ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВО 2-ой ЧАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Сударушка»
Опыт проектирования программы «Сударушка» представлен методистом ИПК и ППРО ОГПУ Колисниченко Татьяной Николаевной по авторским материалам музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №189» г. Оренбурга Рубановой Елены Анатольевны
Сущностьопыта. Современные требования к содержанию и качеству дошкольного образования диктуют необходимость разработки педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений содержания 2-ой части основной общеобразовательной программы, ориентированной на самореализацию дошкольников в различных видах детской деятельности, учитывающей интересы детей, их потребности и способности.
Создание дополнительной образовательной программы «Сударушка»обусловлено необходимостью формированияпервичныхпредставлений о традициях и культуре русского народа.
Русское народное творчество: декоративно-прикладное искусство и музыкальный фольклор являются эффективным средством, оказывающим воздействие на формирование чувства гордости и верности своему Отечеству, любви к своей малой родине, стремление к познанию истории и культурыОренбургскогокрая.
Новизна программызаключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе, позволяет формировать у старших дошкольников целостное представление о культуре русского народа и родном крае. В программе интегрируются различные виды музыкальной деятельности на основе фольклора, осуществляется календарно-тематическое планировании образовательной деятельности на основе народного календаря с включением в него национально-региональных особенностей.
Доминирующей в программе является образовательная область «Музыка» (художественно-эстетическое направление развития дошкольника), которая интегрируется с образовательными областями социально-личностного, познавательно-речевого, физического направлений развития детей дошкольного возраста.
Главное. Развитие интегративных качеств личности дошкольника осуществляется через его ориентациюна ценности музыкальной культуры, как части общей культуры, в которой «особое место и значение имеет познание и осмысление истоков собственной национальной культуры»(Д.С. Лихачев).
Важнейшую роль в музыкальном образовании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения, играет фольклор. Его особенности обусловлены народно-художественным мышлением, импровизационностью, изобразительностью, ритмичностью и наставительностью (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира.
Фольклор – это эффективное средство, которое оказывает сильное эстетическое эмоциональное воздействие на личность ребенка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Календарный фольклор дает интонационно-поэтическую форму общения с окружающим миром, егофункциональность является важнейшим условием приобщениядетей к народнойкультуре.
Доступность. Программа может быть реализована педагогами дошкольных образовательных учреждений, в дополнительном образовании дошкольников, в начальной школе (в 1 классе).
Результативность.Результатом освоения программы является сформированность:
1) личностных качеств дошкольника (проявление устойчивого интереса к культурным ценностям русского народа: предметам быта, устному народному творчеству, народной музыке; эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чувство настроения в музыке; способность к оценке эмоционально-содержательной стороны фольклорного произведения);
2) интеллектуальных качеств дошкольника (способность к решению интеллектуальных задач в процессе освоения содержания художественного текста, адекватная оценка поступков сказочных персонажей; способен использовать полученные навыки и уменияв области музыкального фольклора, малых фольклорных форм, народной поэтики в самостоятельной продуктивной и игровой деятельностях);
3) физические качества дошкольника (ребёнок ловок в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, в условиях быта и игры (сформированы крупная и мелкая моторика, ловкость, выносливость, пластичность), испытывает потребность в двигательной активности).
Основные понятия
Календарно-обрядовые песни — это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями.
Музыкальное восприятие - осознанное и целенаправленное вслушивание в звучащий музыкальный материал, осмысление его образно-эмоционального строя. Определяется как: 1) непосредственное воздействие музыкального текста на сознание слушателя через его органы чувств; 2) непосредственную эмоциональную реакцию слушателя; 3) стремление осознать, осмыслить впечатления от прослушивания музыкального произведения.
Музыкальная культура–единство музыки и ее социального функционирования. Система музыкальной культуры представлена: 1) музыкальными ценностями, создаваемыми или сохраняемыми в данном обществе; 2) видами деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) субъектами такого рода деятельности с их знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими ее успех; 4) всеми учреждениями и социальными институтами, инструментами и оборудованием, обслуживающими эту деятельность (А.Сохор).
Фольклор – (англ.:«фольк» - народ, «лор»- учение) — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.
Фольклор(англ.folklore) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме. Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.
Чувство — это: 1) способность воспринимать. Испытывать внешние оздействия, результат такого воздействия; 2) внутреннее психическое состояние человека (например, чувство гордости, патриотизма); 3) душевный подъем, волнение; 4) осознание своего отношения к чему-либо.
Чувства можно трактовать как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, как относительно устойчивое психическое состояние, свойство личности.
Эмоциональнаяотзывчивость–этоспособностьпонимать иконтролироватьсвои эмоции и эмоции людей, находящихся рядом.
Эмоциональнаяотзывчивостьнамузыку - формируется и воспитываетсяв процессе развития музыкальныхспособностей (музыкально-слуховые представления,музыкальныйслух, музыкальнаяпамять).
-
Структура дополнительной образовательной программы представлена:
-
пояснительной запиской (обоснование актуальности проблемы формирования первичных представлений старших дошкольников о культуре и традициях русского народа в процессе познания особенностей русского фольклора, необходимости углубления содержания образовательной области «Музыка» материалами краеведческого характера, отражающего региональные особенности; определение периодичности непосредственно образовательной деятельности по освоению Программы; описание возрастных особенностей развития у дошкольников познавательной активности и музыкальности, целеполагание, определение форм образовательной деятельности детей);
-
проектированием воспитательно-образовательного процесса (тематическое планирование образовательной деятельности по программе;содержание образовательной деятельности).
-
контрольно-диагностическими процедурами Программы;
-
ресурсным обеспечением Программы (кадровый, научно-методический, материально-технический);
-
литературой, используемой в процессе разработки программы.
-
Содержание программы
-
Содержание Программы представлено в 4-мяблоками:
-
Что такое народная культура.
-
Русская изба.
-
Традиции, обряды, праздники.
-
Народное декоративно-прикладное искусство.
Первый блок содержит темы: «Народный календарь»; «Народная песня. Календарная песня», «Колыбельная», «Детский фольклор» «Народные игры и инсценировки» «Хоровод» «Народные инструменты».
Второй блок содержит темы: «Терема расписные и избы», «Милости просим, гости дорогие», «Ох, лапти мои», «Чудесный сундучок», «Печь-матушка», «Что за чай без самовара», «Хозяюшка в избе и ее помощники», «Золотое веретце».
Третий блок содержит темы: «Жниво», «Осенняя ярмарка», «Здравствуй, зимушка!», «Рождество», «Широкая Масленица», «Жаворонки», «Светлая Пасха», «Троица».
Четвертый блок содержит темы: «Путешествие по народным промыслам», «В гости к нам пришла матрешка», «Оренбургский пуховый платок», «Дымковская игрушка», «Ходит конь по бережку», «Малахитовая шкатулка», «По страницам народного календаря».
-
Тематическое планирование образовательной деятельности по программе «Сударушка»
(на примере одногомодуля, возрастная детская группа – дети от 6 до 7 лет)
№ пп
|
Модуль/ тема
|
Время
|
Формируемые
интегративные качества
|
ЦОР, ЭОР, методическое пособие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I
|
Что такое народная культура?
|
240
мин
|
Любознательный, активный, имеющий первичные представления о культуре русского народа; проявляет интерес к истории и традициям.
Эмоционально отзывчивый, проявляет интерес к народной песне; овладевает способами общения и взаимодействия с взрослым и сверстниками.
Эмоционально и заинтересованно слушает рассказ взрослого о колыбельной и лирических песнях; принимает активное участие в игровых действиях совместно со сверстниками.
Имеет первичные представления о детском фольклоре; проявляет эмоциональную отзывчивость на жанровое разнообразие детского фольклора.
Принимает активное участие в игровых действиях совместно
Имеет представления об элементарных правилах в игре; эмоционально и заинтересованно принимает активное участие в игровых действиях совместно со взрослым и сверстниками.
Способный управлять своим поведением; проявляет положительные эмоции в процессе исполнения танцевальных движений.
Эмоционально заинтересованно слушает рассказ взрослого о народных инструментах; имеет первичное представление о приёмах игры и может рассказать об инструментах.
|
Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах/Ю. Васильев. А. Широков. Москва - «Советский композитор», 1996.
Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. /О.Л.Князева, М.Д.Маханева. –СПб.: Детство-Пресс,2004.
Народные игры с пением/ Зимина А. Н. - Гном и Д, 2000 – 64 с.
Русский детский фольклор: учебное пособие / Ф. Капица, Т. Колядич - Флинта, Наука, 2011
Хрестоматия русской народной песни. Детский народный календарь / Сост. В. И. Байтуганов, Т.Ю.Мартынова. -Новосибирск: Книжица, 2001. -122 с.
|
1.1.
|
Народный календарь
Понятие «календарь»; разнообразие календарей, их сходство и различие; народный календарь, его особенности
|
30 мин
|
1.2.
|
Народная песня
Современная песня и народная песня, отличительные особенности русской народной песни.
Календарная песня – обращение человека к природе
|
30 мин
|
1.3
|
Колыбельная
Предназначение колыбельной. Лирическая песня и ее жанровое разнообразие
|
30 мин
|
1.4.
|
Детский фольклор
Жанровое разнообразие детского фольклора (приговорки, заклички, потешки)
|
30 мин
|
1.5.
|
Детский фольклор
Жанровое разнообразие детского фольклора (пестушки, дразнилки, считалки)
|
30 мин
|
1.6
|
Народные игры и инсценировки
Понятие народной игры, средства организации народной игры; содержание инсценировок.
|
30 мин
|
1.7.
|
Хоровод
Виды хороводова. Основные элементы русского хоровода.
|
30 мин
|
1.8.
|
Народные инструменты
Виды народных инструментов, особенности звучания, приемы игры.
|
30 мин
|
III. Контрольно-диагностические процедуры
(изучение планируемых результатов освоения детьми программы)
Интегративное качество
|
Содержание
|
Форма
(метод/методика)
|
Сроки
|
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
|
Ребенок имеет представление: о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях;о русской музыкальной культуре; жизни и быте русского народа в старину.
|
Собеседование с детьми, анализ результатов продуктов деятельности
|
сентябрь
апрель
|
Любознательный,
активный
|
Ребенок интересуется русской народной культурой, ее историей; основными русскими народными традициями, обрядами; исполняет народные песни, хороводы, играет на музыкальных народных инструментах и в народные игры; активно участвует в заучивании различных видов малого фольклора (попевки, загадки, пословицы, заклички) и использует их в повседневной жизни; грамотно формулирует вопросы взрослому, принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
|
Наблюдение
|
сентябрь
апрель
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
|
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения в народных играх, владеет диалогической речью (народные заклички, инсценировки, песни, хороводы, музыкальные сказки) и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (совместные игры, совместное изготовление творческой работы, в игре на музыкальных инструментах); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
|
Наблюдение
|
сентябрь
апрель
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
|
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу; умеет слушать взрослого и понимает его инструкции; последовательно выполняет инструкции взрослого.
|
Собеседование с детьми, анализ результатов продуктов деятельности
|
апрель
|
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками
|
Ребенок ловок, активен вынослив в играх, при выполнении музыкально-ритмических упражнений, игре на музыкальных инструментах
|
Наблюдение за свободной деятельностью детей
|
сентябрь
апрель
|
Эмоционально отзывчивый»
|
Ребенок эмоционально откликается на русскую народную музыку; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов русской народной культуры; эмоционально реагирует на произведения русского народного промысла.
|
Методика исследования эмоционального состоянии (по Э.Т. Дорофеевой)
|
сентябрь
апрель
|
1.
|
Аникин, В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре / В.П. АникинМ., 2001.
|
2.
|
Бойчук, И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. - СПб.: Детство-Пресс, 2009.
|
3.
|
Знакомство детей с русским народным творчеством / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
|
4.
|
Забелин, М.А.Русский народ: его обычаи, обряды, поэзия / М.А. Забелин. - СПб., 2005.
|
5.
|
Калинина, Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребенка / Р.Р. Калинина. - СПб, 2002.
|
6.
|
Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
|
7.
|
Николаева, С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / С.Р. Николаева, И.Б. Катышева, Г.Н. Комбарова. и – СПб.: Детство-пресс, 2004.
|
8.
|
Тихонова, М.В. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова – СПб.: Детство-пресс, 2004.
|
Литература:
ИПКиППРО ОГПУ
Поделитесь с Вашими друзьями: |