Организация и методика библиографической работы в библиотеке рабочая тетрадь студента



Скачать 402.7 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер402.7 Kb.
  1   2   3
Министерство культуры Омской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Омской области

«Омский библиотечный техникум»









ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В БИБЛИОТЕКЕ

Рабочая тетрадь студента

4 курса заочного отделения

(2 курса дневного обучения)

специальность 071901 «Библиотековедение»
ПМ.01.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК.01.02 БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ

Омск 2014







УТВЕРЖДЕНО

на заседании ПЦМК № 2

Протокол № 2

от 12 октября 2014 г.

Председатель ПЦМК № 2

_________И.Н. Марченко








УТВЕРЖДЕНО

на заседании ПЦМК № 2

Протокол № 2

от 12 октября 2014 г.

Председатель ПЦМК № 2

_________И.Н. Марченко







УТВЕРЖДЕНО

на заседании ПЦМК № 2

Протокол № 2

от 12 октября 2014 г.

Председатель ПЦМК № 2

_________И.Н. Марченко






Организация и методика библиографической работы в библиотеке: рабочая тетрадь по разделу МДК.01.02 Библиографоведение ПМ. 01 для студентов специальности 071901 «Библиотековедение»/ Сост. И.Н.Марченко. – Омск, 2014. – 44 с.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих часть 2 «Организация и методика библиографической работы в библиотеке» в разделе МДК.01.02.Библиографоведение (4 курс з/о, 2 курс д/о).

В рабочую тетрадь включен теоретический материал и блок проверочных заданий, которые помогут усвоить ключевые понятия и технологические основы библиографической работы, что необходимо для выполнения практических заданий, а также для подготовки к сдаче экзамена.

Составитель: И.Н. Марченко, преподаватель

© Омский библиотечный техникум, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая тетрадь предназначена для изучения второй части «Организация и методика библиографической работы в библиотеке» (раздела МДК.01.02. Библиографоведение ПМ.01) студентами заочного и дневного отделения специальности 071901 «Библиотековедение».

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта и рабочей программы профессионального модуля 01.Технологическая деятельность (раздел МДК.01.02. Библиографоведение).

Цель данного учебного пособия  активизация познавательного интереса студентов, развитие у них творческого, логического мышления, базовых профессиональных компетенций.

Задачи  дать необходимый минимум знаний по темам, раскрыть основные понятия и определения, сориентировать студента в источниках информации.

Материал в пособии представлен в виде теоретической справки по теме, тестовых и творческих заданий (составление схем, кроссвордов, таблиц), открытых вопросов, вопросов для размышления, списка используемой и рекомендуемой литературы.

Ведение тетради предполагает работу с учебной и справочной литературой.

Обращение к темам данной части курса обусловлено тем, что в них даются основные понятия, описания алгоритмов технологических процессов, усвоение которых позволит более качественно выполнять библиографическую работу на практических занятиях и на практике: создавать библиографические пособия разных видов, типов, форм и организовывать их использование.



Тема 1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Библиографическая работа — неотъемлемая часть деятельности любой библиотеки, независимо от наличия или отсутствия в ней специальной библиографической службы. Объем, содержание и организация библиографической работы различны в зависимости от статуса библиотеки.

Библиографическая работа — это совокупность процессов и операций по подготовке и использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями/ пользователями. Результатом подготовки библиографической информации является библиографический продукт, а результатом библиографического обслуживания – библиографическая услуга.

В понятие «содержание библиографической работы» включаются следующие направления:

- формирование и ведение справочно-библиографического аппарата (СБА),

- составление разнообразных библиографических пособий,

- подготовка и проведение устных библиографических обзоров;

- справочно-библиографическое обслуживание,

- библиографическое информирование,

- информационно-библиографическое обучение.

Все процессы и операции библиографической работы взаимосвязаны и взаимозависимы, что влияет на качество библиотечного обслуживания в целом.

Базой для организации и ведения библиографической работы являются фонды и справочно-библиографический аппарат библиотек.



Понятие «управление и организация библиографической работы» включает такие вопросы, как: планирование, учёт, отчётность, анализ работы, распределение обязанностей, координация и кооперирование, повышение квалификации, маркетинговый подход, внедрение новых информационных технологий.

Задания к теме 1:

  1. Впишите в словарь определения терминов: «библиографическая работа», «справочно-библиографический аппарат», «справочно-библиографическое обслуживание», «библиографическое информирование».

  2. Составьте схемы:


Содержание библиографической работы



Организация библиографической работы



  1. Назовите основные виды планов библиографической работы:_______________

___________________________________________________________________..

  1. Перечислите основные учётные формы, в которых фиксируются сведения о проделанной библиографической работе:___________________________________.

_________________________________________________________________.

  1. Приведите примеры разделения библиографического труда в библиотеке: ____________________________________________________________________.

  2. Как и для чего практикуется корпоративность (координация) в библиографической работе библиотеки?__________________________________

____________________________________________________________________.

  1. Назовите основные формы повышения квалификации, наполненные библиографическим содержанием: _______________________________________

____________________________________________________________________..

  1. Чем вызвано использование новых информационно-коммуникационных технологий в библиографической работе? Приведите примеры их внедрения в деятельность библиографа: _____________________________________________

__________________________________________________________________..

Тема 2. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ (СБА) БИБЛИОТЕКИ
СБА – комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей, предназначенных для многоаспектного отражения и раскрытия фонда библиотеки, обеспечения читателей нужной информацией и содействия профессиональной библиотечно-библиографической деятельности. Состав, объем, содержание и особенности организации СБА зависит от специфики региона, статуса и фонда библиотеки (центральная библиотека или филиал, обслуживающая взрослых или детей), характера читательских запросов.

Структура традиционного СБА включает элементы:

  1. система библиотечных каталогов (алфавитный, систематический, предметный);

  2. система библиографических картотек (общая – СКС, тематические, краеведческая, специальные);

  3. справочно-библиографический фонд (в СБФ из общего фонда выделяют: официальные, справочные, библиографические и информационные издания);

  4. фонд выполненных справок (ФВС - собрание ранее выполненных письменных тематических библиографических справок).

Современный СБА – СПА (справочно-поисковый аппарат) - совокупность традиционных и электронных элементов, организованных с помощью соответствующих программных средств и обеспечивающих выход в открытое информационное пространство. СПА включает источники информации на нетрадиционных носителях: электронный каталог, фактографические поисковые системы, библиографические базы данных – БД, единый АПУ ко всему СПА.и приобретает иные качества.

СПА должен обладать свойствами пластичности, системности, надежности, экономичности, и работа по его ведению должна быть планомерной, творческой, скрупулезной. Используя удаленные электронные источники информации, пополняются информационные ресурсы библиотеки, расширяется перечень ее услуг.

В общие вопросы организации СБА входит: комплектование; изучение; размещение; оформление; реклама СБА.
Задания к теме 2:

1) Представьте в виде схемы структуру СБА/СПА:




Справочно-поисковый аппарат библиотеки

2) Впишите в словарь определения терминов: «СБА/СПА», «АК», «СК», «ЭК»; «СКС», «краеведческая (тематическая, специальная) библиографическая картотека»; «библиографическая (фактографическая) БД».

3) Заполните таблицу:

Состав СБА различных библиотек

Библиотека

Каталоги

Картотеки, БД

СБФ

ФВС

Центральная библиотека













Филиал, обслуживающий взрослых













Филиал, обслуживающий детей













4) Сформулируйте поисковые возможности элементов СБА/ СПА:

Алфавитный каталог ____________________________________________________.

Систематический каталог _______________________________________________.

Электронный каталог____________________________________________________.

5) Приведите примеры справочных изданий разных видов в составе СБФ:________

________________________________________________________________________.

6) Перечислите полнотекстовые и библиографические БД, используемые в библиотеках:_________________________________________________________._

7) Назовите цель изучения СБА/ СПА: ______________________________________.

Тема 3. СОСТАВИТЕЛЬСКАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

БИБЛИОТЕК

Библиотеки не только используют готовые библиографические пособия, но и сами их составляют на базе общей технологии и своего фонда. На каждом этапе решаются конкретные задачи, производятся те или иные процессы и операции, достигаются соответствующие результаты.



1 этап – подготовительный.

Разработка программы библиографического пособия. Установление целевого и читательского назначения будущего библиографического пособия (БП), выбор, изучение, формулировка темы. Уточнение критериев библиографического отбора; определение вида, типа и жанра, методических особенностей БП.

Выявление произведений печати и библиографический поиск. Установление наличия в фонде библиотеки литературы по данной теме с помощью СБА.

2 этап – основной (аналитико-синтетический).

Изучение произведений печати. Установление соответствия выявленных документов назначению и содержанию будущего БП путём непосредственного («de visu») изучения, просмотра дополнительных материалов, критических статей и рецензий.

В процессе изучения документов осуществляется окончательный отбор по намеченным критериям. Сведения о каждом произведении печати фиксируются.



Библиографическая обработка. Объединение разрозненных данных о каждом документе в библиографические записи (описания, аннотации, другие элементы). . В некоторых БП необходимы вводные замечания, пояснительные тексты, «тексты-связки», помогающие в выборе литературы и ее изучении.

Библиографическая группировка. Выбор оптимальной структуры БП: основных делений — разделов и подразделов, порядка их следования друг за другом и названий

3 этап – заключительный

Подготовка текста предисловия, других вспомогательных элементов. Раскрытие замысла составителя (актуальность, методические особенности БП), помощь в ориентации в нём.

Редактирование, оформление БП. Редактирование БП: научное, литературное, библиографическое. Внешнее оформление обложки, титульного листа, размещения предисловия/ введения, иллюстраций.

Задания к теме 3:

  1. Заполните таблицу:

Составление библиографического пособия

Этапы, операции

Цель, задачи

Результат




























Ответьте на вопросы:

  1. Для каких целей муниципальные библиотеки могут составлять БП?_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________..

  1. Какие виды БП по целевому назначению составляют библиографы муниципальных библиотек? _____________________________________________________.

  2. С каких позиций составителю следует изучать тему будущего БП?

_________________________________________________________________.

  1. Какими критериями руководствуется составитель БП при отборе документов?__________________________________________________________________

___________________________________________________________________._

  1. С какой целью в БП составляются вводные замечания, тексты-связки?______________________________________________________________

____________________________________________________________________..

  1. Какие операции предполагает процесс редактирования БП?_____

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________


Тема 3.1. СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ КАРТОТЕК

Библиографическая картотека – это БП, реализованное в карточной форме. Картотеки являются важной частью СБА, так как аналитически раскрывают содержание фонда. Они различаются по ряду признаков: целевому и читательскому назначению, характеру отражаемой информации, содержанию, времени хранения, способу группировки. В библиотеках составляются различные виды картотек в зависимости от статуса библиотеки, ее возможностей, читательских запросов:

1. Общие/ универсальные картотеки. Систематическая картотека статей (СКС)

2. Тематическая картотека отражает документы по актуальной теме.

3. Краеведческая картотека отражает материалы, по содержанию связанные с краем (областью, селом).

4. Специальные картотеки: картотека заглавий художественной литературы, картотека персоналий, картотека рецензий, картотека произведений изобразительного искусства.

5. Другие виды картотек: картотека книжных новинок, картотека новинок художественной литературы, картотека библиографических пособий, картотека периодических изданий.

Фактографические картотеки содержат сведения фактографического характера. Картотека цитат собирает высказывания выдающихся людей по разным темам.

В последнее время все больше распространены электронные формы картотек, которые могут совмещать функции нескольких картотек – это разнообразные библиографические базы данных (БД): «Край», «Статьи», т.д.

Все решения по формированию, ведению картотеки/ БД отражены в паспорте (на основе программы: назначение, структура, хронологические рамки, состав БЗ, виды документов, критерии отбора, регулярность пополнения и редактирования в плане содержания, структуры, т.д.)

Использование картотек возможно в разных направлениях работы библиотек: в СБО для выполнения справок; для составления списков; подбора материала для выставок и т. д.



Задания к теме 3.1:

  1. В чём состоит значение библиографических картотек?________________

______________________________________ _________________________________

  1. Заполните таблицу:

Особенности библиографических картотек

Вид картотек

Чит. назнач

Виды документов

Содержание

Группировка

(раздел, БЗ)



Состав БЗ

СКС
















Тематическая картотека
















Картотека Заглавий ХЛ
















Картотека персоналий
















Картотека рецензий
















Картотека

изоматериалов


















Картотека

краеведческая


















Картотека

книжных новинок


















Картотека

новинок ХЛ


















Картотека

библиогр. пособий


















Картотека

периодич. изданий





















  1. Какие требования предъявляются к картотекам?_______________________

  2. Назовите картотеки, по содержанию отражаемых материалов являющиеся универсальными: _______________________________________________________

  3. В каких картотеках разделы сгруппированы в систематическом порядке?

__________________________________________________________________.

  1. В каких картотеках использована алфавитная группировка разделов? ______________________________________________________________.

  2. Перечислите картотеки, в которых используется библиографическое описание: монографическое/ одноуровневое ________________________________

Аналитическое ___________________________________________________

оба вида описания – _____________________________________________



  1. Дополните фразу:

В__________________________________________________библиографических картотеках библиографическое описание должно быть дополнено аннотацией.

9) В краеведческой картотеке отражаются следующие виды документов:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

10) Обратнохронологическая группировка библиографических записей в разделах применяется в _____________________________картотеках.

11) Картотека библиографических пособий составляется в помощь

__________________________________________________________

12) По каким актуальным темам, на Ваш взгляд, стоит создавать картотеки и базы данных: библиографические___________ ____________________________

фактографические___________________________________________________

13) В паспорте картотеки должно быть отражены следующие сведения:_____________________________________________________________

____________________________________________________________________.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница