Опорно двигательная система. Строение, состав и свойства



Скачать 116.04 Kb.
Дата01.06.2016
Размер116.04 Kb.
ТипУрок


МБОУ «Федчевская ООШ»

УРОК БИОЛОГИИ



Опорно – двигательная система. Строение, состав и свойства

костей.

Подготовила: учитель биологии Волкова Е.В.

2010

Тема урока: Опорно – двигательная система.Строение, состав и свойства



костей.

Эпиграф: «Движение – это жизнь» Вольтер

Тип урока: урок формирования знаний.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения костей;

2.Формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника; анализировать изученный текст; сравнивать, обобщать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

3. Создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Методы: проблемно – поисковый. Урок сопровождает компьютерная презентация.

Межпредметные связи: с физикой, химией, литературой, медициной.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальные, индивидуальные.

Новые понятия:скелет человека, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Развиваемые понятия: кости скелета.

Оборудование: раздаточный материал с текстом, таблица «Скелет человека», компьютерная презентация.

Оформление доски: написана тема урока, высказывание Вольтера.

Домашнее задание: изучить текст учебника на с. 92- 94, выполнить задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с.96 учебника .

План урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся

3.Изучение нового материала

4.Физкультминутка

5.Закрепление знаний

Ход урока.


  1. Организационный момент.

(раздать рабочие карты урока)

  1. Актуализация знаний учащихся. Проверка тестового задания (части А и Б варианта ГИА)

Ответы: часть А

1

2

3

4

В

А

Б

Г

Часть В

1

4

6

7

9

2

8

3

5

10

  1. Изучение нового материала.

Движение – это жизнь, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на 4 месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, прыгаем, шагаем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это костно – мышечная система, или опорно – двигательный аппарат. Запишите тему сегодняшнего урока «Опорно – двигательная система. Строение, состав и свойства костей».



Слайд 1

Опорно – двигательная система человека представлена пассивной частью(скелет человека состоит из более чем 200 костей, хотя у новорожденного ребенка их около 300, со временем кости срастаются, поэтому их количество уменьшается. Активная часть скелета представлена мышечной системой, её составляет примерно 600 мышц.



Слайд 2,

Заполнение кластера в рабочей карте

Слайд 3и4

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека



  • Двигательная

(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  • Защитная

(создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  • Формообразующая

(определяет форму и размеры тела).

  • Опорная

(опорный остов организма).

  • Кроветворная

(красный костный мозг – источник клеток крови).

  • Обменная

(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

Слайд 7

  • О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Задание № в рабочей карте

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека



Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

552

827

Фарфор

250

55

КОСТЬ

170

120

Гранит

145

5

Дуб

59

117

Бетон

21

2

Слайд 8 

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.



Слайд9

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.



Выполните задание 4 в рабочей карте

Слайд 10

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Слайд 11

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

Слайд 12

- Как изменяется химический состав костей с возрастом?С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

- Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?  Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой? (У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.)

Слайд 13

-Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

Слайд 14

И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.



Слайд 15

СТРОЕНИЕ КОСТИ

Ребята, чтобы иметь представление о строении кости, обратимся к рисунку учебника с. 94. Внимательно рассмотрите рисунок. На рисунке найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу.



Части кости

Строение и расположение

Функции

?надкостница

Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью.

Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности. Обеспечивает рост костей в ширину и срастание после переломов.

?компактное вещество

Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые располагаются плотно прилегая друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую.

Обеспечивает прочность и лёгкость.

?губчатое вещество

Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки.

Обеспечивает лёгкость и прочность

Красный костный мозг

?у коротких плоских костей, а также в концевых утолщения (эпифизах) длинных трубчатых костей между пластинками

?образуются клетки крови.(кроветворная)

Желтый костный мозг

?заполняет полости длинных трубчатых костей

?запас жира, жировые клетки(запасающая)

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах

За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.



Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья.  Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.



Слайд 17

Итог урока

Слайд 18

Домашнее задание:с. 92-95, задание части С

Слайд 19 рефлексия

д/з


Прочитайте текст «Состав, строение и рост костей» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений. а затем их правильно сформулируйте.

Состав, строение и рост костей.



  1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависит от наличия неорганических веществ, а твёрдость и прочность – от органических.

3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом.4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Ошибки: 2,3,5

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА.

Тема урока: Опорно – двигательная система. Строение, состав и свойства костей.



Эпиграф: «Движение – это жизнь» Вольтер.

Задания:


  1. Ответы к домашнему заданию

Часть А

1

2

3

4

В

А

Б

Г

Часть В

1

4

6

7

9

2

8

3

5

10



  1. Заполните кластер «Значение скелета»



  1. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека.

Материал

Прочность на сжатие (КГ/мм2)

Прочность на растяжение

Сталь

552

827

Фарфор

250

55

КОСТЬ

170

120

Гранит

145

5

Дуб

59

117

Бетон

21

2



  1. Используя текст учебника (с 94), сделайте вывод о роли неорганических и органических веществ.

Органические вещества придают кости - ………

Неорганические вещества придают кости - ……..



Части кости

Строение и расположение

Функции

?

Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью.

Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности. Обеспечивает рост костей в ширину и срастание после переломов.

?

Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые располагаются плотно прилегая друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую.

Обеспечивает прочность и лёгкость.

?

Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки.

Обеспечивает лёгкость и прочность

Красный костный мозг

?

?

Желтый костный мозг

?

?

д/з

Прочитайте текст «Состав, строение и рост костей» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений. а затем их правильно сформулируйте.



Состав, строение и рост костей.

  1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависит от наличия неорганических веществ, а твёрдость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом.4. кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Каталог: met
met -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
met -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met -> Ежемесячный научно-практический журнал «Качество Инновации Образование» №1 2009 А. К. Зыков, Т. Н. Байбекова «Компьютерные способы управления вниманием массовой аудитории с целью повышения качества усвоения учебного материала»
met -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
met -> Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете
met -> Современные
met -> По материалам научных исследований, выполненных мгу им. М. В. Ломоносова в рамках проекта фпро 2005 года и национального проекта 2006 года
met -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met -> Анонс материалов Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования» посвященной 90-летию самгму том Бакирова З
met -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница