Опыт использования психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет



Скачать 82,33 Kb.
страница1/9
Дата05.05.2023
Размер82,33 Kb.
#215355
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Связанные:
rabota

Опыт использования психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет


Воспитатель МДОУ №4
Гагарина Ирина Владимировна

г. Любим
2020 г.


Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..3-5

  1. Изучение литературы по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………..6-7

  2. Подбор методик по выявлению уровня психологической готовности к школьному обучению ………………………………………………………...8-10

  3. Опытно - экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………..11-16

  4. Организация работы в соответствии с результатами диагностики……….17-18

  5. Анализ эффективности работы построенной на результатах диагностики для детей 6-7 лет ………………………………………………………………....19-20

Список литературы……………………………………………………………21

Введение
В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.


ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе.
Определений понятия «психологическая готовность» очень много, рассмотрим одно из них. Гуткина Н. И. считает, что психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для овладения им школьной программой в условиях обучения в группе сверстников.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Они определяются в разных концепциях (научных школах) по – разному: Н. И. Гуткина, Керн-Йирасек, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго – традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный; Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). К ним относятся: 1) мотивы учения; 2) зрительный анализ (образное мышление); 3) способность принимать учебную задачу; 4) вводные навыки; 5) графический навык; 6) произвольность регуляции деятельности; 7) обучаемость.
Компоненты готовности к обучению отражают следующие характеристики личности ребенка:
1. Личностная готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Волевая готовность.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки.
Об эмоциональной зрелости говорят:
- уменьшение импульсивных реакций;
- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют:
- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Несмотря на долгую историю исследований, проблема психологической готовности к обучению в школе не утратила своей актуальности. Более того, анализ консультативных запросов современных родителей показывает, что количество детей, не готовых к обучению в школе, не уменьшается с течением времени. При этом необходимо отметить, что причины неготовности современных детей к обучению в школе носят сложный, комплексный характер и решение проблемы также требует комплексного подхода.
В современной действительности проблема подготовки дошкольников к обучению имеет выраженную актуальность. Этот факт можно подтвердить тем, что существует множество немуниципальных образовательных центров для дошкольников, оказывающих подобные услуги, а именно подготовку ребенка к школе.
Разноуровневость в готовности к обучению будущих первоклассников создает определенные трудности в работе педагога начальных классов, при этом они могут носить пролонгированный характер, т.е. перейти в среднее звено. Поэтому вопрос о готовности ребенка к школе является одним из актуальнейших, так как неготовность к обучению влечет за собой не только проблемы обучения, но и сложности личностного характера.
Цель работы - представить опыт работы по освоению и практическому использованию диагностического инструментария оценки психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
Задачи:

  1. Изучить литературу по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;

  2. Подобрать методику, позволяющую педагогу выявить уровень готовности к школьному обучению;

  3. Апробировать на практике методику «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М. М. Семаго;

  4. Организовать педагогическую работу в соответствии с результатами диагностики;

  5. Проанализировать эффективность работы, построенной на результатах диагностики.




    1. Скачать 82,33 Kb.

      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница