Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата



страница1/2
Дата08.04.2018
Размер53,5 Kb.
#64368
  1   2
Связанные:
Заказ 907


Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7 % детей. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний.

В некоторых случаях дети с двигательными нарушениями учатся в массовых школах – общеобразовательных организациях, в классах коррекционно-развивающего обучения, в специальных школах других видов (например, ребенок с легкими двигательными нарушениями и речевыми расстройствами может учиться в речевой школе), если по месту жительства отсутствует школьное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.1 Выбор учреждения часто определяется желанием родителей, наличием учреждений по месту жительства и другими условиями. Однако если ребенок или подросток с двигательными нарушениями учится не в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то необходимо, чтобы учителя знали о психофизиологических особенностях такого ученика, учитывали их при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, использовали специальные приемы обучения, особенно на его начальных этапах. Необходимо, чтобы в общеобразовательном учреждении были созданы специальные условия, облегчающие ребенку передвижение и самообслуживание. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата школьного возраста принято выделять несколько категорий с учетом особенностей развития и возможностей овладения ими учебным материалом:

– дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Эти дети успешно справляются с обучением в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе; многие из них могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные школы;

– дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью; эта группа детей в настоящее время обучается на дому или дистанционно по программе массовой школы, что недостаточно, поскольку эти ученики нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировки и специальном оборудовании;

– дети с задержкой психического развития при детском церебральном параличе, осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи; для детей этой группы необходимы корректировка программ ряда общеобразовательных предметов, специальные методы развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения; в настоящее время многие из этих детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудностей установления с ними речевого контакта; для работы с ними нужны специально подготовленные специалисты;

– дети с детским церебральным параличом с умственной отсталостью различной степени тяжести; эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разработке разноуровневых программ и различных организационных форм обучения; особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла;

– дети с детским церебральным параличом в сочетании с нарушениями слуха и зрения разной степени выраженности; эта группа детей нуждается в разработке различных организационных форм обучения (специальные отделения, классы, группы при школах, интернатах), в создании особых учебных планов и программ обучения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных организациях: 2



  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

  • определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;

  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

  • реализация коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Сопровождение данной категории детей в общеобразовательных организациях, как целостная система деятельности, опирается на принципы, позволяющие сегодня говорить о положительной динамике решения этого вопроса:3

  • Соблюдение интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка).

  • Мультидисциплинарность (согласованность, тесное взаимодействие в работе команды специалистов).

  • Непрерывность (гарантированность непрерывность помощи на всех этапах сопровождения)

  • Системность сопровождения

  • Комплексность сопровождения ( включение в процесс сопровождения специалистов не только педагогического, но и медицинского профилей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе реализуется через разные модели.

Одна из моделей организации такого сопровождения — создание в школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом работы которого будет разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП).

В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.

Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях:

- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция её нарушений;

- коррекция высших корковых функций;

- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;

- профилактика личностных нарушений.

В целях осуществления качественной системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях простраивается система взаимодействия по всем организационно-содержательным, научно-методическим вопросам сопровождения, коррекции, социализации и интеграции детей с проблемами в развитии.4



Вся организационная и содержательная работа строится на основе договоров о взаимодействии и планов совместной работы. Результатом данного взаимодействия можно считать результативность комплектования детьми, появление в штатном расписании дополнительных медицинских ставок, позволяющих осуществлять более качественное медицинское сопровождение, а также качество решения ряда профессиональных вопросов образования, коррекции, социализации и педагогической интеграции воспитанников.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница