как метод, как структурированный путь познания. Эта теория при желании также может быть перенесена на практическую деятельность и может стать инструментом для осуществления поставленной цели.

В своей работе мы использовали первый путь. Это связано с совершенствованием гимназического образования в соответствии с современными требованиями. Мы считаем необходимым, рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе практической деятельности.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики являются:



  1. наличие личностозначимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиск её решения);

  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся (в урочное, внеурочное время, в рамках дополнительного образования);

  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

  5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):

- выдвижение гипотезы;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В ходе осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся, учителя и родителей. Схематично этапы проектирования можно рассмотреть в приложении № 1. За основу мы взяли схему «Этапы проектирования», предложенную И.Д.Чечель [6], в ходе эксперимента дополнили её графой «Действия родителей».

Из приложения № 1 видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся, учителя и родителей.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для проявления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На основном этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проектной деятельности. На данном этапе ведущей функцией учителя является консультативно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Эта функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов. Нами был разработан алгоритм действия учителя при формировании интереса к проектным заданиям, который изложен в приложении № 2 «Алгоритм действия учителя в ходе подготовки к проектной деятельности».

Совместная проектная деятельность изменяет и роль родителей как участников образовательного процесса. Их участие в проектах направлено на:

- формирование единства действий;

- создания целостности школьного коллектива;

- проявления массовой инициативы;

- согласование планов действий и поведения;

- организацию взаимодействия и взаимопомощи;

- корректировку правил отношений;

- сближение и примирение противоречий;

- оказание помощи в экспертной оценке проекта и др.

Проектная работа подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего села, района, города, страны, а также приходят к формулировке новых проблем.

Разрабатывая проект вместе с учениками и родителями, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, учитель должен четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, мы считаем, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с его типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов изложен в исследовании Е.С.Полат [5], который мы изложили в приложении № 3 «Таблица классификации современных проектов». Проведенный нами анализ показал, что каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Разрабатывая проект необходимо знать признаки и характерные особенности каждого и них. Как показала наша опытно-экспериментальная работа в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Характер организации проекта в большей степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательных характер, может использоваться бальная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

Нами определены критерии оценки проекта, которые изложены в приложении № 4 «Критерии оценки коллективного проекта». Оценка производится на основе 8 критериев, наибольшее количество баллов за каждый показатель – 10 баллов. Оценка складывается из суммы набранных баллов на основе коллективного оценивания экспертов - учащихся, экспертов- родителей, экспертов – учителей.

Суть и значение совместной творческой деятельности трудно переоценить. Совершаясь общими усилиями, она полезна всем и приносит удовлетворение каждому. Одинаково предполагает активность воспитанников и воспитателей. Здесь каждый чувствует себя личностью, и в процессе поиска самого дела, и анализируя его результат. В коллективной творческой деятельности идет самоопределение, самоутверждение. Творчески работающий учитель социально ценен не только результатами своего труда, но и тем, что он дух творчества передает другим. Опираясь на творческий потенциал талантливых, развивая других, создается творческое ядро, которое задает тон в работе, вокруг которого сплачивается и развивается коллектив единомышленников. Личность учителя является как субъектом, так и объектом инновационных процессов.

Учитель как субъект инновационной деятельности, влияя на педагогическое сообщество, одновременно меняется и сам. Опытно-экспериментальная работа показала, что реализация метода проектирования изменяет позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель:

- помогает участникам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс проектирования;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы

учеников и родителей над проектом.

Нами установлено, что, участвуя непосредственно в проектной деятельности, у учителя проявляются такие личные качества:


  • эрудиция, лидерство, интеллектуализм, способность убеждать и ориентироваться в новых предметных областях, коммуникабельность;

  • рефлексивность и критичность мышления, интеллектуальная культура, высокая работоспособность;

  • толерантность, эмоциональная чувствительность (чуткость), внимательность, авторитетность, способность вызывать доверие;

  • обучаемость, интеллектуальная и социальная гибкость, способность к инновациям;

  • целеустремленность, адаптируемость к целям и ценностям деятельности, способность к прогнозированию и к тактическому планированию деятельности, самоорганизованность;

  • креативность, широкий кругозор, уверенность в себе.

Тем самым, подтверждается наш вывод о том, что педагогическое творчество есть процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных возможностей учителя в процессе создания педагогических ценностей, технологий, общения. Формирование творческой индивидуальности учителя – это динамичный процесс преобразования и саморазвития личности.

Проектная методика является новой педагогической технологией и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме мы можем сделать вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:



  • сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

  • шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

  • стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

  • усилить степень автономии учащихся;

  • пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Актуализируя поставленные задачи, мы постарались через интегративное содержание и систему комплексных заданий сделать информационно-методический материал привлекательным для учителей различных дисциплин, а учеников и их родителей заинтересовать практическими результатами проводимых исследований. Для усиления эффекта общности и с целью формирования потребности личностного участия в решении проблем, был использован принцип их персонификации (общее и твое; мировая и твоя проблема и др).
2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА, ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях функционирования Минераловодской гимназии № 2. В ходе опытно-экспериментальной работы мы проверяли возможность обеспечения непрерывности и преемственности достижений педагогического творчества 1965-1985-х гг. и сопровождения профессиональной деятельности учителя на основе установления сотрудничества участников образовательного процесса.

Конструируя опытно-экспериментальную работу, мы основывались на том, что творчество есть деятельность интеллектуального плана, поэтому подготовка к ней должна основываться на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, И.Ф.Талызина и др.) Исходя из этого, методика решения поставленных задач была поставлена нами по схеме: алгоритм – эвристика – творчество.

Сотрудничество учителя, учащихся и родителей является одной из определяющих основ современного обучения.

Для выяснения этапов процесса проектной деятельности мы опирались на исследования П.С.Лернера [3], который разработал технологию проектного метода обучения в области «Технология», Е.С.Полата [5], который обосновал применение проектной методологии как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:



  • в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

  • это технология, которая позволяет при интеграции её в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

  • это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

В результате изучения исследований (1, 2, 3, 4, 5, 6) и экспериментальной работы установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные формы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода обучения учащихся.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:



  • особое внимание к индивидуальности ребенка, его личности;

  • четкость, ориентация на сознательное развитие познавательных интересов ребенка;

  • предоставление права на свободу выбора;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности;

  • проявление уважение к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (темперамент, особенности мышления, способности, интересы, мотивы и др.)

Таким образом, проектная методика является альтернативной традиционному подходу в образовании, основанному главным образом на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Включаясь в экспериментальную работу по моделированию гимназического образования на основе совместной проектной деятельности, мы исходили из того, что в ходе проектирования:



  1. занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

  2. учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможности последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

  3. в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной и внеучебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

  4. в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные особенности;

  5. усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый учащийся, работая индивидуально или в группе, должен представить своей группе результаты своей деятельности;

  6. совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда;

  7. проектирование – реальный способ при выполнении совместной деятельности учиться взаимопониманию, взаимоуважению, сотрудничеству;

  8. знание структуры проекта, владение методикой проектирования дает возможность участникам принимать осознанные решения в ситуациях выбора;

  9. учитель восполняет недополученные когда-то знания по методологии исследовательской работы, без которых планка профессионализма повышена быть не может, т.к. наступает предел его возможностей;

10) это активная форма учебной деятельности и в этом смысле оно более продуктивно, чем традиционные формы обучения;

11) это способ познания мира и себя в мире, проектирование может быть перенесено из образовательной среды в любую другую ситуацию жизни, обретая характер положительного ресурса.

В ходе эксперимента нам удалось выделить умения и навыки школьников, приобретенные в ходе выполнения проектной деятельности:


  • умение обнаружить проблемы и интересы социума;

  • умение ставить адекватную цель, определять последовательность задач;

  • способность находить оптимальные и эффективные средства, методы для достижения поставленной цели;

  • умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий, классифицировать и систематизировать её;

  • умение планировать деятельность, представляя весь процесс от начала до конца;

  • умение представлять результаты своей деятельности, как в документальном, так и в устном виде для процедуры публичной защиты (презентации);

  • умение анализировать результаты деятельности, определяя ее оптимальность и эффективность, а также оценивать себя в процессе деятельности;

  • умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

  • умение находить компромисс с собеседником;

  • умение лаконично излагать свою мысль;

  • умение работать в библиотеках, на компьютере, телекоммуникационных сетях;

  • владение навыками делового результативного сотрудничества.

Таким образом, проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

  • личностно-ориентировано;

  • гуманно-ориентировано;

  • использует множество дидактических подходов;

  • самомотивируемо, что означает возрастные интересы и вовлеченность в работу по мере её выполнения;

  • поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех её уровнях;

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы доказали, что в современных условиях обеспечивается непрерывность и преемственность достижений педагогического творчества 1965-1985-х гг., так как при выполнении проектной деятельности участниками образовательного процесса используются педагогические технологии:

    1. Педагогика сотрудничества, где:

- сотрудничество распространяется на все этапы деятельности и все виды отношений участников образовательного процесса;

- ярко организуется сотрудничество в отношениях «ученик – ученик», «учитель - ученик», «учитель – родитель», «ученик – родитель»;

- личность школьника является субъектом проектной деятельности;

- отсутствует прямое принуждение, учащимся, их родителям, учителю предоставляется выбор. Осознанный выбор – это, по сути, проект.Чтобы совершить осознанный выбор, нужно пошагово пройти все этапы, которые предполагает проектирование.

- идет наблюдение за личным ростом и развитием школьников, учет их индивидуальных интересов и проблем;

- мотивирующим фактором действий ученика является познание и открытие самого себя;

- основой деятельности является мотивационная среда ребенка, отражающая его внутренние цели, влияющие на формирование потребности в непрерывном самосовершенствовании;

- взаимодействие, кооперация, интеграция действий администрации, педагогов и родителей помогают выстраивать единую стратегию развития личности ребенка.

2) Коллективная работа в группах.

Групповая работа привлекает участников проектирования своей деловой направленностью, общением, сотрудничеством, возможностью узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки.

Кроме этого, групповая работа:

- дает возможность учащимся объединяться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в тоже время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества;

- развивает коммуникативные способности каждого участника.

3) Индивидуализации обучения, которое предполагает:

- проявление индивидуальной творческой активности школьников;

- приемы, формы, методы обучения подбираются учителем на основе учета возрастных, индивидуальных особенностей учащихся;

- творческая деятельность учителя направлена на развитие креативных способностей каждого школьника;

- школьники имеют возможность ликвидировать пробелы в знаниях через проектную деятельность;

- широкое применение технических средств обучения (особенно компьютерной техники, мультимедийных установок и др.).

4) Личностный подход (он занимает приоритетную позицию), который предполагает отношение к школьнику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как субъекты воспитательного воздействия.

Нами установлено, что совместная проектная деятельность изменяет роль родителей, как участников образовательного процесса. Их участие в проектах направлено на:



  • формирование единства действий;

  • создания целостности школьного коллектива;

  • формирование благоприятного климата в классных и школьных коллективах;

  • проявление массовой инициативы;

  • согласование планов действий и поведения;

  • организацию взаимодействия и взаимопомощи;

  • корректировку правил отношений;

  • сближение и примирение противоречий;

  • развитие познавательной активности детей, их организаторских и творческих задатков;

  • постоянное взаимодействие родителей со своими детьми;

  • укрепление взаимопонимания родителей и детей;

  • создание детских объединений, союзов и групп.

Наряду с традиционными (обращения к родителям за помощью, приглашения на уроки, классные часы как представителей своей профессии, организации экскурсий на их место работы, конкурсы, дни открытых дверей и т.п.) мы предлагаем следующие направления по созданию системы критериев сотрудничества на основе родительского запроса:



  • привлечение родителей в гимназию, выстраивание доверительных отношений с ними через нетрадиционные формы работы на родительских собраниях, проведение общих мероприятий для родителей и детей, организацию родительских клубов, дополнительных образовательных услуг;

  • формирование родительского запроса через информационную деятельность (собрания, семинары, публикации, посещение семей), исследование социокультурной ситуации, изучение рынка труда и ознакомление с ним родителей;

  • процедура предъявления запроса через составление двустороннего договора, родительские конференции, попечительский совет, в компетенцию которого входят вопросы содержания образования, нормативно-правовой базы, участие в выборе профиля обучения ребенка, формировании образовательной программы по профилю;

  • повышение квалификации педагогов в аспекте работы с родителями через систему дополнительного образования, консультации специалистов, проектную деятельность проблемных групп;

  • повышение квалификации родителей через психологическое консультирование, публикации, совместную проектную деятельность, деловые игры, семинары по конкретизации требований к образованию, планированию деятельности попечительских советов, отбору вариативного компонента содержания образования.

Выявлена система взаимоотношений в ходе сотрудничества участников образовательного процесса, которая характеризуется:

- взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации проектной деятельности;

- наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами и родителями;

- ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

- отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

- использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности у учащихся;

- единством делового и личностного общения;

- включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе, через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т.д.;

- увлеченностью совместной творческой деятельностью;

- дружеским расположением.

Таким образом, сотрудничество участников образовательного процесса в процессе проектирования предполагает объединение их интересов и усилий в решении поставленной проблемы, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной проектной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.

Наша экспериментальная работа показала, что в основе сотрудничества лежит гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Стратегия сотрудничества основана на идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что весь педагогический процесс начинает рассматриваться как «педагогика сотрудничества». Сотворчество детей и взрослых, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательной процессе.


ВЫВОДЫ

      1. Результатом нашей опытно-экспериментальной работы явилось подтверждение вывода о том, что педагогическое творчество есть процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных возможностей учителя. Формирование творческого индивидуального стиля учителя – это динамичный процесс преобразования и саморазвития личности.

      2. Исследование показывает, что успешность инновационного поведения учителя во многом зависит от освоения определенного уровня культуры, способности активного поведения во взаимодействии с социально-педагогической средой. Готовность к реализации инновационной деятельности может быть сформирована только в контексте целостности основных структурных компонентов инновационной деятельности: мотивационного, креативного, технологического, рефлексивного.

      3. Достижения, открытия педагогов-новаторов (в частности, педагогика сотрудничества) не воплощены в конкретной модели. Они «рассыпаны» по сотням книг, статей. Поэтому педагогика сотрудничества считается «проникающей технологией», входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Применение методики проектирования позволило доказать нам непрерывность и преемственность достижений педагогического творчества 1965-1985-х гг.

      4. Сотрудничество есть совместная развивающаяся деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

      5. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность участников образовательного процесса, согласовывать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности: планирование и исполнение, контроль и оценка предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие участников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.

      6. Общение в совместной деятельности, как цель образовательного процесса, способствует усилению воспитательных функций семьи, формированию её коммуникативной культуры.

      7. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего процесса обучения на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные особенности.

      8. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

      9. Проектная деятельность как средство социализации и метод формирования гражданской позиции и воспитания социальной активности должна применяться в образовательном процессе не только как исследовательская, но и общественно-значимая деятельность, тем самым, отвечая общим тенденциям развития мировой системы образовании.

      10. Создание атмосферы сотворчества учителя и ученика, являясь важнейшим показателем обновления современной общеобразовательной школы, может быть по праву признано ведущим принципом и условием активизации резервных возможностей личности ребенка.

      11. Проблема непрерывного образования самого учителя, развития его профессионального мастерства, повышения его творческого потенциала как учителя-предметника, исследователя в ходе совместной проектной деятельности представляется как никогда актуальной.

Приложение № 1


ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность родителей

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей конечного результата;

г) выбор рабочих групп



Уточняют информацию. Обсуждают задание, Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает

Оказывают содействие в определение темы, в выявлении проблем.

Принимают участие в создании рабочих групп.



Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов её сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;



Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе

Оказывают помощь в подборе источников информации. Распределяют роли в команде, создают благоприятные условия работы.

Этап принятия решений

а) осуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;



Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

Помогают согласовывать планы действий и поведения, оказывают помощь в подборе информации, ведут наблюдения.

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.


Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

Участвуют в выполнении проекта, производят подборку информации, обеспечивают материалами выполнение проекта.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а) подготовка и оформление доклада;

б) обоснование процесса проектирования;

в) объяснение полученных результатов;

г) коллективная защита проекта



Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы о роли рядового участника, родителя

Принимают участие в экспертном совете, в процессе защиты проекта.

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

б) анализ достижения поставленной цели;

в) оценка результатов, выявление новых проблем


Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Таблица № 2

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ

К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Этапы

Направления

1. Объяснение сути проектного метода

1. Знакомство учащихся, родителей с видами проектов

2. Представление вариантов выполнения проектов

1. Знакомство учащихся, родителей с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению.

2. Выделение элементов творчества (новизна, вариативность).

3. Сопоставление различных вариантов.

4. Сложность проекта.



3. Аннотирование перечня возможных тем проектов.

1. Перечень тем - комментирование.

2. Определение ожидаемых результатов.

3. Выделение проектных решений.


4. Ознакомление с процедурой выполнения проектов.

1. Определение этапов.

2. Распределение работы дома и в классе.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций.

4. Выполнение проектов малыми группами.

5. Материальное воплощение проекта.

6. Информационное обеспечение проектирования:

обеспечение литературой;

проведение тренингов;

компьютерная поддержка и др.


5. Ознакомление с процедурой оценивания проектов

1. Публичная защита.

2. Оценивание проекта и его защита.

3. Критерии оценивания.

Приложение № 3



Таблица классификации современных проектов




Общедидактический принцип

Типы проектов




Краткая характеристика


Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы




Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация




Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Монопроект


Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается наиболее сложные разделы программы,

связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести






Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытойй координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1-2 мес).



Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему




Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

Приложение № 4



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА


№/п

Критерий оценки

Показатель

1.

Планирование и развитие проекта

Высший балл ставится, если ученики определяют и четко описывают цели своего проекта, дают последовательное описание того, как они собираются достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному ими плану.

2.

Сбор информации

Высший балл ставится, если проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники.

3.

Выбор средств и подходов.

Высший балл ставится, если проект полностью соответствует целям и задачам, определенным авторами, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.

4.

Анализ творчества.

Высший балл по этому критерию ставится, если проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимися, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме.

5.

Структура и организация отчета.

Высший балл ставится, если структура проекта и отчета отражает логику и последовательность работы, если использованы адекватные способны представления материала (диаграммы, графики, сноски, макеты, модели, презентации и др).

6.

Анализ процесса работы над проектом и конечного продукта.

Высший балл ставится, если учащиеся последовательно и полно анализирует проект с точки зрения поставленных целей, демонстрируют понимание общих перспектив, относящихся к выбранному пути.

7.

Включение областей взаимодействия.

Высший балл ставится, если учащимся удается указать и последовательно развить глубокие связи с несколькими областями взаимодействия, т.е., по существу, доказать, что проект охватывает различные предметные области, области человеческой деятельности.

8.

Коллективная увлеченность и отношение каждого участника.

Считается в большей степени успешной такая работа, в которой наличествует энтузиазм, личное отношение каждого участника, взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта, коллективное мнение в ходе выполнения проекта.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе. 2001.- № 4. – С.5-8

  2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку//Иностранные языки в школе. 1991- № 3. – С.9-15

  3. Лернер П.С. Проектирование по «Технологии»//Школа и производство. 1997. - № 3. – С. 15-19

  4. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук/Московский университет им. В.И.Ленина. 1994. – 16с

  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. 2000 - № 2. – С. 3-10

  6. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1998. - № 3. – С. 11-16

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница