«Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»



Скачать 73.26 Kb.
Дата10.02.2016
Размер73.26 Kb.
Обобщение педагогического опыта по теме:

«Организация исследовательской деятельности

в процессе обучения биологии»


Писаренко Надежда Ивановна,

учитель биологии

МБОУ СОШ №23

с. Новозаведенное

Ставропольский край

В условиях перехода на ФГОС второго поколения научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в школе. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а неполучение объективно нового результата, как в "большой" науке. Учебная исследовательская деятельность - дело непростое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний методологии и методики. В процессе приобретения исследовательских навыков, у обучающихся, должна появиться внутренняя потребность заниматься исследовательской деятельностью, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

Работа по формированию исследовательской деятельности учащихся начинается на уроках. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. На уроках необходимо создать разнообразную среду, где каждый ученик смог самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идет об индивидуальном подходе в обучении. Для этого требуется создание образовательной среды, включающей в себя:

организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;

• использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;

• создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

• организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.

• организую исследовательскую работу практической направленности;

Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию исследовательской деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на факультативных и элективных курсах.

Работа над развитием исследовательской деятельности учащихся продолжается на занятиях элективных курсов. Грамотная организация работы элективных курсов способствует решению следующих педагогических задач:

• позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;

• позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета;

• формирует круг общения учащихся с общими интересами;

• создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

• создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.

Большую роль в развитии исследовательской деятельности учащихся играет индивидуальная работа, которая осуществляется по индивидуальным программам развития. Данная программа направлена на развитие исследовательских способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.

В процессе исследовательской работы с учащимися я веду мониторинг особых достижений учеников, что даёт хорошие результаты в будущем, так как благодаря регулярному анализу результатов можно легко проследить траекторию развития ребёнка, определить слабые места ученика с одной стороны, с другой - сформировать у учеников четкое понимание своих способностей, умения относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно.

Для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся мною организовано научное экологическое объединение учащихся «Исследователи природы». Работа в рамках научного объединения дает возможность ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности и способствует решению следующих задач:



  • развитию важных интеллектуальных качеств ученика, обеспечивающих в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применением их на практике;

  • приобщению учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей;

  • развитию коммуникативных способностей, созданию условий для расширения среды общения.

В летний период для учащиеся 6-10 классов, членов научного экологического объединения учащихся «Исследователи природы» проводится летняя полевая практика. Все участники практики делятся на группы по 5-6 человек в соответствии с возрастом, для проведения мониторинговых исследований создаются разновозрастные группы. В этом случае используются индивидуальные и групповые формы работы, обязательным компонентом работы является сотрудничество.

Особое место в формирования навыков исследовательской деятельности учащихся занимают эколого-краеведческие экскурсии. Цель экскурсий – расширить знания учащихся по курсу биологии и экологии, сформировать практические умения по исследованию окружающей среды через организацию исследовательской эколого-краеведческой работы. Экскурсии проводится ежегодно в конце июня – начале июля по двум направлениям. Первое – «Экология населенного пункта», где учащиеся изучают экологическую обстановку на территории села. Второе направление - «Помоги природе», в ходе проводимых эколого-краеведческих экскурсий учащиеся собирают материал, который используется для эколого-просветительской, агитационной деятельности, проведения различных акций, рейдов по охране природы.

Большую роль в формировании исследовательских умений учащихся имеют информационные технологии и Интернет- ресурсы. Использование ИКТ целесообразно на всех этапах исследовательской деятельности,   так как   технологии и интернет-ресурсы несут большой информационный, энерго- и времясберегающий потенциал и позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Для оформления исследовательских работ в компьютерном варианте школьники используют навыки работы в программах Word, Excel, Power Point.

Проведенная мной работа по формированию исследовательской деятельности с учащимися дала положительные результаты. Результаты исследовательских работ учащихся были представлены на международных конкурсах «Инструментальные исследования окружающей среды», «Подрост», всероссийских конкурсах «Подрост», «Юннат», олимпиаде «Созвездие», «Альбус», «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», водном конкурсе старшеклассников, эколого-биологической олимпиаде для обучающихся дополнительного образования, краевой научно-практической конференции «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья», где стали призерами и победителями. Тезисы исследовательских работ учащихся публикуются в сборниках конференций регионального, краевого, российского и международного уровня.

Очень важно, чтобы ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы [5].

За период работы по формированию исследовательской деятельности с учащимися мной были сделаны следующие выводы:

• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;

• исследовательская работа с учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.


Литература

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., «Вербум-М», 2001.

  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

  3. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М, 1993.

  4. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.

  5. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.

  6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

  7. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. № 5.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227

  9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс], − режим доступа: zakonrf.info


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница