Организация проектной деятельности в сети интернет



Скачать 43.34 Kb.
Дата05.06.2016
Размер43.34 Kb.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Кувакина Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук (elena@iro.yar.ru)


Государственное образовательное учреждение Ярославской области
«Институт развития образования» (ГОУ ЯО ИРО)

Телекоммуникационные сети в начале 80-х гг. XX века использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене данными между учащимися посредством электронной почты. На современном этапе, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат, сделать процесс обучения более мобильным, расширит спектр дидактических воздействий за счет оптимизации времени и места образовательной деятельности. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект как разновидность учебного проекта.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться мнениями, информацией (в виде текста, графики, аудио и видео), методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

К средствам организации такой совместной деятельности относят: электронную почту, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном режимах, сервисы Web 2.0 (wiki, блоги, сетевые офисы, геосервисы, фото, видеосервисы и пр.).

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности [2].

Проблематика и содержание сетевых проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало разнообразного и педагогически целесообразного привлечения средств компьютерной телекоммуникации. Сетевой проект должен рассматривать проблему, требующую регионального, межрегионального или международного взаимодействия. Четко должны быть прописаны условия участия, цели и задачи проекта, этапы проведения и сроки, виды деятельности, формы взаимодействия организаторов с участниками и участников между собой, критерии оценивания работ и ожидаемые результаты проекта, определены эксперты, оговорены награды и призы.

Несколько лет подряд на сайте Летописи.ру [1] реализовывался и реализуется проект «300 ИнтелШкол» (2008, 2009, 2010, 2011), который объединяет сетевые активности педагогов и обучающихся из различных регионов РФ и ближнего Зарубежья. Команды школьников под руководством координаторов участвуют в сетевых проектах и акциях, а также разрабатывают и предлагают свои собственные проекты. В этом проекте от Ярославского региона с 2008 по 2010 год участвовало 9 команд из различных образовательных учреждений (городские школы, гимназии, сельские малокомплектные школы, Центры дополнительного образования). Всех их объединил интерес к проектной деятельности и компьютерные телекоммуникации.

Назовем некоторые проекты участниками и инициаторами которых стали команды из Ярославского региона: «Чтобы помнили – 1» (2008), «Чтобы помнили – 2» (2008), «Энциклопедия школьной символики» (2009), «Ярославль в истории России» (2009), «Путешествие к географическому Центру» (2010).

Сетевой проект «Путешествие к географическому Центру» (2010) реализовывался на стыке таких предметный областей как география, история, литература, краеведение. При работе над проектом были созданы межшкольные разновозрастные команды от определенной территории (области, района, города). Участники команд определяли координаты географического центра своей области (района или города), наносили его на карту, собирали информацию о географическом, литературном и историческом прошлом и настоящем прилегающей территории, представляли экскурсию к этому месту. Обязательным этапом являлась разработка макета и по возможности установка памятного знака в географическом центре. Представление результатов работы команд и взаимодействие участников проекта происходили в сети Интернет с использованием wiki, блога, Google-документов (презентации, документы, опросные формы), Skype, геосервисов, фото- и видеосервисов. Работала новостная лента проекта. Итоговым мероприятием сетевого проекта «Путешествие к географическому Центру» послужила презентация нового туристического бренда в режиме видеоконференции и создание общей интерактивной карты географических Центров, обследованных территорий. В проекте работали команды из Нижнего Новгорода, Омска, Ростова-на-Дону, Ярославля и Ярославской области.

Участие в сетевых проектах, безусловно, требует хорошего владения Интернет-технологиями, техническим школьным оборудованием не только от координаторов проекта, но и большинства его участников. В основном используется командная форма работы, в одну команду могут входить разновозрастные участники. Работа внутри команды может строиться по группам, с выполнением участником той или иной роли, или осуществляться индивидуально. Как показала практика, сетевые проекты, в основном, реализуются за счет внеурочной деятельности, через факультативы, творческие объединения и кружки. Следует заметить, что преподаватели и обучающиеся должны получить определенный навык проектной деятельности через обычный учебный проект. Это позволит более осознанно и ответственно подходить к участию в сетевых проектах.

В ФГОС второго поколения образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие через создание различных учебных ситуаций. Проектная деятельность как раз и призвана стать одним из инструментов сопровождающих это действие.

В целях повышения уровня профессиональной подготовки педагогов через осознание необходимости внедрения сетевой проектной технологии в учебный процесс в ГОУ ЯО ИРО с 2011 года начинает реализовываться учебный модуль «Организация проектной деятельности в сети Интернет». Обучение будет проходить в очно-дистанционной форме на закрытом портале ЯрИРОвики (http://resource.iro.yar.ru). Педагоги познакомятся со структурой проектной деятельности, этапами разработки сетевого проекта, ресурсами и сервисами сети Интернет, служащими для поддержки проекта и организации взаимодействия участников. В конце курсовой подготовки слушатели представят сетевой проект, который при желании смогут реализовать в своей профессиональной деятельности.



Литература

  1. Материалы сайта Летописи.ру – letopisi.ru (Проект «300 ИнтелШкол»)

  2. Полат Е.С. Метод проектов – http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

Каталог: system -> files -> documents
files -> Учебно-методическое пособие Хабаровск 2008 (07) л 481
files -> Заместитель Министра
files -> 1. Место психологии религии в системе наук
documents -> История развития и состояние интегрированного (инклюзивного) образования детей
documents -> Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года Экспертная группа №8 Материал для обсуждения «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе»
documents -> Воспитания в системе непрерывного образования республики казахстан
documents -> Антикризисный планъ – 2 Сельское хозяйство. Суть проблем
documents -> Прикорм детей Руководящие принципы по прикорму детей
documents -> Опыт дистанционного взаимодействия учителей школ г. Омска и студентов Омгпу в процессе организации сетевой проектной деятельности учащихся
documents -> Кластерная группа по питанию, Кластер здравоохранения и питания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница