Организация работы с молодежью б. 9 Теория измерений социальных проблем молодежи Цели и задачи дисциплины



Скачать 172.93 Kb.
Дата25.04.2016
Размер172.93 Kb.
39.03.03 Организация работы с молодежью

Б1.Б.9 Теория измерений социальных проблем молодежи
Цели и задачи дисциплины:

Цели.

Основной целью освоения научной дисциплины Б1.Б.9 «Теория измерений социальных проблем молодежи» является изучение различных теорий измерения социальных проблем молодежи современности.



Задачи.

Основными задачами учебной дисциплины Б1.Б.9 «Теория измерений социальных проблем молодежи» являются:



  1. формирование у студентов знаний основных проблем социологического измерения социальных проблем молодежи;

  • формирование навыков построения основных шкал, определения их типов подготовки;

  • овладение основными практическими приемами измерения и шкалирования.


Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:



ПК-2

Владение навыками проведения эмпирических исследований в молодежной тематике

ОПК-1

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  1. суть основных проблем социологического измерения социальных проблем молодежи;

  2. принципы построения основных используемых в эмпирической социологии шкал;

  3. принципы связи типа шкалы с выбором методов анализа данных;

  4. основные подходы к классификации социологических шкал.

Уметь:

  1. грамотно строить основные шкалы, определять их тип;

  2. применять полученные в рамках курса знания на практике для изучения социальных проблем молодежи.

  Владеть:

  1. основными практическими приемами измерения и шкалирования.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

5










Аудиторные занятия (всего), в т.ч.

72













Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Самостоятельная работа (всего)

33

33










Подготовка выступления на ПЗ

10

10










Разработка инструментария исследования

10

10










Подготовка к зачету (написание итогового теста)

13

13










Вид промежуточной аттестации ЗАЧЕТ




+










Контроль самостоятельной работы студентов

3

3










Контактная работа (всего)

42

42










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



72

72










2

2












Содержание разделов и тем дисциплины


№ раздела

Наименование раздела

Наименование темы

ДЕ

Общие понятия теории измерения социальных проблем молодежи, проблема измерения и возможное подходы к ее решению

1

Проблема измерения в социологии: общее представление

1.1 Разнородность имеющихся в литературе результатов, касающихся теории социологического измерения. Непригодность для социологии "классического" понимания измерения, основанного на предположении о существовании единицы измерения. Понятие признака. Установочные и оценочные шкалы. Общие представления о номинальных, порядковых, интервальных шкалах. Проблемы измерения признака: неадекватность традиционной интерпретации значений большинства признаков содержательному характеру многих социологических задач; проблемы размерности и существования признака. Зависимость решения этих проблем от "взаимодействия" элементов триад, от представлений исследователя о том, что происходит в сознании респондента при ответе на предлагаемые ему вопросы и о том явлении, для изучения которого осуществляется измерение; от целей исследования.

1.2 Латентные и наблюдаемые переменные. Проблема измерения латентной переменной в социологии. Общий подход к шкалированию: переход от наблюдаемых данных к латентным на базе использования модели "механизма", связывающего одно с другим. Модель восприятия. "Приборные" измерения в социологии. Относительность, субъективность представлений о типе шкалы. Нечисловые измерения. Проблема выбора способа анализа результатов измерения. Ее связь с интерпретацией результатов измерения. Выделение главных задач, решаемых на этапе измерения: поиск адекватного способа измерения; правильная интерпретация его результатов (с учетом используемой модели восприятия и целей исследования); поиск адекватного способа анализа данных



1

2


Измерение и шкалирование в социологических исследованиях

2.1 Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная, относительная. Упорядоченность шкал различных типов, их свойства, силы шкал, уровни измерений. Ранги и рейтинги. Сравнительные и несравнительные шкалы, метрическое и неметрическое шкалирование, их достоинства и недостатки. Латентные параметры и их проявление.

2.2 Конструкт и его характеристики, шкалирование конструкта и измерение его характеристик. Шкала, категории шкалы, пункты шкалы. Связь с понятиями, моделями и методами математической статистики. Особенности математической обработки информации в зависимости от типа шкал. Примеры применения различных шкал при проведении социологических и маркетинговых исследований



1

3

Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы

3.1 Метод парных сравнений как метод сбора данных. Отличие получаемых с его помощью данных от данных, собираемых более традиционными методами (например, с помощью ранжировки объектов). Его преимущества по сравнению с традиционными подходами.

3.2 Проблемы, встающие при построении на его основе оценочных шкал: необходимость обеспечения однородности совокупности респондентов; случаи нетранзитивности и симметричности при сравнении объектов в паре; наличие затруднений при ответах респондентов (невозможность сравнения отдельных объектов друг с другом, различная степень уверенности в превосходстве одного объекта над другим). Многомерность строящейся шкалы как одно из объяснений появления нетранзитивности и симметричности. Интерпретация частот, отвечающих количеству респондентов, предпочитающих один объект другому; гипотезы о связи этих частот с искомыми шкальными значениями



1

Методы и шкалы в исследованиях

4

Шкала Тернстоуна для измерения установки

4.1 Социально-психологические предположения метода: рассмотрение установки как степени эмоциональной напряженности отношения респондента к предмету установки; соответствие установке латентной переменной, проявляющейся в "поведении" респондента: его ответах на определенные вопросы. Понятие психологического континуума. Прямая линия как его геометрическая модель. Описание техники получения шкалы. Формирование суждений. Предъявляемые к ним требования. Построение оценочной шкалы как первый этап построения искомой установочной шкалы. Роль и смысл репрезентативности и однородности множества судей. Форма и цель их опроса. Принципы определения весов суждений и выделения тех из них, которые будут служить основанием для строящейся шкалы.

4.2 Анализ используемых при реализации метода предположений о восприятии респондентом разных суждений. Геометрическая модель шкалы. "Равноправие" точек, отвечающих респондентам и точек, отвечающих суждениям (подготовка студентов к восприятию одномерного и многомерного развертывания). Распределения, отвечающие отдельным респондентам и суждениям. Тип получающейся шкалы. "Цена" возможности расценивать шкалу как интервальную. Неоднозначность полученных чисел. Отличие полученной шкалы от числовой



1


5

Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки

5.1 Главный принцип построения тестов: наблюдаемые переменные, отвечающие одной латентной, должны быть связаны. Эта связь объясняется действием латентной переменной. Факторный анализ как формализация теории тестов, его принципиальная схема.

5.2 Построение социологических индексов как наиболее часто использующийся социологами способ измерения латентной переменной. Вопросы, встающие при построении индексов: существование одномерного континуума; выбор наблюдаемых признаков для агрегации их в индекс, определение вида зависимости индекса от агрегируемых признаков, определение уровня измерения индекса (уровень измерения пока понимается интуитивно)



1

6

Шкала Лайкерта

6.1 Измерение установки методом Лайкерта. Вид наблюдаемых признаков. Способы получения ответов на поставленные выше вопросы. Вид критерия согласованности ответов на вопросы анкеты. Его смысл и роль

1

7

Шкалограмный анализ Гуттмана

7.1 Шкалограммный анализ Гуттмана. Вид наблюдаемых признаков. Способы получения ответов на поставленные выше вопросы. Приведение матрицы к диагональному виду. Его смысл и роль. Возможность типологий вопросов и респондентов. Их смысл.

1

8

Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)

8.1 «Жесткие» и «мягкие» методы в социологическом исследовании. Основные понятия ЛСА в его простейшем варианте (одна номинальная латентная переменная с заданным числом значений, дихотомические вопросы в анкете). Формальная постановка задачи, решаемой с помощью ЛСА ("вход" и "выход"). Принципы построения уравнений для нахождения латентных вероятностей. Проблема интерпретации результатов анализа, связь найденных вероятностей с сущностью искомой латентной переменной. Определение вероятности попадания респондента с заданным набором ответов в тот или иной латентный класс. Основные пути обобщения модели, первоначально предложенной Лазарсфельдом.

8.2 Рассмотрение ЛСА как процедуры построения типологии. Характеристика каждого типа с помощью латентного вероятностного распределения. Связь с идеей Терстоуна о "плюрализме" мнений одного респондента. Роль использования языка математики в процессе построения алгоритмов измерения интересующих социолога переменных (на примерах идей Терстоуна и Лазарсфельда)



1

9

Семантический дифференциал (Ч.Осгуд)

9.1 Психологические предпосылки применения метода семантического диф-ференциала Осгуда. Явление синестезии. Смысл и значение. Денотативные и коннотативные характеристики. Техника получения исходных данных. Выявление Осгудом латентных факторов, лежащих в основе синестезии (оценка, сила, активность), с помощью факторного анализа.

9.2 Возможность формального использования техники в отсутствие психологических предпосылок (деловой портрет, методики ГОЛ). Классификация задач, решаемых с помощью этой техники. Возможность применения методов многомерного статистического анализа к данным, полученным на основе техники семантического дифференциала. Проблема однородности совокупности респондентов при использовании той же техники. Общее представление о психосемантических методах и их применении в социологии. Метод семантического дифференциала как проективная процедура. Другие примеры таких процедур. Метод семантического дифференциала как метод оценочной биполяризации. Другие методы такого же рода



1

10

Модели и методы исследования качества измерительных инструментов

Математическая модель измерения в социологии, понятия надежности и валидности (достоверности) измерительного инструмента (шкалы, анкеты), их связь с понятиями математической статистики. Виды и методы исследования надежности: повторное тестирование, альтернативные формы, внутренняя согласованность, деление совокупности пунктов шкалы на две половины, коэффициент “альфа” Кронбаха, метод Кьюдера – Ричардсона, метод Спирмена –Брауна, метод Рюлона. «Батарея» эмоциональных критериев Бюмонта. Роль понятия корреляции в анализе надежности. Виды и методы исследования ва-лидности: содержательная, критериальная – текущая и прогностическая, конст-руктная – конвергентная, дискриминантная и номологическая. Внутренняя и внешняя валидность. Роль понятия корреляции в анализе валидности. Валидность теста и теория принятия решений в профессиональном отборе, таблицы Тейлора – Расселла, дифференциальная валидность. Модель “задание – ответ” и перекрестная валидизация. Пример измерительного инструмента, обладающего конструктной валидностью при измерении дискреционного дохода

1


Форма промежуточной аттестации: зачет
Разработчик: к.полит.н., доцент кафедры политологии, истории и регионоведения ИГУ Р. Ю. Зуляр



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница