Организация работы с молодежью в. Од. 14 «Политическая психология» Цели и задачи дисциплины



Скачать 298.26 Kb.
Дата17.04.2016
Размер298.26 Kb.


39.03.03 Организация работы с молодежью

Б1.В.ОД.14 «Политическая психология»

Цели и задачи дисциплины:
Цели.

Основной целью освоения дисциплины Б1.В.ОД.14 «Политическая психология» является формирование у студентов высшей школы, обучающихся по направлению 39.03.03 «Организация работы с молодежью» системного знания о сущности, закономерностях и особенностях психологических феноменов в политике, а также овладение ими навыками, умениями и компетентностью привлечения психологического потенциала инновационных моделей и технологий в процессе политической деятельности и отношений.

В результате усвоения курса у студентов должны сформироваться знания об основных категориях и понятиях политической психологии как эмпирической дисциплины, а также современных методах и методиках исследования политических явлений и процессов.
Задачи.

Цель предопределила постановку и решение со студентами основных задач учебной дисциплины Б1.В.ОД.14 «Политическая психология»:



  • сформировать представление и системное знание о феномене политической психологии;

  • раскрыть структуру современной политической психологии, ее основных разделов, категориального аппарата;

  • дать представление об истории развития политической психологии и состоянии современной политической психологии

  • развить навыки самостоятельного анализа политических явлений;

  • сформировать умения и способности к организации и проведению научных исследований, направленных на решение политических и социально-психологических проблем

  • ознакомить с основами политического консультирования


Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:




ОПК-4

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • основные специальные понятия политической психологии, специфику и особенности объекта и предмета исследования политической психологии;

  • основные научные школы и концепции отечественной и зарубежной политической психологии;

  • методы исследований психологических феноменов политики;

  • основные категории, понятия и парадигмы политической психологии;

  • сущность психологии личности, малых и больших социальных групп, массовых настроений, стихийного поведения в политике, политического лидера;

  • модели, алгоритмы и технологии эффективного привлечения потенциала политической психологии в познании и эффективном влиянии на психологические явления политической сферы.


Уметь:

  • проводить анализ политики как системы ценностей и норм, как вид человеческой деятельности;

  • использовать психологический инструментарий для диагностики различных видов политической деятельности;

  • оценивать информацию политико-психологического характера, выявлять и анализировать субъективные аспекты политики;

  • анализировать закономерности поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан, их рациональные убеждения и бессознательные мотивы;

  • осуществлять психологическую диагностику, коррекцию, контроль и консультирование субъектов политики в процессе политической деятельности и политических отношений;

  • оказывать психологическую помощь субъектам политики в решении политических проблем и задач.

 

Владеть:

  • методами, средствами, исследовательскими навыками, технологическим инструментарием, применяемым в политической практике и политико-психологических исследованиях;

  • навыками подготовки справочного и эмпирического материала для аналитических разработок и отчетов;

  • приемами управления массовыми политическими настроениями и поведением;

  • навыками организации психологической работы в различных условиях и политических ситуациях.


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

8










Аудиторные занятия (всего), в т.ч.

33

33










Лекции

20

20










Практические занятия (ПЗ)

10

10










КСР

3

3










Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего), в т.ч.

13

13










Курсовой проект (работа)
















Реферат (при наличии)
















Другие виды самостоятельной работы
















Исследование политического текста с помощью контент-анализа (эссе)

6

6










Деловая игра (использование метода фокус-группы)
















Психологическое портретирование в исследовании политических лидеров (доклад с презентацией)

7

6










Подготовка к экзамену (КСР)
















Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

36










Контроль самостоятельной работы студентов
















Контактная работа

47

47










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



72

72










2

2











Содержание разделов и тем дисциплины


п/п

Наименование раздела/темы

Содержание темы

Дид. ед.

РАЗДЕЛ 1. Теоретические и методологические основания политической психологии

1.1

Политическая психология как наука и учебная дисциплина

Становление и развитие политической психологии. Ее истоки и автономный статус. Психологические и политические корни политической психологии. Междисциплинарный статус политической психологии (взаимосвязь политической психологии с политическими науками, с общей и социальной психологией, место в системе гуманитарного знания). Политика как особый вид деятельности людей: ее психологическая структура, психологические механизмы и основные элементы этих механизмов. Основные принципы и проблематика политической психологии. Объект и предмет политической психологии: основные подходы к их трактовке, дискуссии о предмете политической психологии. Структура, задачи и функции политической психологии, ее место в системе наук.

Основные сферы прикладного использования политико-психологического знания. Методы политической психологии: диагностические, коррекционно-развивающие, консультационные. Общенаучные методы: теоретические и эмпирические. Методы смежных наук: анализ статистических данных, метод опросов. Основные методы политико-психологических исследований: эксперимент, анализ статистических данных, опросы, тесты, фокусированные интервью, экспертные оценки, контент-анализ, проективные методики, метод ассоциаций, метод незаконченных предложений, психобиографические подходы, создание психологических профилей, методы построения семантического пространства групп и дистанционного анализа, социометрические методы и др. Междисциплинарный характер исследований. Место и роль политической психологии в системе социальных наук. Основные направления исследований в современной политической психологии, логика и структура учебного курса «политическая психология». Теоретико-методологическая основа политической психологии (бихевиористский, психоаналитический, гуманистический и деятельностный подходы). Прикладная ценность политической психологии.



1

1.2

Основные понятия и категории и объяснительные принципы психологии. Логический и методологический аппарат политической психологии.

Основные понятия и категории и специфика их приложения в политической психологии. Основные понятия и категории как логический и методологический аппарат политической психологии, ее собственный частно-научный «язык». Базовые категории психологических наук: личность, образ, мотив, активность, взаимодействие. Их приложение к политике; преломление и интерпретация в основных направлениях политико-психологических исследований. Политические категории: политика, политическая власть, политическая организация, политическая система, политический режим, политические интересы, политические ценности.

Категории политической психологии

Политическое сознание: определение, содержание, связи с другими понятиями и категориями. Направления и методы исследования. Механизмы функционирования, динамика развития и функционирования формы политического сознания. Мотивационные и познавательные компоненты.

Политическое самосознание, его субъекты. Когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты политического самосознания как целостного образа самого себя. Политическое самосознание и политическое самоопределение. Коллективное бессознательное в политике. История понятия: трактовки К. Юнга, Э. Дюркгейма. Структура коллективного бессознательного и массовое поведение. Влияние коллективного бессознательного на индивидуальное сознание.

Политическая культура. Содержание и история понятия. Основные определения политической культуры. Структура и базовая схема элементов: субъект – установка – действие – объект. Субъекты и основные характеристики политической культуры.

Политическая психика. Политическое восприятие. Политическое мышление. Политические эмоции. Инерция психики в политике. Многоуровневый характер проявлений инерции психики.

Политические установки и стереотипы. Понятие установки: определение. Истоки и содержание понятие «стереотип». История понятия. Двойственная роль стереотипов в политике. Основные факторы формирования стереотипов. Механизмы действия стереотипов и их использование в манипулятивных целях. Стереотипы, тоталитаризм и демократия.

Политические коммуникации. Основные определения и характеристики политической коммуникации.

Основные объяснительные принципы системы психологических наук: причинности, системности, развития, деятельности. Современное понимание их содержание; связь с парадигмами внепсихологического объяснения социально-политических явлений.



Основные опорные категории, объяснительные принципы и методологические подходы, заимствуемые политической психологией из смежных наук: политологии, социологии, теории международных отношений и специализированных дисциплин.

1

1.3

Основные этапы становления политической психологии.

Становление политической психологии. Этапы и признаки конструирования политической психологии как самостоятельной науки на Западе. Основные вехи и направления развития западной политической психологии. Предыстория политико-психологических идей, их место в трудах древнегреческих, римских и восточных авторов. Развитие политико-психологического знания в рамках философской и социально-политической мысли (Платон, Аристотель и др.). Развитие политической психологии Нового времени. «Государь» Н. Макиавелли и его роль в развитии политической психологии Нового времени. Политико-психологические идеи эпохи Возрождения. Политическая психология эпохи Просвещения. Политическая психология масс и политических режимов: ее разработки в XIX веке. Классический психоанализ З. Фрейда и политическая психология начала XX века. Роль социологии в становлении политической психологии (М. Вебер, В. Парето). Опыты конструирования политической пхихоистории. Становление Чикагской школы – предтечи современной политической психологии. Труды Г. Лассуэлла как первые серьезные попытки прагматического соединения психологического и политического знания и формирования самостоятельного политико-психологического направления науки. «Поведенческое направление» американской политической науки (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл). Франко-итальянская школа «психологии масс» (Г.Лебон, Ш. Сигеле, В. Парето, Г. Тард) и немецкая школа «психологии народов» (М. Лазарус, В. Вундт, Г. Штейнталь).

Развитие политико-психологических идей в России в XIX- XX веках. Теория культурно-исторических типов (Н. Данилевский), субъективная социология (М. Михайловского), коллективная рефлексология (В. Бехтерева). Всплеск внимания к политико-психологическим проблемам в 20-е гг. Изучение восприятия газетных материалов (П. Блонский), слухов (Я. Шариф), культурных различий в восприятии и мышлении (А. Лурия). Политические причины свертывания политико-психологических исследований в последующие годы. Новый подъем интереса к политико-психологическим подходам во второй половине XX века. Новый подъем интереса к политико-психологическим подходам во второй половине 80-х гг. Фундаментальные и систематические разработки в 80-е – 90-е годы. Современное состояние политико-психологических исследований и их основные направления в России и зарубежом.

1

1.4

Основные школы и концепции современной политической психологии.

Исторический и историографический анализ роли выдающихся личностей в историко-политическом процессе. Роль американских и отечественных исследователей последних лет в развитии фундаментальных и прикладных основ политической психологии. Основы теоретико-методологической психологии политики: деятельностный подход; психологическая концепция общения и социальной перцепции, положение А.К.Уледова о мифологизированности и политизированности современного общественного сознания; психологическая детерминированность лидерства (Н.К. Михайловский) и др.

Классический психоанализ. Исследования закономерностей формирования и функционирования лидерства (Г.Тард, Г.Лебон); закономерностей и механизмов завоевания политического господства элитарными группами (Р.Михельс, Дж.Брайс, М.Вебер, З.Фрейд, М.Острогорский); изучение политических феноменов с точки зрения личностного фактора, анализ глубинных мотиваций поведения субъектов политики (З.Фрейд, Э.Фромм, К. Юнг). Специальные исследования Г.Лассуэла в области политической психологии.

Дальнейшее развитие психоанализа. Основные теории правого и левого психоанализа. «Теория группового развития» У. Бенниса, Г.Шепарда. «Комплементарная функция лидера» У. Шутца.

«Теория политической поддержки». Общие теории системного анализа политики. Роль социализации и установок. Влияние психоанализа и бихевиоризма на теорию политической поддержки.

Интеракционализм. Ролевая теория политики. Понятие роли. Сторонники и противники теории, суть их позиции. Модификация ролевой теории. Понятие политического консенсуса в рамках теории Дж. Мид. «Общество как символическая интеракция» (Г. Блумер). «Две функции референтных групп» (Г.Келли).

Политический бихевиоризм. Трансформация идеи непосредственного влияния среды на поведение конкретного человека. Необихевиоризм. «Межличностные отношения. Теория взаимозависимости» Г.Келли, Дж. Тибо. «Социальное поведение как обмен» Дж. Хоманс.

Антипозитивистские концепции. Исследование процессов политического мышления в рамках когнитивистского направления. «Введение в теорию диссонанса» Л. Фестингера. «Процесс каузальной атрибуции» Г.Келли.

Изучение влияния эмоционально-мотивационной сферы личности на политику в рамках гуманистической психологии. Теория личности и пирамида потребностей А. Маслоу. «Самоактуализация личности в политик: «гуманистическая психология» (С.Реншон, Р. Инглхарт).

Акмеология как теория высших достижений человека и цивилизации и источник обогащения политической психологии. Онтологический, гносеологический, социолого-политический и др. аспекты акмеологии.


1

РАЗДЕЛ 2. Психология межличностных отношений в политике

2.1

Психологический анализ личности как субъекта политики

Человек и политика. Социально-политический статус личности и психология политики. Личность и политика: проблемы взаимодействия. Структура личности в политико-психологическом анализе. Биологические факторы в политической психологии личности. Социально-политические установки и ценности личности.

Понятия потребностей и мотивов, их влияние на социально-политические отношения. Потребности физического существования в политической психологии. Личные и общественные потребности как детерминанта политики. Теория иерархии потребностей А.Маслоу в применении к политике. Восприятие людьми неравенства в реализации потребностей, их неудовлетворенность. Динамика потребностей и требования к политике и власти. Потребности социально-политического существования и поведения личности. Индивидуальность как фактор политического отчуждения и агрессивности.

Политическая социализация как фактор становления политической личности, политического роста и стабильности. Бинарная природа личности. Индивид, индивидуальность, личность. Механизмы политической социализации на общественном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. Основные возрастные стадии политической социализации и их особенности. Основные системы политической социализации: система целенаправленной социализации; стихийной социализации; самовоспитание и самообразование. Социализация и политическая ориентация. Социально-экономические факторы политической социализации. Ее половозрастные особенности. Психологические механизмы политической социализации. Социализация как механизм господства.

«Я-концепция» и ее типы, самооценка и самосознание личности, их взаимосвязи с внутренней и социальной мотивацией личности. Потребность в психологической компенсации, ее причины и типы компенсации, мера зависимости от нее. Модели взаимодействия личности и политики. Основные политические роли.

Генезис и специфика политического сознания и мышления. Политико-психологические качества личности. Политическое участие: позиции граждан. Мотивация политического участия. Политическая активность. Политическая пассивность. Политическое отчуждение.


1

2.2

Психология политической власти

Политическая психология о сущности власти. Субъективный аспект властных отношений. Социально-психологический анализ политической власти. Власть как психологический феномен. Власть как феномен межличностного и массового поведения. Психологические особенности политического воздействия на личность, общество, общность. Объективное и субъективное восприятие власти. Субъект власти. Власть как самоценность.

Типы политической власти. Неинституализированные (ситуактивные) формы проявления политической власти. Специфика личностного восприятия институтов политической власти. Ценности, традиции и стереотипы политической власти. Типология людей по отношению к власти (Е.Вятр, Г.Лассуэлл). Мотивация власти: основные психологические концепции (компенсаторная, инструментальная, «автономная», полипотребностная). Взаимодействие власти и личности. Легитимность власти, ее типы, психологические основы и факторы обретения (М. Вебер, Д. Истон). Показатели и кризис легитимности. Психологические особенности легитимности. Политико-психологические факторы делегитимизации политической власти. Власть и согласие. Стабильность власти.

Особенности восприятия власти в различных политических режимах. Представления об идеальной власти. Ценности, традиции и стереотипы власти. Власть и подчинение. Психологические формы политического подчинения. Проблема легитимности власти в современной России. Психологический портрет российской власти середины 90-х годов. Образ российской власти в России в начале XXI в. Власть в общественном мнении.


1

2.3

Психология малых групп в политике


Группа как субъект политики. Группы номинальные и реальные. Группы «большие» и «малые». Особенности малых групп в политике.

Типы и типология малых групп в зависимости от: направленности основных действий группы; степени групповой сплоченности (гомогенности) группы; степени проницаемости группы; своих собственных целей; особенностей группового сознания; структуры; формы связи членов группы; значимости членства в группе для ее участников; продолжительности существования группы; устоявшегося в группе способа принятия решений; общей эффективности групповой деятельности.

Этапы формирования малых групп в политике, их основные характеристики на разных уровнях и стадиях развития: номинальная группа; ассоциативная группа; кооперативная группа; корпоративная группа; коллектив.

Внутренние механизмы становления политической группы: 1) знакомство, 2) появление первичных микрогрупп, 3) консолидация группы. Лидер и группа. Основные критерии формирования малых групп в политике: принципы компетентности, единства взглядов, личной преданности лидеру. Группы – «команды» лидера. Основные варианты «команд» в истории. Закон «трех команд» лидера: статика и динамика. «Парадокс лидера» и его варианты. «Принятие решения» и «решение проблемы» как целевые функции политики и управления. Особенности подготовки и принятия решений в малых группах (групповое сознание). Негласная договоренность, решение по умолчания. Проблема доверия к решению.



1

2.4

Психология политического лидерства

Феномен лидерства как особая проблема политической психологии. Понятие политического лидера в политической психологии. Психологические факторы лидерства: доминирование и подчинение. Авторитет как условие лидерства. Феномен лидерства как «человеческое измерение» важнейшие проблемы всей политической науки и практики – проблемы власти.

Основные теории лидерства. Ранние теории политического лидерства. Теории «героев» и «теории черт». Теории среды. Личностно-ситуативные теории. Теории взаимодействия-ожидания. «Гуманистические» теории. Теории обмена. Мотивационные теории.

Общие типологии и типы лидерства. Формирование структуры личности политического лидера. Структура личности лидера. «Я-концепция», самооценка, когнитивный стиль, иерархия потребностей и мотивов лидера. Влияние национально-политической ситуации на типы и стили лидера. Психологические механизмы лидерства. Личностные характеристики. Лидерство как тип деятельности. Лидер как политическая роль. Лидерство и руководство. Взаимосвязь лидера и последователей. Психологический портрет и его прогностические возможности для политического анализа.

Политико-психологические типологии лидерства. Психопатологическая типология Г.Лассуэла. Типология политических типов Д. Рисмана. Теория «макиавеллистской личности». Типология президентов Дж.Д. Барбера. Типология Д.М. Бернса. Отечественные типологии политического лидерства.

Современные подходы к проблеме лидерства. Стили лидерства и психологический климат в группе (авторитарный, демократический и попустительский).

Имидж политического лидера. Проблемы деформации личности в политике. Психологический портрет парламентского лидера.



1

РАЗДЕЛ 3. Психология политических отношений и процессов в больших социальных группах

3.1

Психология больших социальных групп в политике

Роль и место больших групп в политике. Основные подходы к определению больших групп. Социально-профессиональные группы, страты, классы и слои населения как разновидности больших групп в политике. Марксистский и веберианский подходы: их антагонизм и способ его преодоления.

Влияние принадлежности к большой социальной группе на психику человека. Обыденная групповая психология: истоки, содержательные компоненты, основные проявления. Роль социально-экономических условий жизни. Групповое сознание как высший уровень развития групповой психологии. Групповая идеология: механизмы формирования и распространения групповой идеологии; основные параметры содержания групповой идеологии и его особенности. Ценности, нормы и образцы поведения как основные компоненты групповой идеологии.

Диалектика развития: «группа в себе» и «группа для себя». Политико-психологические уровни общности больших социальных групп и их характерные признаки: наличие внешнего сходства (внешне-типологический уровень), развитие группового самосознания (внутренне-идентификационный уровень), появление общих интересов и ценностей, осознание их единства и проявление единства действий (солидарно-действенный уровень). Условия и факторы, влияющие на динамику политико-психологического развития больших социальных групп. Некоторые черты политической психологии основных больших социальных групп. Психологические особенности маргинальных групп. Психологические истоки политического радикализма. Психология люмленства.


1

3.2

Психология масс, массовых настроений и стихийных форм поведения

Ведущая роль психологии масс в динамичных политических процессах. Формирование основных понятий и специфики исследовательского подхода психологии масс (Г.Тард, С. Сигеле, Г. Лебон, Ортега-и-Гассет, Канетти, С. Московичи). Понятие «массы».

Массовое сознание. История изучения массового сознания. Два основных подхода: массовое сознание как ипостась обыденного сознания и массовое сознание как самостоятельный феномен. Понятие «массы» как субъекта массового сознания. Основные виды масс: теоретические и практические подразделения. Толпа, «собранная публика» и «несобранная публика» как конкретные разновидности «массы». Основные качества массы как носителя массового сознания. Основное содержание массового сознания с точки зрения его носителя. Массовое политическое сознание: генезис, структура, субъект, функции, типология Ситуативность, гетерогенность и вариативность содержания массового сознания и др. свойства. Стихийное массовое политическое поведение и массовое политическое сознание. Эффективность воздействия на массу и механизмы такого воздействия. Основные свойства и качества массового политического сознания. Проблемы формирования и функционирования массового политического сознания. Основные макроформы массового политического сознания: общественное мнение.

Массовые настроения как политико-психологический феномен в жизни общества: определение, генезис, субъекты, функции. Концептуальные вопросы взаимосвязи массовых настроений и политического сознания, политической культуры, политического поведения и политической системы.

Определение и природа массовых настроений. Механизм возникновения массовых политических настроений – расхождение притязаний масс и возможностей их реализации в реальной жизни. Позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные), активные и пассивные массовые политические настроения. Основные политико-психологические характеристики массовых настроений. Виды, разновидности массовых политических настроений, основные подходы к их классификации. Основные функции массовых настроений: субъективное обеспечение динамики политических процессов через формирование субъекта потенциальных политических действий; инициирование и регуляция политического поведения; выработка стратегической оценки, долгосрочного отношения к политической реальности – психологической основы идеологической убежденности. Проблема прогнозирования динамики массовых политических настроений.

Стихийные массовые явления в политике. Основные признаки стихийного поведения. Общие механизмы стихийного поведения: циркулярная реакция, эмоциональное кружение, появление общего объекта внимания и импульсивные действия по отношению к нему.

Основные виды субъектов стихийного поведения. Толпа и закономерности ее поведения. Человек в толпе, трансформация его сознания и поведения. Виды толпы и их политико-психологическая трансформация. Проблема контроля за поведением толпы и управление им. «Собранная публика» и особенности ее поведения. Психология политических собраний и заседаний. Психология политических партий и общественно- политических движений. «Несобранная публика» и особенности ее поведения. Электоральное поведение граждан.

Основные формы стихийного поведении: паника и агрессия. Паника и панические настроения в политике. Основные причины и факторы, усиливающие паническое поведение. Панический ажиотаж. Психологические механизмы возникновения, развития и прекращения паники.

Агрессия и агрессивные настроения в политике. Основные причины и факторы, усиливающие агрессивное поведение. Агрессивные ажиотаж. Психологические механизмы возникновения, развития и снижения уровня агрессии. Митинг, демонстрация.

Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы. Феномен слухов и история его изучения. Классификация слухов. Искажение в процессе циркуляции слухов. Фундаментальные и сопутствующие факторы возникновения слуха. Слухоустойчивая среда: профилактика и оперативное устранение слухов.

Психология моды. Психологические механизмы моды. Двойной механизм моды. Факторы модности. Мода как массовое подражание. Конформизм как фактор моды. Социально-психологические функции моды. Элементы распространения моды. Парадокс модника. Модник-антимодник. Модник-суггестор. Влияние моды на психология масс.



2

3.3

Психология национально-этнических групп

Этнос как большая социальная группа. Роль и место национально-этнических групп в политике. Основные виды национально-этнических групп: род, племя, народ, нации, национальности, расы и этносы.

Основные слагаемые национально-этнической психологии: национальный характер и национальное сознание, формирующие психический склад нации в целом. Национальный характер как эмоционально-чувственная «платформа» национально-этнической психологии. Роль физических условий среды, биопсихических, социальных и культурных предпосылок становления национального характера. Структура национального характера, ее основные слагаемые: национальный темперамент, национальные эмоции, национальные чувства, первичные национальные предрассудки.

Национальное сознание – более рациональный уровень национально-этнической психологии. Обыденное национальное сознание, его структура и основные элементы. Национально-этнические стереотипы и установки. Национальные обычаи и традиции - «социальная память» национально-этнических групп. Психология национальных меньшинства и большинства. Психологические механизмы распространения обыденного национального сознания. Теоретическое национальное сознание. Национальные и националистические политико-идеологические конструкции. Национальное самосознание. Генезис национального самосознания, психологическая антитеза «мы» - «они». Проблема национально-этнической идентификации. Особенности стереотипов национального самосознания. Механизмы рационализации национально-этнической психологии. Противоречивая роль национального самосознания в политике. Национальное и националистическое самосознание.

Обострение национально-этнических проблем в современном мире: политико-психологические причины и следствие. Феномен глобализации. Национальные и межнациональные конфликты и их урегулирование.



1

РАЗДЕЛ 4. Психология политического поведения, политическое участие и политические ориентации

4.1

Психология политического поведения. Политическое участие и политические ориентации

Политическое поведение и его механизмы. Формы политического поведения: разумная, инстинктивная, навык. Типы политического поведения в зависимости от степени вовлеченности личности в политику. Психология политического выбора. Роль в политике: объективное и субъективное измерение. Сознание политических интересов. Ценностный, прагматический и интуитивно-чувственный выбор. Незавершенный выбор и чувство «разорванного сознания». Влияние самооценки. Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции как детерминанты «правил политической игры». Психологические основы электорального поведения.

Понятие политического участия. Политическое участие и политическая активность личности. Условия и факторы политического участия. Виды и формы политического участия. Основные подходы к характеристике мотивации политического участия. Психологические механизмы регуляции политического участия. Уровни политического участия, его эффективность и удовлетворенность, интенсивность и масштабность. Восприятие роли и «цены участия». Кризисы политического участия: апатия, индифферентность, абсентеизм, охлократизм, популизм, протест, экстремизм и терроризм. Современные проблемы политического участия.

Психологические основы политических ориентаций. Типы личности и политические ориентации. Социализация и ориентация. Выбор как процесс. Психология воли и свободы. Цели, ценности и идеалы. Динамика политических ориентаций в России.


1

4.2

Психология политического насилия

Проблема насилия в политике: история, направления, современные формы. Социально-психологическая природа политического насилия. Сущностные характеристики политического насилия, терроризма и экстремизма в психологии. Насилие и толерантность как способы регуляции общественно-политической жизни.

Причины и факторы проявления насилия в политике. Виды политического насилия. Коллективное структурированное и неструктурированное насилие. Индивидуальное структурированное и неструктурированное насилие. Диктатура как форма политического насилия. Психологические основы политического экстремизма. Авторитарная личность и политический экстремизм. Экстремистские организации.

Психология политического терроризма. Терроризм как социально-психологический феномен. Личность политического террориста: эмоциональные, мотивационные, когнитивные особенности. Методы исследования личности политического террориста.


1

4.3

Психотехнологическое обеспечение политических коммуникаций. Психология политических манипуляций

Специфика современной информационной среды. Понятие взаимодействия и основные его признаки. Психология повседневного убеждения: тактика влияния (когнитивный диссонанс, ловушка рационализации). Основные виды психологического воздействия в политической рекламе (убеждение, заражение, подражание, суггестия). Психологические особенности политических манипуляций. Проблема НЛП. Язык как документ политических отношений, как инструмент политического господства и как средство политической социализации. Власть как «право на речь».

Манипулятивная природа власти. Психологические особенности политических манипуляций. Основные психологические механизмы и виды манипулятивного воздействия. Психологические предпосылки манипулирования общественным мнением. Мифо-метафорическое моделирование политического поведения. Миф как феномен коллективной психики. Политический миф как средство интерпретации и упорядочения политической реальности; как основа легитимности власти. Миф в политических технологиях: проектирование биографии героя. Национальные мифы как основа самосознания нации. Схемы создания мифа. Миф и СМИ.

Психологические аспекты ораторского искусства. Механизм формирования речевого образа политика. Факторы восприятия политического лидера. Вербальные и риторические стратегии в политической деятельности и СМИ. Психологические условия эффективного убеждающего воздействия политического лидера.


1

4.4

Имидж и авторитет субъекта политической деятельности

Проблема имиджа и авторитета в политической деятельности. Психологическое содержание, общие требования, условия формирования политического имиджа и авторитета. Имидж как механизм между социальными ожиданиями и личностью политического лидера. Общие требования к имиджу. Имидж и социально-психологические феномены аттракции, ореола, новизны, контраста, подобия. Структура политического имиджа и его психологические характеристики. Модели политического имиджа. Этнические и гендерные характеристики политического имиджа. Психологические методы «конструирования» привлекательного политического имиджа. Анализ особенностей имиджа современных российских политиков.

1

4.5

Психология политической рекламы и пропаганды

Понятие и виды политической рекламы. Психологические требования к политической рекламе. Психологические факторы привлечения внимания к политической рекламе. Запоминаемость политической рекламы. Образ лидера в ней. Лозунги, призывы, символы в политической рекламе. Методы психологического воздействия через политическую рекламу. Политическая реклама в СМИ и психологические требования к ним. Особенности политической рекламы в период избирательной кампании.

Психологические особенности пропаганды. Сущность, структура и функции политической пропаганды. Типология пропаганды. Особенности пропагандистских информационных технологий. Особенности применения манипулятивных технологий обработки общественного мнения в структуре пропаганды. Приемы распространения и борьбы с дезинформацией. Технологии современной пропаганды. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия.



1

4.6

Психологический фактор в технологиях политических кампаний

Понятие политической кампании. Психологический аспект организации и проведения политической кампании. Психологическая диагностика в избирательной кампании. Социально-психологическая диагностика штаба избирательной кампании, личностно-профессиональных качеств кандидата. Составление психологического портрета кандидата и его оппонентов. Психологическая диагностика избирательного округа.

Психотехнологии работы с избирателями. Социально-политическая стратификация электората и особенности его поведения. Настроения электората и методы их фиксации. Использование особенностей менталитета в избирательной кампании. Методы воздействия на избирателей. Использование слухов в политических кампаниях. Слухи как источник социально-психологической информации и фактор влияния на политическую кампанию. Тенденции в распространении слухов. Приемы предупреждения и противодействия слухам.



1



Форма промежуточной аттестации: экзамен

Разработчик: преподаватель кафедры политологии, истории и регионоведения Бойко Н.В.


Каталог: filearchive -> edu files
edu files -> Рабочей программы ”Биоэнергетика клетки“ Наименование дисциплины
edu files -> Рабочей программы дисциплины б. 30 «русский язык и культура речи» направления подготовки 06. 03. 01
edu files -> Организация работы с молодежью б. 30 «Общая педагогика и психология» Цели и задачи дисциплины (модуля)
edu files -> Б. 4 Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) Цели и задачи изучения дисциплины Целью
edu files -> В. дв функциональная асимметрия мозга Цели и задачи дисциплины (модуля)
edu files -> Организация работы с молодежью в. Дв 1 «Молодая семья объект молодежной политики» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 16 «Социология молодежи» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 20 «Менеджмент в молодежной политике» Цели и задачи дисциплины
edu files -> Организация работы с молодежью б. 14 «Психологические основы работы с молодежью» Цели и задачи дисциплины (модуля)
edu files -> Организация работы с молодежью б. 25 «Карьерные стратегии молодежи» Цели и задачи дисциплины (модуля)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница