Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей



Скачать 228.32 Kb.
Дата01.06.2016
Размер228.32 Kb.
Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей

В рамках реализации стратегии воспитания необходимо создавать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, психокоррекции имеющихся отклонений (включает психокоррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития),

Но не менее важно, а в настоящее время, может и более важно 2) помощь ребенку в развитии личности, социализации, патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум, помощь в нравственном воспитании подрастающего поколения

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка, обучающегося в массовой школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;



  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

  • Ориентация жизненных ценностей

Если мы обратимся к анализу литературы, то

Из зарубежных классификаций развития личности целесообразно отметить типологию Э. Фромма. Он выделил два основных типа ориентаций человека: плодотворные и неплодотворные. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:

1) рецептивная ориентация: источник всех благ человека – вовне и главное для такого человека – получить их; жизнь – ожидание благ;

2) эксплуататорская ориентация: источник благ – вовне, и главное для такого человека – забрать эти блага силой или хитростью;

3) стяжательская ориентация: благо – у самого себя, в себе, и главное для "стяжателя" – сохранить свое благо от других;

4) рыночная ориентация: важно не само благо, а его стоимость на рынке личностных ценностей; материальный успех зависит от признания личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу; главная забота не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром.



Плодотворные ориентации, по Э. Фромму, подразделяются на деятельную, разумную и любящую: "человек любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит" [104, 66-111]. В данной типологии два фактора – творчество и отношение.

Из отечественных авторов целесообразно обратить внимание на работу А.Р.Фонарева.



Модус жизнедеятельности - это целостная характеристика взаимодействия человека с миром, представленная множеством взаимосвязанных друг с другом отношений, которые определяют, каким образом структурируется все бытие человека. Под его воздействием находится формирование смысловой сферы личности, ценности, потребности, идеалы, мировозрение и т. д. Модус жизнедеятельности определяет не только отношение к различным явлениям бытия человека, но и функционирование различных его индивидуальных особенностей.

А.Р. Фонаревым были выделены несколько способов использования человеком своих индивидуальных особенностей в процессе жизнедеятельности, определенные им, как модусы человеческого бытия: модус обладания, модус достижения и модус служения.

В модусе обладания находит выражение овладение предметом или другим человеком. Потребности данного типа соотносимы с определенным кругом благ. Субъективно они переживаются как недостаток, нужда в них. Потребность в обладании чем-либо или кем-либо. Всё ( родители, учителя, учёба, друзья становятся средством достижения своих целей…)

Модус социальных достижений - отражает устремленность к достижению успехов, власти, социального статуса. Оба модуса строят своей жизненный путь, как адаптивный, подчиняющийся , приспособливающийся к социальному окружению.

Возможность выхода за свои пределы, построения своей жизни независимо от внешних обстоятельств, свободного и творческого отношения к жизни человеку предоставляет только модус служения. Таким образом, возможность личностного развития предоставляет человеку только третий модус – модус служения, так как в двух других происходит только адаптация к требованиям общества или отдельных групп, препятствующая развитию личности. Модус служения стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, готовности к выходу за свои потребности, а в профессиональной деятельности – за пределы профессии и, следовательно, созданию условий, побуждающих к развитию себя, совершенствованию видов деятельности, обогащению как личности не только себя, но и «Другого». 

Кроме того, исследователь подчеркивает необходимость соответствия каждого поступка человека нравственным императивам, «которые способствуют реализации своего предназначения. В противном случае сама жизнь даст знать об этом в виде различных невротических и психосоматических расстройств». К сходным выводам приходят и другие исследователи. Б.С.Братусь определяет, что следование нравственным ценностям составляет суть нормального развития. Им приводятся данные, убедительно показывающие, что благоприятные условия для развития личности создаются в случае просоциальной ориентации личности, тогда как отклонения в развитии, невротические явления напрямую связаны с эгоцентрической ориентацией. Самоактуализация вне модуса служения приводит к одиночеству и самоизоляции человека.

Г.Г. Горелова утверждает, что осуществление профессиональной деятельности вне модуса служения (в модусе обладания или достижения) приводит к профессиональным деструкциям, стагнации и в конечном итоге – к регрессу самой личности.

Иллюстрацией к выводам, сделанным А.Р.Фонаревым, Б.С.Братусем и другими, могут служить результаты исследований синдрома эмоционального выгорания. Все исследования среди основных выводов содержат заключения о том, что развитие в профессии, достижение профессионального мастерства, стремление к творчеству в профессии имеют прямую зависимость от степени альтруизма субъекта труда, направленности его в своей деятельности на другого и его потребности, позитивное восприятие людей.

Только личностное отношение к Другому, ради Которого осуществляется любая деятельность, как к ценности, предоставляет возможности для подлинного профессионального творчества, позитивного развития личности.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей должна характеризоваться следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, логопедом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет потребностей ребенка – выявление причин затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей;

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются:


  • учет интересов ребенка;

  • добровольность посещаемости занятий;

  • индивидуальный подход к каждому;

  • учет психологических особенностей;

  • вариативность образовательных программ.

  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию воспитанников;

Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:
Модель психолого-педагогического сопровождения
Мотивационный этап

Ориентировочный этап


Содержательно-операционный этап

Оценочный этап
1)        Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит вся работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса психокоррекции. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя, психолога, логопеда насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения.

2)        Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий (тренинги и занятия). Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

3)        Содержательно-операционный этап – разрабатываются программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми психологом, учителями, логопедом, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения:

- педагогическая и психологическая диагностика;

- индивидуальная, групповая, фронтальная развивающая работа;

- разработка (составление) индивидуальных и групповых программ, ориентированных на конкретного ребенка с целью решения соответствующих задач;

- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

- научное обоснование технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

4)        Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы с данными детьми.

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые психокоррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными срезами. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений).

Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

1. Психологическая диагностика

Педагог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоцелью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение и воспитание с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность проследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами психолого-педагогического сопровождения и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:



  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    –составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.

  2. Проведение исследования.

  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка психокоррекционных и развивающих программ.

Содержание диагностических процедур Раздаток 1

Характер диагностической процедуры определяется следующими критериями:



Сроки проведения

Цель исследования

Методики

Форма проведения

Пролонгированность оценки

Сентябрь

Выявление информации о дальнейшем обучении выпускников

Опрос родителей и учащихся

Индивидуально

Мониторинговая

Сентябрь

Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта учреждения

Опрос родителей, анализ договоров о сотрудничестве родителей и учреждения

Индивидуально

Первичная

Октябрь, Апрель

Выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы развития учащихся.

ШТУР (разработан учеными НИИ ОПП РАН)

Групповая

Мониторинговая

Ноябрь

Исследование социально-психологической комфортности в классах

Методика М.Люшера «Цвет настроения»

Групповая

Срезовая

Декабрь

Выявление особенностей мыслительной деятельности учащихся элективных курсов

Методика «Тип мышления»

Групповая

Срезовая

Март

Выявление уровня нравственной воспитанности учащихся

Модифицированные методики (А.А Андреева и Е.Н.Степанова)*

Групповая.

Срезовая.

Апрель

Выявление уровня социальной адаптивности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся выпускных классов

Методика «Изучение социализированности личности учащегося» (М.И.Рожков)**

Групповая

Срезовая

Май

Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта учреждения

Опрос родителей, анализ договоров о сотрудничестве родителей и учреждения

Индивидуально

Повторная

Май

Выявление уровня сформированности личной профессиональной перспективы выпускников

Анкета «Выбор профессии»**

Групповая

Срезовая

Сентябрь–май

Выявление психологической проблемы

Согласно проблеме, соблюдая принцип валидности.

Индивидуально

Первичная или повторная

* Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера, 2001:

Тест Шурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности

Методика «Пословицы»

Методики для изучения воспитанности

** сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе»

2. Психокоррекционная и развивающая деятельность

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка

С учащимися проводится психокоррекционная работа, в задачи которой входит:


  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;

  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Психокоррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.

Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью:



  • специальных занятий, в ходе которых учащиеся младших групп осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;

  • тренингов эффективного общения, самопознания, уверенности в себе, где ребята отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, учебе и в других видах деятельности;

  • профориентационных тренинга, на котором учащиеся осваивают способы оценки качеств личности с учетом жизненных устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за свое будущее;

  • так называемые «уроки нравственности», на которых формируются навыки поведенческой культуры и духовно-нравственные навыки.

Вариативность использования психологических подпрограмм обеспечивается типом содержанием включаемых в них психотехник, заданий, вопросов. Подбор упражнений, игр, соревнований должен соотноситься с интерпретационным полем смыслообразующих заданий.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы можно использовать следующие методы: развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастические упражнения, групповые дискуссии, методы арт-терапии, телесноориентационной терапии, танцевальной терапии, библиотерапии, сказеотерапии, проективные методы и др.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Основанием для развивающей работы могут выступить тренинговые занятия, способствующие саморазвитию педагогов.

3. Психологическое просвещение

Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.

Приоритетной для психолога в этом направлении является работа с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности.

Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:


  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

С целью популяризации психологии как науки, расширения аудитории общения психолог оформляет стенд «Психологический вестник», который имеет рубрики: «Познай себя», «Твой выбор», «Наедине с собой», «Мое профессиональное будущее», «Психологическая азбука» и др.

В работе с учащимися используются следующие формы:



  • групповые дискуссии на темы: «Я и общество», «Наедине с собой»;

  • семинары-тренинги на темы: «Я и сверстники», «Что значит быть патриотом» и др.

Особенностью работы психолога по вопросам профориентации является получение информации об оптанте и стимулирование его к размышлению о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

Учебно-воспитательный процесс должен способствовать стремлению учащихся к познанию мира и самого себя. Раздаток 2

I этапмладший школьный возраст (7–9 лет).

Особенности:


  • малодифференцированное представление о профессиях, профессии выбираются по внешним атрибутам (одежда, манеры, поведение);

  • отсутствие определенных устойчивых интересов.

Задачи:

  • формирование интереса к наиболее распространенным профессиям, к профессиям родителей и ближайшего окружения;

  • воспитание нравственных установок выбора профессии.

II этап – младший подростковый возраст (10–13 лет).

Особенности:

  • осознание слушателями своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии;

  • возникновение первоначальных профессиональных намерений;

  • стремление к оценке себя, своих возможностей.

Задачи:

  • знакомство учащихся с миром профессий, их особенностями;

  • включение ребят в деятельность, способствующую развитию профессиональных интересов;

  • оказание помощи в самопознании.

III этап – старший подростковый возраст (14–17 лет).

Особенности:

  • развитие профессионального самосознания;

  • проявление личностного смысла выбора профессии;

  • приобретение опыта соотнесения общественных целей выбора сферы деятельности со своими идеалами, ценностями.

Задачи:

  • изучение научных основ выбора профессии;

  • оказание помощи в диагностике профессиональных интересов, способностей, индивидуальных особенностей.

Личное и профессиональное самоопределение учащихся осуществляется и на основе психолого-педагогических рекомендаций. В результате деликатной помощи психолога и педагогов учащийся учится соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом. Учащийся выстраивает свою образовательную траекторию исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.

Психологическое просвещение и информирование родителей в форме выступления на родительских собраниях, в систематической работе клуба «Мы вместе» и подготовкой рекомендаций, памяток.



4. Психопрофилактическая деятельность

Для более успешной профилактической работы целесообразны специальные подпрограммы

Обоснование принятия программы.

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ обозначилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается неуклонным «омоложением».

Поэтому важнейшей задачей психопрофилактики является создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуальности, духовного и физического совершенствования на основе приобщения подростков к совместному творчеству, обращения к личностным проблемам детей, формирования их нравственных качеств и здорового образа жизни. Важно создать условия для самоутверждения и самореализации подростков, формирования круга общения на основе общих интересов, что, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения детей, благоприятно влияет на устранение таких внутренних причин, влияющих на распространенность употребления детьми наркотических веществ, как эмоциональная незрелость, слабые адаптационные возможности, неспособность к межличностному общению.

Задачами профилактики злоупотребления психоактивными веществами являются:



  • привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и организации досуговых мероприятий;

  • организация социально-ценностной деятельности детей, развитие их активной жизненной позиции;

  • создание условий для эффективного общения детей;

  • повышение уровня самосознания и самооценки, самоутверждения и самореализации подростков.

Целесообразно разрабатывать программы с целью снижения риска обращения подростков к различным суррогатным средствам, регулировки своего психологического и эмоционального состояния, через создание условий для реализации интеллектуальных, творческих и духовно-нравственных потребностей подростков.

Задачи:

  • разработка и внедрение тематических занятий, направленных на выработку навыков ответственного поведения;

  • формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровому образу жизни;

  • создание информационно-просветительского пространства антинаркотической направленности через выпуск информационных листов, бюллетеней и размещение рекламных материалов.

6. Психологическое консультирование

Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи обучающимся, их родителям и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.

Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для адекватной социально психологической адаптации человека.

Все аспекты психологического консультирования субъектов образования рассматриваются «под углом» информационно-коммуникативного, кратковременного и психотерапевтически ориентированного характера.

Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:


  • по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;

  • по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;

  • по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;

  • профориентационное консультирование учащихся;

  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящихся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

  • помощь в организации эффективного детско-родительского общения.

Универсальные черты психологического консультирования охватывают шесть тесно связанных между собой стадий:

  1. Установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия.

  2. Уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и консультантом.

  3. Выяснение и открытое обсуждение возможных альтернатив решения проблем.

  4. Критическая оценка выбранных альтернатив решения.

  5. Последовательная реализация плана решения проблем.

  6. Совместное оценивание уровня достижения цели и обобщения достигнутых результатов.

Основные условия консультативного взаимодействия – это безоценочное позитивное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия. Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что дает ему возможность самостоятельно решить свои проблемы.

Ожидаемые результаты психологического сопровождения.

1. В отношении образовательного процесса в целом:



  • Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:
    – в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении;
    – в более быстром овладении ЗУНами при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.

  • Улучшение качества образовательного процесса за счет:
    – оптимизации образовательных программ;
    – улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

2. В отношении участников образовательного процесса:

  • Преподавателей:
    – повышение психологической грамотности;
    – оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
    – разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
    – содействие в личностном росте.

  • Учащихся:
    – эффективное овладение ЗУНами;
    – развитие ВПФ (высших психических функций);
    – развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
    – повышение психологической грамотности;
    – повышение толерантности в отношении своих сверстников;
    – содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

  • Родителей учащихся:
    – психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
    – получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о

Литература.

  1. Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.

  2. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.

  3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.

  4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера, 2001.

  5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2005.

  6. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  7. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер, 2006.

  8. Третьякова А.Н., Плющ И.В. Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.

  9. Тетерский С.В. Искусство вести за собой… – М.: Аркти, 2007.

  10. Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я и все-все-все. – Ярославль: Академия развития, 2002.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница