Организация и содержание образования школьников с тяжёлыми нарушениями в развитии в соответствии с требованиями фгос для обучающихся с умственной отсталостью Методические рекомендации



Скачать 36.88 Kb.
Дата23.05.2016
Размер36.88 Kb.
Четверикова Т.Ю.,

к.п.н., доцент, зав. кафедрой специальной педагогики ОмГПУ
Организация и содержание образования школьников

с тяжёлыми нарушениями в развитии в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
Методические рекомендации
Одной из наиболее актуальных проблем современной системы специального образования является организация и определение содержания коррекционной работы со школьниками, имеющими тяжёлые нарушения в развитии. К числу таких детей относятся обучающиеся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, а также с множественными нарушениями развития. Дети названной категории имеют особые образовательные потребности, на удовлетворение которых должна быть направлена работа дефектологов при совместном участии с родителями.

Следует отметить, что 19 декабря 2014 года министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов подписал приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599). Данный приказ был зарегистрирован министерством юстиции Российской Федерации (03 февраля 2015 года, № 35850). Реализация требований данного стандарта, его внедрение в педагогическую практику предусматривается с 1 сентября 2016 года.

В соответствии с содержанием федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возможны 2 варианта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый вариант ориентирован на детей с лёгкой умственной отсталостью. Второй вариант раскрывает требования к образованию школьников с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, а также тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Реализация второго варианта предусматривает разработку специальной индивидуальной программы развития, которая составляется непосредственно педагогом - персонально для каждого ребёнка (с учётом состояния его здоровья, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей), и в обязательном порядке согласуется с родителями обучающихся.

Итак, в соответствии с современными требованиями, получившими отражение во ФГОС, важно индивидуализировать процесс образования ребёнка с тяжёлыми нарушениями в развитии, предусмотреть оказание ему адресной коррекционной помощи, обеспечить овладение жизненными (социальными) компетенциями и доступным уровнем академического знания. Это станет залогом успешной интеграции ребёнка в общество, «врастания в культуру», «присвоения культурно-исторического опыта» (Л.С. Выготский).

Как было отмечено выше, последовательная и планомерная реализация коррекционно-образовательного процесса, ориентированного на удовлетворение особых образовательных потребностей и социализацию школьника с тяжёлыми нарушениями в развитии, должна получить отражение в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). В то же время в настоящее время педагоги ещё не имеют опыта составления такого рода программы. Представленные методические рекомендации помогут педагогическим работникам верно структурировать данный документ и наполнить его содержанием в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возможностей детей названной категории и наиболее важных линий их развития.

Далее остановимся на структуре и содержании специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умственной отсталостью.

Итак, СИПР должна включать следующие компоненты:

1) общие сведения о ребёнке,

2) характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

3) индивидуальный учебный план;

4) содержание образования в условиях организации и семьи;

5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

9) средства мониторинга и оценки динамики обучения [2].

Кроме того, СИПР может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Нужно также отметить, что в СИПР следует отразить задачи и мероприятия, реализуемые в рамках внеурочной деятельности.

Далее раскроем основное содержание каждого структурного компонента СИПР.



I. Общие сведения о ребёнке

В разделе «Общие сведения о ребёнке» следует отразить:

- персональные данные об обучающемся и его родителях;

- бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

- заключение ПМПК.

Проиллюстрируем это конкретным примером.



Антон И. родился 01 февраля 2009 года. Зачислен в 1 класс адаптивной школы в 2016 году в возрасте 7 с половиной лет. До поступления в адаптивную школу в течение 2 лет мальчик посещал детский сад общего типа.

Ребёнок имеет умеренную умственную отсталость в сочетании со сниженным зрением. Антону назначена очковая коррекция: постоянно пользуется очками. Двигательная активность ребёнка снижена, отмечается гиподинамия.

Антон воспитывается в неполной семье, проживает вместе с мамой и бабушкой. Мама работает, бабушка (имеет педагогическое образование) – на пенсии. Родных братьев и сестёр у мальчика нет.

Бытовые условия семьи являются удовлетворительными: семья проживает в двухкомнатной благоустроенной квартире. У ребёнка есть своя комната, в которой оборудовано рабочее место. Компьютерная техника отсутствует. У мальчика есть игрушки, подобранные с учётом его возраста и пола. Члены семьи имеют возможность оказывать ребёнку помощь, поддерживают контакт со школой.

Заключение ПМПК - умеренная умственная отсталость, средняя степень амблиопии. В соответствии с решением ПМПК и с согласия родителей ребёнок осваивает 2 вариант ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Рекомендовано образование по СИПР.

Остановимся на содержании следующего структурного компонента СИПР.



II. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка

Характеристика должна быть составлена на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

В характеристике важно отразить следующие данные:

1) двигательное и сенсорное развитие ребенка;

2) особенности мотивационно-потребностной сферы (проявление интереса к чему-либо, реакция на поощрения и др.),

3) особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

4) особенности поведения и эмоциональные реакции ребенка в разных ситуациях;

5) сформированность социально значимых навыков, умений, представлений: коммуникация и речь, предметно-практическая деятельность, самообслуживание, игра, универсальные учебные действия (умение выполнять инструкцию, действовать по подражанию и др.), представления об окружающем мире, математические представления, бытовые и трудовые навыки;

6) степень потребности в посторонней помощи (полная, частичная, периодическая);

7) выводы [2].

В выводах следует отразить приоритетные образовательные области, учебные предметы, а также коррекционные курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком.

Приведём пример характеристики ребёнка с учётом требований к ней, предъявляемых ФГОС.



На момент составления программы у ребёнка отмечается сниженная двигательная активность, малая подвижность (гиподинамия), что обусловлено снижением зрительного анализатора. Ведущая рука – правая.

Наблюдается задержка сенсорного развития: различает отдельные цвета высокой контрастности (чёрный, синий, зелёный, красный), но не различает, не дифференцирует и не обозначает словесно другие цвета и оттенки. Затрудняет различать и называть геометрические фигуры, называет только две из них: круг и квадрат. Различает широко распространённые неречевые звучания (голоса животных, шумы некоторых природных явлений). Не может локализовать источник звука в пространстве.

При ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности в основном использует зрительный анализатор, мало опираясь на сохранные анализаторы и сенсорные системы. В результате ребёнок получает неполные и нередко искажённые сведения об окружающей действительности.

Мотивация к деятельности снижена. Игровые действия сформированы частично. Учебная деятельность не является ведущей. Не проявляет стойкого интереса к какой-либо деятельности, за исключением рассматривания игрушечных машин и выполнения единообразных действий с ними (перекатывание).

К поощрениям со стороны педагога равнодушен. На замечания и инструкции реагирует, пытается действовать в соответствии с указанием педагога.

У ребёнка отмечается грубое недоразвитие познавательной сферы и всех познавательных процессов. Это проявляется в нарушениях мыслительных операций: ребёнок затрудняется осуществлять сравнение объектов, не выделяет их сходства и различия. Восприятие поверхностное, характеризуется замедленностью. Не может долго удерживать внимание на объекте. Память кратковременная. С трудом запоминает информацию, особенно вербальную. Отмечается быстрое забывание инструкций и иного речевого материала.

Грубых поведенческих нарушений не отмечается. Ребёнок замкнут. Эмоционально лабилен, проявляет равнодушие к происходящему. Отмечается значительное недоразвитие эмоций: не осознаёт причины возникновения и смены эмоций окружающих людей: близких взрослых и сверстников. В социально значимых социальных ситуациях и при большом скоплении людей демонстрирует проявление тревожности.

Отмечается системное недоразвитие речи: имеются нарушения звукопроизношения; словарный запас значительно обеднён; в диалог вступает, но пользуется короткой фразой. Коммуникация с окружающими людьми затруднена. Письменной речью не владеет.

Считает до 3 с опорой на пальцы. Другие элементарные математические представления не сформированы.

Навыки самообслуживания и гигиены сформированы частично: умеет пользоваться гигиенической комнатой, самостоятельно мыть руки, применять расчёску. За личными вещами ухаживать не умеет. Сведениями о себе владеет частично. Может назвать своё имя и фамилию. Свой возраст и имён близких людей не сообщает. Выполняет действия в соответствии с простыми инструкциями, может действовать по подражанию, однако темп выполняемых действий замедлен. Испытывает выраженные трудности при ориентировке в пространстве, боится оставаться один. Нуждается в частичной посторонней помощи.

Выводы. Приоритетные образовательные области (учебные предметы): язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство, физическая культура (адаптивная физическая культура). Приоритетные коррекционные курсы: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Ориентировка в пространстве».

Раскроем содержание следующего компонента СИПР.



III. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план следует отразить в таблице (см. таблицу 1). Здесь важно указать образовательные области, соответствующие им учебные дисциплины, а также количество часов на каждую дисциплину.



Таблица 1 - Индивидуальный учебный план

Предметные области

Дисциплины

Часы

1. Язык и речевая практика

1. Речь и альтернативная коммуникация




2. Математика

1. Математические представления




3. Окружающий мир

1. Окружающий природный мир

2. Человек

3. Домоводство (с 3 класса)

4. Окружающий социальный мир






4. Искусство

1. Музыка и движение

2. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)






5. Технология

1. Профильный труд (с 3 класса)




6. Физическая культура

1. Адаптивная физическая культура




7.Коррекционно-развивающая область

1. Сенсорное развитие

2. Предметно-практические действия

3. Двигательное развитие

4. Коррекционно-развивающие занятия

5. Ориентировка в пространстве




Важно также подчеркнуть, что содержание коррекционно-развивающей области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, в том числе на основании рекомендаций ПМПК. Так, например, курс «Ориентировка в пространстве» (см. таблицу 1) введён как дополнительный. Необходимость включения этого курса в учебный план обусловлена тем, что формирование у ребёнка навыков пространственного ориентирования (характеристика ребёнка была представлена выше) является его особой образовательной потребностью, что обусловлено нарушением зрительного анализатора.

Остановимся на содержании следующего раздела СИПР. Данное содержание согласуется в представленным выше индивидуальным учебным планом, с включёнными в него курсами.

IV. Содержание образования в условиях организации и семьи

Речь и альтернативная коммуникация

1.Понимание обращённой речи

2. Неречевые звуки окружающей действительности

3. Голоса животных

4. Семья

5. Животные: стихи А. Барто («Зайка», «Козлёнок», «Мишка», «Слон»)

6. Первый звук в слове

7. Гласные и согласные звуки

И т.д.

Математические представления

1. Форма: круг, треугольник, квадрат

2. Величина: большой - маленький

3. Дочисловые количественные представления:

один – много, один – несколько,

много – мало,

поровну

4. Прямой счёт в пределах 5



5. Цифра 1

6. Цифра 2

И т.д.

Окружающий природный мир

1. Времена года: осень

2. Признаки ранней осени

3. Перелётные птицы

4. Поздняя осень

5. Птицы и животные осенью

6. Времена года: зима

И т.д.


Человек

1. Я человек (фамилия, имя, возраст)

2. Я и другие

3. Моя семья

4. Мои друзья

5. Ощущения человека

6. Приём пищи

7. Туалет

8. Гигиена

И т.д.


Окружающий социальный мир

1. Квартира, дом, двор

2. Семья

3. Школа


4. Мебель

5. Одежда

6. Посуда

7. Игровая площадка

8. Транспорт

Музыка и движение

1. Слушание детских песен

2. Пение (целесообразно назвать разучиваемые песни)

3. Вальс: движения под музыку

4. Марш: движения под музыку

5. Полька: движения под музыку

6. Игра на музыкальных инструментах:

- дудочка,

- колокольчик,

- барабан



Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование)

1. Лепка: разминание и раскатывание пластилина

2. Лепка: катание колбаски, расплющивание и отщипывание

3. Аппликация: ознакомление с бумагой, её свойствами и другими материалами для аппликации

4. Рисование: материалы и инструменты для рисования

5. Лепка: колобок

6. Аппликация: способы разрезания бумаги ножницами

7. Рисование: графический след на листе бумаги

И т.д.

Адаптивная физическая культура

Данная учебная дисциплина включает 5 разделов: «Велосипедная подготовка», «Плавание», «Лыжная подготовка», «Туризм», «Коррекционные подвижные игры». Если какой-либо из разделов не доступен ребёнку для освоения, он может быть исключён или заменён другим.

Раздел «Велосипедная подготовка» подразумевает обучение школьника езде на трёхколесном и на двухколёсном велосипеде). Раздел «Плавание» предполагает формирование у обучающегося умений двигаться в воде и навыка плавания). Раздел «Лыжная подготовка» направлен на формирование у ребёнка навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее совершенствование этого навыка. Раздел «Туризм» предусматривает овладение различными туристическими навыками). И, наконец, раздел «Коррекционные подвижные игры» подразумевает формирование у обучающегося умения взаимодействовать в процессе игры и соблюдать правила игры.

Далее остановимся на возможном содержании курсов, входящих в коррекционно-развивающую область.



Сенсорное развитие

Включает 5 разделов, а именно: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Приведём возможную тематику коррекционных занятий на примере двух первых разделов.

Так, в рамках раздела «Зрительное восприятие» ребёнка целесообразно учить фиксации взгляда (на лице, движущемся объекте и др., прослеживанию взглядом за движущимся предметом, зрительному восприятию того или иного цвета (например, красный, синий, жёлтый и др.).

В ходе реализации коррекционной работы по разделу «Слуховое восприятие» важно учить ребёнка локализации источника звука в пространстве, различению и дифференциации неречевых музыкальных звучаний, различению и дифференциации неречевых природных звуков и др.

Предметно-практические действия

Данный курс включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Так, в рамках раздела «Действия с материалами» коррекционную работу можно проводить по следующем темам: «Сминание ткани и бумаги», «Разрывание бумаги», «Пересыпание круп», «Разматывание и сматывание клубков» и др. В рамках раздела «Действия с предметами» возможна следующая тематика: «Собирание пирамиды», «Шнуровка», «Перемещение мячей разного диаметра» и др.

Двигательное развитие

Этот курс может быть представлен следующей тематикой:

1. Удержание головы и движения ею

2. Движения руками и пальцами рук

3. Действия с мячом

4.Позы: воспроизведение и изменение (в положении лёжа, сидя, стоя)

5.Движения ногами: ходьба и бег

Коррекционно-развивающие занятия

Этим занятиям следует уделить особое внимание. В первую очередь, данные занятия направлены:

- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся, не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;

- на дополнительную помощь ребёнку в освоении им отдельных действий и представлений, которые оказываются особенно трудными;

- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Подчеркнём: возможности усвоения программного материала ребёнком определяют объём и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, в СИПР можно включить дополнительные задачи.

Представим примерную тематику коррекционно-развивающих занятий:

1. Действия по подражанию: дифференциация предметов по цвету и форме

2. Захват и удержание предметов: предметные действия одной и обеими руками

3. Действия по словесной инструкции и образцу: штриховка

4. Общение: диалог на темы «Моя семья», «Я ученик», «Школа», «Мои друзья»

5. Учебные принадлежности: назначение, особенности использования

Остановимся на содержании следующего структурного компонента СИПР.

V. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Уход необходим обучающимся с умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии, то есть тем обучающимся, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур, одевания и раздевания, приёма пищи. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Во время ухода ребёнок должен чувствовать уважительное, доброжелательное отношение взрослого, которое будет способствовать появлению у него доверия и желания взаимодействовать со взрослым.

Присмотр осуществляется во время прогулки, в процессе свободной деятельности обучающегося с целью предотвращения случаев, когда обучающийся может причинить вред себе, окружающим или имуществу [2].

Представим образец, отражающий специфику описания условий реализации потребности обучающегося в уходе (1 – 3 пункты) и присмотре (4 – 5 пункты).



Уход и присмотр обучающегося предусматриваются в следующих ситуациях:

1. Выполнение гигиенических процедур (посещение туалета, мытьё рук, уход за личными вещами, их своевременная смена)

2. Одевание и раздевание

3. Приём пищи

4. Прогулка

5. Свободная деятельность

Реализация СИПР должна осуществляться целой командой специалистов. По своей сути это междисциплинарная команда, в которую входят педагогические, медицинские и социальные работники, компетентные в понимании особых образовательных потребностей обучающихся: олигофренопедагоги (учитель начальных классов; учитель музыки; учитель изобразительного искусства), учитель-логопед, специальный психолог, специалист по лечебной физкультуре, социальный педагог, врачи (психиатр, невролог, педиатр – по согласованию с медицинской организацией).

Сведения о специалистах раскрываются в следующем разделе СИПР.

VI. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

Такого рода сведения целесообразно отразить в таблице (см. таблицу 2).



Таблица 1 - Перечень специалистов

№ п/п

Специалисты

Основные функции

1.

Учитель начальных классов




2.

Учитель музыки




3.

Учитель изобразительного искусства




4.

Учитель-логопед




5.

Специальный психолог




6.

Специалист по ЛФК




7.

Социальный педагог




8.

Медицинские работники



Раскрывая функции специалистов, важно указать, какие учебные дисциплины они преподают и какие коррекционные занятия проводят с детьми. Важно отметить основные виды деятельности, входящие в функциональные обязанности членов междисциплинарной команды.

Например, учитель начальных классов осуществляет обучение детей в соответствии с содержанием дисциплин, входящих в образовательные области «Язык и речевая практика», «Математика» и др. (см. таблицу 1), а также проводит коррекционные занятия, входящие в коррекционно-развивающую область.

Остановимся на содержании следующего структурного компонента СИПР.



VII. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

К числу основных задач могут быть отнесены следующие:

- обучение родителей методам, приёмам оказания ребёнку помощи в условиях семьи;

- оказание семье психологической поддержки;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи в целях оптимизации работы в направлении реабилитации ребёнка средствами образования и удовлетворения его особых образовательных потребностей.

Целесообразно запланировать и провести следующие мероприятия:

- проведение открытых уроков и занятий для родителей обучающихся;

- проведение праздников: «День знаний», «Золотая осень», «Новый год» и др. с участием родителей обучающихся;

- проведение совместно с родителями экскурсий на объекты ближайшего социального окружения: стадион, музей, игровая площадка и др.;

- индивидуальные консультации для родителей обучающихся;

- родительские собрания, лектории, круглые столы и т.п.

Весьма важным является обозначенный ниже раздел СИПР.



VIII. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

В этот раздел целесообразно включить следующую информацию:

- технические средства (если имеется необходимость в их использовании в коррекционной работе с ребёнком);

- названия используемых учебников;

- названия используемых рабочих тетрадей;

- названия дидактических пособий для работы с детьми. Так, например, это могут быть графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), таблички с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи.

СИПР, не считая возможного приложения, завершается сведениями, при помощи которых может быть дана объективная оценка качеству образования ребёнка с тяжёлыми нарушениями в развитии.

IХ. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

В данном разделе может быть обозначено психолого-педагогическое наблюдение за обучающимся в учебной и свободной деятельности, а также диагностические материалы, разработанные отечественными учёными в области дефектологии.

В соответствии с требованиями ФГОС, предмет итоговой оценки – достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Итог отражается в развёрнутой характеристике учебной деятельности ребёнка.

Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций рекомендуется применять метод экспортной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи [2].

Как было отмечено выше, приложение к СИПР является не обязательным, но рекомендуемым структурным компонентом. Приложение может включать:

- описание диагностических материалов, используемых для оценки динамики обучения ребёнка;

- карты развития детей, в которые заносятся результаты мониторинга;

- упражнения, задания, дидактические игры и др. для различных учебных предметов, занятий, в том числе коррекционно-развивающих.

Подытоживая изложенное выше следует отметить, что при адекватном структурировании СИПР и определении её содержания создаются условия для планомерной и целенаправленной коррекционной работы с учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.



Литература

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.



2. Приказ минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 01.10.2015 г.).
Каталог: files -> 2014
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Информационно-справочные материалы
2014 -> Клиническая психология
2014 -> Модель акмеологического развития пастыря
2014 -> Ребенок в принимающей семье
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «клиническая психология»
2014 -> Программа воспитания и социализации на ступени начального общего образования
2014 -> Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения обучающихся
2014 -> Концептуальные основы просвещения в области семьеведения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница