Организационное поведение



Скачать 201.21 Kb.
Дата24.02.2016
Размер201.21 Kb.
ТипПрограмма


Программа ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ



Для студентов экономического факультета,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров

Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, доц. М.А. Федотова


Программа дисциплины «Организационное поведение» / авт.-сост. М.А. Фе­дотова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 14 с.

Подготовлена на экономическом факультете.

© Федотова М.А., 2009

Цели и задачи дисциплины


Подготовка кадров, способных эффективно решать сложнейшие проблемы в экономической, политической, социальной и духовной сферах функционирования общества, предполагает овладение знаниями, умениями и навыками в области организационного поведения.

Организационное поведение (ОП) это научная дисциплина о поведении индивидов и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления поведением персонала в рамках определенных организационных структур. Она имеет выраженную практическую направленность и ориентирована на повышение эффективности деятельности каждого сотрудника и трудового коллектива в целом. Организационное поведение является мультипликативной областью знания, интегрирующей в «снятом» виде ряд наук и учебных дисциплин (общий менеджмент, стратегический и коммуникативный менеджмент, теорию организации, социальную психологию, социологию организаций, этику и психологию управления, теорию принятия управленческих решений, социальную и культурную антропологию, гендерологию и др.). В свою очередь, ОП является важнейшим звеном в изучении комплекса управленческих дисциплин и тесно связано с дисциплиной «Управление персоналом».

Актуальность изучения дисциплины «Организационное поведение» возрастает по ряду обстоятельств и факторов. Ключевыми из них являются:



  • стремительное развитие теории организации и управления в контексте процесса глобализации, усложнения и обострения проблем, решаемых мировым сообществом в XXI в. (макроуровень);

  • необходимость совершенствования стратегии и тактики социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях, поиска и реализации такой концепции общественного развития, которая бы отвечала интересам большинства россиян (макроуровень);

  • очевидность усиления конкуренции между организациями как в области информации и технологий, товаров и услуг, так и в области внутрифирменного управления и организационной культуры (микроуровень);

  • недооцененность «теории менеджмента», ориентация на «российскую действительность» в противовес «западным учебникам» и «научнам исследованиям».


Цель дисциплины – формирование междисциплинарных научных представлений о закономерностях поведения индивидов и групп в организациях, а также первичных умений и навыков рационализации внутрифирменных процессов и явлений в современных условиях.

Задачи дисциплины включают в себя определение и раскрытие:

  • сущности, содержания и системы факторов организационного
    поведения субъекта;

  • эволюции научных идей, концепций, школ и теорий, а также взаимосвязи ОП с другими «поведенческими» науками;

  • современных моделей формирования личности и персонального развития сотрудников в организации;

  • закономерностей формирования и развития групп, управления поведением организации;

  • сущности, функций и основных механизмов лидерства и руководства в организации;

  • перспективных направлений развития организации и методологических основ управления изменениями и инновациями;

  • особенностей организационной культуры современных мультинациональных компаний, а также основных правил и процедур международного бизнеса.

В результате изучения дисциплины «Организационное поведение» студент должен:

  • знать сущность, структуру и тезаурус (специальную терминологию) учебной дисциплины, основные этапы формирования и развития личности и группы в процессе их организационного взаимодействия, особенности стимулирования и мотивации персонала организации, способы реализации лидерского потенциала на индивидном, групповом и институциональном уровнях, особенности управления поведением организации на различных этапах ее жизненного цикла;

  • уметь выявлять и объяснять противоречия между «теорией» и «практикой», осуществлять поиск и выбор рациональных (в том числе эвристических) решений в стандартных и нестандартных ситуациях с учетом отечественного и зарубежного опыта в сфере бизнеса и управления, применять методы научной организации труда и организационного проектирования для эффективного управления кадровыми, финансовыми, материальными и информационными ресурсами организации;

  • иметь навыки проведения специальных исследований состояния и эффективности личностно-групповых взаимодействий в организации, оценки поведения сотрудников организации с клиентами, обучения и воспитания персонала в соответствии с принятой в организации корпоративной стратегией.

Методические рекомендации по изучению дисциплины


Основными формами и методами изучения дисциплины являются:

  • лекционный курс;

  • проблемно-тематический курс (поисковые и практические задания, кейсы, деловые игры);

  • промежуточный контроль (тестирование);

  • самостоятельная работа студента по заданным темам;

  • экзамен по курсу.

Особенностью дисциплины является параллельное овладение теоретическими и прикладными компонентами профессиональной подготовки менеджеров. С этой целью каждая учебная тема помимо лекции включает в себя и одноименный проблемно-тематический блок, где сконцентрирован наиболее значимый, наукоемкий программный материал, предназначенный для изучения в активных формах на групповых занятиях. Таким образом, групповые занятия имеют выраженную поисково-образовательную направленность и призваны стимулировать инициативу, творчество, способствовать гармоничному персональному развитию студентов.

По каждой проблеме, выносимой на обсуждение, целесообразно иметь собственное мнение, подкрепленное теоретическими и эмпирическими знаниями. Знания, полученные в результате аудиторного (лекционного, семинарского) и самостоятельного изучения дисциплины, студент должен уметь продемонстрировать в процессе практических занятий и контроля знаний.

Минимальный объем необходимых теоретических знаний и навыков определен программой дисциплины. Существенная и наиболее значимая часть учебного материала содержится в рекомендованной литературе. Однако, учитывая масштабность и динамизм изменений, происходящих в сфере теории и практики менеджмента, студент должен стремиться к расширению собственной «базы данных» путем критического усвоения текущей общекультурной и специализированной информации из различных источников. Ознакомление с дополнительной литературой, публикациями в периодических и монографических изданиях в совокупности с практическим опытом является важной предпосылкой упрочения знаний, полученных по другим наукам (гуманитарным, социально-экономическим, естественным, техническим) и учебным дисциплинам, и формирования высокой организационно-управленческой культуры личности.


Программа

Тема 1. Организация и организационное поведение
в системе менеджмента организации


Сущность и специфика организационного поведения субъекта. Организация как система, существующая во внешней среде. Основополагающие концепции организационного поведения. Основные научные подходы, принципы и методы изучения дисциплины. Структурно-логические разделы дисциплины и исходный тезаурус учебной дисциплины («организация», «группа», «личность», «статус», «внутренняя установка», «роль», «поведение», «деятельность», «коммуникация», «мотивация», «лидерство» и др.).

Тема 2. Теории поведения человека в организации
и эффективность организации


Генезис и специфика организационного поведения (по Ф. Лютенсу). Школа научного управления, административная школа, школы человеческих отношений, поведенческих наук, психология и социология, политическая наука, экономика, антропология и психиатрия как фундаментальные основания ОП.

Основные подходы, концепции и теории, объясняющие поведение личности в организации (психодинамическая теория З. Фрейда, феноменологическая теория К. Роджерса, теории «черт личности» Г. Оллпорта, Г. Айзенка, Р. Кэттэла, бихевиоризм и необихевиоризм Дж. Уотсона, Б.Ф. Скиннера, К.Л. Халла, Дж. Долларда, социально-когнитивная теория научения личности У. Мишела и Дж. Роттера).

Основные черты, особенности становления и феномены российской системы управления поведением персонала.

Тема 3. Личность в организации


Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность».

Внешняя и внутренняя структура личности. Социально-психологическая структура личности. Психические свойства личности. Психологические свойства (возможности реализации личности). Физиологические свойства личности.

Формально-динамическая модель личности А.В. Либина. Классификация личностных стилей А. Адлера.

Восприятие и установки личности в организационном поведении. Ролевое поведение в организации. Методы изучения личности.


Тема 4. Группа и групповое поведение в организации


Понятие «группа» в системе научных дисциплин. Реальные группы, малые группы, формальные и неформальные группы.

Основные характеристики группы: состав, структура, процессы, нормы и др. Факторы группового поведения.

Формирование сплоченной группы. Стали развития группы.

Методы изучения и анализа взаимоотношений в группе (метод опроса, построение социограмм, метод полярных профилей, метод групповых оценок).


Тема 5. Мотивация и результативность организации


Классификация мотивов индивидуального и группового поведения. Задачи управления мотивацией труда персонала.

Прикладное значение содержательных и процессуальных теорий мотивации. Основные модели организации финансово-трудовых отношений в современной России («профессиональная», «многостаночная», «зебра», «айсберг»): критический анализ.

Сущность, специфика и соотношение экономического, административного и социально-психологического стимулирования личности и групп. Социально-психологические методы руководства в процессе социального поведения работника (факторы, влияющие на поведение работника, модель управления деятельностью). Поощрение и наказание сотрудников.

Тема 6. Содержание деятельности, стиль руководства
и репутация менеджера


Содержание и характер деятельности руководителя. Модель качеств менеджера. Общие требования к менеджеру.

Классификация стилей руководства. Сравнительная характеристика стилей руководства. Стилевой портрет современного руководителя.

Составляющие формирования индивидуального стиля руководителя.

Авторитет руководителя. Формы ложного авторитета и дефекты стиля, их обусловившие. Соотношение авторитета и репутации руководителя.

Особенности «мужского» и «женского» стилей руководства.

Тема 7. Лидерство в организации


Основные теории лидерства: личностных черт (А. Файоль, М. Фоллет, О. Тид), поведенческий подход (К. Левин, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон), ситуативный подход (Р. Стогдилл, А. Бавелас, Ф. Фидлер, В. Врум, П. Йетон, А. Джаго, Р. Хаус, Г. Митчел).

Лидерство как процесс, связанный с деятельностью наиболее авторитетных членов коллектива (группы, организации), обладающих юридической и/или фактической властью в группе. Функции лидера в организации: постановка целей, нахождение средств их достижения, мотивация, координация, формирование, поддержание и развитие норм организационной культуры.

Механизмы реализации лидерского потенциала. Отличия «менеджерского» и «лидерского» стилей управления.

Источники и типы власти в организации. Личностные формы власти (экспертная и референтная, или харизматическая). Организационные формы власти (легитимная, принудительная, поощрительная, ресурсная, информационная, власть для принятия решений, власть связей).

Интегральная модель власти и основные способы реализации властных полномочий (подчинение, идентификация, интернализация). Делегирование полномочий и ответственности как способ укрепления авторитета и власти руководителя.

Тема 8. Коммуникативное поведение в организации


Коммуникации как основа делового общения. Коммуникативный процесс, его составляющие (отправитель, кодирование, сообщение и каналы передачи, декодирование, получатель, обратная связь) и факторы оптимизации.

Классификация коммуникаций: а) по субъектам (межличностные, личностно-групповые, межгрупповые); б) по форме и средствам общения (вербальные, невербальные, письменные, электронные); в) по каналам общения (формальные, неформальные); г) по организационному признаку и направленности (вертикальные, горизонтальные, диагональные).

Отдельные разновидности коммуникативного поведения (предложение, обоснование, содействие, сотрудничество, несогласие, вызов, поиск и предо­ставление информации, достижение согласия или разрешение конфликта).

Неформальные коммуникации. Классификация и характеристика слухов в организации. Коммуникативные барьеры и средства их преодоления.


Тема 9. Взаимоотношения с персоналом


Виды и культура общения. Приемы общения с персоналом (по У. Йомансу, по Д. Карнеги и др.). Способы узнать мнение подчиненного о себе и не допускать манипулирования собой. Приемы, позволяющие распознать нерадивых работников.

Роль и значение индивидуальных бесед с подчиненными в процессе работы руководителя. Классификация бесед. Подготовка к беседе с подчиненным: составление плана (сценария) беседы, рекомендации по преодолению психологического барьера и установке доверительной атмосферы в ходе беседы. Практические советы по проведению деловой беседы.


Тема 10. Взаимоотношения с руководителем


Как правильно подчиняться руководителю. Практические рекомендации для того, чтобы убедить руководителя при выполнении отчетов, проектов и т. п.

Построение взаимоотношений с руководителем. Основные ошибки, допускаемые во взаимоотношении с руководителем. Практические рекомендации по оказанию руководителю реальной помощи. Приемы повышения собственного авторитета в глазах руководителя. Способы защиты и повышения авторитета руководителя.

Практические рекомендации по всем этапам получения и выполнения делового поручения, разбор основных ошибок.

Практические приемы: как узнать мнение руководителя о себе. Методы работы с «трудным» руководителем (по Дж. К. Матейку и Р.Дж. Дансингу).


Тема 11. Управление поведением организации


Понятие жизненного цикла организации (ЖЦО). Теория ЖЦО М. Портера (рождение, детство, юность, молодость, взросление, зрелость, старость), ее до­стоинства и недостатки. Особенности управления поведением организации на различных этапах ее ЖЦ.

Репутация организации и ее элементы (имидж, товар, авторитет первого лица, известность на рынке, организационная культура). Управление репутацией организации: «внутренние» (разработка философии организации, создание корпоративного кодекса поведения, формирование имиджа руководителей, формирование моделей привлекательного поведения сотрудников, разработка стратегии позиционирования организации) и «внешние» (построение системы взаимоотношений с партнерами и клиентами, формирование ожиданий партнеров и клиентов, реклама) факторы.

Понятие управленческого стиля. Классификации управленческих стилей К. Левина, Р. Блейка и Дж. Моутон, П. Херши и К. Бланчарда, Т. Бойделла. Индивидуальный стиль управления: проблемы формирования и реализации.

Типология организационных конфликтов. Методы, приемы и средства профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.


Тема 12. Управление изменениями и нововведениями в организации


Базовые подходы к анализу процесса развития: традиционный формационный (линейный) и современный (многофакторный). Основные положения концепции организационного развития: индивидный, групповой, институциональный уровни.

Классификация переменных, влияющих на развитие организации (по Р. Лайкерту): а) каузальные (организационная структура, контроль, политика, обучение, поведение руководителей); б) промежуточные (установки, восприятие, мотивация, квалификация, работа в командах, межгрупповые отношения); в) результирующие (повышение производительности, увеличение объема продаж, сокращение издержек, лояльность потребителей, рост доходов). Модель развития организации Мак-Кинси «7S».

Понятие когнитивного диссонанса. Виды изменений в организации (обычные текущие изменения, умеренные преобразования, радикальные преобразования, перестройка организации) и программы их реализации. Стили проведения организационных изменений и внедрения нововведений (конкурентный, компромиссный, приспособленческий, сотрудничества, самоустранения). Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера: давление и побуждение – посредничество и переориентация внимания – диагностика и осознание проблем – нахождение нового решения – эксперимент и выявление последствий – получение поддержки изменений. Классификация типичных реакций на внедрение инноваций А.В. Филиппова (активное принятие, пассивное принятие, выжидание, активное неприятие, противодействие).

Формы сопротивления работников изменениям (рациональные, эмоциональные, социальные). Модель организационных изменений К. Левина и матрица «отношение к изменению / сопротивление изменению». Методы преодоления сопротивления организационным изменениям: представление информации, участие и вовлечение, помощь и поддержка, переговоры и соглашения, манипуляция и кооптация, явное и неявное принуждение.

Современные тенденции развития организаций: развитие интегрированных информационных систем, развитие организационных структур, развитие систем управления качеством, развитие систем стимулирования, стабилизация состава работников, вовлечение работников в управление. Позитивные результаты и ограничения организационного развития.

Тема 13. Персональное развитие в организации


Понятие профессионального и персонального развития сотрудника. Характеристики личностной незрелости (пассивность, зависимость, ограниченное число моделей поведения, примитивные интересы, краткосрочная перспектива, подчиненное положение, отсутствие самосознания) и зрелости (активность, независимость, разнообразные поведенческие модели, глубокие интересы, долгосрочная перспектива, главенствующее положение, самосознание и контроль). Проблема развития персонала в современной России.

Система служебно-профессионального продвижения персонала. Работа с кадровым резервом.

Понятие и основные этапы карьеры личности. Карьера менеджера в рамках организационной структуры управления. Моделирование карьерного роста в рамках жизненного цикла личности. Типичные ошибки начинающих руководителей.

Основные методы самообразования и саморазвития управленческих кадров (классификация Т. Бойделла): анализ преимуществ и недостатков.

Гендерные аспекты управления персональным развитием. Проблемы «двойной занятости» женщины: мировой опыт и отечественные реалии.

Тема 14. Поведенческий маркетинг


Сущность поведенческого маркетинга и его основные элементы (исследование рынка поведения, формирование поведенческих стандартов в организации, измерение поведенческих событий, проведение функционального анализа поведения, разработка стратегии «позиционирования» организационно-пове­ден­ческих норм, осуществление мероприятий по поддержанию конструктивных поведенческих норм и искоренению деструктивных).

Типы поведения работника по отношению к клиенту (притягательное, избирательное, псевдоклиентурное, антиклиентурное). Управление поведением сотрудников (расширение полномочий и повышение значимости работы, повышение квалификации, проведение тренингов, управление карьерой, организационная регламентация, поведенческий аудит).


Тема 15. Организационное поведение в международном бизнесе


Специфика организационного поведения на международном уровне. Факторы развития организационной культуры мультинациональной компании: «внутренние» (отношение к природе, отношение ко времени, взаимоотношения индивида и общества, язык, бытовые условия, пища, одежда, искусство, мораль, религия) и «внешние» (экономика, финансы, политика, право, военное сотрудничество).

Современные демографические тенденции и проблемы культурной адаптации рабочей силы. Факторы, способствующие культурной адаптации (квалифицированный отбор, расстановка с учетом национальной и межнациональной специфики, предварительное обучение, ориентация и поддержка, толерантность, контроль, «кросскультурный эффект»). Факторы, препятствующие культурной адаптации (этноцентризм, существенные межнациональные различия, «эффект маргинализации»).



Социокультурные и субкультурные особенности организационного поведения представителей отдельных «цивилизаций» и стран.

Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Сущность и специфика организационного поведения субъекта.

  2. Общая характеристика организационного поведения как науки: предмет, функции и концептуальные подходы.

  3. Охарактеризуйте эволюционное развитие теорий с точки зрения организационного поведения.

  4. Что послужило толчком для развития школы поведенческих наук? Назовите основных представителей этой школы.

  5. В чем состоит цель изучения теории личности?

  6. Какие элементы включает в себя внутренняя структура личности? Какова их роль в формировании поведения человека?

  7. Какие элементы включает в себя внешняя структура личности? Какова их роль в формировании поведения человека?

  8. Типология современных работников (концепция Р. Киосаки): критический анализ.

  9. В чем заключается ролевое поведение в организации?

  10. Жизненный цикл работника в организации и факторы его развития.

  11. Основные этапы и проблемы развития группы.

  12. Назовите основные методы изучения качеств личности.

  13. «Типология личности» К.Г. Юнга и ее значение в современных условиях.

  14. Основные модели организации финансово-трудовых отношений в современной России.

  15. Понятие социальной стратификации. Социальная структура современного российского общества.

  16. Какие основные факторы определяют развитие группового поведения?

  17. Каковы основные условия формирования сплоченной группы?

  18. Охарактеризуйте основные методы изучения группы.

  19. Охарактеризуйте основные стадии мотивационного процесса.

  20. Перечислите социально-психологические методы руководства.

  21. Как правильно поощрять и наказывать работников?

  22. Классификация стилей управления. Достоинства и недостатки основных стилей руководства.

  23. Раскройте понятия «авторитет» и «репутация» руководителя.

  24. Как формируется индивидуальный стиль руководителя?

  25. Личный пример как метод воспитания: сущность и содержание.

  26. Лидерство как организационно-управленческий феномен.

  27. Основные критерии и проблемы классификации лидеров в организации.

  28. Классы теорий лидерства: критический анализ.

  29. Поведенческие теории лидерства: критический анализ.

  30. Гендерный аспект организационно-управленческой деятельности: общая характеристика.

  31. Виды, задачи и сущность делового общения руководителя с подчиненными.

  32. Как выяснить мнение подчиненного о себе?

  33. Как не допустить манипулирования со стороны подчиненных?

  34. Деловая беседа: классификация, процесс подготовки, рекомендации по основным фазам проведения.

  35. Финансово-экономические методы управления персоналом современной организации: общая характеристика.

  36. Административно-правовые методы управления персоналом современной организации: общая характеристика.

  37. Социально-психологические методы управления современной организацией: общая характеристика.

  38. Дайте рекомендации по представлению предложений (проектов, отчетов и т. п.) руководителю.

  39. Как повысить свой авторитет в представлении руководителя? Как получать и исполнять поручения руководителя?

  40. Приведите классификацию «трудных» руководителей, дайте рекомендации по работе с ними.

  41. С помощью каких приемов можно выявить мнение руководителя о себе?

  42. Какие основные изменения происходят в управлении организацией в ходе ее жизненного цикла?

  43. Как эффективно спланировать и осуществить проведение изменений в работе организации? Какую роль при этом играет руководитель?

  44. Карьера: сущность, виды, этапы.

  45. Раскройте содержание этапов системы служебно-профессионального продвижения персонала.

  46. Маркетинговая культура персонала и типы взаимодействия людей в деловых контактах.

  47. Укажите условия успешного осуществления международных операций с точки зрения организационного поведения.

  48. Как отражаются процессы глобализации на управлении компаниями?



Литература



Основная
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2005.

Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация. – М: ДиС, 2008.

Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2006.

Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. – М.: Инфра-М, 2007.

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Организационное поведение: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004.



Резник С.Д. Организационное поведение: Учеб. – М.: Инфра-М, 2006.

Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2008.

Оксинойд К.Э. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2009.

Коротков Э.М., Гагариннская Г.П. Управление процессами организации трудовой деятельности на предприятии: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2006.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

Макарова И.К. Управление персоналом: Учеб. для вузов. – М.: Юриспруденция, 2002.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2008.

Мясоедов С.П. Управление бизнесом в различных деловых культурах: Учеб. пособие. – М.: Вершина, 2009.

Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя. – М. Академический проект, 2004.
Каталог: library -> bachelor
bachelor -> По курсу этика бизнеса
bachelor -> Программа курса История зарубежной журналистики
bachelor -> Программа дисциплины «История и культура стран изучаемых языков (Великобритания, сша)». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 10 с
bachelor -> Учебно-методический комплекс дисциплины технология трудоустройства для студентов экономического и юридического факультетов
bachelor -> Программа по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, латинский). М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. 31 с. Подготовлена на кафедре иностранных языков
bachelor -> Практикум по культуре речевого общения (английский язык) Направление 620100 (031200. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
bachelor -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
bachelor -> Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика для студентов
bachelor -> Исследование систем управления Для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров
bachelor -> Курса Русский фольклор


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница