Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы



страница1/6
Дата20.04.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ

Павлова Ирина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Макаровской основной общеобразовательной школа Рыбинского МР Ярославской области

Основные понятия

Обучение в школе - это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе.

Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностно - и индивидуально - ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе.

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), о разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе. На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации

Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе. Однако на таких занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и фактически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Таким образом, мы говорим о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.

Мы рассматриваем разновозрастное занятие, на котором объединяются учащиеся двух или более классов и возникает группа, где дети отличаются паспортным возрастом и должны обучаться по разным образовательным программам. При этом важно обеспечить взаимодействие учащихся объединяемых классов.

Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении.



Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова).

Основные идеи, на которые мы опираемся в своей работе:



  • расширение и обогащение связей учащихся сельской школы с окружающим миром через организацию взаимодействия детей разного возраста в учебной и внеучебной деятельности, педагогизацию социальной среды села;

  • формирование субъектной позиции ребенка в процессе обучения в разновозрастных группах.

Классификация занятий в разновозрастных группах

Анализ опыта работы сельских малочисленных школ позволяет осуществить классификацию занятий в РВГ по разным признакам.



1. По регулярности проведения занятий в РВГ:

а) все занятия по всем предметам проводятся в РВГ, например, в начальных классах малочисленных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трёх или четырёх классов;

б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным предметам, например, по технологии, физической культуре, ИЗО, музыке в основной школе;

в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала (см. тематическое планирование занятий в РВГ);

г) занятия организуются периодически, то есть 2 - 3 раза в четверть (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя);

д) занятия организуются редко, 2 - 3 раза в год как необычная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчёта, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества учащихся в школе и классах, а также от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимающего важность и воспитательную эффективность такого занятия.

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:

а) почти полное совпадение содержания учебного материала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определённом классе. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Например, тема занятия по русскому языку «Самостоятельные и служебные части речи» изучается в 3, 5, 7, 10 классах. С творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других писателей учащиеся знакомятся на уроках литературы в 1 - 11 классах, что создаёт возможности для объединения на занятиях детей почти любого возраста.

Возможен ещё один вариант организации однотемных занятий - межпредметная интеграция с такими предметами, как история, музыка, МХК, ИЗО. Например, школьники знакомятся с особенностями античной культуры на занятиях по МХК, изучают общественное устройство Древней Греции на уроках истории, читают и анализируют древнегреческие мифы на уроках литературы. Поэтому общей для интегрированного РВЗ для учащихся 5 - 7 классов может являться тема «Эллада - колыбель культуры».

б) частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой. Примерное тематическое планирование таких разновозрастных занятий представлено в методическом пособии по русскому языку и литературе (6, с. 42 - 56; 7, с. 5 - 14);

в) содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. Например, при изучении темы «Буквы О - Ё после шипящих и Ц в прилагательных, существительных и наречиях» (6, 7 классы) учащиеся 6 класса должны познакомиться с условиями выбора и написания О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, а учащиеся 7 класса - с условиями выбора и написания О - Ё после шипящих в суффиксах наречий, повторяя и обобщая правила написания О - Ё после шипящих и Ц в разных частях слова в изученных ранее частях речи.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть:



  • практикум;

  • конференция;

  • экскурсия в музей или театр;

  • занятия дополнительного чтения литературы по предмету;

  • занятия с элементами занимательности на основе краеведческого материала, связанные с юбилейными датами, заочные путешествия;

  • итоговые занятия (общественные смотры знаний, занятия-зачёты, контрольные работы).

Профессионализм педагога подтверждается тем, насколько целесообразно он сможет даже на разнотемных РВЗ найти и организовать варианты совместной деятельности учащихся (взаимопроверка домашнего задания, взаимодиктант, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т. д.), чтобы использовать воспитательный потенциал общения учащихся разного возраста;

г) содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможны организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.



3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.);

б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;

в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов;

г) учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

4. По составу участников занятий в РВГ:

а) занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года дети занимаются в одном составе. Примером постоянной группы может быть «класс - комплект» в начальной школе, предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углублённо по какой-либо теме или проблеме;

б) занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определённой теме;

в) занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 3 - 4 классов при изучении отдельных тем включаются учащиеся из других классов, особенно по музыке, ИЗО, технологии и др.

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Тип занятия в РВГ в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач учебной деятельности, отбор содержания и форм проведения занятия.

Возможны и другие классификации учебных занятий в РВГ: по количеству учащихся в группе, по количеству классов, которые объединены в РВГ, по половому составу, по месту проведения и т. д. Все эти признаки, на основе которых предлагается классификация занятий в РВГ, в той или иной мере влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, и их необходимо учитывать педагогу при подготовке таких занятий.

Подготовка занятия в разновозрастной группе

Для успешной работы на занятиях в разновозрастных группах учителю необходимы хорошие знания методики обучения, предмета, возрастной психологии и психофизических особенностей ребёнка, умение реализовывать приоритетные развивающие задачи РВЗ, высокая культура педагогического общения, умение организовывать равноправный диалог между учащимися разных возрастов, умение регулировать процесс обучения при коллективном общении.

Работа учителя при подготовке к разновозрастному обучению достаточно сложна и многогранна. Педагогу необходимо чётко понимать и осознавать отличительные особенности занятий в разновозрастных группах в сравнении с традиционными, классно-урочными.

Специальные целевые ориентации РВО:



  • развитие мотивации учения;

  • усвоение ЗУН;

  • создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;

  • развитие коммуникативных качеств личности;

  • формирование организаторских умений и навыков;

  • развитие самостоятельности;

  • овладение способами самоорганизации;

  • развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др.

Педагогу, прежде всего, очень важно владеть методикой подготовки учебного занятия в разновозрастных группах. Процесс подготовки можно представить в несколько этапов.

ЭТАП - обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы.

Для этого педагогу необходимо следующее.


  1. Выявление возможностей для разновозрастного обучения в содержании учебного материала, что предполагает поиск ответа на вопросы:

  • Какой учебный материал необходимо рассмотреть в каждом классе в соответствии с программными требованиями?

  • Какие вопросы можно изучать сообща учащимся разного возраста?

  • Какие вопросы целесообразно изучать отдельно по классам?

  • На каком этапе занятия необходимо организовать совместную работу?

При организации системы РВО в конкретной сельской малочисленной школе по предмету в зависимости от условий педагогу необходимо определить возможность и целесообразность проведения разновозрастных занятий в постоянных или временных РВГ. Например, обучение русском языку можно организовать в постоянной разновозрастной группе (5, 7 классы; 6, 8 классы), а обучение литературе - во временных РВГ (с учётом концентрической системы преподавания литературы, сходных тем курсов, интегрированных связей или возрастного диапазона учащихся).

  1. Определение места занятия в тематическом планировании каждого класса.

Учитель уточняет, после каких тем изучается данный материал, какая связь существует по этой теме с учебным материалом по другим предметам.

  1. Корректировка последовательности изучения тем.

Одним из самых проблемных вопросов для педагога, начинающего осваивать методику разновозрастного обучения на практике, является разрыв временного диапазона изучения учебных тем в курсе русского языка и литературы. Учебные планы и содержание материала по данным предметам позволяют осуществить корректировку и перестановку очерёдности изучаемого материала, лишь бы это не противоречило законам логики и целесообразности. Например, в классическом планировании учебного материала по русскому языку в третьей четверти можно определить сходную тематику для разновозрастных занятий по разделу «Самостоятельные и служебные части речи» (по времени проведения разница составляет примерно 1 - 2 недели в 3, 4; 5, 7; 9, 10 классах – табл. 1).

Таблица 1



Самостоятельные и служебные части речи

Нач. кл.

5 кл.

7 кл.

9 кл.

10 кл.

3, 4 кл. –

Понятие о самостоятель­ных и служебных частях речи



Различение самостоятельных и служебных частей речи по морфологическим признакам - § 75

Предлог как служебная часть речи - § 51, 52. Союз как служебная часть речи - § 58, 59. Частица как служебная часть речи - § 67

Разряды самостоятельных и служебных частей речи по значению, структуре и синтаксическому употреблению – §3

Систематизация сведений. Употребление и правописание некоторых предлогов и союзов

Если сделать соответствующую корректировку изучения материала по времени, то примерное тематическое планирование учителя можно представить следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Фрагмент примерного тематического планирования по русскому языку в разновозрастных группах (3 четверть)


Темы по классам

(общие)


Возможные варианты для совместной работы детей

5 кл

(6 ч. в нед.)



6 кл.

(6 ч. в нед.)



7 кл.

( 4 ч. в нед.)



8 кл.

(4 ч. в нед.)



9 кл.

(3 ч. в нед.)



Самостоятель-ные и служебные части речи - § 75

Повторение по теме «Имя числительное»

§ 56 - 65



Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи §51, 52

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Повторение и систематизация сведений о самостоятельныхи служебных частях речи

5, 7, 9 кл. РВЗ Самостоятельные и служебные части речи.

8 кл. Междометия



Имя существи-тельное – § 76

Местоимение как часть речи - § 66




Обращения и знаки препинания при нем




5, 6 кл. Сравнение морфологических признаков им. сущ. и мест.

6, 8 кл. Местоимение

в роли обращения


Р/р. Доказатель-

ства в рассуждении - § 77



Р/р. Сочинение-рассуждение «Почему нужно заниматься спортом?»

Р/р. Сочинение-повествование с описанием «На берегу моря, реки, пруда»

Р/р.

Сочинение «Одна из достоприме-чательностей нашего города, села»



Р/р.

Отзыв о прочитанном произведении



Р/р.

5, 6 кл. РВЗ Доказательства в рассуждении

7, 8 кл. РВЗ

«На берегу великой реки Волги»



Им. сущ. одуш. и неодуш. –§ 78

Личные местоимения - § 67




Вводные слова и знаки препинания при них

Тире в бессоюзном сложном предложении

Взаимопроверка д/з

Орфографическая пятиминутка



Им. сущ. собст. и нариц. - §79

Возвратное местоимение себя § 68

Простые и составные предлоги –

§ 55. Морф.

разбор предлога - § 56








Разбор слова по составу.

Составление плана параграфа



Морф. разбор имени сущ. -

§ 80


Вопроситель-ные местоимения - § 69

Употребление предлогов - § 53. Непроизвод-ные и производные предлоги - § 54




Повторение и обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение»

5, 7 кл.

План морфологического разбора



  1. Определение темы занятия

Педагогу следует ответить на ряд вопросов:

  • Как взаимосвязано содержание занятий в разных классах?

  • Какая идея может объединить учащихся разных классов?

  • Как сформулировать общую тему или проблему?

Желательно найти такую формулировку темы, которая была бы доступна и привлекательна для учащихся разных классов.

 ЭТАП - определение задач разновозрастного занятия:

а) образовательных (общих для всех учащихся и конкретных для учащихся младшего и старшего возраста);

б) воспитательных;

в) развивающих.

Задачи каждого занятия триедины: образовательные, развивающие, воспитательные – и достигаются одновременно.



Образовательные задачи для каждой возрастной группы определены программными требованиями. При проектировании занятия педагогу необходимо тщательно спланировать учебную деятельность учащихся, чтобы освоение материала соответствовало требованиям стандартов образования. Например, при проведении разновозрастного занятия «Обособленные члены предложения» (7, 9 кл.) учащимся 7 класса необходимо дать понятие о причастном обороте и правилах его выделения запятыми, а учащихся 9 класса необходимо научить использовать в речи простые и сложноподчиненные предложения с обособленными второстепенными членами предложения.

Воспитательные задачи занятия предполагают формирование нравственных качеств у растущего и взрослеющего человека, связанных с отношением к людям, обществу, природе, труду и самому себе. Именно занятия в разновозрастных группах способствуют формированию отношений между детьми, детьми и педагогами, помогают освоить диалоговые формы общения. Приобретая под влиянием воспитания глубоко осознанный и устойчивый характер, эти отношения превращаются в социально ценные качества личности: человеколюбие, толерантность, справедливость, честь, долг, патриотизм и т. д. При отборе учебного материала занятия необходимо учитывать воспитательные возможности художественных текстов.

Особо остановимся на развивающих задачах, которые, прежде всего, предполагают следующее:



  • развитие речи учащихся;

  • развитие мотивационной, интеллектуальной, предметно-практической и других сфер ребенка;

  • развитие организаторских и коммуникативных качеств;

  • развитие навыков самоконтроля и оценочной деятельности;

  • развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и т. п.

Учитель пытается формулировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку. При этом следует учитывать, что одна и та же развивающая задача может решаться на протяжении нескольких занятий, а иногда и в процессе изучения целой темы. Развивающий аспект задач складывается из нескольких блоков, например:

а) развитие речи - обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение её смысловой функции, овладение учащимися художественными образами;

б) развитие мышления – обучение анализу, умению выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, классифицировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;

в) развитие общеучебных умений – формирование умений по работе с книгой, со справочной и популярной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.;

г) развитие организаторских способностей – умений планировать свою работу и работу других, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль и др.;

д) развитие позиции ученика на занятии:

меня учат - учусь сам - учусь учить других - учу других;

е) развитие отношений между старшими и младшими.



Исходя из развивающих задач, мы охарактеризуем особенности деятельности педагога и учащихся на примере нескольких классов.

5 класс. В этот период работа учителя направлена на то, чтобы развить у учащихся навыки самоорганизации. Необходимо сформировать умения находить и осмысливать причины событий, анализировать факты. Целесообразно организовывать работу по самостоятельному делению текста на части, озаглавливанию их, выявлению главных мыслей, составлению плана к параграфу учебника, нахождению в тексте ответов на вопросы, сформулированные учителем или содержащиеся в заданиях в конце параграфа. При работе с текстом учебника и художественного произведения большее внимание, чем обычно, уделить иллюстрациям и картинам, составлению по ним рассказов. Кроме того, учитель работает над обогащением и усложнением словарного запаса. У учеников формируются умения работать в группах, проводить рефлексию.

6 класс. На этом этапе идёт самосовершенствование умений и навыков, полученных ранее, и их усложнение, развивается мышление. Дети учатся анализировать, сравнивать, выделять главное. Здесь вводятся такие новые формы занятия, как разновозрастный практикум, занятие с элементами лабораторной работы. Продолжается деятельность по развитию речи (усложнение её смысловой функции). Учащиеся пробуют работать консультантами в парах, осуществлять взаимооценивание, возрастает уровень самостоятельности и ответственности.

7 класс. Ученики учатся выделять в тексте основные структурные элементы системы знаний (фактов, явлений, понятий, теорий, законов), делать сообщения, выступать с докладами на различные темы. Дети работают с оглавлением и предметным указателем, составляют план к рассказу учителя, заполняют таблицы, графики. Они овладевают пониманием художественных образов и художественного строя речи, умениями строить аналогии, обобщать и систематизировать. Учащиеся приобретают опыт организаторской деятельности в микрогруппах. В практику входит выполнение некоторых педагогических функций (распределение работы в группе, проверка правильности выполненных заданий, ведение учетного листа и т. п.).

8 класс. Учащиеся учатся доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить групповые и индивидуальные задачи перед изучением темы, на конкретном занятии. Они используют планы обобщенного характера в процессе самостоятельного изучения и взаимопередачи основных структурных элементов системы знаний, учатся конспектированию. Ученики углубляют опыт допедагогической деятельности. Возможны проведение учащимися отдельных фрагментов занятий, помощь учителю в организации нетрадиционных форм работы, подготовка докладов, рефератов.

9 класс. Организуется более углублённая работа по развитию умений и навыков, направленных на самостоятельное приобретение и передачу знаний. Учащиеся составляют сложные планы построения ответов, конспектируют дополнительную литературу, пишут рефераты, тезисы доклада, работают с каталогом, оформляют библиографию. Они работают с несколькими источниками, сравнивают изложение одних и тех же вопросов, приобретают умение доказывать свою точку зрения. Роль учителя, как непосредственного организатора, сводится к минимуму. Он чаще выступает как консультант, помощник, особое внимание уделяет индивидуальной работе, предоставляет учащимся возможность самостоятельно ставить задачи на занятии, проводить его фрагменты, а наиболее подготовленным - всё занятие.

Предлагаемая по классам характеристика развивающих задач весьма условна. В конечном итоге все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

 ЭТАП – отбор содержания учебного материала

Для осуществления этого этапа важно рассмотреть степень совпадения содержания изучаемого в разных классах материала. При организации совместной учебной деятельности, прежде всего, возникает немало проблем, связанных с отбором общего содержания и совместных видов деятельности учащихся разного возраста. Здесь следует в большей степени обратить внимание на то, чтобы материал был научным и одновременно доступным для всех учащихся и в то же время максимально развивал детей. Покажем на примере изучения творчества А.С. Пушкина отбор содержания материала для занятий в РВГ (табл. 3).

Таблица 3

Фрагмент примерного планирования изучения творчества А.С. Пушкина


в разновозрастных группах (1 четверть)

№ занятия по теме

Содержание учебного материала по классам

(5 - 9 кл. - 40 ч.)

1 четверть

Возможные варианты совместной работы детей в РВГ

5 кл.
(3 ч. в нед.)

6 кл.
(3 ч. в нед.)

7 кл.
(2 ч. в нед.)

8 кл.
(2 ч. в нед.)

9 кл.

(3ч. в нед.)



6 часов

7 часов

7 часов

10 часов

10 часов

1

«Вся жизнь - один чудесный миг».

Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина

(лекция с фрагментами выступлений учащихся)

Вариант: Заочная экскурсия по пушкинским местам



Проект. 5 - 9 классы.

«Генеалоги­чес­кое древо рода Пушкиных»



2

Поэтические картины природы в прозе и поэзии А.С. Пушкина.

Р/р. Обучение анализу лирического стихотворе­ния (восприятие, истолкование, оценка).

Теория: стихи и проза, стихотворная речь, ритм и рифма, стопа

(5 кл.), двусложные размеры стиха (6 кл.)


«Птичка»

«Зимнее утро»

«Зимняя дорога»

«Туча»

«И каждой осенью я расцветаю вновь…»
и др

Варианты: Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина

Уроки лирики на природе.

Межпредметная интеграция: Времена года в поэзии и прозе А.С. Пушкина и музыке русских композиторов (музыка, ИЗО)


3

А





Лицейские годы.

«Узник»


(повторение: двусложные размеры стиха)

«Медный всадник». Вступление к поэме




Свободолюбивая лирика Пушкина:

ода «Вольность», «Деревня», «Анчар», «Во глубине сибирских руд»



6, 7, 9 классы.

Петербург в жизни поэта




Б

Вариант

Межпредмет-ная интегра-

ция: Путеше-ствие по стра-не Лукоморье (математика-5, 6кл.)


Дружба и друзья в жизни и творчестве А.С. Пушкина. «И.И. Пущину»







Дружба и друзья в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

«Арион», «К Чаадаеву», «19 октября» и др.



6, 9 классы.

Дружба и друзья в жизни и творчестве А.С. Пушкина



4

А


Сказочная поэма «Руслан и Людмила».

Пролог


А.С. Пушкин- историк.

Творческая история создания:







6, 7, 8 классы.

А.С. Пушкин – историк. Межпредмет­ная интеграция: история - «Борьба русского народа против крепостного права»



роман

стихотворение

повесть

«Дубровский» (1 гл.)

«Полтавский бой»

«Капитанская дочка»

Б

Поэма «Руслан и Людмила».

Песнь1


«Песнь о вещем Олеге»

Картины жизни Древней Руси






6, 7, 9 классы.

«Повесть временных лет» и «Песнь о вещем Олеге»



5

Поэма «Руслан и Людмила».

Песнь 2


Жизнь и нравы русского барства. Ссора К. Троекурова и А. Дубровского.

Вариант:


Р/р. Изложение «Благородные увеселения русского барина»




Формирование характера П. Гринева

(1, 2 гл.)

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка» (3, 5 гл.)


Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

«Вновь я посетил», «Арион», «Признание», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»



8, 9 классы

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора

Проект. 6, 8 классы. Обучение и воспитание детей в дворян-ских семьях. Мужчина и женщина в семье (на основе личных наблюдений)


6




Суд и его последствия (2, 3 гл.). Месть К.П. Троекуро-ва. Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом (4, 5 гл.).

Пожар в Кисте-невке (6, 7 гл.). Секрет француз-ского учителя (8, 10 гл.)



А.С. Пушкин-драматург «Борис Годунов»: образ летописца.

Межпредметная интеграция:

Жизненная правда и художественный вымысел (история, музыка, МХК)


Падение Белогорской крепости

(6, 7гл.).

Изображение народной войны (8 – 12 гл.). Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне





7, 9 классы.

Личность и история в художественном произведении.

6, 8 классы.

Два суда в прозе А.С. Пушкина.

Взаимосвязь с родителями и социумом: организация экскурсии в г. Углич в церковь Дмитрия на крови


7

Поэма «Руслан и Людмила».

Песнь 3


(повторение: стихи и проза, ритм, рифма, стопа)

Маша Троекурова и В. Дубровский

( 11 - 16 гл.). Неравный брак

Развязка романа





Образ Маши Мироновой.

Смысл названия повести



Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина «А.П. Керн», «Мадонна», «Я вас любил»

5 - 9 классы

Женские образы в поэзии и прозе А.С. Пушкина.

Семейный проект: объяснение в любви моего папы


8




Мастерство сюжета и особенности композиции. Повести Белкина: «Метель»




«Точность и краткость - вот первые достоинства прозы». А.С. Пушкин

«Евгений Онегин»:

история создания романа. Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет, онегинская строфа



7, 8 классы.

Народная мудрость пословиц и поговорок в произведениях А.С. Пушкина

Роль эпиграфов в «Капитанской дочке»

6, 8 классы.

«Две метели» у Пушкина


9

Р/р. Обучающее сочинение по сказочной поэме

Р/р. Обучающее сочинение «История жиз-

ни гл. героя»






Р/р. Обучающее сочинение по повести

Р/р.

Обучающее сочинение по поэзии А.С. Пушкина



Р/р.

5 - 9 классы.

Обучающее сочинение


10

Вн. чт

«Что за прелесть эти сказки!»



Вн. чт.:

«Выстрел», «Барышня-крестьянка»



Вн. чт.:

«Станционный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери



Вн. чт.:

«Береги честь смолоду» (по роману В. Каверина «Два капитана»)






6, 7 классы.

Изображение положения в обществе маленького человека (по повестям Белкина)






Вариант: занятие-концерт. Поэты 20 века о творчестве А.С. Пушкина

Приглашение в литературную гостиную современных поэтов.



Р/р. Мой любимый герой произведений А.С. Пушкина

Данный фрагмент примерного планирования изучения творчества А.С. Пушкина в разновозрастных группах 5 - 9 классов учитывает требования стандарта обучения (общее необходимое во всех классах количество учебного времени на изучение творчества писателя - 40 часов), различное количество часов литературы в неделю (например, в 5 классе – 3 часа, в 8 классе – 2 часа), межпредметные связи, возможные варианты совместной работы детей в РВГ по выбору педагога в зависимости от срабатываемости учащихся, возможностей сельской школы.

При планировании разновозрастного обучения педагогу необходимо знать, что с точки зрения дидактики речь идёт не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жёсткие временные рамки учебного процесса. Место проведения может быть различным: занятия (на природе, в музее, медпункте, сельхозмастерской и пр.). Это может быть погружение в эпоху, которое потребует целого учебного дня (проведение по изменённому расписанию уроков русского языка, литературы, истории, музыки, изобразительной деятельности). Допустим вариант спаренных 2-х-часовых занятий (в начале учебного дня, в конце учебного дня) с продолжением деятельности на внеклассном воспитательном мероприятии, кружковом занятии по интересам.

V ЭТАП ПОДГОТОВКИ - планирование разновозрастного занятия.

Он включает следующее: определение типа занятия, определение его структуры, подбор соответствующих общему содержанию способов и форм совместной учебной работы учащихся разного возраста, разработку конспекта занятия, изыскание возможности проведения занятия вне школы, приглашения специалистов или представителей социума, привлечение родителей.

При составлении плана занятия необходимо учесть следующее:


  • обсуждение вместе со старшими или организаторами групп хода предстоящего занятия; распределение ролей на занятии;

  • организацию работы в разновозрастных микрогруппах постоянного и временного состава; выбор консультантов;

  • консультирование учащихся; обозначение значимости действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, личных успехов;

  • определение методики оценки результатов работы групп в целом и каждого учащегося, способов рефлексии; подбор развивающих и творческих заданий.

V ЭТАП – подготовка консультантов, учащихся к занятию, собеседование с родителями, приглашенными. Занятие в разновозрастной группе предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке занятия. Главными помощниками становятся наиболее активные и подготовленные учащиеся, лидеры, которые могут взять на себя обязанности консультанта. Вместе с лидерами группы, консультантами учитель обсуждает задачи, которые они должны решить на занятии, развернутый план-сетку (табл. 4):

Таблица 4



Схема плана занятия в разновозрастной группе

Этапы

занятия


Продолжи­тельность
(мин.)

Деятельность педагога

Совместная

деятельность учащихся












младшего возраста

старшего возраста

На первом этапе требуется немало усилий, чтобы подготовить консультантов к организации занятия. Работа и контроль за деятельностью консультантов должны вестись на протяжении всего периода подготовки к занятиям в разновозрастных группах. В дальнейшем, по мере приобретения опыта руководства разновозрастными группами, консультации педагога становятся более оперативными. Затраты усилий и времени учителя на первых этапах компенсируются тем, что он постепенно передаёт ряд функций старшим ученикам и имеет больше возможностей для творческой деятельности и индивидуальной работы с учащимися, имеющими особые проблемы, а также одарёнными детьми.

Для качественной организации работы учащихся на занятии педагогу необходимо подобрать необходимую литературу, наглядный и методический материал, документы по данной тематике. Причём, принимая во внимание факторы времени и загруженность учащихся, лучше предложить консультантам адаптированную и подготовленную информацию в виде ксерокопий, дидактического раздаточного материала. Необходимо подготовить комментарии, поясняющие схемы, таблицы, наглядные средства, которые предусматривают не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию (по выбору учащихся) в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы, методики для проведения рефлексии.

Одним из важных моментов подготовки к занятию является организация работы над понятийным материалом: теоретико-литературоведческими терминами, различными видами языкового разбора и т. д. На помощь может прийти наглядный раздаточный материал, имеющийся в арсенале кабинетов, стенды «Сегодня на уроке» и т. д. Здесь же могут быть оформлены соответствующие тематике занятия книжные выставки, специальные списки дополнительной литературы, викторины, кроссворды, наглядный художественно-изобразительный материал.

В результате совместной подготовительной работы создаётся методическая разработка занятия.



Примерная схема методической разработки учебного занятия в разновозрастной группе

  1. Тема учебного занятия.

  2. Задачи образовательные, общие для всех классов и для каждого класса, развивающие, воспитательные, коррекционные задачи.

  3. Место занятия в тематическом планировании (после каких тем изучается материал на данном занятии, какая связь с другими занятиями).

  4. Обоснование объединения изучаемого материала двух или нескольких классов.

  5. Тип занятия. Место проведения занятия, приглашенные специалисты или представители социума.

  6. Формы и методы обучения учащихся на занятии.

  7. Оборудование.

  8. Литература.

  9. Подготовка к занятию.

  10. План (ход) занятия.

Межпредметные связи на занятиях

Одна из главных задач школы - формирование у учащихся взгляда на мир как единое взаимосвязанное целое, умения видеть и понимать его глобальные проблемы и находить способы их решения. Когда в сельской школе учитель ведёт несколько предметов, особенно целесообразно проведение интегрированных занятий.

В основу таких занятий должны быть положены межпредметные связи, которые позволяют вычленять главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, приёмов учебной деятельности. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать «мир в целом», а с другой - освобождает учебное время, которое можно использовать для профильной дифференциации.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:



  • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

  • не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

По хронологическому признаку различают (А.А. Ятайкина) связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету;

по информативному признаку - фактические, понятийные, теоретические;

по способу организации интеграция имеет следующий вид:

  • конструирование и проведение занятия двумя и более учителями разных дисциплин;

  • конструирование и проведение занятия одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Интеграция возможна по горизонтали (в пределах одной параллели, например, интегрированные уроки литературы – истории в 8 кл. («История Пугачёвского бунта» в произведении А.С. Пушкина), по вертикали (тема «Историческая реальность в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого», 7 - 8 кл.).

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. Закономерности интегрированного занятия следующие:



  • все занятие подчинено авторскому замыслу;

  • занятие объединяется основной мыслью (стержень занятия);

  • занятие составляет единое целое; этапы занятия – это фрагменты целого;

  • этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;

  • отображенный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

  • цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;

  • связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором – выполняются сопутствующие задания).

Примером организации интегрированных занятий служат разработки тем «Решение задач с краеведческим содержанием» (математика - краеведение, 6, 7 классы), «Почвенные ресурсы России. Химическая мелиорация» (география, 8 класс; химия, 9 класс), «Лес. Лесные опасности» (природоведение – ОБЖ, 2, 3 классы) и др. Авторы пособия предлагают вариант возможного планирования таких занятий (табл. 10, 11).
Реализация интегрированных связей на занятии

Межпредметные познавательные задачи

Познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям

Усвоение общепредметных понятий, законов, теорий, идей, комплекса проблем

Действия переноса синтеза, обобщения при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств

Системность знаний; умения обобщения, комплексного применения знаний, целостность мировоззрения

Оценка и самооценка знаний и умений по разным предметам и умений их синтеза

ЦЕЛЬ

МОТИВ

СОДЕРЖАНИЕ

СРЕДСТВА

РЕЗУЛЬТАТ

КОНТРОЛЬ

Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность задачи, осуществить анализ её условий, отбор необходимых знаний из различных предметов; учителю нужно направить внимание, волю учащихся на развитие умений переноса и синтеза способностей и интересов

Учитель стимулирует познавательный интерес учащихся к проблеме, к обобщению понятий из различных предметов, подчеркивает практическую и личную заинтересованность ученика в успехе в предполагаемой деятельности; учащиеся актуализируют познавательные мотивы, мобилизуют волевые усилия

Учитель вводит новый материал, одновременно актуализирует опорные знания из других предметов, осуществляет преемственные, сопутствующие, перспективные связи на уровне общих фактов, понятий, суждений, законов. Способы: объяснение, повторительные беседы, поисковые беседы, творческая работа

Происходит применение ранее усвоенных знаний и умений и выработка новых общепредметных умений:

речевых, коммуникативных, творческих, практических, оценочных



Формируются выводы, обобщения, фиксируются достижения в овладении новыми знаниями, умениями, новыми связями, взаимодополнение каждого вида деятельности за счет особенностей двух предметов

Проверка качества усвоения знаний: систематичность, полнота, гибкость, оперативность
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница