Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока



Скачать 147.69 Kb.
Дата10.02.2016
Размер147.69 Kb.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока

Автор: Евменова Наталья Владимировна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская средняя общеобразовательная школа.

Адрес: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бирикчуль, ул. Набережная, 2.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук…
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.

Так школьники приобщаются к пониманию проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, развивается интерес к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и смежных с ними наук.


В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”.

Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура.

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех.

В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Виды исследовательской деятельности на уроке:

1. Применение исследовательских методов при изучении материала (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.

На своих уроках исследовательский метод я использую при решении творческих биологических и экологических задач.


2. Экспресс-исследование на экскурсиях

По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в  пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований,  какие птицы живут в населённом пункте, какие декоративные растения используются для озеленения улиц.

3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и ластоногие млекопитающие.



Возможная тематика исследований: “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания”, “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.

4. Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу,  ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

При проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью  лабораторного оборудования.

Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа.


Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

5. Исследования-соревнования

На уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Учащимся 10-11 класса предоставляется такая возможность. Заранее готовлю учебный текст. Этим текстом может быть раздел учебника: «Теория происхождения жизни на Земле», «Происхождение видов», «Основы цитологии» и др. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является  главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся  рационально использовать научную литературу и работать с ней.

6. Нетрадиционные уроки (урок-презентация «Древние  пресмыкающиеся»,  урок – дискуссия «Происхождение человека»урок – конференция «Глобальные экологические проблемы»)

К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто  выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.

7. Учебно – опытническая работа на пришкольном участке

Проводится опытническая исследовательская работа по агротехнике выращивания растений, генетические исследования, селекционные работы, озеленение и декоративное оформление школьной территории и др.

8. Исследовательские проекты

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс-исследований,  приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.

Виды исследовательской деятельности  во внеурочное время:

1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.

2. Выступления на научно практических конференциях, конкурсах, фестивалях.
3. Участие в природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом – Земля»,  «Марш парков» и др.
4. Участие в исследовательских экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю)
5. Проведение кружка «Юные исследователи природы родного края», элективных курсов «Твои возможности, человек».
6. Написание исследовательских творческих работ.
7. Написание рефератов.
8. Выполнение мини – исследований.
9. Создание буклетов.
10. Создание презентаций
11. Создание моделей и коллекций.
12. Оформление выставок: («Я изучаю и люблю природу», «Чудеса природы» «Цветы в нашей жизни» и др.).

13. Слёты и фестивали

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: “Роль леса в жизни человека”.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Например: “Фотографии на листьях», «Влияние табачного дыма на рост растений», «Какие пигменты содержатся в зелёном листе».

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Например: “Чистая улица – чистое село», «Святой ключ» - источник жизни.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. Например: “Наблюдение за миграцией популяции ворон в районе исследования”.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Например: “Изучение зимующих птиц села Бирикчуль», «Заселение соснового леса окрестностей села Бирикчуль стволовыми вредителями».

Все творческие работы имеют общие элементы:

Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

В методическом плане все виды работ структурированы на:



  • постановку проблемы;

  • собственно материал;

  • выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

При организации и выполнении исследовательских работ с учащимися работу провожу по алгоритму, который включает пять этапов:

1. Диагностический этап

Целью диагностического этапа по выполнению научно-исследовательской работы является “найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. На диагностическом этапе – целесообразно провести исследование релевантных условий образовательной среды ребенка (“релевантность” - уместность). Релевантные условия – это условия, которые создаются в той образовательной среде, где вы работаете и интенсивно используются учителем для организации исследовательской деятельности ученика. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка. Изучение релевантных условий можно провести через медицинскую диагностику (выявить уровень физического здоровья, наличие хронических заболеваний и т.д.), психологическую диагностику (тип темперамента, изучение уровня тревожности, изучение особенностей адаптации к новым условиям и т.д.), педагогическую диагностику (уровень интеллектуального развития, развитие знаний, умений, навыков).



2. Теоретический этап (этапы планирования)

Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.

Теоретический этап включает следующие направления деятельности:


  • Определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Например:

- экология флоры и фауны.

  • Определение проблемы и темы исследования

Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Например:

- усиление работы по сохранению сосновых лесов от стволовых вредителей

Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

Например:

- «Заселение соснового леса окрестностей села Бирикчуль стволовыми вредителями»

- «Зимующие птицы села Бирикчуль»

  • Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Например: участки соснового леса с погибшими деревьями

Предмет исследования – это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

Например: стволовые вредители заселившие участки соснового леса

  • Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

Например: Участки соснового леса с погибшими деревьями образовались по причине заселения их стволовыми насекомыми вредителями

  • Формулировка цели и задач исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

- доказать - обосновать - разработать - объяснить - определить – установить

Например: Сохранить сосновые леса окрестностей села Бирикчуль от стволовых вредителей

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.



Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

- выявить - определить - установить - изучить



Например:

- Выявить причину гибели деревьев на исследуемом участке.

- Изучить биологию насекомых вредителей леса.

- Определить видовой состав и частоту встречаемости поселившихся вредителей на исследуемом участке.

- Дать оценку экологического риска гибели соснового леса для данной местности.

- Провести мониторинг динамики распространения стволовых вредителей на новые участки леса.

- и др.

  • Отбор методов исследования

Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

  • Составление плана исследования 

  • Поиск и отбор информации по теме исследования

3. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования , презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.

И в заключении хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с организацией исследовательской деятельности.

1. Значительная учебная нагрузка учащихся и учителей. В условиях шестидневной рабочей недели у учащихся очень мало времени на занятие исследовательской деятельностью. По сути погружение в исследование возможно только во время каникул.

2. Ресурсное обеспечение исследований. Это и возможность использовать научную литературу и электронные носители информации (не все учащиеся имеют дома компьютер или не умеют работать на нем, а могут только играть). Необходимо предусмотреть и возможность для учащихся выхода в Интернет, т.к. современные исследования невозможны без знакомства с широким кругом источников по проблеме. Ряд исследований невозможен без лабораторного оборудования, которым школа обеспечена недостаточно.

3. Чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, необходимо проводить подготовительную работу. Учащийся должен владеть специальными умениями и навыками для самостоятельной работы. Помощь в этом должны оказать специальные лекции или спецкурсы по обучению учащихся основам исследовательской деятельности и грамотного оформления ее результатов.

Результативность работы:


  • повышается мотивация к обучению;

  • развивается творческий подход к собственной деятельности;

  • развиваются универсальные учебные действия;

  • осваиваются новые информационные технологии;

  • повышается социализация выпускников

Результативность методической системы можно проследить с помощью различных критериев:

1. Наличие устойчивого познавательного интереса к предмету. (Диаграмма 1.)

2. Состояние и уровень комфортности ученика на уроке (тест «Оценка успешности работы учителя») с точки зрения ученика. (Диаграмма 2.)

3. Качество обученности учащихся 70%

4. Положительная динамика количества учащихся, занятых во внеурочной деятельности по предмету.

5. Положительная динамика повышения качества творческих работ, выполненных учащимися (проектов, исследований).

Диаграмма 1
На основании анкетирования, проведенного в 5,7,8, 11 классах, можно сделать вывод, что использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности способствует повышению устойчивого интереса к биологии. Более 80 % учащихся считают предмет интересным, им нравится уровень, на котором биология преподается в школе. Значимость биологических знаний возрастает и для 8, 11-классов составляет 100 % (в 8 классе изучается курс «Человек», где раскрываются вопросы строения и функционирования организма человека).

Диаграмма 2


Результатом моей педагогической деятельности является развитие устойчивого познавательного интереса к предмету на основе использования исследовательской работы на уроках и за пределами урока. Анализируя результаты анкетирования (тест «Оценка успешности работы учителя»), можно сделать вывод, что большинству учеников легко дается предмет, урок является любимым, так как нравится проводить исследования и получать новые знания.

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница