Организация работы учителя
с родителями во внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
(МАСТЕР- КЛАСС)
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л. А. Кассиль
Школа! Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям. Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития новых форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей.
Планируя работу с родителями, мы ставим перед собой следующие цели:
-повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей в деле воспитания детей;
-усиление взаимодействия школы и семьи;
-привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.
Для более эффективной работы мы подбираем такие формы и методы с учетом потребностей и заинтересованности родителей, которые обеспечивают формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом, и безусловно, с учетом психологических особенностей младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.
Мы используются разные формы работы. Это традиционные формы:
-
беседы;
-
тестирования и анкетирования, наблюдения;
-
родительские собрания, конференции (на уровне класса);
-
консультации, посещения на дому.
Нетрадиционные формы работы:
-
дискуссии, практикумы;
-
круглые столы, встречи вопросов и ответов.
Решение задач воспитания, социализации и всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС. Современные родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок в результате обучения в начальной школе получил помимо высокого уровня знаний, еще и достойное воспитание, желание и умение учиться и успешно перешел в основную школу, сохранив здоровье.
Работа мы строится по 4 направлениям:
Наиболее интересными являются совместные заседания клуба «Родник» и кружка «Основы творческого мастерства» по теме:
-
«Семейные ценности и традиции».
-
Собрание-практикум «Во что играют наши дети»?
-
Круглый стол «Азбука понимания».
Интересными и содержательными получились праздники, проводимые совместно с родителями:
-
«Родители первоклассников - первоклассные родители».
-
«Праздник счастья».
-
«В дружбе – сила».
-
Экологический КВН «Красавица природа».
Организовывая познавательную деятельность детей, приглашаем родителей к участию в проектах:
-
Минута славы.
-
Сталинградская сирень – сирень Победы».
-
Радости маминого детства.
Практика работы с родителями показала, что использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе. Такая работа формирует педагогическую культуру родителей, создает условия для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического психологического нравственного здоровья детей, непрерывным условием является сочетание теоретической подготовки с практической деятельностью и детей и родителей.
Мы всегда говорим своим родителям, что «Дети – цветы жизни!». И нам взрослым надо постараться, чтобы эти «цветы» смысл всей нашей жизни – были красивыми, привлекательными, с правильными очертаниями, притягивали к себе, дарили радость и росли хорошими людьми.
Поделитесь с Вашими друзьями: |