Опыт разработки и использования электронного дистанционного курса для менеджеров в сфере образования: роль е-тьютора в организации работы группы



Дата27.05.2016
Размер70,5 Kb.
Опыт разработки и использования электронного дистанционного курса для менеджеров в сфере образования: роль е-тьютора в организации работы группы
Короткина Ирина Борисовна

Московская высшая школа социальных и экономических наук –

Российско-Британский поствузовский университет

Москва, irina.korotkina@gmail.com
За последние несколько лет понятия онлайнового образования (online education) и электронного обучения (e-learning) стали вполне привычными как для преподавателей, так и для студентов. Разрабатываются новые дистанционные курсы, публикуются статьи и учебные пособия, а проблемы и технологии этого нового вида образования обсуждаются на конференциях. Тем не менее, как это часто бывает в развитии нового направления, практический опыт на первых порах опережает теоретический, и специалисты не только из разных стран и городов, но и учебных и научно-исследовательских учреждений часто имеют достаточно разные взгляды на эти вопросы. Безусловно, такая разница во взглядах порождает скорее дискуссии, чем дебаты, поскольку фундаментальные теоретические понятия и методологические принципы образования, осуществляемого посредством ИКТ, еще предстоит выработать, и путь к этому лежит через практический опыт и его обсуждение и распространение.

Если онлайновое обучение в мировой практике уже обрело некие вполне осязаемые формы, то электронное обучение все еще остается понятием, в которое каждый разработчик волен вкладывать собственное представление о нем. Это подтверждают и эксперты из США, такие как Майкл Краусс (Lewis and Clark College, Oregon) и Джордж Чиннери (University of Maryland, the Carlos Rosario International School, Washington), и наши коллеги в Великобритании, с которыми мы обсуждали эти проблемы в конце прошлого года (специалисты London Knowledge Lab, университетов Сассекса и Манчестера). Эксперты из ведущих университетов и лабораторий пока единодушны лишь в том, что каждому автору и разработчику при публикации следует, прежде всего, формулировать свое видение того, что он имеет в виду под e-learning.

Следуя рекомендациям экспертов, попытаемся охарактеризовать наше представление об электронном обучении, основываясь на реальном практическом опыте, который был накоплен нами при разработке курса e-Tutorials for Educators. Данный курс был разработан и успешно применяется уже в течение трех лет сразу в двух инновационных образовательных проектах – «Центр изучения образовательной политики» (ЦИОП) и «Коммуникация, образование, технологии», целью которых является повышение квалификации специалистов, методистов и руководителей в области образования из регионов России и расширение их компетентности в области новых технологий и использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе. Проблема английского языка как языка Всемирной Паутины, в том числе и Образовательной Паутины (Educational Web) не могла остаться «за кадром» этих проектов, и таким образом, обе программы обогатились курсом, задачей которого было, с одной стороны, развить у слушателей языковые навыки, способные решить проблему их работы в англоязычном образовательном веб-пространстве, а с другой стороны, вооружить их поисковыми и навигационными навыками, обеспечивающими им возможность ориентироваться в этом пространстве. При этом коммуникация тьютора со слушателями обеспечивается в основном посредством электронного общения.

При разработке учебного курса, в какой бы форме он ни осуществлялся на практике, необходима опора на систему методических принципов. В основу этого электронного, или, как принято говорить в международной образовательной практике, е-курса легли методические принципы и технологии программы EPD (English for Professional Development) – «Английский язык для профессионального развития», авторами и разработчиками которой являются уже более двенадцати лет преподаватели АЛЦ МВШСЭН. Данная программа, которая изначально разрабатывалась для нужд факультетов Школы, является одним из направлений ESP (English for Specific Purposes) – «Английский для специальных целей» и близка по характеру АПЦ, «Английский для профессиональных целей». Основным принципом программы является то, что мы преподаем не предмет на языке, но язык для предмета (например, English for Sociology, English for Practical Psychology, English for Public Policy, и т.д.). Это система, при которой используются аутентичные материалы по предмету, на базе которых с помощью академических и языковых обучающих технологий строится курс для соответствующей профессиональной области. В курсах задействуются как академические навыки, так и фоновые знания студентов, их умение анализировать, критически мыслить, находить и организовывать информацию. Задача преподавателя – направить, облегчить и организовать процесс обучения (facilitate learning). Таким образом, мы можем охарактеризовать процесс обучения по программе EPD как процесс, направленный на развитие профессиональных и академических навыков с помощью иностранного языка, а роль преподавателя в этом процессе выразить словом facilitator, подразумевая, что его основной задачей является активное вовлечение студентов в решение обучающих задач и организация их работы с предоставлением им всей необходимой информации и поддержки.

Следует отметить, что наш подход не ставит целью вторжение преподавателя языка в предметную сферу и обсуждение со студентами профессиональных вопросов, как предполагает, например, «педагогика сотрудничества». Мы преподаем язык для специальности, а не специальность на языке. Последнее в принципе проблематично, поскольку, во-первых, преподавателю языка пришлось бы постоянно получать дополнительное образование, как только он приходит на новый для него факультет; во-вторых, никакое «минимальное» знание не поможет ему на равных общаться с настоящими профессионалами, каковыми являются наши студенты (это прерогатива преподавателей специальности), а в-третьих, целью языкового курса должно оставаться развитие языковых навыков, необходимых для данной специальности, а не профессиональное общение на языке. Обсуждение профессиональных вопросов в принципе находится вне нашей сферы деятельности, т.к. наша профессиональная задача – помочь нашим студентам развить те навыки, которых им не хватает, т.е. языковые, и развить их так, чтобы они смогли использовать их в своей профессиональной деятельности. Специальные же и фоновые знания, а также имеющиеся в их распоряжении академические навыки, умение мыслить логически, сопоставлять и анализировать, призваны помочь студентам в достижении этой цели. Более того, такой подход позволяет работать с группой студентов, имеющих очень большую разницу в уровне владения языком, так как компенсация недостаточного знания языка происходит за счет уже имеющихся у них тех самых академических и профессиональных навыков.

Говоря о методе, лежащем в основе программы EPD, нельзя не обратить внимания на его инновационный характер. Как показывают исследования, в частности, такой крупный недавний проект как RESPONSE, направленный на совершенствование обучения английскому языку в вузах России, «стандартный курс АПЦ в вузе фактически не дает необходимых навыков общения на английском языке тем, кто стремится продолжить образование или же начинает работать в государственных учреждениях, частных компаниях, общественных организациях»1. Наша программа, позволяющая создавать и успешно внедрять специализированные курсы практически для любой специальности, зарекомендовала себя наилучшим образом, что доказывают результаты, достигаемые слушателями МВШСЭН в течение одного академического года: разница между вступительным и финальным тестом по шкале IELTS (академический модуль) достигает иногда 2 и более баллов, причем эта разница очень индивидуальна и не зависит от начального уровня. Такие результаты достигаются посредством именно профессионального развития, т.е. развития компетенций, которые определяются Европейской комиссией в Болонском процессе как «динамическая комбинация знания, понимания, навыков и умений»2. Обеспечение такой комбинации и должно являться объектом образовательной программы3. Именно такой подход и лег в основу нашего электронного по форме, но профессионально развивающего по содержанию языкового курса.

Вопрос о том, какие именно языковые и профессиональные навыки мы развиваем, также является одним из центральных в программе EPD. В данном случае, в фокусе курса e-Tutorials for Educators оказываются три группы языковых навыков: чтение (Reading), лексика (Vocabulary) и языковые структуры (Structures), и три группы профессиональных навыков: поиск, навигация и анализ. Кроме того, в курсе задействованы образовательные сайты и теоретические, методологические онлайновые материалы, для анализа которых потребуется активизация педагогических знаний наших студентов, которые являются специалистами в этой области. Естественно, что употребление этих знаний не является непосредственной целью данного курса, поэтому какое бы то ни было их развитие и расширение может являться только косвенным следствием нашей работы. Зато использование фоновых знаний, всевозможных догадок, сравнений и сопоставлений является основой нашей деятельности, направленной на обучение чтению и лексике.

Развитие профессионально-ориентированных и языковых навыков напоминает расширяющуюся конусообразную модель и достигается посредством вовлечения все больших объемов информации и все более всеохватывающего использования разнообразных навыков на каждом новом «витке». При этом каждый «виток» позволяет вспомнить и очередной раз употребить тот или иной навык, слово, структуру и в то же время привлечь еще большее, постоянно растущее количество новых навыков, слов и структур. В данном дистанционном курсе это развитие обрело совершенно новую форму, поскольку каждый новый материал, направляемый студентам, выдержан в специально разработанной системе символов и цветовых знаков (о чем будет сказано ниже). Такая система позволяет студенту буквально видеть очередной виток собственных достижений, что, безусловно, позволяет ощутить радость достижения (sense of achievement).

Еще одним важным моментом является концепция аутентичности в преподавании языка. Все материалы, используемые нами в программе EPD, являются современными аутентичными источниками из сферы специализации слушателей. Материалы обрабатываются посредством применения технологий, принятых в преподавании английского языка для академических и профессиональных целей (ААЦ и АПЦ). Поскольку в нашем случае аутентичным источником оказалось международное англоязычное пространство Образовательной Паутины (Educational Web), то нам пришлось впервые столкнуться с живым, изменчивым, подлинно глобальным английским языком в не менее изменчивом и динамичном виртуальном пространстве, что отличает данный курс от академических курсов, построенных на книжном, научном материале, написанном и отредактированном в соответствии с принятыми языковыми нормами. Этот фактор также заставил нас по-новому увидеть, оценить и применить аутентичный языковой материал.

Итак, даже с учетом всех этих особенностей, разработка собственно языкового курса для специалистов по ИКТ или для работников образования не могла представлять особой сложности. Разумеется, достаточно непросто было объединить предметные сферы образования и ИКТ и выработать систему заданий, объединяющих развитие поисковых и компьютерных навыков с развитием навыков языковых. Тем не менее, и эта задача была решена. Значительно более серьезной проблемой стало обучение языку посредством электронного общения. Здесь на первый план вышли проблемы коммуникации тьютора с группой и, что особенно важно, студентов внутри группы. Необходимо было выработать такую модель взаимодействия, при которой роль е-тьютора сохранила бы функции активного «вдохновителя» и «обеспечителя» (facilitator) информации и поддержки, а студент мог бы «видеть» себя на фоне группы и осознавать себя частью команды.

Создание е-курса по языку для столь специфических профессиональных целей потребовало сугубо специфической организации коммуникации. Однако, как известно, «дорогу освоит идущий», а теория, как мы уже говорили, рождается из практики. Поэтому неудивительно, что в результате напряженной работы со студентами первого потока программы «Коммуникация, образование, технологии» на свет родилась модель, успешно зарекомендовавшая себя уже в первый год применения. Основные принципы, составляющие эту модель, могут быть представлены в виде триады:


  1. Личностный характер коммуникации, позволяющий решать частные проблемы каждого студента (обеспечивается посредством электронной коммуникации);

  2. Визуальная персонализация материалов, позволяющая каждому студенту видеть каждый новый блок заданий как единое целое и как очередной, новый виток по спирали развития навыков (обеспечивается дизайнерскими приемами с использованием цвета, символов и приемов оформления материала заданий);

  3. Презентация результатов каждого блока заданий как коллективного достижения с персональным вкладом каждого, что позволяет студенту увидеть себя в позитивном свете на фоне всей группы (обеспечивается сводным комментарием е-тьютора, включающим как тьюторские советы и комментарии, так и лучшие ответы студентов);

Эти три компонента позволили придать курсу такую уникальную форму общения, при которой каждый студент, работая самостоятельно в дистанционном режиме, не чувствует себя изолированно. Известно, что одним из основных преимуществ дистанционного обучения является возможность работать в удобное для себя время, в соответствующем настроении и с соответствующей скоростью. Это как нельзя лучше отвечает нашим принципам работы в группах с разным уровнем владения языком. Более того, если в контактном режиме всем видны и достижения, и неудачи каждого, то в дистанционном режиме мы имеем возможность «всенародно» демонстрировать личный успех при полной анонимности промахов. Сводный комментарий по каждому блоку заданий (к концу курса в отдельных блоках достигающий более 30 страниц) дает возможность, с одной стороны, свести языковые ошибки в анонимные примеры, с исправлениями и объяснениями, которые кто-то может пропустить и не читать, а кто-то внимательно изучит, а с другой стороны, процитировать наиболее блестящих авторов, привести их ответы с именами и развернутой позитивной оценкой. То, как построена работа со студентами в дистанционном режиме, позволяет нам использовать каждый самый незначительный положительный случай, чтобы никто не остался без внимания. Практика трех потоков студентов в двух программах (по 25 – 40 человек в группе) наглядно продемонстрировала преимущества работы с таким электронным курсом. Наиболее успешными оказываются не те студенты, чей стартовый уровень выше, а те, кто наиболее вдумчиво и серьезно подошел к заданию.

Таким образом, е-курс e-Tutorials for Educators оказался открытием, которое позволило наилучшим образом удовлетворить требования самого важного компонента современного образования: learner-centeredness, т.е. личностного подхода, при котором в центре внимания находится студент с его потребностями и способностями, а не преподаватель. Это тем более важно, когда мы имеем дело со взрослыми, образованными людьми, специалистами в своей области. Задача тьютора – не столько поделиться тем, что он знает, сколько дать возможность обучаемому самому найти ответ на поставленный вопрос, найти как собственный путь решения задачи, так и оптимальный способ достижения результата. Студенту предлагаются все более и более сложные, требующие аналитического и критического осмысления профессионально-ориентированные языковые задания, и никакое заключение не может рассматриваться тьютором как заведомо ошибочное. Сфера, в которой тьютор имеет право на свое критическое заключение (только ни в коем случае не слово «нет»!) – это вопросы языковые, лингвистические. Таким образом, роль преподавателя, е-тьютора, обогащается ролью консультанта по языковым вопросам, что полностью соответствует принципам программы EPD: мы общаемся со студентами на равных, как специалисты со специалистами, но – каждый в своей области. Безусловно, мы обогащаем друг друга: тьютор – своими вдумчивыми советами и разъяснениями по языковым вопросам, студенты – своими аналитическими заключениями по вопросам содержания образовательных сайтов, их ценности и перспектив использования.

Визуальные средства и технологии использования цвета и рисования программы MS Office в данном курсе (а также в других наших разработках, таких как ПИУМ – интерактивный учебный материал в программе PowerPoint4) представляют в настоящее время отдельный блок приемов и методических принципов, который служит основанием для проведения семинаров и тренингов для преподавателей не только языка, но и других предметов (Такие семинары для специалистов, методистов и предметников уже прошли в Калининграде и Чебоксарах). Поскольку в обучении мы не применяем нагрузку на память, а используем все возможные средства для облегчения восприятия и активного усвоения информации, то безграничные возможности, предоставляемые нам компьютерными технологиями, способствуют решению образовательных задач так, как никакие другие средства до их появления. Эту сферу слияния образовательных и ИКТ-технологий следует развивать посредством вовлечения преподавателей и работников образования в практические семинары, круглые столы, дискуссионные клубы и т.д. И в этом отношении Интернет с его коммуникационными возможностями вновь может оказать неоценимую услугу. Эксперт в области электронного обучения (e-lerning) из США Дж.Чиннери, проводивший недавно семинары для российских специалистов, выделяет десять направлений, характеризующих такой тип обучения (хотя понимает его значительно «технологичнее», иначе чем мы), среди которых, по нашему мнению, можно особо выделить его «сотруднический» (collaborative) и «дистрибутивный» (distributive) характер5.

Апробация курса e-Tutorials for Educators в течение уже первого академического года дала эффективные результаты, и позволила студентам программы сделать серьезные выводы как относительно англоязычного образовательного пространства Всемирной Паутины, так и путей развития образовательных технологий в России и их сочетания с ИКТ-технологиями. Более того, в результате e-обучения студенты приобрели языковые и профессиональные компетенции, которые они успешно и эффективно применяют в своей профессиональной деятельности, т.е. обрели ту самую «динамическую комбинацию знания, понимания, навыков и умений», к которой стремится наша программа.

Летом 2006 г. для наблюдения за ходом проекта «Коммуникация, образование, технологии» в Москву прибыл директор Школы Образования Манчестерского Университета проф. Мэл Вест. Ему, в числе прочих, были представлены и разработки АЛЦ по этой программе. Оценка проф. Веста была столь высока, что мы окончательно убедились в важности и правильности направления нашей работы. Фактически тот продукт, который мы имеем на сегодняшний день, представляет собой, по мнению профессора Веста, образец подлинного электронного обучения. Именно организация коммуникации с составлением сводного, личностно-группового комментария и оказалась в глазах эксперта тем ядром, которое делает этот электронный курс образцом именно e-learning, а не e-teaching или e-tutoring, поскольку студентам дается возможность к саморазвитию в контакте с командой и e-тьютором, играющим ключевую роль – facilitator, consultant. Однако наиболее интересным фактором успеха курса профессор Вест признал тот замечательный факт, что в руках преподавателя (е-тьютора) сосредоточены одновременно и ИКТ, и образовательные, и языковые технологии, что позволило создать единый, цельный, логически и дизайнерски организованный электронный курс. Таким образом, одним из важнейших условий успешного электронного обучения является сосредоточение в руках тьютора знаний и навыков, необходимых для обеспечения живого единства курса: он должен быть разработчиком (методические знания), преподавателем-консультантом (профессиональные знания), тьютором и организатором (коммуникативные навыки) и дизайнером курса (навыки работы с компьютерными программами). Более того, методически обдуманное использование дизайнерских решений, в особенности цвета, также как и слияние электронного способа коммуникации с характером общения тьютора и группы как нельзя лучше демонстрируют неразрывное единство компьютерных и образовательных технологий.

Курс высоко оценили работники образования, прошедшие его в качестве студентов. В силу своей профессии они рассматривали его не столько и не только с точки зрения «потребителя», студента, сколько с точки зрения педагогических технологий, организации и эффективности. Эта профессиональная оценка позволяет надеяться, что мы избежали таких негативных параметров, присутствующих в ряде программ повышения квалификации специалистов в области образования как фрагментарность, oтсутствие системности или «рецептурность». А это значит, что опыт е-обучения следует развивать и совершенствовать.

По завершении первого цикла работы в рамках данного проекта, было принято решение выпустить серию книг, объединенных названием «Библиотечка директора школы в информационно-насыщенной среде» и предназначенных в помощь преподавателям и администрации общеобразовательных школ, вовлеченных в процесс информатизации образования. Одна из 12 книг этой серии, «Английский для профессионального развития в новом образовательном пространстве», обращена к преподавателю языка, и в ее основу легли результаты работы автора над курсом e-Tutorials for Educators с его подробным описанием, блоками заданий и комментариями. Книга подводит первые итоги реального опыта e-обучения, вооружает учителя новым знанием и дает возможность преподавателю не только осмыслить свою новую роль, но и активно включиться в процесс распространения нового опыта.

Безусловно, наш удачный опыт – далеко не единственный в своем роде, а лишь одна из многочисленных удачных и не вполне удачных попыток интегрировать образовательные и компьютерные технологии в единое целое. Электронное и онлайновое обучение стремительно развивается, и осознание возможных направлений этого развития приходит постепенно, по мере накопления опыта. Интересно, что курс e-Tutorials for Educators по своим характеристикам вполне отвечает утверждению А.В.Хуторского о том, что «эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом»6, но в то же время совершенно не соответствует по типу приведенному им примеру дистанционного обучения посредством телекоммуникации в режиме реального времени. Возможно, очень скоро у нас сложится некая новая система методов дистанционного обучения, а возможно, мы еще долго будем переживать рождение все новых и новых технологий, приемов, программ и курсов. И это прекрасно, потому что самое главное – это обмен опытом и возможности совершенствования для каждого из нас. Как прозорливо написала еще десять лет назад зав. лабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО Е.С.Полат, «первая и возможно самая значимая проблема для системы образования будущего - это интеграция, создание единого образовательного и информационного пространства»7. И с этим нельзя не согласиться.





1 Обучение английскому языку специальности в вузах современной России. Результаты предпроектных исследований. – «Издательство “Петрополис”», СПб. 2002, с.6.

2 Tuning Educational Structures in Europe. Universities’ contribution to the Bologna Process. University of Deusto, University of Groningen, 2005, p. 32

3 Там же.

4 См. Мастер-класс И.Б.Короткиной «Создание интерактивных учебных материалов» // I Всероссийский Интернет-марафон учебных предметов. День учителя английского языка (DVD).

5 Chinnery G.M. From the Lab to the Mall: Future Trends in e-Language Learning. SPELTA Newsletter, No. 31, October, 2006.

6 Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии www.computerra.ru/offline/2002/461/20277


7 Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-07.htm

Каталог: cdo -> conf08 -> rep
cdo -> Проблемы подготовки тьюторов. Основные требования к программе подготовки тьюторов
cdo -> Результаты участия школьников в региональных (заочных) этапов Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, юниор» и Всероссийской научной конференции молодых исследователей
cdo -> Глоссарий для преподавателей угуэс по инклюзивному образованию
cdo -> Классный час по толерантности в начальной школе 9 (1 4 классы) 9 Классный час 18 «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
cdo -> Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
cdo -> Инклюзивное образование в вузе (часть1)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница