«Организационная культура предприятия и корпоративное воспитание персонала»



Скачать 170.05 Kb.
Дата25.04.2016
Размер170.05 Kb.


Модуль по выбору «Образовательный менеджмент на предприятиях»

для фазы 2 «Профессиональная переподготовка»


Модульный элемент


«Организационная культура предприятия и

корпоративное воспитание персонала»
(2 кредита, 72 часа)
АВТОРЫ (разработчики): Певзнер М.Н. доктор педагогических наук, профессор.

Петряков П.А., кандидат педагогических наук, доцент.



Авторы

Певзнер М.Н., доктор педагогических наук, профессор

Петряков П.А., кандидат педагогических наук, доцент



Место модульного элемента в образовательном процессе

Модульный элемент, содержащий знания об организационной культуре предприятия и организации корпоративного воспитания в нем, является составной частью модуля по выбору «Образовательный менеджмент на предприятиях»» и рассчитан на применение во второй фазе «Профессиональная переподготовка» интегративной модели обучения образовательных менеджеров. Основой для изучения данного модульного элемента является освоение содержания базового модуля «Образовательный менеджмент и организационное развитие», а также модульного элемента «Предприятия как обучающиеся организации».

Цель и задачи

Цель: На основе целостного представления о структуре и содержании образовательного менеджмента на предприятиях, развивать у слушателей специальную профессиональную компетенцию, позволяющую формировать организационную культуру предприятия, приобщать сотрудников к корпоративным ценностям и традициям организации.

Задачи:


  • формирование готовности адаптировать знания в области педагогики, психологии, образовательного менеджмента к процессу формирования организационной культуры предприятия на основе аксиологических принципов.

  • развитие способности разрабатывать имиджевую политику предприятия на основе ценностей корпоративной культуры, повышающую его конкурентоспособность и привлекательность для сотрудников и внешних потребителей.

  • формирование умения исследовать на основе различных методик организационные и личностные ценности персонала и учитывать их в процессе формирования корпоративной культуры предприятия.

  • формирование умения слушателей осуществлять организацию социально-значимых корпоративных мероприятий, направленных на укрепление организационной культуры предприятия.

  • развитие способности формировать определенный тип организационной культуры предприятия с учетом особенностей его внешней и внутренней социокультурной среды.




Структура модульного элемента

Модульный элемент представляет собой 6 дидактических единиц, на изучение которых по интегративной модели подготовки образовательных менеджеров на второй фазе отводится 72 часа (2 кредита), из них: аудиторных – 36 часов, 36 часов самостоятельной работы; итоговая форма контроля – зачет.



Дидактические единицы

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Количество часов

Литература

1. Сущность и функции организационной культуры предприятия

Корпоративная культура как предмет изучения различных наук: философии, менеджмента, педагогики, социальной психологии и др.

Различные подходы к сущности понятия «корпоративная культура»: социологический, исторический, нормативный, дидактический, антропологический. Рационально прагматическая (И.Ансофф, Т.Питерс, Р.Уоттерман, Э.Шейн и др.) и феноменологическая концепции (П.Бергер, М.Луи, С.Роббинсон, Д.Сильверманн и др.) организационной культуры предприятия.

Корпоративная культура как многоуровневая система, имеющая иерархическое строение. Признаки корпоративной культуры как характеристики организации: организационная автономность; идентифицикация работни­ков с организацией; структура власти и лидерство; индивидуальные и организационные ценности; продуктивное разрешение конфликтов; управление коммуникационными связями в организации. Обусловленность функций организационной культуры вызовами внешней и внутренней среды предприятия.

Функции организационной культуры, имеющие внешнюю направленность: введение инноваций; формирование положительного имиджа организации; регулирование партнерских отношений; социальная адаптация.

Функции организационной культуры, имеющие внутреннюю направленность: защитная; нормативно-регулирующая; замещающая; адаптивная.

Функции организационной культуры, имеющие педагогическую направленность: образовательно-познавательная; профессионально-образовательная; воспитательная; мотивирующая; организационно-досуговая.


Вводная лекция-медиа-презентация «Организационная культура предприятия: концептуальные подходы, сущностные характеристики».

Семинар-погружение «Функции корпоративной культуры предприятия».

Работа в мини-группах. Групповая дискуссия и рефлексия.


Рефлексивный анализ в группах. Наблюдение за участием в дискуссии. Комментирование ряда точек зрения, аргументов в процессе дискуссии. Экспресс-опрос основных понятий по теме.


12

Л – 2


Пр. – 4

СРС - 6


1, 4, 5, 6, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 25, 27, 29

2.Структура и содержание организационной культуры

Основные структурные компоненты корпоративной культуры: ценности (базовые идеи, значимые для духовной жизни работников и организации в целом), символы (объекты, которые в образной форме отражают прошлое и настоящее дан­ной организации), ритуалы (повторяющиеся коллективные действия, осуществляемые в рамках определенных традиций организации), обряды (стандартные и повторяющиеся мероприятия, проводимые в определенное время по специальному сценарию для оказания воспитательного влияния на поведение сотрудников), традиции (устойчивые элементы социального и культурно-исторического наследия организации, имеющие воспитательную ценность и передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени), герои (живые или уже умершие люди, которые служат об­разцами для поведения сотрудников в данной организации), мифы (система историй и легенд, в которых отражаются особенности организации и её сотрудников).

Организационные ценности и нормы. Позитивные и негативные ценности. Поверхностный, внутренний и глубинный уровни организационной культуры (Е. Шейн).

Содержательные характеристики организационной культуры: осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык; внешний вид, одежда и представление себя на работе; привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом


пищи; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между людьми; ценности и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работника; трудовая этика и мотивирование

(Ф. Харрис и Р. Моран).



Лекция-медиа-презентация «Структурные компоненты организационной культуры предприятия».

Семинар-погружение «Формирование организационных ценностей и норм на современном предприятии».

Работа в мини-группах. Заполнение на основе диагностики личностных и организационных ценностей у персонала предприятия сопоставительной таблицы «Позитивные и негативные ценности работников предприятия». Групповая дискуссия и рефлексия.


Рефлексивный анализ диагностических процедур и результатов диагностики, представленных в таблице. Наблюдение за участием в дискуссии. Комментирование ряда точек зрения, аргументов в процессе дискуссии. Экспресс-опрос основных понятий по теме.


12

Л – 2


Пр. – 4

СРС - 6


2, 4, 5, 6, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 25, 27

3. Основные типы организационной культуры и способы её формирования

Основания для классификации разновидностей организационной культуры: национальные особенности персонала; отраслевые особенности сотрудников; особенности гендерных взаимоотношений, степень адаптивности организации.

Типология корпоративной культуры по социально-педагогическому признаку: патерналистский (тип семья), полиэтнический (тип интернационал), гетерогенный (союз разных), коллективистский (пионерский отряд), индивидуалистический (сольный концерт, ансамбль солистов), предпринимательский тип (рынок), партисипативный тип (союз единомышленников), иерархический тип (лестница).

Многообразие субкультур в крупных предприятиях. Понятие доминирующей культуры. Объективная и субъективная организационная культура. Взаимосвязь субкультуры и общей организационной культуры предприятия.

Принципы формирования корпоративной культуры организации: принцип двойственности (корпоративная культура не только объект проектирования, но и основа для построения образовательного пространства); принцип «от внешнего к внутреннему» (взаимосвязь между внешним и внутренним окружением организации); принцип опережающих действий (предупреждение нежелательных ситуаций, отклонений в поведении); принцип «естественного созревания» (проектирование ценностей на основе уже имеющихся); принцип баланса (соблюдение соотношений субкультур) (Ю.Тюнников и М. Мазниченко).

Этапы формирования организационной культуры: определение характеристик и ценностей желаемой культуры; диагностика существующей корпоративной культуры и выявление несоответствий между желаемой и реальной культурами; разработка практических мероприятий, направленных на формирование корпоративных ценностей; реализация разработанного плана.

Показатели сформированности корпоративной культуры организации: единое ценностное пространство; удовлетворенность сотрудников своей трудовой и профессиональной деятельностью; идентификация работников со своей организацией; быстрая адаптация организации к запросам внешней среды; высокая конкурентоспособность и жизнеспособность; уникальность имиджа; положительная репутация в социуме.

Организационно-управленческие меры по укреплению формирования корпоративной культуры: использование внутреннего резерва при приеме на работу,; культуросообразный отбор новых сотрудников и их успешная аккультурация, профессиональная и социально-педагогическая адаптация; использование возможностей для обогащения труда, повышения уровня ответственности и самостоятельности рабочих групп; предоставление большей автономии производственным бригадам; партисипативное управление; изменение содержания труда и ролевой традиции сотрудников; разработка критериев объективной и обоснованной оценки персонала; разработка норм корпоративной этики и их закрепление в кодексе фирмы; создание комфортной среды обитания (эргономически целесообразная организация рабочих мест, дизайн производственных и непроизводственных помещений, создание комнат психологической разгрузки и отдыха).



Лекция с элементами дискуссии «Типология организационных культур на предприятии».

Семинар-погружение «Педагогические функции различных типов культур на предприятии». Мини-проект «Моделирование организационной культуры виртуального предприятия»

Работа в мини-группах. Составление таблицы «Педагогические функции различных типов корпоративной культуры». Составление алгоритма формирования организационной культуры предприятия. Групповая дискуссия и рефлексия.


Наблюдение за участием в дискуссии. Комментирование ряда точек зрения, аргументов в процессе дискуссии. Экспресс-опрос по характеристикам основных типов организационной культуры. Пошаговый анализ составленных алгоритмов. Рефлексивная оценка мини-проектов. Анализ представленных сопоставительных таблиц.


12

Л – 2


Пр. – 4

СРС - 6


2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 21, 25, 27, 29

4. Корпоративное воспитание персонала предприятия: сущность, принципы и модели

Корпоративное воспитание как систематизированная педагогическая деятельность, направленная на формирование корпоративной культуры личности и организации.

Модели корпоративного воспитания: функционально-ролевая модель (воспитательная деятельность регламентируется внутренними уставами, нормативами, правилами); диалоговая модель (отношения сотрудничества, сотворчества, имеющие межличностный, межсубъектный характер).

Культурно-антропологический подход к корпоративному воспитанию. Человек - главный ресурс организации, обеспечивающий успех ее деятельности, движущая сила ее развития. Работник организации как субъект и объект культуры, как ее творец и продукт.

Принципы корпоративного воспитания: принцип психологической обоснованности; принцип моральной мотивации; принцип актуализации личностного потенциала сотрудника в трудовой и общественной деятельности; принцип опоры на субъектный опыт сотрудника организации; принцип смены социальных ролей; принцип индивидуальной педагогической инструментовки; принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм воспитания; принцип педагогического влияния производственной и общественной среды организации.


Лекция-дискуссия «Педагогический потенциал корпоративного воспитания: возможно ли воспитание взрослого человека?».

Семинар-беседа «Человек как главный ресурс организации, субъект и объект корпоративного воспитания». Работа в мини-группах. Групповая дискуссия «Роль взрослого в процессе корпоративного воспитания: воспитатель или воспитанник?» Рефлексия.



Наблюдение за участием в дискуссии, анализ аргументов и контраргументов. Рефлексивная оценка результатов групповой работы. Мини-тест «Модели корпоративной культуры»

12

Л – 2


Пр. – 4

СРС - 6


1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 25, 27

5. Структура и содержание корпоративного воспитания

Основные содержательные компоненты корпоративного воспитания: формирование корпоративного духа и корпоративного стиля поведения сотрудников.

Содержательные характеристики корпоративного духа как компонента корпоративного воспитания: ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ); сплоченность и солидарность; готовность и желание работать единой командой; взаимная поддержка и профессиональная кооперация сотрудников; самоидентификация работника с организацией, членом формальной и неформальной структуры которой он является.

Воспитание патриотизма по отношению к своей организации как ведущее направление корпоративного воспитания. Характеристики патриотизма: чувство сопричастности к делам, заботам, проблемам, успехам и неудачам фирмы (организации); верование в организацию и ее будущее, ее руководителей и героев, миссию и предназначение; гордость за принадлежность к организации; готовность к самоотверженному труду и самоотдаче во имя процветания организации; лояльность к организации. Типы приверженности человека организации: истинный, прагматический, вынужденный.

Деятельностный подход к формированию корпоративного стиля поведения работников: развитие профессионального творчества (формирование временных творческих коллективов, проектных групп, проведение конкурсов профессионального мастерства); организация деятельности сотрудников по созданию, сохранению и развитию традиций организации, соблюдению ритуалов, обрядов и символики организации, создающих дух единения. Индивидуальный стиль поведения сотрудников (отношение работника к профессиональной деятельности, отношение к организации, отношение к другим сотрудникам).

Факторы, способствующие формированию у сотрудников корпоративного духа и корпоративного стиля поведения: позитивное отношение администрации к работникам (внимание, поддержка инициативы); наличие прочной связи между результатами труда и его оплатой; объективная оценка достижений работника; возможность профессионального и карьерного роста; благоприятный психологический климат в коллективе; гарантии социальной защиты работников; ощущение значимости, важности выполняемой работы; взаимопонимание между работником и его непосредственным руководителем.

Условия формирования корпоративного духа и корпоративного стиля поведения сотрудников в организации: принятие индивидом иерархии власти в организации; диалектическое единство индивидуализма и коллективизма в организации; сочетание мужского и женского начала в организации; преодоление работниками страха перед неопределенностью; оптимальное сочетание долгосрочных и краткосрочных ориентаций.


Лекция-презентация с элементами эвристической беседы

«Формирование корпоративного духа и корпоративного стиля поведения сотрудников».

Семинар-погружение «Условия и факторы формирования корпоративного духа и корпоративного стиля поведения сотрудников в организации». Мини-проект «Моделирование системы корпоративного воспитания в виртуальной организации»

Работа в проектных группах. Групповая дискуссия и рефлексия.





Наблюдение за участием в беседе. Экспресс-опрос основных понятий по теме. Защита мини-проектов. Экспертная оценка проектов. Текущая и итоговая рефлексия.

12

Л – 2


Пр. – 4

СРС - 6


3, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 25, 27, 29

6. Индивидуально-ориентированные и социально-ориентированные методы корпоративного воспитания

Методы корпоративного воспитания как способы осуществления педагогического влияния на персонал организации. Социально-ориентированные и индивидуально-ориентированные методы. Разновидности индивидуально-ориентированных методов.

Созидающие методы корпоративного воспитания: собеседование, вовлечение, мотивирующее задание, доверительное поручение, проблематизация, обращение за консультацией, «поиск сокровища», похвала, просьба, совет, доверие.

Тормозящие методы: осуждение, внушение, интервенция, дисциплинирование, критика, порицание, субъективно-прагматический метод, «плацебо», «Сократовская беседа». Смешанные методы: убеждение, внушение, внимательное слушание, воздействие обликом.

Специфика использования тормозящих и созидательных методов корпоративного воспитания на предприятии. Зависимость методов от социальных установок, жизненных позиций, уровня притязаний и характера профессионального поведения работника. Различные типы и модели поведения человека в организации. Агрессивное и ассертивное поведение.

Разновидности социально-ориентированных методов корпоративного воспитания: метод позитивного социально-педагогического взаимодействия руководителя с подчиненными; делегирование полномочий; привлечение сотрудников к соуправлению; психодрама, социодрама; сценическое консультирование; мировоззренческое просвещение. Критерии выбора оптимальных методов корпоративного воспитания.



Лекция-презентация с элементами дискуссии «Методы корпоративного воспитания».

Семинар «Выбор оптимального метода корпоративного воспитания».

Составление сравнительной таблицы «Характеристика созидающих и тормозящих методов корпоративного воспитания».


Наблюдение за участием в дискуссии и игровой деятельностью студентов (инициативность, самостоятельность, оригинальность, продуктивность и т.п.).

Предъявление каталога творческих заданий, выявляющих умения использовать методы корпоративного воспитания. Текущая и итоговая рефлексия.

Итоговый тест.



12

Л – 2


Пр. – 4

СРС - 6


1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 26


Список рекомендованных источников
Основная литература


  1. Бокуш, Л. Гендерная культура или типология взаимоотношений полов в организациях. – СПб.: Наука, 2000.

  2. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.

  3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 336 с.

  4. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.

  5. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.–384 с.

  6. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2001.

  7. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

  8. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е. В., Певзнер М. Н., Петряков П. А., Федотова Г. А., Шерайзина Р. М., Ширин А. Г. / сост. и общ. ред. Иванова Е. В. Певзнера М. Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.

  9. Организационное обучение: сборник / пер. И. Окунькова ; ред. Н. Нарциссова. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 191 с. – (Серия «Классика Harvard Business Review»).

  10. Певзнер М. Н., Грауманн О., Петряков П. А. Корпоративная педагогика: уч. пос. / Певзнер М. Н., Грауманн О., Петряков П. А. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 464 с.

  11. Педагогика открытости и диалога культур: монография / под ред. М.Н.Певзнера, В.О.Букетова, О.М.Зайченко. – М., 2000. 262 с.

  12. Рябов, Р.Ю. Формирование корпоративной культуры предприятия как фактор управления его организационным развитием: на примере ОАО «Северсталь»: дисс. ... канд. соц. наук: Санкт-Петербург, 2006. – 198 с.

  13. Самоукина, Н.В. Управление персоналом – СПб: Питер, 2003.

  14. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебник для студентов вузов. – М.: ТАНДЕМ, Экмос, 1999. – 352 с. : ил.

  15. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

  16. Суртаева Ж.Б. Условия становления корпоративной культуры субъектов неформального образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2008. – 21 с.

  17. Тюников, Ю. Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза. // Высшее образование в России. – 2005. – №10. – С. 69-77.

  18. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.

  19. Федосеев, В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. – М.: Экзамен, 2004. – 368 с.

  20. Шейн, Э.Г. Организационная культура и лидерство (пер. с англ. Жильцова С. под ред. Ковалевой Т.Ю.) – Изд. 3-е Классика МВА. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

  21. Baumeister, R.F. (2005). The cultural animal: Human nature, meaning, and social life. – New York: Oxford University Press.

  22. Buber, M. „Erwachsenenbildung“ Erstveröffentlichung des deutschsprachigen Originaltextes von 1949/50. Mit einer EinLiteraturverzeichnis 241 leitung und Anmerkung von Martha Friedenthal-Haase. In: Friedenthal-Haase, M (Hrsg.): Martin Buber: Bildung, Menschenbild und hebräischer Humanismus. – Paderborn, 2005, 217-252.

  23. Harris, P.R., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Gulf Publishing Copany, 1991

  24. Honneth, A.C. (1992): Kampf um Anerkennung. Zur moralischen Grammatik sozialer Konflikte. Frankfurt a. – M.

  25. Hofstede. G.H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001

  26. Humboldt, W.v.: Schriften zur Anthropologie und Geschichte. Hrg.: Flitner, A.; Giel, K: Humboldt, W. v., Werke, Bd. 1. 4. korr. Aufl., Darmstadt, 2002

  27. Rosenbusch, Heinz S. Organisationspädagogik der Schule. – München, 2005. – С. 23.

  28. Sprenger R. Trust: The Best Way to Manage. Cyan Communications, 2004, 256 p.

  29. Yi-Tzu, Lu Erkennen des Anderen als Aufgabe der Erwach­senenbildung Dissertation: Im Fach Pädagogik an der Universität Trier. – Trier, 2007.

Дополнительная литература


  1. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М., 1988

  3. Головаха, Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: – 1986, 149 с.

  4. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы. М., 1981.

  5. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. И.Ю. Авидон. – СПб.: Речь, 2000. – 408 с.

  6. Морено, Я. Театр импровизации. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993

  7. Мудрик, А.В., Бодалёв А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. – М., 1991.

  8. Сидоркин, А.М. Парад предрассудков. – М.: Знание, 1992. – 77с.

  9. Туниманов, В.А. А.И. Герцен // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983.

  10. Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М.:Академия, 1996. – 416 с.

  11. Adler, A. (1956). The Individual Psychology of Alfred Adler. H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher (Eds.). – New York: Harper Torchbooks.

  12. Benner, D.: „Der Andere» und „Das Andere» als Problem und Aufgabe von Erziehung und Bildung. In: Zeitschrift für Pädagogik. 1999b, 315- 327

  13. Ringelmann, M. Rechercher ur le monteurs animes: Travail de l,homme. Annale de l,Institut National Agronomiqie, 2-e serie-tomeXII, 1-40, 1913; Moede W. Die Richtlinien der Leistungs- Psychologie // Industrielle Psychootechnik. – 1927. – № 4. – S. 193.

  14. Schleiermacher, F. D. E.: Friedrich Schleiermacher Dialektik. Hrsg. und eingeleitet von M. Frank. Bd. 2. Baden-Baden, 2001

  15. Schley, W. Konfliktmanagement- Zum Verhältnis von Schulleitung, Lehrern, Eltern und Schülern. In. Ackermann, H./Wissinger, J.(Hg.) (1998), Schulqualität managen. Von der Verwaltung der Schule zur Entwicklung von Schulqualität (S. 178-199). Neuwied: Luchterhand

Авторы: Певзнер М.Н.



Петряков П.А.


Каталог: file.php
file.php -> Э. И. Скоблева рабочая программа дисциплины
file.php -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"
file.php -> Краткий обзор блоков электронного курса 9 Пользователи и их права 10 Режим редактирования 10 Назначение каждой кнопки 11
file.php -> Сппо: взаимодействие психолого-педагогических кафедр гоу впо нгпу по технологии бенчмаркинга
file.php -> Среднее профессиональное образование на пути качественных преобразований. Некоторые итоги сетевого взаимодействия
file.php -> «Модели повышения квалификации персонала на предприятии»
file.php -> Программа разработана на основе: фгос по направлению/специальности
file.php -> Формирование основ гражданственности у старших дошкольников
file.php -> Адаптация первоклассников к обучению средствами артпедагогики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница