Описание проекта «Школа консультирования и тренинга»
-
Ведущие идеи проекта
Как любой инновационный проект, наш основан на нескольких базовых идеях, предложенных нами самостоятельно и на основе имеющегося опыта подготовки и дополнительного образования специалистов помогающих профессий.
1. Обучение опытом.
Данный подход к обучению обеспечивает организацию практики психологической помощи в репетиционных, учебных условиях.
В рамках проекта «Школа консультирования и тренинга» организуются специальные условия, в которых слушатели могут получить опыт консультирования, наблюдения за консультацией (супервизией), организации и ведения тренинговой группы, изучить процесс индивидуальной и групповой работы с разных сторон – изнутри и снаружи.
2. Создание обучающегося сообщества.
Мы рассматриваем участников проекта «Школа консультирования и тренинга» как членов одного обучающегося сообщества. В процессе реализации технологий активных форм обучения преподаватели и слушатели создают группу с согласованными целями, содержанием учебной деятельности. Каждый курс в Школе является оригинальным, их содержание углубляется от одного курса к другому. Преподаватели могут согласовывать изменения с Советом преподавателей, исходя из общих представлений о логике процесса обучения. В процессе супервизий слушателей и преподавателей постоянно обеспечивается обратная связь, мониторинг эффективности, создается возможность внесения изменений и корректив в учебный процесс.
3. Построение логики обучения от индивидуального консультирования к групповой работе и далее к работе с семьей и организацией.
По нашему мнению, в основе любой профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий лежит технология построения контакта. На первых этапах обучения в центре внимания обучающихся – построение контакта в индивидуальной работе. Причем, логика изучения пространства контакта, строится следующим образом – общая характеристика ситуации консультирования, использование телесности в индивидуальной работе, работа с глубинным бессознательным, кризисная помощь и профилактика «спасательства».
Затем обучающимся предлагается экскурс в технологии ведения групп, обсуждаются вопросы лидерства, центрации на групповом процессе, учащиеся знакомятся с основными принципами драматизации, построения различных видов тренингов.
На следующих этапах предлагается взаимодействие с более сложными человеческими системами – семьей и организацией. С применением системного подхода рассматриваются основные характерологические особенности этих систем, их динамика, законы функционирования и возможности доступа.
Таким образом, в работе по проекту используется системный подход применительно к усложняющимся системам – индивид, группа, семья, организация.
4. Активное привлечение социальной среды в работу проекта.
В задачи работы Школы консультирования и тренинга входит построение не только обучающего, но и супервизорского, а так же репетиционного пространства. Два последних связывают проект Школы с обществом и насыщают обучающее пространство социальным содержанием. Супервизорское пространство предусматривает профессиональную поддержку случаев, связанных с реализацией собственной деятельности слушателей, случаев, связанных с удачным или неудачным консультированием, взаимодействием с группами, с коллегами, с администрацией.
В построение репетиционного пространства включены следующие моменты:
- проведение консультаций в микрогруппах со своими сокурсниками, а так же очных сессий;
- проведение репетиционных социальных проектов с различными категориями населения (родителями, учащимися, педагогами и др.);
- проведение выпускного тренинга. Слушателям предлагается собрать группу, спланировать тренинговые занятия и представить свой тренинг группе в формате мастерской.
Все формы работы слушателей сопровождаются супервизорской и фасилитирующей поддержкой.
-
Пути реализации
Реализация идеи обучения опытом связана с построением специально организованного пространства в самом учреждении и обеспечении его эффективности в условиях проекта «Школа консультирования и тренинга». Специфичность данного пространства связана с созданием обучающей и развивающей среды, организации исследовательской и поддерживающей деятельности в групповых условиях.
Обучение опытом предполагает обеспечение следующих условий - безопасность, дружественность среды, создание поддержки и мотивации исследования, обеспечение активности группы в направлении, задаваемом учебным курсом, отреагирование, обобщение полученного опыта. Кроме этого, для расширения навыков, полученных в первые два года обучения, на третий год слушателям предлагается стажировка, важной составляющей которой является фасилитационное участие в различных формах работы Школы, реализуемой на базе учебного процесса в рамках младших курсов.
Реализация идеи создания обучающегося сообщества связана с историей создания нашего учреждения, и проистекает из миссии НОУ ДО «ИКТ «Статус».
Деятельность практикующего специалиста, работающего с людьми, связана с постоянным обучением. Мы практикуем две формы обучения – для преподавателей – обучение с помощью обучения других и для слушателей – обучение в большой группе. Кроме этого, преподаватели регулярно (1-2 раза в год) участвуют в различных обучающих тренингах проводимых приглашенными специалистами (психологи Санкт-Петербургского Института консультирования и психотерапии «Гармония», Профессиональной Психотерапевтической Лиги и др.). Слушатели за три года обучения участвуют в 28 тренинговых семинарах.
Еще один важный момент нашей технологии – разделения консультативной, психотерапевтической помощи и обучения. Консультативную помощь, личную поддержку обеспечивают индивидуальные консультации (30 за три года), участие в группах встреч. Профессиональную поддержку, обучение и сопровождение обеспечивает участие в семинарах-тренингах и супервизорских группах. Мы уделяем много внимания актуализации личностного ресурса для обучения. По нашему мнению, специалист помогающих профессий – это, прежде всего, здоровая личность, знакомая с собственными переживаниями, душевными кризисами и умеющая использовать их как инструмент психологической помощи.
Обучение работе с системами – важный аспект нашей работы по проекту. Мы основываемся на технологиях гештальт-подхода, психосинтеза и др., идее о невозможности полного формального описания живой, постоянно изменяющейся системы, необходимости контакта с ней, какой бы величины она ни была. В форме активного обучения слушатели знакомятся с системой индивидуальной человеческой психики, идеями глубинного бессознательного и сознания, психического и телесного, перманентного и ситуативного. Обсуждаются возможности психологической помощи в ситуации индивидуального консультирования. Затем следует исследование системы человеческой группы как целостности, групповой динамики, эффектов лидерства и групповых процессов. Слушатели в процессе обучения создают свой первый план тренинга, представляют группе его фрагмент для супервизии. Следующая, более сложная система, изучаемая в Школе – семья; участникам работы предлагается для изучения и применения технология системного подхода в работе с семьями. В учебных условиях участники проводят консультирование семьи, обсуждают пути и приемы возможной работы с семьями. В заключении рассматриваются организационные системы, их динамика и закономерности изменений, эффекты, связанные с лояльностью, компетентностью персонала, подходами к сопровождению изменений в организации. Все изучаемые закономерности иллюстрируются ролевыми играми и драматизациями из личного опыта самих участников.
Активное привлечение социальной среды обеспечивается путем обеспечения связи проекта «Школа консультирования и тренинга» с другими направлениями работы Института. Так слушатели Школы проводят индивидуальное консультирование клиентов, ведут проекты по работе с подростками, обеспечивают работу клубов – «Психологический театр», «Инсайт», проводят мастерские в рамках различных конференций. Так же они реализуют социальные проекты, созданные в Школе, на различных базах – в рамках деятельности городского и областного комитета по делам молодежи, городских и областных телефонов Доверия (ТД) (в настоящее время выпускники создают ТД в ИКТ «Статус»).
-
Запланированные и реализованные инновационные преобразования
Преподаватели Школы имеют длительный опыт работы в рамках высшей школы. На основании имеющихся там технологий обучения, содержания ГОСТа подготовки специалистов помогающих профессий предложили содержание дополнительного образования. Его содержание основано, с одной стороны, на обратной связи, полученной от выпускников ВУЗов, начавших работать по специальности, а с другой стороны, на опыте дополнительной подготовки, имеющейся в нашей стране и за рубежом, и, кроме того, на возможностях и опыте преподавателей Школы.
Основные линии запланированных инновационных преобразований: активизация группы, приближение к практике, отработка навыков работы с людьми, обеспечение опыта личного консультирования, обеспечение опыта работы в сообществе, создание системы взаимоподдержки.
Активизация группы, работа с мотивацией слушателей осуществляется еще на этапе набора в Школу - в начале желающие обучаться встречаются с преподавателями на собеседовании. Приемных экзаменов в Школу консультирования и тренинга нет, зачисление производится по итогам собеседования. Основное внимание на нем уделяется коррекции и согласованию ожиданий обучающихся и преподавателей. Обсуждаются следующие вопросы: организация обучения, ожидаемые результаты, опыт, которым обладают поступающие, опасения по поводу того, что может помешать обучению. Абитуриенты знакомятся с преподавателями, друг с другом. Преподаватели рассказывают основные цели предлагаемых курсов и их примерное содержание. Как показывает практика, после собеседования отсеиваются 25% желающих. Так как в работе используются активные методы социально-психологического обучения, работа с мотивацией сопровождает обучение. Кроме этого, слушатели ведут учет количество часов участия в супервизорских группах, группах встреч, индивидуальных консультаций, что способствует повышению их мотивированности. Так же в свободном режиме слушатели 3 курса определяют содержание стажировки, график посещения групп для фасилитирования, условия и форму проведения собственных проектов. Работа в школе строится на основании принципа достаточности (мы пытаемся в предложении исходить из потребностей, заявляемых слушателями), в учебных группах работа проводится на основании принципа дефицита (нельзя узнать все, можно лишь определить направление собственного интереса). Следует отметить, что Институт обладает библиотекой и на каждом семинаре слушателям предлагаются материалы для чтения и учебные фильмы, подобранные ведущими. Впрочем, иногда мы сознательно удерживаем наших студентов от чтения литературы, пока ими не получен опыт личного участия.
Приближение к практике в работе Школы консультирования и тренинга реализуется в рамках занятий, когда на обучающих семинарах-тренингах участникам предлагаются консультирование в микрогруппах, наблюдение за демонстрационными сессиями, очные формы супервизии. Каждая изучаемая технология детально отрабатывается в соответствии с принципами освоения умственных действий (по П.Я.Гальперину) – от наблюдения и ориентировки к собственной деятельности в репетиционных условиях. Реальная деятельность обеспечивается обратной связью и системой коррекций. Мы придаем значение адекватной оценке собственной деятельности, отражению ее положительных и отрицательных сторон, того, что может дальше развиваться, и того, что нуждается в изменениях. В рамках Школы мы, с большим или меньшим успехом, проявляем сами и формируем у слушателей установку на обучение в условиях любой профессиональной деятельности.
Отработка навыков работы с людьми связана с организацией общения в рамках обучающих тренингов- семинаров таким образом, чтобы оно становилось предметом исследования. Очень большое внимание уделяется формированию навыков присутствия, контакта с собственными чувствами, принятия, открытости новому опыту. Важной формой работы с этой точки зрения является работа в микрогруппах. Она позволяет в более безопасной среде отреагировать полученный опыт, попробовать какие-то формы работы, невозможные для большой группы. Затем содержание такой работы можно отреагировать с большой группой. В то же время микрогруппа позволяет разделить роли участников – консультант, клиент, супервизор. Такое распределение ролей позволяет увидеть консультативный процесс сразу с трех сторон – со стороны человека, предъявляющего запрос на консультативную помощь (клиента), со стороны желающего ее оказать (консультанта) и со стороны наблюдателя, супервизора, обеспечивающего обратную связь. По нашему мнению, наличие супервизора с самого начала обучения является важным моментом становления специалиста как профессионала. В то же время наличие свидетеля в консультативной сессии обеспечивает необходимый и достаточный уровень контакта консультанта с клиентом. На консультации не должно происходить того, что не может быть представлено на супервизию. Присутствие супервизора так же профилактирует формирование отношений зависимости между клиентом и консультантом в реальной профессиональной деятельности.
Значимой частью работы проекта «Школа консультирования и тренинга» является обеспечение опыта личного консультирования, при этом, следует заметить, что оно не является глубинной работой, а направлено на поддержку слушателей в ходе учебного процесса. Несколько правил, которыми мы руководствуемся при организации подобной работы:
- слушатель выбирает консультанта в начале учебного года, но затем он не может его менять в течение одного года;
- консультант может передать своего клиента коллеге;
- если слушатель не предупреждает консультанта об отмене консультации не менее чем за 5 часов, консультация оплачивается, то же касается консультанта;
- слушатель должен пройти в течение каждого года обучения по 10 консультаций (их стоимость входит в стоимость обучения), остальные консультации оплачиваются по условиям Института.
При обеспечении опыта работы в сообществе мы уделяем внимание получению опыта ко-лидерства при индивидуальной и групповой работе. Преподаватели при ведении групп работают по двое. В рамках обучения слушатели работают парами, реализуя репетиционный проект, также они работают в микрогруппах – парах и тройках. Во время подготовки своих проектов они получают супервизию от преподавателей, образуя еще один вид групп. Во время выпускных мероприятий они представляют не только то, что они сами подготовили для группы, но и выступают от лица Института, предлагая населению платные и благотворительные психологические услуги. Мы рассматриваем нашу организацию как пространство поддержки специалистов помогающих профессий, в котором они могут реализовывать свои идеи, предлагать различные формы деятельности, такие как услуги консультирования, тренинга и пр.
Создание системы взаимоподдержки предполагает участие преподавателей и слушателей, в Институте проводится три вида супервизий, все они в определенной мере обеспечивают проект «Школа консультирования и тренинга» - супервизия преподавателей Школы, супервизия практикующих психологов Института, организационная супервизия, внешняя супервизия - постоянно работающая группа для специалистов помогающих профессий города и выпускников.
-
Обоснование использования предлагаемых психолого-педагогических технологий
Мы рассматриваем специалистов помогающих профессий как активных субъектов психологической практики. Поэтому в обучении мы считаем необходимым поддерживать их субъектные свойства. Инструментом деятельности специалиста является его личность и важно, чтобы она была работоспособна. Любой специалист, работающий с людьми, вольно или невольно распространяет определенные ценности, создает свою концепцию развития личности, изменений группы, на основе которых строит свои воздействия и взаимодействия в рамках профессионального контакта. Поэтому его собственные личные ценности должны быть «здоровыми», поддерживать творческую жизненную позицию, активные общественные установки. Это важно, так как за психологической помощью обращаются люди в трудных жизненных ситуациях, когда затруднен доступ к личностным ресурсам, а специалист обеспечивает построение таких отношений, в которых клиент сам оказывает себе помощь, находит потенциал для личностного роста и развития. При этом важным условием зрелости специалиста является его собственный клиентский опыт, относящийся как к индивидуальной, так и к групповой работе, опыт преодоления жизненных кризисов и затруднений, а так же опыт ведения консультаций и групп.
В рамках проекта «Школа консультирования и тренинга» социально-психологический тренинг используется как основной метод обучения. По нашему мнению, только активные методы социально-психологического обучения позволяют создать личный опыт консультирования и тренинга в репетиционных (безопасных) условиях. Они позволяют проявить собственные, личные потребности обучаемых, создать опыт постановки целей и реализации заявленных ожиданий, опыт разработки и принятия групповых решений, опыт работы группы.
Также одной из технологий, используемой в работе Школы, является индивидуальное и групповое сопровождение в форме консультаций и групп встреч. Оно ориентировано на создание у обучаемых личного клиентского опыта взаимодействия с психологом-консультантом; группы встреч направлены на отреагирование групповых контекстов, сопровождающих обучающие тренинги. Подобная работа связана с важным принципом подготовки консультантов и ведущих групп – разделение обучающего и терапевтического пространства. Это необходимый момент обучения консультированию и тренингу, по мнению многих авторов (З. Фрейд и его школа, К. Роджерс). Если происходит смешивание этих пространств, то велика опасность получения терапии средствами обучения. И тогда нельзя говорить о качестве подготовки специалиста, а преподаватель начинает выступать не как обучающий новому опыту, а как личный консультант. С такой трудностью часто сталкиваются, по нашему опыту, преподаватели ВУЗов, так как у многих студентов существует потребность в терапии, не удовлетворяемая в рамках учебного процесса. Часто студенты в высшей школе так и заявляют: «мы пришли учиться для себя, решать свои личностные проблемы» - такое положение еще больше обостряет проблему качества подготовки специалиста помогающих профессий.
Важной технологией, используемой в рамках проекта «Школа консультирования и тренинга», является супевизорская поддержка. По нашему мнению, любой специалист помогающих профессий имеет потребность в супервизии, предъявлении своей практики профессиональному сообществу. Отсутствие супервизии приводит к профессиональному сгоранию специалиста, он имеет исключительно субъективную оценку собственной деятельности, такое положение чревато возникновением отношений зависимости, использованием клиента для своих целей. По мнению многих практикующих психологов и психотерапевтов (Ф. Перлз, Б.Д. Карвасарский и др.), супервизор в психологической практике помогает созданию безопасности, является своеобразным свидетелем, помогающим консультанту и клиенту строить не интимное, но консультативное, терапирующее пространство. Супервизор центрируется на прояснении отношений в паре «консультант-клиент», дает обратную связь консультанту.
Процесс обучения в Школе рассматривается нами как творческий процесс, слушателям предлагается не освоение приемов и доведение их до автоматизма, а осмысление происходящих в группе и в микрогруппе процессов, создание своего видения ситуации, и далее обмен мнениями в группе. Часто в групповых дискуссиях используются технологии «мозгового штурма», «проблемного ящика», «создания эвристик», метафор и другие методы ТРИЗ. Они помогают слушателям творчески осмыслить процессы психологической помощи, видеть их многозначность и богатство, глубинный характер. Так же в процессе групповой работы используются приемы художественного творчества (арт-терапии), технологии драматизации и мн. др.
Еще одной технологией является социальное проектирование как важная часть дополнительной подготовки специалиста помогающих профессий. По нашему мнению, он должен быть не только исполнителем, но и выступать инициатором, организатором собственной деятельности. Технология социального проектирования позволяет видеть общественную ситуацию широко, представлять и ориентироваться в потребностях населения на психологические услуги. Кроме этого проект позволяет реализовать собственные идеи, соотнести их с существующей ситуацией, получить опыт продвижения собственных планов, опыт взаимодействия с различными социальными структурами в рамках реализации своих идей. Социальное проектирование является важной составляющей образовательной политики государства.
Командные технологии являются современным направлением бизнес-менеджмента. Современные предприятия развивают системы рабочих групп (команд), реализующих работу в конкретных направлениях. Существует много не только теоретических, но и практикоориентированных технологий, связанных с командообразованием и командоформированием (Завьялова Ж., Фарба Е., Авдюнина М., Пугачев В., Фопель К. и др. ) Мы предполагаем, что команда продуктивнее директивного руководителя, она дает более разнообразные управленческие решения, позволяет осуществить качественную систему контроля, разнообразить пути достижения поставленных целей, ставить более адекватные цели. В конце концов, правильно говорят – «один ум хорошо, а два – лучше».
Технология предъявления деятельности для экспертизы и супервизии позволяет специалистам помогающих профессий проводить рефлексию собственной работы, готовить записи консультаций для обсуждения с супервизором, макро и микродизайн тренингов, общие идеи по своему подходу к оказанию психологических услуг. Такой подход позволяет осуществить анализ не только методики работы специалиста, но соприкоснуться с его концепцией, парадигмой, философией деятельности, профессиональными ценностями.
Значимым моментом дополнительной подготовки консультантов и ведущих групп является фасилитационная практика. Термин «фасилитация» введен К.Роджерсом для обозначения деятельности по облегчению, обогащению, углублению групповых процессов со стороны специально подготовленного участника. Мы убеждены, что хорошего тренера делает не знание массы упражнений, а умение видеть групповые процессы, и мы обеспечиваем нашим слушателям возможность этому научиться. С другой стороны, присутствие в группе стажеров создает возможность для работы преподавателя в команде, что обогащает групповое занятие.
-
Описание предлагаемых психолого-педагогических технологий
Активные методы обучения (тренинг) - все занятия в Школе проходят в кругу, обучающимся предлагаются теоретические положения в форме раздаточных материалов, микролекций, но основная часть работы проходит с использованием технологий тренинга. Теоретические положения иллюстрируются с помощью деловых и ролевых игр, драматизаций, работы в парах, консультаций в микрогруппах, различных приемах медитативного характера, арт-терапевтических технологий, телесных практик, некоторые занятия сопровождаются музыкой. Личный опыт, актуализирующийся в группе, предъявляется участниками и обсуждается с точки зрения введенных теоретических положений. Любая группа начинается со сбора ожиданий и опасений участников, введения правил, а заканчивается обсуждением того, что получили участники, как они это будут использовать, что может помочь им или помешать в использовании полученного опыта.
Индивидуальное сопровождение в форме консультаций, групп встреч – основано на современных представлениях о консультативном интервью (групповом или индивидуальном). Нами применяется пятишаговая модель процесса, описанная многими авторами (Абрамова Г.С., Меновщиков В.Ю. и др.) - установление контакта и ориентирование клиента (группы) на работу, сбор информации о клиенте, осознание желаемого результата, выработка альтернативных решений, обобщение, резюмирование результатов взаимодействия.
Супервизорская поддержка – технология предложена за рубежом (супруги Баллинты), в России первые публикации принадлежат Б.Д. Карвасарскому с коллегами. Супервизия возможна в индивидуальной и групповой форме и подразумевает следующие этапы работы: вентиляция трудных случаев, определение запроса, прояснение случаев, уточнение запроса, формулирование ответа на запрос, обратная связь супервизируемого.
Технологии, обеспечивающие творческий процесс – основаны на организации групповых дискуссий и получения опыта консультирования и ведения групп в репетиционных условиях. «Мозговой штурм» предполагает следующие этапы работы – определение проблемы, этап генерации идей, этап критики и синтеза, этап принятия решения. «Метод проблемного ящика» предполагает осмысление проблемы с точки зрения входа-выхода и построения модели изменений. Метод создания эвристик связан с определением зоны невозможности и через эту информацию построение границ возможного, а метод метафор связан с отвлечением от конкретных условий и соотнесение их с достаточно абстрактной и насыщенной художественным содержанием информацией.
Социальное проектирование – как технология подразумевает создание и реализацию социальных проектов. Мы предлагаем слушателям разработать целостный проект. Работа идет по следующим этапам – социальный маркетинг, определение и выбор проблемы, оценка собственных возможностей и ресурсов, постановка целей и задач проекта, определение его результатов, описание деятельности в рамках проекта, составление плана-графика работ, определение устойчивости проекта, методов распространения результатов, составление бюджета проекта. Определяются и основные параметры мониторинга результатов. Проекты слушателей и отчеты по их реализации помещаются нами в сети ИНТЕРНЕТ (www. orenstatus.narod.ru) , таким образом, наши слушатели получают дополнительные возможности обратной связи.
Командные технологии – в рамках проекта Школы используются различные формы групповой работы, например, командная работа преподавателей, они образуют Совет преподавателей. Также командой работают стажеры на третьем курсе: с одной стороны каждый из них самостоятельно определяет программу стажировки, а с другой - при ведении групп, предложении собственных программ они выступают как команда. При реализации репетиционных и выпускных проектов слушатели выступают как команда, обеспечивая взаимоподдержку и взаимосупервизию, такую же команду образуют преподаватели и стажеры на обучающих тренингах-семинарах.
Командная работа основана на следующих правилах: услышать каждого, работа должна быть посильной, функции распределяются согласованно, каждый член команды универсал, но имеет свои четко определенные обязанности.
Предъявление деятельности для экспертизы и супервизии – для слушателей формулируется домашнее задание – подготовка письменно случаев для супервизии, описание тренинговой программы, описание проекта и отчет по проекту. Такая работа требует видения собственной деятельности, умения описать ее словами, оформить для предъявления возможным инвесторам.
Стажерская фасилитационная практика – стажеры присутствуют на обучающих семинарах-тренингах слушателей 1 и 2 курса, посещают их супервизорские группы и группы встреч, выступают помощниками преподавателей Школы.
-
Показатели результативности работы проекта
Мы определяем следующие показатели качества (результативности) нашей работы по проекту «Школа консультирования и тренинга»:
-
Уровень удовлетворенности слушателей процессом обучения
-
Частота посещений предлагаемых занятий
-
Степень активности на обучающих семинарах – тренингах
-
Количество социальных проектов, предложенных и реализованных слушателями
-
Количество участников выпускных мероприятий
-
Участие выпускников в деятельности Института
-
Количество выпускников, работающих в сфере помогающих профессий.
-
Многогранность и новизна проекта
Состоит в объединении множества современных технологий дополнительного образования специалистов помогающих профессий, поддержке инициативы обучающихся, их новых идей. Новизна связана с использованием современных подходов к организации деятельности учреждения в целом, и, в рамках проекта, в частности. Мы первые в нашем регионе (нами не обнаружено подобного опыта) организовали самоокупаемый проект дополнительного образования специалистов помогающих профессий, создали команду психологов-профессионалов, нацеленных на расширение и заботу о психологическом сообществе области; желающих делать это в условиях рыночной экономики и социальной направленности. Перспектива нашего проекта – расширение отделения Федерации психологов образования России в Оренбургской области, предложения Министерству образования области, органам социальной защиты и др. системы аттестации специалистов помогающих профессий в рамках региона, распространение нашего опыта за пределы области.
-
Методико-организационные условия, обеспечивающие успех реализации проекта
Мы рассматриваем в нашем проекте следующие методико-организационные условия:
- технология командной работы профессионалов-психологов, обучающихся, выпускников
- использование современных концепций подготовки специалистов помогающих профессий
- активное участие слушателей в определении содержания и логики обучения по проекту
- организация внешних связей работы по проекту.
-
Оценка достигнутых результатов.
Уровень удовлетворенности слушателей процессом обучения в среднем оценивается как хороший и очень хороший ( от 6 до 7 баллов по 9-ти балльной измерительной шкале).
Слушателями в среднем посещено супервизорских групп 62% и групп встреч – 69% от общего их количества.
Обучающие семинары-тренинги посещали в среднем 84% обучающихся.
В этом году слушателями Школ консультирования и тренинга г.г. Оренбурга и Гая реализовано 14 социальных проектов (в их реализации принимало участие 34 человека).
В выпускных мероприятиях Школы консультирования и тренинга приняло участие более 300 человек.
Около 30% выпускников Школы участвует в деятельности Института со своими проектами, еще 20% принимают участие во внешних супервизиях.
87% выпускников Школы работают в сфере помогающих профессий.
Руководитель организации: ______________________ / Д.П.Широбоков /
подпись (фамилия, имя, отчество)
«____»___________________2007 г.
м.п.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования
«Институт консультирования и тренинга «Статус»
Поделитесь с Вашими друзьями: |