Организационный момент ( приветствие, объявление темы и целей урока)



Скачать 29.02 Kb.
Дата24.04.2016
Размер29.02 Kb.
Открытый урок по теме : Финал комедии «Ревизор». Анализ 5 действия

Цели : 1.Обучающая: помочь учащимся осознать философское значение не только финала, но и всей комедии в целом, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;


2.Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся, развивать фантазию учащихся, формировать интерес к творчеству Гоголя.

3.Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций, 

воспитывать честность, уважение к окружающим, нетерпение злу, насилию, подхалимству, взяточничеству.

Ход урока



  1. Организационный момент ( приветствие, объявление темы и целей урока)

  2. Проверка дом.задания

- Итак, дома вы прочитали 5 действие. Прочитайте выразительно монологи городничего и его жены из 1 –го явления ( подготовленные учащиеся)

3. Аналитическая беседа

- Чьё поведение напоминает поведение городничего? ( Хлестаков в сцене вранья)

- Критик В.Белинский писал : « Из труса он…делается нахалом, который вдруг попал в знатные люди; страх Сибири прошёл…» Согласитесь или опровергните это утверждение.

- Почему он прощает купцов? Докажите текстом ( 2 –ое явление).Чтение слов городничего.

- Если купцы отделаются подарками к свадьбе, то с простыми гражданами городничий может поступить очень круто.

- Что в основе взаимоотношений в чиновном мире? ( презрение к низшим и угодничество перед высшими чинами, чин значит всё)

- Все охвачены хлестаковщиной. Послушайте песню в исполнении Эдуарда Хиля. Какое отношение она имеет к нашему уроку? ( звучит песня «Как хорошо быть генералом»)

- Почему городничему так хочется быть генералом? ( власть, высокий чин, никто не указ, перед тобой все дрожат) Давайте в этом убедимся.

4. Чтение 7 – го явления по ролям.

- Как можно озаглавить эту сцену? ( парад лицемерия и зависти)

- Где видна неискренность гостей? ( реплики в сторону)

- Как хозяева относятся к гостям? ( свысока, унижают)

5. Анализ 8- го явления.

- Чьё появление является началом развязки? ( появление почтмейстера)

- Зачитайте письмо Хлестакова.

- Как меняется настроение героев во время чтения письма?

- Что чувствует городничий? Зачитайте его слова.

- Какие слова городничего разрушают эффект « четвёртой стены»? ( « Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»)

6. Чтение последнего явления и немой сцены.

- Каково состояние чиновников?

7. Слово учителя

- Н.В.Гоголь придавал немой сцене большое значение. Все застыли. Почему?

Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» длилась не менее 2-3 минут. Лишь по настоянию режиссёров и актёров Александринского театра, которые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность её была сокращена до полутора минут.

8. Беседа
Учитель: Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной? 

(Учащиеся высказывают различные предположения)

Приходят к выводу:

Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев – это в какой-то мере он сам. «Немая сцена» - это как бы застывшая в окаменевших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!»

Учащийся: (подготовленный) (Слайд №4)

Воспоминания современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге: «Смех по временам ещё перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей». (Воспоминания Анненков П.В.) После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: « Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»

Николай I после первого представления комедии заявил:» Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль. В Ростове –на- Дону городничий грозил упрятать актеров в тюрьму.

-Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность  , оболгал, опорочил Россию?

- Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии.


Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма и переданное через статическое, картинно застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызывать у зрителей единственное, но очень сильное чувство – страх, ужас .) (Слайд №5)
Учитель: Обратимся к афише «Ревизора». Указан ли жандарм ? ( нет)(Слайд №6) 
. (Слайд №7)

Учитель: Подумайте, почему жандарм оказывается не заявленным в афише.

Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии? (Ответы учащихся)

Учитель: Жандарм – представитель государственной власти, которая стремится карать пороки той социальной бюрократической структуры, которую сама и создала (на это указывают и основной конфликт, и интрига комедии). В то же время жандарм посланник Провидения, высшей силы, более могущественной,
чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх. В сознании Гоголя жандарм – фигура несколько мистическая: он появляется неожиданно и ниоткуда, а слова, им произнесённые, «поражают как громом всех; так что вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся в окаменении». И настоящий ревизор, приславший жандарма с известием о своём приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усиливается ещё и тем обстоятельством, что ревизор не появляется на сцене: лишь одно известие о нём повергает действующих лиц комедии в ужас, который передаётся в зрительный зал.

Вывод: «Немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, во-вторых, мотив неминуемого наказания за грехи, неминуемого «ревизора».
^ Так социальный конфликт комедии получает философскую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

Учитель: Может быть, то, что вы сейчас увидите, покажется вам непонятным и не относящимся к нашему уроку, а может быть, вы увидите то, что увидел Н.В.Гоголь.
^ Небольшая справка: картина написана Брюлловым в 1833г. В Италии, затем в 1834г. была привезена в Петербург и выставлена для обозрения в Эрмитаже с 12 по 17 августа. Она произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью «Последний день Помпеи».

(Слайд №9. Картина Брюллова).
Итак, какое отношение к нашему уроку имеет эта картина?

(Ответы учащихся).

- ужас и страх людей перед хаосом последнего дня.

Писатель был восхищён гением художника, который ужас перед «концом мира» сумел передать через изображение окаменевших фигур.

Вывод: Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится писателем на последнюю страницу «Ревизора»; герои застыл, окаменели, но в этой окаменелости есть движение – не внешнее, а внутреннее – духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки – некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сцене» Гоголя, так же как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир, в одну минуту, сливаются, смешиваются. Смешение «верха» и «низа» воплощается в образе жандарма.

^ КАКИМ ТЫ, ЗРИТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ), ВСТРЕТИШЬ СУДНЫЙ ДЕНЬ? (Слайд №10)
Вот такой сложный вопрос ставит перед нами писатель, заставляя нас задуматься о нашей жизни, наших поступках, наших делах.

Похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?

Кто такой ревизор, приславший жандарма, - Хлестаков №2 или высшая сила, провидение? 

Учитель: Однозначного ответа нет. Эта неоднозначность обусловлена, во-первых, тем, что сам ревизор на сцене не появляется, во-вторых, тем, что жандарм – посланец ревизора – не заявлен в афише, в-третьих, что финал комедии открытый.

9. Предлагаю провести эксперимент: 

Попробуем вывести на сцену настоящего ревизора и предположим, как будет развиваться действие пьесы после «немой сцены», если ревизор будет копией Хлестакова и если он будет его полной противоположностью( 1 вариант – нечестный, взяточник, 2 вариант – честный, неподкупный, требовательный)

(Ответы учащихся).

- А о чём же может размышлять перед встречей с городничим настоящий ревизор? ( подготовленный ученик)


Выводы: Допустим, что настоящий ревизор похож на Хлестакова. Тогда после «немой сцены» действие комедии повторится сначала, с той лишь разницей, что вместо Хлестакова будет действовать настоящий ревизор.

Если же ревизор будет самим провидением (на что указывает анализ немой сцены), то развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, и финал, таким образом, становится символом последнего – судного дня – дня жизни города.

10. Актуальность пьесы


- Более 170 лет прошло со времени написания комедии, а интерес к ней не угасает.

4 января 2006 года в Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова приехала труппа петербургского театра с постановкой комедии «Ревизор». По данным кассира ,были распроданы все билеты. Зал не мог вместить всех желающих, поэтому зрителям приходилось располагаться даже на ступеньках.

-Как вы можете объяснить такой интерес к произведению?

- Если бы вы были режиссерами, стали бы вы ставить её в наши дни, актуальна ли она сейчас, современна ли?

-Да, такие произведения потому и называются классическими, они бессмертны во все времена: в XXI веке другие скорости, научные открытия, космические и компьютерные технологии, а пороки у людей все те же. А теперь давайте посмотрим сценку « Ревизор сегодня»

11. Сценка . Классика на новый лад

Ревизор.

На сцене стол, папки с бумагами, ноутбук. Сидит директор завода. Появляется на сцене человек.

- Здравствуйте! Можно к Вам?

- Да , а Вы собственно кто будете, по какому вопросу? – недоумевает директор.

- Я главный контролёр счётной палаты, приехал проверять вашу бухгалтерию, документы ,пожалуйста , дайте.

- Но у нас всё в порядке, смотрите.

( «ревизор» внимательно осматривает папки, листает, смотрит документы)

- Ну сколько можно одно и то же смотреть, у нас всё по чесноку, всё по закону, ничего криминального не найдёте.

- Ну да, ну да, все директора и начальники так говорят сначала, а потом выясняется, что у них есть чёрная бухгалтерия, налоги не платят, дома и яхты в Америке покупают да на тёщу записывают.

- Да что Вы в самом деле, мы налоги платим, спим спокойно . Какие могут быть дома с яхтами, меня на воде укачивает, если хотите знать.

- Всё равно что-нибудь да найду, ведь Вы у меня юбилейный директор.

- Как юбилейный?

- Если найду в бумагах Ваших что-нибудь незаконное, Вы будете десятым директором, которого я сделаю безработным.

- А почему у Вас такая уверенность, а если у нас всё по закону?

- Всё равно Вы будете у меня юбилейным.

- Как так?

- Тогда Вы – пятый директор, который после проверки загремит в больницу с инфарктом .

- Господи, да когда же это всё закончится?( хватается за голову)

- Ой, вот только не надо мне тут сцены разыгрывать. Ещё скажите, что Вы взятки не берёте.

- Да, не беру, но давать взятки ,признаюсь, давал.

- Что Вы говорите!!!( оттопыривает полу пиджака и указывает на карман, директор кладёт ему в карман конверт с деньгами).- Ну, я всё проверил, нарушений нет. Меня одно только удивляет : Вы меня в первый раз видите, даже документов не спросили, видно в школе уроки литературы прогуливали, классику не читали. До свидания.

- Всего доброго! Ой слава Богу всё обошлось!

Заходит секретарша и говорит:

- Иван Иванович, сейчас только из министерства звонили, сказали, что завтра контролёр приедет, документы проверять.

- Что? А это кто же был? А-а-а!

12 . Рефлексия

Конечно, прекрасные и благородные люди в России того времени были. Гоголь знал и любил их. Достаточно назвать только одного, столь дорогого для писателя – Пушкина. Но Гоголь был проникнут идеей разоблачения. Его сатирические произведения должны были вызывать в каждом негодование, пробуждать отвращение к тому, что совершалось кругом. Но есть ещё одна сторона комедии – нравственная. Важна была идея неминуемой расплаты за преступления. Впрочем, лучше самого Николая Васильевича Гоголя об это не скажет никто…

13. Оценки



14. Домашнее задание : составить синквейн , зашифровав героя; описать личную страницу писателя в социальной сети ( как бы она выглядела, если бы Гоголь был нашим современником)
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница