Раздел 2. Организация семейного досуга
.1 Семейная досуговая деятельность
досуг семейный туризм творчество
Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.
Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям.
Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.
В современной ситуации место работы и дом в большинстве случаев разделены. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи - «старшее поколение - родители - дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. Учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить о формировании потребительского поведения у целых поколений. Уже по этой причине современному человеку нужно больше свободного (досугового) времени, чем, скажем, крестьянину XVIII века, у которого дом и работа еще совпадали, и он мог воспитывать своих детей в совместной работе. При этом особенно важно, чтобы свободное время было грамотно организованно, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи.
По нашему мнению, основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения.
По мнению Т. Г. Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.
В связи с этим М. И. Болотова говорит о том, что семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.
Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по количеству детей; составу; структуре; типу лидерства в семье; семейным укладам; однородности социального состава; семейному стажу; качеству отношений и атмосферы в семье; особым условиям семейной жизни.
Свои интересы и потребности семья может удовлетворить дома или в учреждениях культурно - досугового типа. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.
Семейный домашний досуг - это:
·любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);
·совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);
·домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра - живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.);
·семейное чтение;
·игры (с детьми, настольные и т. д.);
·праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).
Семейный внедомашний досуг:
·рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм);
·оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс - клуба и т. д.);
·совместное посещение театров, музеев, кино - театров, концертов и других культурно - зрелищных мероприятий;
·хождение в гости;
·организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;
·участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;
·организация семейных праздников и ритуально - обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т. п.) с привлечением предприятий культурно - досуговой сферы.
Главные характеристики досуга:
·продолжительность
·место проведения
·форма проведения
·нравственно-эстетический уровень
Красильникова Ю.Д в своей книге говорила так: «Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.
Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно - семейных отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение».
2.2 Семейный туризм, как форма досуговой деятельности
Одной из форм внедомашнего досуга является туризм. Туризм представляет собой особую форму деятельности тесно связанную с использованием свободного времени.
По мнению Г. Е. Зборовского, у двух рассматриваемых социальных феноменов в качестве основы этой связи выступает свободный выбор деятельности, лишенный жесткого давления каких-либо обстоятельств, элементов непреложности и обязательности. «Другая, не менее значимая характеристика туристской деятельности заключается в том, что основным фактором ее мотивации является культура, понимаемая и как производство потребление, самая разнообразная деятельность, образ жизни общества и человека в нем, и как духовные, интеллектуальные, художественные, религиозные, моральные, связанные с искусством аспекты социального и личностного бытия. Следовательно, туризм является, с одной стороны, звеном, соединяющим свободное время и культуру, с другой стороны, он выполняет эту интеграционную функцию, замыкая их непосредственно на себя».
Туризм явление многообразное. Разработано множество классификаций видов туризма. В рамках данной статьи мы рассмотрим организацию семейного туризма.
Под семейным туризмом мы понимаем - временные путешествия семьи (с детьми или без), или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Главной чертой семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи.
Именно оно позволяет определить является данное путешествие семейным или нет. Если родители на курорте предпочитают сдать детей аниматорам или няням, а сами хотят отправиться на экскурсию или пляж, то к семейному туризму, по нашему мнению, это не имеет никакого отношения. Можно охарактеризовать это как семейный отдых.
Семейный туризм решает следующие задачи:
·способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;
·реализует потребность в отдыхе и физической активности. Особенно это касается спортивных видов семейного туризма;
·ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровьесберегающих технологий;
·способствует активной социализации детей, многие виды семейного туризма являются командными, совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей.
Подчеркивая социальную значимость различных видов туризма, Г. В. Талалаева выделяет ряд важнейших функций: укрепление стабильности общества, консолидации семейных отношений, формирование картины мира и мировоззрения подрастающего поколения, обеспечение преемственности поколений по образу жизни и сценариям группового поведения. По мнению автора, социальные виды туризма (к которым относится семейный туризм) характеризуются не только высоким накалом межличностного общения, но способствуют развитию коммуникации между поколениями на бытовом уровне. Кроме того, являются скоростным каналом передачи информации потомству о надлежащих и наиболее эффективных способах социальной адаптации и стратегиях толерантного поведения, позволяют одновременно и синхронно формировать полезный жизненный опыт у двух - трех и более поколений людей.
Классифицировать семейный туризм сложно, он многогранен, разнообразен, так же как разнообразны семьи. По уровню организации среди различных видов семейного туризма можно выделить две большие группы:
. Семейные туры, разработанные туроператорами - этот вид предполагает минимальную творческую активность семьи при выборе маршрута. В туристическом бизнесе ориентация на семью является приоритетной, априори считается, что семейные туристы приносят хороший доход, это способствует выстраиванию особой детской индустрии развлечений и потребления. К сожалению, на практике оказывается, что далеко не всегда речь идет именно о взаимодействии членов семьи. Тем не менее, туроператоры стараются максимально подбирать тур, ориентируясь на основные особенности семейной аудитории, особенно уделяя внимание вопросам комфортного проживания, питания, организации детских развлечений, удобства транспортного сообщения, предоставления дополнительных услуг (например, детский стульчик, коляска, детская кроватка, радионяня и т. п.), разработке экскурсионных маршрутов, интересных и доступных детям.
. Самостоятельные путешествия. В этом случае семья самостоятельно планирует маршрут, определят способ передвижения (поезд, самолет, автобус, автомобиль, пеший поход, велотуризм, водный туризм). Кроме того, самостоятельная организация предполагает и большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения, так как приходиться совместно отвечать на массу вопросов.