Организационные изменения и структурные адаптации в российских компаниях: проблемы и перспективы



Скачать 96,15 Kb.
Дата01.06.2016
Размер96,15 Kb.
ТипИсследование
Валиева О.В.

Институт экономики и

организации промышленного

производства СО РАН

Новосибирский государственный университет
Организационные изменения и структурные адаптации в российских компаниях: проблемы и перспективы

Биологические аналогии в теории организации используют уже достаточно давно, теории естественного отбора или популяционная (организационная) экология, теории жизненного цикла, ситуационные теории – это концепции, опирающиеся на исследования организации с точки зрения биологической эволюции. Маршалл, в свое время, сравнивал предпринимательство с деревьями в лесу. В почти столетней статье С. Чэпмен и Т.Эштон анализируют развитие предприятий текстильной промышленности с точки зрения жизненного цикла биологического организма [Chapman S.J., Ashton T.S., 1914]. Армен А. Алчиан еще в середине прошлого столетия утверждал, что: «…экономические аналоги генетической наследственности, мутации и естественного отбора есть имитация, инновации и положительная прибыль» [Alchian A.A., 1950].



Теоретические подходы

Исследование жизненного цикла организации позволяет выделить некоторые этапы в управлении изменениями и диагностики состояния организации на определённых этапах ее существования. Изучение «болезней» роста компаний позволяет предлагать рецепты стратегического управления на каждом из этапов жизненного цикла. Понимание того, как организации развиваются и какой «набор» болезней переносят на каждом этапе своего существования, может внести коррективы в управленческие практики, организационный дизайн, стратегические и институциональные альтернативы, позволяющие повышать конкурентоспособность компании в процессе ее развития.

Исследователи предложили множество различных моделей жизненного цикла организации (Адизес, Грейнер, Чандлер, Минцберг, Скотт, Кимберли, Майлз, Кэмерон, Миллер, Фризен, Лестер, Хэнкс и др.). В основной своей массе количество стадий в этих моделях варьировалось от трех (Смит, Митчелл, Саммер) до десяти (Адизес), но самой распространенной являлась пяти стадийная модель (Гэлбрейт, Грейнер, Скотт, Хэнкс и др.) В статье С.Х.Хэнкса и его коллег подробно разбираются десять современных моделей жизненного цикла (ЖЦ). Авторами, на основании подробного анализа, утверждается, что стадии ЖЦ «…производят впечатление многомерного явления…и есть уникальная конфигурация переменных, связанных с ситуацией в организации и ее структурой» [Hanks S.H., Watson C.J., Jansen E., Chandler G.N, 1993]. На основе синтеза различных моделей Хенкс и его коллеги предложили пять стадий развития: создание, расширение, консолидация, диверсификация и упадок.

Методология

Российские компании прошли целый ряд серьезных организационных изменений и структурных адаптаций в результате трансформационных процессов, происходивших за последние двадцать лет. Российские исследователи отмечают трудности перехода к новым формам собственности (С.Авдашева, Т.Долгопятова, Р.Капелюшников, А.Яковлев), адаптации компаний в период рыночных реформ (И.Гурков, Я.Кузьминов, А.Яковлев, Е.Ясин), формирования сетевых форм организации бизнеса (О.Третьяк, М.Румянцева, С.Кущ, А.Афанасьев), разработки новых стратегических приоритетов (Г.Клейнер, И.Гурков, Б.Мильнер, В.Катькало), вхождения в глобальные рынки (В.Радаев). Теория жизненного цикла (ЖЦ) разбирается в работах Г.Широковой, Т. Железняк, С.Филоновича, И. Ивашковской, И.Семенкова и др.

Методологической основой нашего исследования являлась статья Д.Лестера, Дж.А.Парнелла и Ш.Каррахера [Lester D.L., Parnell J.A., Carraher S., 2003]. В статье приводится подробный инструментарий, методология и результаты эмпирического исследования, которое подтвердило существование жизненных циклов организации, а также показало зависимость между «фазами роста» и выбором компаниями конкурентных стратегий, соответствующих этапам ЖЦ. При разработке критериев измерения ЖЦ была использована анкета, содержащая 20 вопросов, составленных по типу шкалы Лайкерта и отражающих одну из пяти стадий жизненного цикла. Мы несколько видоизменили состав анкеты, включив вопросы, связанные с вилянием внешней среды (коррупционной и налоговой составляющей). Формальные гипотезы не выдвигались по причине высокой неопределенности эмпирических результатов.

В нашем исследовании мы опирались на опросы, проведенные с руководителями 45 компаний г. Новосибирска и Новосибирской области. Средний «возраст» компаний составил 11 лет. Опросы охватывали:



  • Региональные подразделения международных компаний (Nestle, Heineken, Sinnabon)

  • Крупные федеральные компании, являющиеся филиалами или региональными представительствами (ОАО «МТС», Сибирский банк ОАО «Сбербанка России»);

  • Крупные новосибирские предприятия (ЗАО «Восход», ООО «Чистая вода»);

  • Предприятия среднего и малого бизнеса (ЗАО «ЦФТ», ООО «ЭЛТОН», ООО «ВОГ-Сибирь», ЗАО «Дорогинский кирпич», ООО «СБК», ООО «Софт-ЛабНск», ООО «Ивакон» и др.).

Исследование ставило своей целью изучить влияние факторов внешней среды на структурные изменения в компаниях, выявить общие и отличительные особенности организационных изменений, сопоставить выявленные особенности со стадиями жизненного цикла организации.

Анкетирование охватывало шесть групп вопросов:



  1. Размер предприятия;

  2. Структура собственности и формальная власть;

  3. Организационная структура управления;

  4. Распределение ответственности и контроля;

  5. Обработка информационных потоков в организации;

  6. Процессы принятия решений.

Основными задачами исследования являлись:

    • Идентификация факторов внешней среды, влияющих на выбор стратегических приоритетов компании;

    • Выявление внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на процессы принятия решений в организации («ловушка основателя», обработка информации и пр.);

    • Выявление преобладающего типа организационной структуры по типам компаний (размер, отрасль, формы собственности и принятия решений);

    • Классификация организаций по стадиям жизненного цикла;

    • Сопоставление стратегии развития организации с типами организационных структур и стадиями жизненного цикла;

    • Выявление проблемных зон на различных стадиях жизненного цикла организации.

Проведенный факторный анализ выявил семь типов компаний, соответствующих разному возрастному периоду или стадиям жизненного цикла. Факторный анализ осуществлялся методом главных компонент с использованием метода вращения, максимизирующего дисперсию (метод Varimax), кумулятивный процент объясненной дисперсии составил 75,686. Расчеты осуществлялись в SPSS 17 версии.

Для обозначения каждого типа компании мы использовали аналогии, взятые из трудов по психологии А.А.Реана [А.А. Реан, 2001] и нейрофизиологии, связанные с изменением возрастных особенностей, возникающих в процессе всей жизни человека Т. Лири. Тимоти Лири в главе «Семь стадий жизненного цикла и семь контуров нервной системы человека» отмечал, что «каждый из семи циклов человеческой жизни характеризуется коренными изменениями в морфологии, поведении, физиологии, и, что важнее всего, в нейрологии…Человеческая нервная система последовательно проходит семь стадий эволюционного развития. На каждой стадии появляется новый контур нервной системы» [Лири Т., 2001]. Используя аналогии, мы выделили следующие семь типов компаний, находящихся на разных этапах развития (табл.1).

Таблица 1

Стадии жизненного цикла и стратегии организации



Стадия ЖЦ

Стратегии

Значение фактора

Компании-Младенцы

Власть в основном принадлежит основателю

0,744

Компании-Дети

Структура основана на отделах по функциональному принципу и становится более формальной

0,777

Структура централизованная, систем контроля немного

0,528

Компании-Подростки

Компании крупнее, чем большинство конкурентов, но могли бы быть больше

0,802

Структура в компании является дивизиональной или матричной, а системы управления весьма сложны

0,697

Передача распоряжений, обмен и обработка информации достаточно формализованы и сложны.

0,686

Компании-Юноши

Передача распоряжений, обмен и обработка информации сложны, используются для лучшей координации различных действий, необходимых для быстрой реакции на рыночные изменения

0,544

Большинство решений в компании принимается группой менеджеров, применяющих методы системного анализа, но в тоже время весьма смелых в своих решениях

0,868

Большинство решений в компании принимается менеджерами, целевыми группами и проектными командами, которые пытаются закрепить рост компании с помощью партнерства и командной работы.

0,847

Взрослые компании

На деятельность компании сильно влияют изменения в налоговом законодательстве

0,669

На деятельность компании сильно влияет коррупционная составляющая

0,887

Старые компании

Передача распоряжений, обмен и обработка информации направлены на мониторинг деятельности компании и обеспечение коммуникаций между отделами

0,589

Сверхстарые компании

Большинство решений в компании принимается небольшим количеством менеджеров с консервативным подходом, направленным на внутреннюю политику

0,899

1. Компании-Младенцы. Для этой стадии характерны акценты на выживании и безопасности. Власть сконцентрирована в руках владельца-основателя.

2. Компании-Дети. На этой стадии возникает проблема «двигательной активности», связанная со свободой перемещения. Для этого этапа свойственно развитие ментальных навыков и способностей, копирование, подражание и манипулирование. Организационная структура на этой стадии становится более формальной, при этом дает о себе знать синдром «ловушки основателя»: централизация принятия решений и единоличный контроль над деятельностью компании.

3. Компании-Подростки. Этот этап взросления связан с физиологическим созреванием и социализацией. На этой стадии происходит рост «размера» организации, меняется ее структура от функциональной к дивизиональной или матричной, усложняются процессы обработки информации.

4. Компании-Юноши. На этом этапе происходит осмысление и поиск своего места в обществе, определение статусной роли и специализации. Для этого этапа жизненного цикла компаний характерны сложные системы обработки информации, направленные на эффективную координацию действий сотрудников и подразделений, развиваются принципы командной работы и вовлечения сотрудников в процессы принятия коллективных решений.

5. Взрослые компании. Эйфория от представляемых перспектив определяет этот этап взросления компании. Однако именно на этой стадии очень велико влияние внешней среды.

6. Старые компании. Кульминация. Информационные потоки в организациях на этой стадии направлены на простой обмен информацией или только мониторинг ситуации.

7. Сверхстарые компании. Нейрогенетические изменения, обусловленные возрастными особенностями. Последняя стадия ЖЦ очень хорошо иллюстрируется единственной переменной, выявленной в процессе факторного анализа: «Большинство решений в нашей компании принимается небольшим количеством менеджеров с консервативным подходом, направленным на внутреннюю политику».

Выводы

Исследование показало, что в опрошенных российских компаниях процесс принятия решений сконцентрирован в верхних эшелонах корпоративной иерархии и весьма не прозрачен. Власть в компаниях в основном принадлежит основателю/собственнику, при этом структура управления централизована и слабо контролируема. Основная масса опрошенных отметили, что имеют простую организационную структуру, которая становится более формальной. Согласно выделенных стадий ЖЦ основная масса компаний находится на третьей стадии, что согласуется со средним возрастом опрошенных компаний – более десяти лет.



Литература

Лири Т. Семь языков бога. / Перевод с англ. - К.:“Янус”, - М.: “Пересвет”, 2001.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2001.

Alchian A.A. Uncertainty, Evolution, and Economic Theory. Journal of Political Economy, June,1950. Volume 58, Issue 3 P.220

Chapman S.J., Ashton T.S. The Size of Businesses, Mainly in the Textile Industries. Journal of the Royal Statistical Society, April 1914, Volume LXXVII, Part V: 469-549

Hanks S.H., Watson C.J., Jansen E., Chandler G.N. Tightening the Life-Cycle construct: a Taxonomic Study of Growth Stage Configuration in High-Technology Organization. Entrepreneurship: Theory and Practice. Winter, 1993: p.5-32.

Lester D.L., Parnell J.A., Carraher S. Organizational Life Cycle: a five-stage empirical scale. The International Journal of Organizational Analysis.11 (4), 2003: 339-354. Перевод на русский язык в Д.Л.Лестер, Дж.Ф.Парнелл, Ш.Каррахер. Жизненный цикл организации: пятиступенчатая эмпирическая шкала / Управление изменениями: Хрестоматия. 2-ое изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В.Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. С. 337-361.


Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница