Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края



Скачать 323.81 Kb.
Дата10.02.2016
Размер323.81 Kb.

Организация исследовательской деятельности

школьников через изучение природы родного края


(из опыта работы Грубской Татьяны Александровны, учителя биологии
МБОУ «Октябрьская СОШ.» Октябрьского района Оренбургской области)
Научный руководитель: Мишакова Валентина Николаевна, к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ
Условия возникновения, становления опыта

В настоящее время наблюдается спад интереса учащихся к естественным наукам. Более приоритетными становятся математика, информатика, иностранные языки, обществознание. Однако по-прежнему учебные предметы естественнонаучного цикла определяют основу современного образования. И разве люди когда-нибудь откажутся от жизни среди природы: света солнца, теплоты его лучей, запаха цветов, пения птиц, шума листвы? К тому же не следует забывать, что высшая ценность, самая уникальная и одновременно хрупкая, которая даётся человеку – это жизнь, в самых различных её проявлениях (конкретного человека, в форме растения или жучка, переползающего по нему и т.д.). И другой встречи с ней не будет. Понимает ли это современный школьник, умеет ли он ценить жизнь?

Результаты социологического исследования показывают, что в современном обществе меняется система общесоциальных и образовательных ценностей. При приёме на работу специалистов, кроме профессиональных умений, наиболее важными качествами для работодателя являются умения решать проблемы (62%), способность к самообразованию и саморазвитию(58%), коммуникативность.

Сельская школа является фундаментальной основой всей социальной сферы села, наиболее устойчивым её звеном, во многом определяющим перспективы развития сельского социума. Школа - единственный остров культуры на территории села. Отсутствуют центры внешкольной работы, учреждения дополнительного образования, дома творчества и т.д. Социальный опыт дети осваивают через учителей и родителей.

Как сделать так, чтобы и в сельской школе талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Как помочь ребенку реализовать свои индивидуальные способности и склонности? В этом и состоит сложившееся противоречие. Необходимо помочь ребёнку выйти её за рамки школьных учебников на более высокий уровень познания. Это наиболее приемлемый путь развития способностей детей в сельской школе. Учащимся нужно помочь почувствовать себя будущим исследователем.

Именно поэтому необходима организация исследовательской деятельности обучающихся школьников, объектами которой является природа родного края. Такая форма работы даст возможность пробудить у обучающихся интерес к биологическим наукам, научить школьников ценить жизнь, помочь ребёнку развить врождённые задатки и интеллектуальный потенциал.



Актуальность и перспективность опыта

Главная задача российского образования и образовательной политики государства состоит в том, чтобы обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, рассмотреть и развить способности всех его представителей. Социальный заказ общества на сегодня: формирование личности, способной к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию, социализации в обществе, адаптации на рынке труда. Однако практика показывает, что далеко не каждый гражданин умеет реализовать свои способности.

Школа должна поддержать ребёнка, подготовить почву для того, чтобы в его дальнейшей взрослой жизни способности были реализованы. Нужно предоставить ему возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Динамика преобразований окружающего мира сегодня такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Учащиеся, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе.

Хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества представляет исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность рассматривается как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников. Исследовательский навык, приобретённый в школе, поможет её выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

Новое время всегда диктует новые условия. Современный ученик должен уметь не столько учиться по учебнику, сколько добывать знания, необходимые сведения из любого источника. Значит, учитель должен научить этому школьников.


Ведущая педагогическая идея

Опыт показывает, в школе довольно часто можно встретить учащихся, которых не удовлетворяет работа лишь со школьным учебником. Они с удовольствием погружаются в атмосферу поиска. Таких ребят отличает творческая активность, нестандартность мышления. Исследовательская деятельность стимулирует их творческую инициативу.



Цель: через исследовательские навыки, приобретенные в школе, помочь выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным, не потеряться в жизни.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет решить следующие задачи:

1. повысить значимость биологии и экологии как учебной дисциплины через необычную форму работы, способствовать формированию у детей исследовательского типа мышления,

2. знание проблем своего края, решение практических и общественно-значимых задач, умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;

3. приобретение  навыков общения в коллективе, сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело, самореализация личности.

Исследовательская деятельность подразумевает умение обучающихся самостоятельно изучать литературу, их ознакомление с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, и направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.

Проводя исследования, ученик погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом, позволяет обучающимся делать свой вклад в общий банк знаний человечества.

Ребенка нужно подводить к мысли о том, что настоящие знания не могут быть получены иначе, чем через волевое усилие. Чем меньше потрачено сил на получение знаний, тем слабее сами знания и тем менее они ценны.

Таким образом, организация исследовательской деятельности школьников позволяет:


  • расширить область личных общечеловеческих знаний;

  • формировать научно-исследовательские навыки;

  • осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания;

  • получить новый общественно-полезный исследовательский продукт;

  • создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира;

  • создать условия, которые позволяют учащимся:

  • реализовать личный творческий потенциал в исследовательской деятельности;

  • проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

  • на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

  • самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

  • самостоятельно осваивать новые виды деятельности;

  • расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований.

Исследовательская деятельность позволяет обучающимся увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

Помимо познавательного развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся школьников имеет и ещё одно немаловажное значение – социально-психологическая адаптация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни.


Теоретическая база опыта

Существенным фактором обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Эти ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских школ, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Именно поэтому в нашей школе эффективно реализованы возможности по развитию творческой деятельности школьников, их самостоятельности, познавательного интереса, как факторов обеспечивающих личностно – общественное становление каждого растущего человека.

Базовые понятия опыта.

Исследовательская деятельность -

-это деятельность по овладению логикой научного познания,

-это форма организации работы, которая связана с решением исследовательских задач, т. е. задач с неизвестным заранее решением.

Объект исследования

исследовательская деятельность учащихся как процесс.


Предмет исследования -

-условия организации исследовательской деятельности в основной и средней общеобразовательной школе,

-формы и методы организации исследовательской деятельности.

Образовательно-воспитательные задачи исследовательской деятельности решаются на трёх уровнях:


  1. информационном – получение обучающимися новых знаний;

  1. эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

  2. нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов.

Основные направления организации исследовательской деятельности обучающихся школьников:

  • включение в исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их интересами,

  • обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования,

  • формирование исследовательской мотивации обучающихся школьников к участию в исследовательской работе, т.е. ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим.

Необходимо соблюдать правило: никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Только личный интерес, личная увлечённость. Вовлечение обучающихся школьников в исследовательскую деятельность так, чтобы эта деятельность стала потребностью, - процесс длительный и сложный.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на уроках и внеклассных занятиях.

Динамика преобразований окружающего мира сегодня такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Учащиеся, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе.

Хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества представляет исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность рассматривается как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников. Исследовательский навык, приобретённый в школе, поможет её выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

Опыт показывает, в школе довольно часто можно встретить учащихся, которых не удовлетворяет работа лишь со школьным учебником. Они с удовольствием погружаются в атмосферу поиска. Таких ребят отличает творческая активность, нестандартность мышления. Исследовательская деятельность стимулирует их творческую инициативу.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет повысить значимость биологии как учебной дисциплины через необычную форму работы, формировать у детей исследовательский тип мышления, умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации, приобретать  навыки общения в коллективе, сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело, самореализация личности, согласно Концепции ФГОС нового поколения.

Исследовательская деятельность подразумевает умение обучающихся самостоятельно изучать литературу, их ознакомление с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, и направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.

Помимо познавательного развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся школьников имеет и ещё одно немаловажное значение – социально-психологическая адаптация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни.

В своей педагогической деятельности образовательно-воспитательные задачи исследовательской деятельности решаю на трёх уровнях:



  1. информационном – получение обучающимися новых знаний;

  1. эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

  2. нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов.

Основные направления организации исследовательской деятельности обучающихся школьников:

  1. включение в исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их интересами,

  2. обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования,

  3. формирование исследовательской мотивации обучающихся школьников к участию в исследовательской работе.

Планируемые результаты: 

Предметные результаты:

  • формирование биологической грамотности;

  • формирование научно-исследовательских навыков;

  • осуществление целостного восприятия окружающего мира через выбранный объект познания;

  • получить новый общественно-полезный исследовательский продукт с использованием ИКТ;

Личностные результаты учащихся:

  • реализация личного творческого потенциала в исследовательской деятельности;

  • развитие интереса и вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

  • на основании результатов работы над исследовательской темой определение своего личного статуса.

Регулятивные: 

  • самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

  • самостоятельно осваивать новые виды деятельности, в том числе ИКТ.

Коммуникативные:

  • расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований.

Метапредметные:

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор иформации, умение взаимодействовать с людьми, ориентироваться в окружающем мире.

Новизна опыта

Исследовательский метод обучения предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. История отечественной педагогики содержит сведения о противоположном отношении к его использованию. Несмотря на положительные стороны исследовательского метода, система образования отказалась от его массового использования (1932), но в 60Х годах в условиях НТР идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие. Однако современная отечественная образовательная система в своей основной массе продолжает использовать метод информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности обучающихся. Такая система образования формирует хороших знатоков-исполнителей, на фоне которых лишь изредка появляются единичные творцы.

Совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности учащихся, повышение их уровня знаний и эрудиции – потребность времени.

Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ на этот вопрос прост – чем раньше, тем лучше.

Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы её результаты были практически значимы?

Готовых рецептов и специальной программы организации исследовательской деятельности нет, да и быть не может. Однако есть педагогический опыт, переосмысление которого помогает в работе. Вовлечение обучающихся школьников исследовательскую деятельность предполагает признание ученика активным участником процесса обучения, соратником и коллегой учителя по учебному процессу, чтобы ребенок активно развивался и осознанно потреблял знания.


Технология опыта

«Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребёнка, с прежним багажом знаний, находит, за что зацепиться. В противном случае «в одно ухо влетело, в другое - вылетело», именно поэтому необходимо систематическое обучение. Хаотичное обучение не даёт большого эффекта». Гафитулин М. Проект «Исследователь». Методика организаци исследовательской деятельности учащихся. Педагогическая техника, 2005 №3 стр. 21-26.



Цель: вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, объектами которой является природа родного края, и показать, как составить индивидуальный план исследования и осуществить его.

В сельской школе учебные исследования организуются вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная и внеурочная деятельность. Почему? Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения в биологии служат непосредственные наблюдения в природе.

В зависимости от темы исследования они проводятся в любое время года. Но именно летом сельским школьникам предоставляется уникальная возможность:


  • изучить биологические объекты и взаимосвязи между ними наиболее полно не по страницам учебников, справочников, определителей и т.д., а через непосредственные визуальные наблюдения в природе,

  • пройтись по лабораториям старейшего в мире «института» природы, заглянуть в его «мастерские», «библиотеку». Войди в этот мир живой природы и перед тобой предстанут тысячи оригинальных, мастерски созданных в результате естественного отбора, организмов, чутко реагирующих на различные изменения, проникни в самые сокровенные тайны, познакомься с живыми «приборами», испытанными и проверенными тысячелетиями.

Формы и методы

На первоначальном этапе обучения школьники выполняют задания, которые включают вопрос или задачу и указания, как их выполнять. Либо учитель показывает обучающемуся школьнику образец деятельности (например, определение вида с помощью определительной карточки). Школьники выполняют его и осваивают алгоритм действий. Далее школьникам предлагаются задания, которые способствуют самостоятельному «открытию» нового знания. Это заранее подготовленные инструкции, которые включают алгоритмы деятельности, например, «Составление морфофункционального анализа цветкового растения».

В дальнейшем на уроках, на занятиях в экологическом отряде исследовательские задания выполняются обучающимися школьниками под постоянным контролем со стороны учителя, часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны учителю заранее. Эти работы – как бы упражнения на заданную тему, в ходе которых учащийся оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.

Таким образом, выделяю следующие этапы организации исследовательской деятельности:

-выполнение учебных заданий, включающих подробные указания по их выполнению или образец деятельности,

-выполнение учебных заданий, нацеленных на самостоятельное «открытие» новых знаний по алгоритму действия,

-выполнение заданий по упрощённым методикам сбора и обработки данных под контролем со стороны учителя,

-выполнение исследовательских работ и их презентация.

Учебные исследования организуются и на уроке, и вне уроков и в обычной учебной работе как дополнительная, внеклассная и внеурочная деятельность.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность учителем осуществляется на уроках, через внеклассную работу в НОУ «Юный натуралист», районную очно – заочную школу «Эрудит», элективный курс «Экология с элементами краеведения», через индивидуальную форму работы с одаренными детьми.



  1. Уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. Это уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и исследовательских работ. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности уроки-исследования могут соответствовать начальному уровню - урок «Образец исследования», продвинутому уровню - урок «Исследование» и высшему уровню - урок «Собственное исследование» (см. Таблица1).

Уроки – исследования разного уровня

Таблица 1.



Уровень урока-исследования

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок «Образец исследования»

Урок «Исследование»

Урок «Собственно исследование»


На доске обязательно пишет название основных ступеней исследовательской деятельности.

Формирует проблему, сообщает тему и цель исследования.

Дает готовый алгоритм исследовательской работы.

Ведет учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.

Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?
На доске может написать названия ступеней исследования (при необходимости).

Формулирует проблему.

Подводит учащихся к пониманию цели исследования.



Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных.

Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности.

Использует вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию проблемы, темы и цели исследования.

Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе и парах.

Использует вопросы: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат!


Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу.

При необходимости консультируются с учителем.

Получают оценку учителя (правильно и неправильно) за каждый этап исследовательской работы.


Формулирует проблему, тему и цель исследования.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно без непосредственной помощи учителя.




НОУ «Юный натуралист», районная очно – заочная школа «Эрудит».

На занятиях научного общества учащихся «Юный натуралист», районной заочной школы «Эрудит» учителем организуется проектная работа. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Педагог использует метод проектов следующим образом:

1.Определяет значимую в исследовательском, творческом плане проблему (например, проблемы краеведческого характера.).

2.Предполагает практический, теоретический, познавательный результат;

3.Организует самостоятельную (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирует содержательную часть проекта (с указанием поэтапных результатов):

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

• выдвижение гипотез их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

• обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, буклетов плакатов, видеофильмов, электронных газет, творческих отчетов, обращение к населению, письмо Главе администрации.).

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Так, используя метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач от постановки проблемы до представления результата.

От первого этапа к последующему возрастает самостоятельность учащихся, а роль учителя заключается в наблюдении, советах, корректировке. Велика значимость оценки проекта, которая учитывает актуальность темы, корректность методов исследования, активность каждого учащегося, характер общения, аргументированность ответов. Критерием результативности можно считать увеличение количества проектов, выполненных группой учащихся и индивидуально (см.рис 6).



3 . Элективный курс «Экология с элементами краеведения ».

Необходимость введения профильного обучения на старшей ступени школы подтверждена в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (предпрофильного и профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся для развития новых поколений российских граждан, востребованных специалистов (в будущем), готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества».

Теоретическое осмысление проблемы внедрения профильного обучения в практику работы школы позволило выявить противоречие между потребностями социума в получении индивидуализированного предпрофильного и профильного обучения и возможностями образовательного учреждения МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа». В базовом курсе биологии некоторые вопросы экологии изучаются в 6,7 и 8 классах разрозненно, несистемно, фрагментарно, Многие аспекты курса, в том числе краеведческие материалы, не изучаются вообще. С целью профессионального самоопределения учащихся и получение ими качественного образования с учетом интересов, возможностей и дальнейшей профилизации по предмету был создан учебно-методический комплекс «Экология с элементами краеведения», который основан на краеведческом материале, разработан на основе программы «Экология.9 класс» Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника и А.П. Сидорина и предназначен для учащихся 9 классов.

Идея курса - повысить значимость экологии как учебной дисциплины через изучение природы родного края.

Сущность методической системы заключается в формировании исследовательских компетенций у учащихся в условиях введения ФГОС путём достижения личностных, предметных, так и метапредметных результатов при изучении курса «Экология с элементами краеведения».

Теоретической базой педагогического опыта учителя выступают концепция профильного обучения на старшей ступени школы (А.А.Кузнецов, А.А. Пинский, М.В.Рыжаков, А.Г. Каспржак и др.), предусматривающая возможность включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы и Концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС) нового поколения.



При проведении курса Татьяна Александровна организует доступные для учащихся самостоятельные исследования на занятиях и в природе. В этих условиях главной задачей становится организация познавательной исследовательской деятельности, на основе которых формируются как личностные и предметные, так и метапредметные результаты, согласно ФГОС. Так в процессе обучения она организует научную работу, где (учащиеся выдвигают гипотезу и доказывают её или опровергают., свои доводы оформляют в форме научного доклада, сообщения, написание исследовательской работы); творческую работу (учащиеся создают игровые пособия дидактического и раздаточного материала, составляют сценарии проведения эколого-биологических мероприятий и интеллектуальных игр, проводят заседания, конкурсы, праздники, конференции с использованием ИКТ); агитационную работу (учащиеся выпускают тематические газеты, готовят публикации в средства массовой информации различных жанров, буклеты, брошюры, создают аудио – видеозаписи размещают их на сайте НОУ «Родник»); эколого - краеведческую работу (проводят исследование проблемы, ведут практическую деятельность по охране памятников природы, ландшафтов родного края, флоры и фауны, участвуют в творческих конкурсах); методическую работу (учащиеся создают пособия краеведческого характера, участвуют в подготовке и проведение мероприятий в младших классах, выступают с исследованиями перед учащимися школы). В дальнейшем, такие учащиеся могут быть организаторами внеклассных мероприятий, эколого-краеведческой работы, проводить экскурсии и исследования в природе, участвовать в научно-практических конференциях различного уровня. Материалы результатов учебных исследований учащихся публикуются в средствах массовой информации, например итоги работы по теме «Комплексные исследования биогеоценоза в пойме р.Каргалка (хутор Степановский)» Епифанцевой О., Сгибневой А., Ражиной Т. опубликованы в сборнике №2 «По велению души и памяти». Работа Муравлевой Вали «Исследование пойменного луга», призера краеведческой олимпиады в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» на краеведческой олимпиаде в Москве, опубликована в сборнике №3«По велению души и памяти». Исследования Гончаровой М., Брежневой Е., Кургиной А. в областной литературно-краеведческой, экологической экспедиции «Аленький цветочек» собраны в сборнике «Дневник экспедиции», который издан при поддержке Министерства образования Оренбургской области и посвящен Году молодежи России в 2009 году. Сборник размещен и на сайте Mylitera. http://www.mylitera.ru/literaturnye-sborniki/696-sbornik-ldnevnik-ekspedicziirhj.htmlНесколько работ Мазарюка Владимира, победителя областного литературного конкурса "Рукописная книга", финалиста Всероссийского Фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» в Москве, размещены на сайте научного общества учащихся «Родник». В сборнике тезисов Национальное достояние России» Всероссийской конференции в Москве опубликована работа Сальтяшева Альберта и Сальтяшева Альфреда «Живи, родник!».

Готовясь к одному и тому же мероприятию, одни ведут поисковую работу, другие оформляют материал в соответствие с научными нормами, третьи создают видеосюжеты, презентации, четвертые готовят материал к публикации, что не исключает комплексного выполнения задания одним школьником. Именно такие и будут участниками исследовательских конкурсов. Другие же обретают общенаучные и специальные навыки, помогающие им в профилизации и социализации, если даже они и перестанут заниматься биологическим краеведением. Таким образом, на занятиях элективного курса «Экология с элементами краеведения», формируются: предметные результаты - формирование у учащихся экологической грамотности, научно-исследовательских навыков, осуществление целостного восприятия окружающего мира через изучение природы родного края., получение нового общественно-полезного исследовательского продукта; личностные результаты - реализация личного творческого потенциала в исследовательской деятельности, проверка актуальности личного интереса и повышение вероятности самостоятельного выбора дальнейшего образования, определение своего личного и общественного статуса на основании результатов работы над исследовательской темой;



регулятивные - самостоятельное осуществление диагностики внутренних возможностей, последовательное продвижение по заданным шагам исследования, самостоятельное осваивание новых видов деятельности; коммуникативные – расширение области индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;

метапредметные - умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор иформации, умение взаимодействовать с людьми, ориентироваться в окружающем мире.

На протяжении всего изучения курса проводится диагностика: входная с целью определения наличия интереса к тому или иному виду деятельности, промежуточное тестирование с целью определения уровня сформированности умений и навыков исследовательской работы, выходная - комплексное диагностирование с целью проверки навыков и умений по всем видам деятельности, заявленных в Программе.

Анализ входной диагностики показал умения учащимися (56,5%) анализировать собственное поведение и поведение других людей сообразно нормам экологической этики, систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам (ценностно-ориентационная мотивация). Во время учебной экскурсии было отмечено умение предвидеть и предотвращать разрушения природных объектов, принимать экологически ответственные решения (преобразовательная мотивация), которое заключалось в том, что после экскурсии на территории поляны не осталось следов антропогенного воздействия. Более того, учащиеся (100%) собрали мусор, имевшийся на изучаемой территории. Здесь же на экскурсии при анализе было отмечено умение ребят взаимодействовать с природными объектами, другими людьми в природе (делись на группы для того, чтобы очистить природный объект), то есть проявилась коммуникативная мотивация. Она же имеет место при групповой работе.

Анализ проведении промежуточной диагностики показал, что (47,8 %) имеют стремление к выполнению заданий повышенной трудности. На занятии было представлено 6 электронных мини-проекта, выполненных в программе Power Point. Причем три проекта были созданы коллективно (два проекта -3 чел, 1 проект- 2 чел), что показало умение коллективной работы (34,7 %). Трое учащихся, выполнивших проекты самостоятельно продемонстрировали не только глубокие знания темы, но и показали интерес к профессиям сельскохозяйственной направленности, экологических служб, медицинских работников.



На входной диагностики на вопрос «Почему выбрали элективный курс «Экология с элементами краеведения»? Большинство учащихся выбрали следующие варианты. «Интересно слушать объяснения учителя» (100%). «Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях в природе» (95,6%). «На этом уроке постоянно используются компьютер» (82,6%). Среди других ответов были отобраны учащимися «Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом», «интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование», «этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов».

На выходной диагностики на вопрос «Почему вы изучали элективный курс «Экология с элементами краеведения»? дети ответили: «Этот предмет пригодится для поступления в техникум, ВУЗ, он будет необходим в будущей профессий» (56,5%). «Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни» (82,6%). «Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор» (100%). «Этот предмет участвует в ЕГЭ, как составная часть биологии»» (56,5%). В результате 50 % из числа школьников изъявили желание учиться в классе естественно-научного цикла. Были ответы, отражающие мотивы самоопределения и самосовершенствования. «Хочу окончить школу и учиться дальше», «понимаю, что знания мне нужны для будущего», «хочу быть культурным и развитым человеком». Следует отметить, что 100% изъявили желание учиться в ВУЗах, 55% из них на факультетах с изучением дисциплин естественно-научного цикла.

Удовлетворённость выбора профиля (Таб.1) показывает, что большинство учащихся довольны выбранном естественно - научным профилем. Некоторые учащиеся ещё не определились в выборе профессии, поэтому затрудняются ответить.

Таб. 1 «Удовлетворённость выбора профиля»


Варианты ответов/ Годы

2009-2010

2011 - 2012

Да

79%

82%

Затрудняюсь сказать

17%

12%

Нет

2%

0%

Из числа сдающих ЕГЭ 7 учащихся из 13 выбрали биологию, что составляет 53%.

Уровни мотивации учащихся выявлялись на основе наблюдений, бесед, тестов, которые показали, что особое место в деятельности учителя занимают социальные методы мотивации и стимулирования, направленные в дальнейшем на сознательную профилизацию учащихся.

Данный курс апробирован автором в течение ряда лет в Октябрьской средней школе и на занятиях объединение «Натуралист» ОЦДЮТурК. Анализ апробации заслушивался в виде выступления учителя на педагогическом Совете МБОУ ОСОШ, на РМО учителей биологии и химии, в виде презентации на зональном совещании директоров школ при ОЦДЮТурК. Элективный курс «Экология с элементами краеведения» как составная часть профильного обучения биологии представлен в банке педагогической информации ИПКРО Оренбургской области. Курс одобрен на VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов естественно - научных дисциплин.

Предназначен для учителей биологии, руководителей эколого – биологических кружков и методистов. Работа по данной проблеме продолжается. В перспективе – дистанционные виды обучения в режимах on-line, of – line

Наличие последователей в данной системе:

-школьный уровень: учителя биологии, химии, географии и др.

-муниципальный уровень: коллеги по НОУ «Родник», педагоги дополнительного образования дистанционной школы «Эрудит»

- региональный уровень: педагоги дополнительного образования ОЦДЮТурК.

- федеральный уровень: консультация педагогов через Интернет на сайте «Родник», обсуждение на портале «Про школу».
Индивидуальная форма работы с одаренными детьми через экологические экспедиции и исследовательские работы.

Экологические экспедиции

Цель экспедиции: сбор экспериментального материала в полевых условиях. Экспедиция состоит из нескольких этапов:



  1. подготовительный – ознакомление учащихся со специальной литературой, овладение ими методикой исследования, постановка проблем;

  2. определение целей, хода, содержания экспедиции, распределение заданий между учащимися;

  3. проведение экспедиции;

  4. обобщение и анализ материала, выводы по результатам экспедиции;

  5. участие в научно-практических конференциях.

В ходе подготовки и проведения экспедиции решаются задачи:

  • соединить теоретическую и практическую стороны программного материала;

  • научить детей умению жить в коллективе, в полевых условиях.

Участники экспедиции начинают глубже понимать законы, обеспечивающие непрерывность жизни в биосфере.

Исследовательские работы.

Учителю нужно чётко представлять, что научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность – разные понятия.



Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Результативность школьных научно-исследовательских работ может быть намного выше, если они проводятся в сотрудничестве со специалистами высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. В данном случае ребята убеждены, что их работы не просто элемент урока, игра или внеклассное мероприятие, а часть серьезного научного исследования. Они поймут и почувствуют ответственность за проделанную работу и за ее результаты. Использование же научного оборудования высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений значительно расширяет круг таких работ. Приходилось участвовать дважды. Всем понравилось!



Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не овладеть новыми, доселе неизвестными фактами, а научиться алгоритму ведения исследования, навыкам, которые затем могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Часто во время экспедиций школьники выполняют под руководством учителя различные исследования по многим направлениям (зоология, ботаника, география, топонимика и др.). Обычно по каждому разделу работают 2 – 3 учащихся. Выполнение исследовательской работы объединяется в общий отчёт, где они представлены в виде отдельных разделов.

Если этот отчёт имеет общую цель и поставленные задачи для всего исследования, а также проработанные методические вопросы, общие выводы или заключение, то такую работу называют комплексным исследованием.

Если же каждый раздел имеет собственную цель и задачи, методику, выводы или заключение, то следует говорить не о комплексной работе, а об отчёте экспедиции. В этом случае помогаю ребятам оформить исследования в виде индивидуальных или групповых исследовательских работ.

В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из её участников. Безусловно, основная доля ответственности лежит на учителе, исполняющем в данном случае роль руководителя исследовательской работы. Таким образом, включение организации исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс формирует умения, которые содействуют повышению успеваемости, способствуют формированию навыков исследовательского труда и оказывают благотворное влияние на развитие личности ребёнка.

Исследовательские работы

Исследовательские работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований. Учитель выступает при этом как руководитель, консультант и при необходимости помогает учащимся на разных этапах их выполнения.

Одна из важных составляющих исследования – поэтапное планирование деятельности, которое должно соответствовать этапам эксперимента.

В своей работе выделяю следующие этапы:

Диагностический. Анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме. Литературный обзор по теме исследования обычно предусматривается в исследовательских работах как отдельная глава.

Прогностический. Определение целей и задач, прогнозирование результатов. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, доступной для исследователя.

Организационный. Составление программы эксперимента, подготовка материальной базы, методическое обеспечение.

Практический. Проведение исследования, отслеживание результатов. Всякое исследование документируется дневником наблюдений, гербариями, коллекциями, фотографиями, видеоизображениями.

Обобщающий. Обработка данных, соотнесение результатов, оформление и описание результатов. Результаты каждого наблюдения, опыта, эксперимента должны быть воспроизводимы, то есть при их повторении должны получаться сходные результаты. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований.

Внедренческий. Распространение результатов исследования.

Разносторонний фактический материал, собранный в период проведения экспедиции или исследования становится основой для написания исследовательской работы.

Все исследовательские работы обучающихся школьников выполняются по следующей схеме:



  • актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

  • определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

  • выбор темы исследования (как можно строже обозначить границы исследования);

  • выработка гипотезы;

  • выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);

  • определение последовательности проведения исследования;

  • сбор и обработка информации (зафиксировать полученные результаты);

  • анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические приёмы и правила);

  • подготовка отчёта (подготовить сообщение по результатам исследования);

  • написание исследовательской работы

  • защита исследовательской работы (защитить результаты публично, ответить на вопросы). Это необходимый этап проведения исследования.

Во время защиты должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы школьника. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7- 10 мин. Поэтому при подготовке к защите из текста работы отбирается самое главное.

Огромное значение имеет умение учителя предвидеть вопросы, которые могут быть заданы во время защиты. Их заранее нужно обсудить с учащимися.

Общая структура выступления во время защиты должна быть следующей.


  1. Формулировка темы исследования и ее актуальность.

  2. Цель работы.

  3. Задачи исследования.

  4. Гипотеза (формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

  5. Методика проведения исследования.

  6. Результаты исследования.

  7. Выводы исследования.

  8. Рекомендации.

Защита - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Формы подведения итогов исследования – в основном, научно-практические конференции, конкурсы, форумы. Результаты такой деятельности – это победители и призёры на различных конкурсах и конференциях:



  1. Андреев Сергей и Шипилова Юлия – призёры Международного форума «Одарённые дети», 2003 год.

  2. Муравлёва Валентина, призёр (2 место) на Всероссийской олимпиаде по предмету "Краеведение", 2009 год.

  3. Загуменникова Наталья, призёр (2место) Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество. Растим патриотов», секция «Родословие», 2007 год.

  4. Сальтяшев Альберт, Сальтяшев Альфред, 8 класс, призёры (2 место) Всероссийского конкурса «Национальное достояние России», 2013 год.

  5. Мазарюк Владимир, 10 класс, победитель и призер областного литературного конкурса "Рукописная книга", победитель заочного тура ООЗИИ "Эхо времен" – 2010г.

  6. Мазарюк Владимир, 10 класс, победитель регионального конкурса «Моя история - история страны» в номинации «Видеофильм», 2012 год.

  7. Потокина Наталья, 6 класс, победитель областного заочного конкурса творческих работ «Я выбираю жизнь» в номинации «Сочинения», 2012 год.

  8. Потокина Наталья, Грубская Екатерина, 6 класс, воспитанницы. НОУ "Юный натуралист"- призёры областного заочного конкурса творческих работ «Я выбираю жизнь» в номинации «газеты и журналы», 2012 год.

  9. Грубская Екатерина, 6 класс, воспитанница НОУ "Юный натуралист", призёр регионального этапа Всероссийского конкурса "Юннат", 2012 год.

  10. Грубская Екатерина, 6 класс, воспитанница НОУ "Юный натуралист", призер регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность. Наука. Третье тысячелетие», 2013 год.

  11. Танких Анастасия, 9 класс, призёр (3 место) областной конференции исследовательских работ «Отечество. Растим патриотов», 2013 год.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница