Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся



Скачать 186.37 Kb.
Дата14.02.2016
Размер186.37 Kb.

ОРГАНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО УРОКОВ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ


А.И. Мельников, учитель географии

высшей квалификационной категории,

Заслуженный учитель школы РСФСР,

победитель конкурса лучших учителей

общеобразовательных учреждений,

проводимого в рамках ПНПО
В далёкие 70-е годы завуч малокомплектной сельской школы Мартыновского района привила мне потребность к самообразовательной работе. Анализ передовых рубежей педагогической науки и практики, критический взгляд на собственную работу привел меня к необходимости «Органического единства уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся». Это направление было актуальным прежде и таковым остается в 21 веке.

География обладает уникальными возможностями интегрировать знания и умения многих школьных дисциплин – химии (геохимия), физики (геофизика процессов), зоо- и биогеография, историческая география и геология. Ни один урок географии не обходится без элементов искусства, политики. Наконец, идея взращивания творческой личности, способной в каждый момент жизни чувствовать свою значимость, готовой к творческому труду, довольной тем малым, что несёт жизнь, неспособной к подлости и рвачеству – основная в современных условиях ускоренного прогресса науки, технологий и всяческих пороков. Воспитание юных граждан в многолетнем тесном единстве с природой – основа моей педагогической практики.

В 80-е годы я стал на путь развивающего обучения, его оптимизации к условиям конкретной школы и ученикам (Махмутов М.И.), чем заслужил высокую оценку академика Ю.К.Бабанского во время его пребывания в городе Шахты.

Новые социально-экономические условия 90-х годов не только не изменили векторы моей деятельности, а, напротив, показали крайнюю необходимость выработанной с годами собственной педагогической системы – технологии образования и воспитания школьников средствами краеведения и геоэкологии на уроках и во внеурочной географической работе на путях современных образовательных технологий. Такая деятельность давала и даёт обучающимся отличные результаты, как в образовательном, так и в воспитательном аспектах.

Широкое применение современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, способствует активной развивающей деятельности учеников, привитию интереса к географическим знаниям. В моей практике господствующее место занимают технологии развивающего обучения: исследовательские, проектные, проблемное обучение. Развитее навыков творческой деятельности начинаю в первый год обучения географии в 6 классах путём активного включения учеников в решение частных, урочных проблем в курсе физической географии и провожу все годы учения, следя за успехами каждого ученика, пополняя его индивидуальное портфолио. При этом учитываю индивидуальный темп прохождения программ, личностные особенности творческого роста. Общая направленность процесса – создание условий для природосообразного учения всех обучающихся. На это ориентированы применяемые мною здоровьесберегающие технологии активного природоведения: тестирование, походы, экскурсии, летние экспедиции, участие в конференциях и слётах.

Ежегодные школьные олимпиады и конкурсы знатоков географии привлекают всё новые десятки учащихся, дают ребятам опыт соревнований в знаниях, который они используют в более серьезных олимпиадах. В городских олимпиадах по географии существует норма представительства – по одному ученику от школы, поэтому нельзя указать число ребят, которые этого достойны. Тем не менее, успехи юных географов и экологов школы несомненны: они – победители и призёры городских и региональных олимпиад. В 2004-2005 г. Ладо Кварацхелия последовательно победил в городской, региональной олимпиадах и достойно представлял Донской край на Всероссийской олимпиаде в г. Калуга. В 2005-2006 г.г. С.Голубев побеждал на городских олимпиадах по экологии и становился призёром региональных олимпиад. Его успехи в 2006, 2007 году продолжил А.Зайцев, войдя в число победителей городской и региональной олимпиад.

Успехи моих учеников в предметных олимпиадах – результат активной развивающей деятельности на уроках и во внеурочной работе. Программы и учебники по географии достаточны для высокого интеллектуального роста школьников. Поэтому свою основную задачу я вижу не в программном «мифотворчестве», а адаптации программ к условиям реальных детей, их образовательным возможностям, создании условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика при максимально широком использовании информационных технологий.

В целях развития творческого мышления обучающихся и организации индивидуально ориентированного процесса учения мною созданы:

- банк информационных программ по курсам географии 6-11 классов;

- авторские электронные разработки для уроков обобщения и применения знаний (темы, разделы);

- комплекс краеведческих видеофрагментов природных и социальных явлений и объектов;

- компьютерный банк авторских уроков развивающей направленности, направленных на развитие мотивации учения (деловые игры, конференции, семинары, ролевые игры, конкурсы «профессионалов»);

- программа внеурочной геоэкологической клубной деятельности проектной направленности, много лет практикуемая в осуществлении социально значимых проектов;

- курсы по выбору для предпрофильной подготовки «Экономика и экология Восточного Донбасса», «Геологическое прошлое родного края».

В числе первых в области я применил учебники развивающей направленности - учебники географии О.В.Крыловой. Большой опыт адаптации программ позволяет мне исправлять методические просчёты авторов программ и учебников по географии, выстраивать процесс обучения на близком и понятном детям краеведческом материале. Отражением сближения позиций педагога и учеников является стремление последних к активной самостоятельной, в том числе творческой деятельности. Проведённые опросы о мотивации обучающихся географии показывают рост интереса к географическим знаниям.

Широко практикую проектную деятельность на уроках во всех формах: от урочных мини-проектов до тематических и итоговых. Всё большее число учеников осуществляют индивидуальные и групповые работы над учебно-исследовательскими тематическими проектами, в том числе - от двух до четырёх лет.




Тематика творческих работ

Ученики-руководители проектов

«Урал - индустриальное сердце России»

«Проблемы и перспективы развития шахтёрских городов

Дона»


А.Севрюков

С.Паршин,

Г.Миронов


«Пути решения демографических проблем России»

«Перспективы водоснабжения города Шахты»

«Причины гибели тополей в посёлке ХБК г.Шахты»

«Был ли всемирный потоп?»

«Земля-планета голодных?!»


Т.Косова,

А.Захарчук

А.Захаров

А.Зайцев


А.Кобелева

Л.Реуцкова



«Мировой океан-будущее человечества»

«Четвертичный литогенез в Восточном Донбассе»

«Экономика Дона: новые лидеры»

«Проблемы освоения и охраны Мирового океана»

«Современная демографическая ситуация в мире»

«Планетарный дефицит пресной воды в мире»

«За мир без глобальных проблем»

«Проблемы ресурсообеспеченности планеты»

«Экологические проблемы России и пути их решения»

«География межнациональных конфликтов»

«К вопросу о происхождении каустобиолитов»


К.Филиппова

А.Сватеев

И.Тищенко

М.Гордиенко

А.Голованова

А.Кручко


И.Даниелян

А.Аксёнова

Е.Пашков

А.Сазонов

Р.Кожин


Проектная деятельность увлекает и развивает учащихся, и они становятся активными деятелями в клубе «Искатель», который вырос из кружка юных географов (1977). Ныне это геоэкологический клуб, в котором ученики 6-11 классов обстоятельно занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Более 20 лет наши работы имеют серьезную социально значимую направленность и получают высочайшие оценки не только на олимпиадах, конкурсах и конференциях, но и от солидных государственных, научных организаций. Ежегодно о значимости проектов «искателей» пишут муниципальные и региональные СМИ.

За 3-5 лет «искательского» стажа мои ребята вырастают в умелых организаторов школьной деятельности, методистов проведения маршрутных исследований. Многие выпускники связали дальнейшую профессиональную жизнь с географией, геологией, экологией; окончили ВУЗы и трудятся в разных уголках страны.

Ежегодно клуб проводит школьные слёты туристов, краеведов, экологов с интересной и насыщенной программой. О них десятилетиями помнят выпускники школы, как о самых ярких событиях. В слётах участвуют все способные бывать на природе. В 2008 г. мы провели 28-й слёт «Пламя-08», собравшем до 350 учеников 5-11 классов.

За большой вклад в охрану окружающей среды, победы в олимпиадах, конкурсах самого высокого ранга клуб «Искатель» ежегодно получает гранты на ведение своей исследовательской деятельности, а количество дипломов и грамот мы давно измеряем многими килограммами.

Мною создана и много лет успешно культивируется программа выведения учеников в «Вечные искатели» (высшее звание в ГЭК «Искатель»). Опыт такой работы не первое десятилетие распространяют ИПК и ПРО, Министерство образования России и области. Последние годы мои ученики отмечаются наградами программы «Одарённые дети».

Формально я несколько лет не являюсь классным руководителем, но руковожу работой клуба «Искатель», в котором только официально состоит 50-60 учеников 6-11 классов, учебные и нравственные качества которых я развиваю, создаю условия для нравственного и научного роста и за которых смело ручаюсь. О деловых, нравственных и образовательных качествах моих учеников много восторженных слов говорят все, кому приходилось общаться с «искателями», неважно - в 1980-м или в 2008 году. Такое руководство я вижу реально классным. Многими достижениями клуб обязан тесному деловому сотрудничеству с ВУЗами и научно-исследовательскими организациями Дона, продолжающемуся десятилетия.




Организация

Формы сотрудничества

Направления сотрудничества

Стимулирование

детского творчества

Администрация г.Шахты (отдел по охране окружающей среды)

Выдает проектные задания; помощь в проведении лаборатор-

ных исследований;

участие в конференциях

ГЭК «Искатель»



Реализация городских геоэколо-

гических программ

(защита прир.сред

от последствий

закрытия шахт)


Выделение средств на ведение исследовательских

проектов (гранты)



Государственное

управление реструктуризации шахт (ГУРШ)-Центр социально-экологического мониторинга Восточного Донбасса



Выдает проектные задания; методическая помощь в производстве

исследований (совмест-

ные маршруты); участие в годовых конференциях клуба


Реализация городских геоэколо-

гических программ

(защита прир.сред

от последствий

закрытия шахт),

мониторинговые работы



Награждение юных

учёных; выделение

транспорта;

средств на

приобретение приборов и

оборудования; для участия в олимпиадах и конкурсах



СК Представи-

тельство ВНИМИ

(Всероссийский научно-исследова

тельский маркшей-

дерский институт)


Выдает проектные задания; методическая помощь в производстве

исследований (совмест-

ные маршруты); участие в годовых конференциях клуба


Гидрогеологическая

тематика;

геокартирование


Награждение юных

учёных; выделение

транспорта;

средств на

приобретение приборов и

оборудования; для

участия в олимпиа-

дах и конкурсах



ООО «Ингео»

(инженерная

геология)


Проведение геохимических анализов образцов горных

пород и грунтов



Инженерная геология;

геофизика



Выделение картографических

материалов; средства на обслуживание компьютерной техники клуба



Ростовский госуниверситет (ЮФУ)

Договор о сотрудничестве ГЭК

«Искатель» с кафедрой

общей и исторической

геологии геофака,

с 1983 г. по наст. вр.


Методическая подготовка юных

исследователей



Участие в конференциях

(ВУЗ-клуб); литература; выделение «камен-ного» материала


Стремление максимально использовать возможности географии и смежных с ней наук в деле разностороннего развития молодых людей привели меня к организации летних исследовательских лагерей, в которых учащиеся самым естественным образом применяют свой учебный и человеческий потенциал в важном деле, самосовершенствуются, закаляются физически и нравственно, по-настоящему узнают свою малую родину, её достижения и проблемы. Работу эту провожу за счёт своего отпуска, с согласия родителей учеников.

Участие учеников в летних исследовательских проектах вызывает всеобщий интерес в школе, от желающих в них участвовать нет отбоя. Работы начинаются со стадии осмысления полученного социально-значимого задания, продолжаются анализом состояния изученности темы, подбором оптимальных приёмов и средств осуществления проекта, собственно исследованиями, промежуточной и итоговой обработкой полученных результатов. На финише проект получает информационное обеспечение – отчёт о работе и далее защищается перед организациями-заказчиками на годовой Конференции клуба «Искатель». Таким образом, проектная деятельность учеников проходит через весь учебный год и естественным образом перерастает в новый проект, продолжающий исследования ряда поколений «искателей» в рамках городской Программы защиты населения города и природной среды от последствий закрытия угледобывающих предприятий.

Обширная исследовательская деятельность учащихся не только не отвлекает их от учения, но, напротив, стимулирует успехи учёбы, что постоянно отмечают сами ребята, их родители и учителя.



Летние исследовательские лагеря ГЭК «Искатель» МОУ СОШ №38

Основные сведения

2003-2008

Период функционирования

Июнь-сентябрь



Количество юных исследователей

22-27

Цель функционирования



Физическое и нравственное развитие учащихся, активный отдых и труд, привитие любви к своей малой родине, развитие исследовательских навыков, элементов походного быта

Объекты исследовательских проектов



Природные среды городских посёлков (мониторинговые работы): поверхностные и подземные воды, формы природного и антропогенного рельефа, состояние и изменение растительного покрова;

состояние инфраструктуры посёлков



Формы проведения исследований

Маршруты (походы) по окрестностям города группами от 5-8 до 12-15 чел.

Материальное обеспечение



Средства грантов мэрии г.Шахты; поддержка научно-исследовательских организаций (Центр социально-экологического мониторинга ВД; Северо-Кавказское представительство ВНИМИ; ООО фирма «Ингео» )



Социально значимые проекты, осуществлённые учащимися в 2002-2008 годах

Кол-во

участников



Проект

Выполнен по заданию

15



«Современные геологические процессы в бассейне р.Грушевка на участке х.Красный-х. Поповка»

Комитет по охране окружающей среды администрации г.Шахты

14


«Гидролого -геоморфологические исследования реки Кадамовки на участке пос. Даниловка – пос. Сидорово-Кадамовский»

Комитет по охране окружающей среды администрации г.Шахты

18



«Гидрогеологические и экологические условия функционирования грунтовых вод района города Шахты»


Центр социально-экологического мониторинга Восточного Донбасса;

Комитет по охране окружающей среды администрации г.Шахты


22


«Гидрологический мониторинг полей бывших шахт «Аютинская» и «Глубокая»

Центр социально-экологическогомониторинга Восточного Донбасса;

Всероссийский научно-исслед. маркшейдерский институт


23


«Геологическая съёмка участка среднего течения

реки Грушевка»




Центр социально-экологическогомониторин- га Восточного Донбасса;

Всероссийский научно-исслед. маркшейдерский институт



«Мостовое хозяйство города Шахты»

Мэрия г.Шахты

«Экологическое состояние балки Атюхта»

Мэрия г.Шахты


«Геоэкологическая ситуация в районе породного отвала левобережья р. Кадамовка»

Мэрия г.Шахты



26


«Геоэкологическое обследо-

вание возможных мест добычи общераспространен-ных полезных ископаемых на территории муниципального образования город Шахты».



Мэрия г.Шахты;

департамент строительства и архитектуры




«ОАО «Стройфарфор»: восемь лет успеха на рынке стройиндустрии»

Для кабинета географии

«Гидрологические и экологические условия функ-

ционирования гидросети

г.Шахты»


Центр социально-экологи-

ческого мониторинга

Восточного Донбасса



Результативность социально значимых исследовательских проектов

Исследовательский проект

Результат проекта

«Современные геологические процессы в бассейне р.Грушевка на участке х.Красный-х. Поповка»



Победитель городского,

регионального и всероссийского конкурсов исследовательских работ

туристско-краеведческого движения «Отечество»


«Гидролого-геоморфологические исследования реки Кадамовки на участке пос. Даниловка – пос. Сидорово-Кадамовский»

Победитель городского, регионального и всероссийского конкурсов исследовательских работ, туристско-краеведческого движения «Отечество»

«Гидрологический мониторинг полей бывших шахт «Аютинская» и «Глубокая»

Победитель городского, регионального и всероссийского конкурсов исследовательских работ, туристско-краеведческого движения «Отечество»

«Геологическая съёмка участка среднего течения реки Грушевка»

«Мостовое хозяйство города Шахты»


«Экологическое состояние балки Атюхта»

Победитель городского, регионального и всероссийского конкурсов исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество»


«Геоэкологическая ситуация в районе породного отвала левобережья реки Кадамовка»



2место в региональном

конкурсе исследовательских работ школьников

Победитель городской краеведческой конференции


«Геоэкологическое обследование возмож- ных мест добычи общераспространенных

полезных ископаемых на территории муниципального образования город Шахты»



Победитель городской краеведческой конференции



«ОАО «Стройфарфор»: восемь лет успеха на рынке стройиндустрии»

Победитель городской экологической научно-практической конференции

«Гидрологические и экологические условия функционирования гидросети г.Шахты»





Победитель городской краеведческой конференции

(номинация «Юные геологи»);

2место в региональном конкурсе исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество»
Победитель городской краеведческой конференции

(номинация «Летопись города Шахты»);

2место в региональном конкурсе туристско-краеведческого движения «Отечество»

Победитель городской

научно-практической

экологической конференции

участник международного конкурса по водным ресурсам

Развитие учеников в системе единства урочной и внеурочной деятельности даёт отличные результаты в творческих олимпиадах и конкурсах. С 2003 года мои ученики защищают свои исследовательские проекты на годовых конференциях ДАНЮИ и все годы работы признавались лучшими в секции «География. Геоэкология». В 2003-2005 г.г. клуб «Искатель» участвовал во всероссийской олимпиаде по вопросам охраны окружающей среды «Созвездие», проводимой в космограде г.Королёве под эгидой ЮНЕСКО, Министерства образования РФ, Минатома. Ребята последовательно занимали третье, второе и первое места.



Результаты участия учащихся МОУ СОШ №38

в годовых конференциях ДАНЮИ (Донская Академия Наук Юных Исследователей)



Представленный проект

Результат

Награждены участники

«Гидролого-геоморфологические исследования р. Кадамовки»

1

Савин Василий,11кл.

Большенко Анд.,11кл



«Гидрогеологические и экологические условия функционирования грунтовых вод района города Шахты»


1


Кварацхелия Л.,10кл.

Егорова Анаст. 7кл.

Зайцев Алекс., 8кл.

Кобелева Анаст.,7кл.



«ЗАО «Дон-Текс»: трудное вхождение в рынок»

2


Паршин Анд., 10кл.

Миронов Георг.,10кл

Чайкина Алекс.,10кл.


«Гидрологический мониторинг полей бывших шахт «Аютинская» и «Глубокая»

1


Сватеев Анд.,9 кл.

Кварацхелия Л.,11кл.

Голубев Сергей,10кл.

Кобелева Анаст.,8кл.



«Геоэкологические иссле-

дования водоёмов

города Шахты»


1


Захаров Артём,11кл.

Голубев Сергей,11кл.

Зайцев Игорь, 11кл.


«Реконструкция палеогеографического режима неогенового литогенеза в среднем течении р.Кадамовка»

2


Юдин Артур, 11кл.

Зайцев Александр,10


Социальная значимость исследовательских проектов учащихся столь высока, что муниципальные СМИ второе десятилетие публикуют обширные материалы о работе юных учёных, получающих блестящие отзывы о своих работах из уст известных учёных и практиков природоведческих наук на уровне региона и России.



Интерес к моей работе проявился давно и не исчез с десятилетиями. Последние годы я активно пропагандирую систему эколого-ноосферного образования, которое хорошо согласуется с образовательной позицией русской православной церкви: ценности общества потребления не могут быть выше нравственных. Поэтому я так держусь за идею единства урока и творческой исследовательской работы детей в природе, так как только этот монолит сегодня способен дать
Каталог: PDF -> opyt
PDF -> 10 Издание официальное СанПиН 4 10 Москва 2010
PDF -> Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины
opyt -> Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории
PDF -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития
PDF -> Воспитание духовно – нравственных ценностей на основе православной культуры
opyt -> Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
opyt -> Первый сайт (курс по выбору)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница