"Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!" - что имеют в виду взрослые, говоря так о ребенке?
На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.
Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.
У Юры спрашивают "Откуда сны приходят?" Он отвечает:
- Будешь мечтать и вспоминать, что было, и это тебе приснится.
- Где находится сон, когда ты его видишь?
- В глазах.
- Они у тебя открыты или закрыты?
- Закрыты, потому что он там сидит и все вспоминает, и там шевелится, и все как по правде.
Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.
Шестилетний Дима играет с мешочком, набитым монетами, и говорит: "Когда мы будем жить на новой квартире, я дам папе деньги, он на них купит машину. Мы заведем себе дачку. Ты, мама, будешь нам командовать: "Съездите и привезите лук, капусту". Мы и привезем".
Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?
Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. "склеивание"). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.
Другой прием творческого воображения - акцентирование - это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его - это гипербола - или уменьшает - это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.
Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях.
Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.
Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.
Для детей трех-четырех лет значимо, чтобы предмет-заместитель был похож на тот предмет, который он замещает. Так, играя в волшебника, ребенок в качестве волшебной палочки использует прутик. В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, дети играют с баночкой из-под крема, а воображают при этом кораблик. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придается новый смысл, и представляются действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.
Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа.
- Что ты делаешь? Ты заболел?
- Нет. Я играю.
- Как же ты играешь?
- Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит.
(В. С. Мухина "Таинство детства")
Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Так же как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко повторяют запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.
Один мальчик заявил: "Вот послушайте, как я сочинил: "Ласточка с весною в сени к нам летит"". Ему пытаются объяснить, что это не он сочинил. Но он отвергает все доводы.
(По материалам В. С. Мухиной)
О воображении идет речь тогда, когда ребенок вводит новые образы, их необычные сочетания.
Пятилетний Максим придумал продолжение сказки про Красную Шапочку: "Волк расстался с Красной Шапочкой и побежал к бабушке. По дороге он встретил петуха. Петух говорит:
- А куда ты бежишь?
- К бабушке, - отвечает волк.
- Смотри, впереди яма.
Волк не послушался и провалился. А тут шли дяди, которые лес рубят. Волк как закричит:
- Вытащите меня, а то я вас съем!
Они не захотели его вытаскивать. В это время лиса бежала. Волк ей говорит:
- Лиса, лиса, вытащи меня.
Лиса побежала за веревкой, но не вытащила его. А волк копал, копал и выкопал лестницу, и был очень рад, что даже забыл про бабушку".
(По материалам И. Е. Валитовой)
Образы воображения могут быть близки к эйдетическим образам, которые являются результатом эйдетической памяти. Это особая форма зрительной памяти, являющаяся возрастной особенностью дошкольника, - быстрое, точное запоминание и воспроизведение какого-то объекта. Эйдетические образы являются яркими и динамичными, меняющимися каждый момент. Особенно интенсивно они наступают на сознание ребенка ночью при погашенном свете. Это может быть причиной детских страхов.
Шестилетний Ярослав жалуется:
- Мне так трудно засыпать. В темноте они возникают передо мной, толпятся и кривляются.
- Ты их видишь перед собой в темной комнате?
- Нет, я вижу их в глазах.
- В голове?
- Нет. Думаю, что это в глазах. Я знаю, что их нет на самом деле, но я вижу их, и они мне мешают.
(По материалам В. С. Мухиной)
У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, малыш не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами. К пяти-шести годам развивается произвольное воображение, когда ребенок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. Например, ребенок придумывает какую-нибудь игровую ситуацию, насыщая ее несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его все более новыми и необычными деталями.
Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать, и лишь потом по мере действия выявляется образ поделки, то дети постарше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок научается создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых скрашивает повседневную жизнь ребенка. Эти воображаемые спутники детской жизни - невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности мыслей и действий. Как отмечает Г. Крайг, проведенные исследования показали, что до 65 процентов дошкольников выдумывают себе друзей. Такие дети более общительны, менее застенчивы, имеют больше реальных товарищей. Воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в общении. В ходе взаимодействия с воображаемым другом дети проигрывают и проговаривают события дня, свои переживания, морально-нравственные коллизии (ссоры со сверстниками, близкими людьми).
У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создается особый мир, в котором ребенок без труда может удовлетворять любые желания. Такие случаи требуют особого внимания, так как могут привести к аутизму, погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности и могут свидетельствовать об искажениях в психике ребенка. Большей частью, однако, это временное явление, которое бесследно исчезает.
Еще одну закономерность развития детского воображения хотелось бы подчеркнуть. В три-четыре года ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы быстро покидают ребенка. Но если взрослый поведет ребенка в мир фантазий, где присутствуют сказочные персонажи, то ребенок легко последует за ним. Если взрослый берет на себя роль какого-то сказочного персонажа, ребенок переживает чувство восторга и ужаса, он и рад и боится. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Вспомните, например, Мэри Поппинс. Строгая волшебница-няня тем и замечательна для своих воспитанников, что, раздвигая занавес обычной жизни, вводит их в мир невероятных фантазий.
Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п.
Доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения.
- Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).
- Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.
- Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.
- Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.
- Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.
- Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".
- Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.
Автор: С.А. Минюрова
Игры на развитие воображения у детей (Часть 1)Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.
"Перевирание" сказки
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка...
- Не Желтая, а Красная!
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и...
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей...
- К бабушке она ей велела сходить, а не к тете...
И так далее.
Такова схема старой игры в "перевирание" сказок; ее можно затеять в любой семье, в любую минуту. Игра эта серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь выбрать для нее нужный момент. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой встрече с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение. Детям необходимы порядок и успокоение, мир не должен слишком часто сходить с рельсов, на которые ребенок с таким трудом его водружает. Поэтому вполне возможно, что поначалу игра в "перевирание" сказок будет раздражать, будоражить. К появлению волка малыш подготовлен, появление же незнакомого персонажа настораживает: неизвестно, кто он, друг или недруг.
Но наступает момент, когда Красной Шапочке больше нечего ему сказать: ребенок может с ней и расстаться. Как со старой игрушкой, от долгого употребления пришедшей в негодность. Вот тогда он соглашается, чтобы сказка превратилась в пародию, - отчасти потому, что пародия как бы санкционирует расставание, но еще и потому, что новый угол зрения возобновляет интерес к самой сказке.
Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Дети играют теперь не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой; бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам.
В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в менее гнусном свете лешего и в смешном виде ведьму, установит более четкую грань между миром подлинным, где известные вольности недопустимы, и миром вымысла. Это рано или поздно должно произойти: конечно, не раньше, чем волк, леший и ведьма выполнят свою традиционную миссию, но, разумеется, и не слишком поздно.
Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки. Альтернатива или пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными для данной сказки, определяют ее структуру, а не в ходе плавного развития повествования от одного смыслового узла к другому.
Красная Шапочка на вертолете
В некоторых школах я наблюдал такую игру. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: "девочка", "лес", "цветы", "волк", "бабушка", плюс шестое слово, постороннее, например "вертолет". Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.
Сказки "наизнанку"
Один из вариантов игры в "перевирание" сказок состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
Красная Шапочка злая, а волк добрый... Мальчик-с-Пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева...
Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.
Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получится результат новым частично или полностью - это уж зависит от того, будет ли принцип "выворачивания наизнанку" применен к одному или ко всем элементам данной сказки.
А что было потом?
- А потом? - спрашивает ребенок, когда рассказчик умолкает. Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется. Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем, как они себя ведут, в каких они отношениях друг с другом. Простое введение нового элемента приводит в движение весь механизм, как это хорошо знают те, кто писал или придумывал бесконечные "продолжения".
Пример. Золушка и после того, как вышла замуж за Принца, не расстается со своими старыми привычками: неряшливая, простоволосая, в засаленном фартуке, она вечно торчит на кухне у плиты, не выпускает из рук метлы. Стоит ли удивляться, что не прошло и нескольких недель, как такая жена Принцу надоела. Куда веселее проводить время со сводными сестрами Золушки - любительницами танцев, кино и поездок на Балеарские острова. Да и мачеху - женщину моложавую, с широким кругом интересов (она играет на рояле, посещает лекции о странах "третьего мира", литературные вторники) - тоже не надо сбрасывать со счетов. И разыгрывается настоящая, со всеми
перипетиями, трагедия на почве ревности.
Салат из сказок
Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчик с братьями: приключения их переплетаются и устремляются по новому руслу.
То же произойдет, если Золушка выйдет замуж за Синюю Бороду, если Кот в сапогах поступил в услужение к Нино и Рите, героям совсем другой сказки.
Подвергнувшись такой обработке, даже самые стертые образы оживут, дадут новые ростки, и из них нежданно-негаданно произрастут новые цветы и плоды. Есть свое очарование и у гибрида.
Источник: Джанни Родари "Грамматика фантазии"
Игры на развитие воображения у детей (Часть 2)
См. начало статьи >>>>Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.
1. "Выложим карты на стол"
Игра заключается в том, чтобы придумать рассказ по случайно выбранным из колоды карточкам. Специальная колода карт должна быть заранее подготовлена "воодушевителем" игры путем наклеивания на пятьдесят картонных карточек разнообразных картинок, вырезанных из газет и журналов. Прочтение этих картинок всякий раз иное, ибо каждая карта может быть связана с предыдущей лишь путем вольных ассоциаций и в любом случае благодаря игре фантазии.
Существует три варианты этой игры. Самый простой (и забавный!), когда каждый из участников рассказывает историю по случайным карточкам. В другом варианте возрастает элемент состязательности – ведь участники придумывают свой рассказ по одним и тем же карточкам. Необычайно интересный способ игры "Вопросы и ответы": по случайным карточкам один участник задает вопросы, а другой должен отвечать на них с помощью своих карточек. Получается примерно так: "Вам нравятся гамбургеры?". "О да, ночью они особенно вкусны".
Играть в описанную игру не только весело, но и очень полезно. Составление логически законченной истории из разрозненных элементов развивает навыки речи и помогает "раскрыть" своё воображение. А ещё игроки смогут лучше узнать друг друга, ведь картинки на карточках могут вызвать у каждого свои ассоциации, и придуманная по ним история будет своего рода отражением внутреннего мира человека. Игра подходит для компаний любого возраста и разного размера – от 3 до 12 человек.
2. Три предмета
Играющим дают три ничем не связанных между собой предмета, например, кофеварку, пустую бутылку и мотыгу, и предлагают найти им
применение - придумать и разыграть какой-нибудь эпизод. Это почти то же, что рассказать историю на основе трех слов, - впрочем, нет, намного лучше: ведь реальные вещи - гораздо более прочное подспорье воображению, нежели слова, их можно осмотреть, потрогать, повертеть в руках, это будит воображение, рассказ может родиться благодаря случайному жесту, звуку... Коллективный характер игры лишь содействует ее живости: вступают в соприкосновение и творчески сталкиваются разные натуры, опыт, темперамент, приходит в действие критическое начало группы в целом.
3. Старые игры
Одна из таких игр заключается в следующем: вырезаются из газет заголовки статей, вырезки тасуются и группируются - получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:
Купол собора святого Петра,
Раненный ударом кинжала,
Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.
Серьезное столкновение на шоссе А-2
Между двумя танго
В честь Алессандро Мандзони.
Таким образом, всего лишь с помощью газеты и ножниц можно сочинять целые поэмы - согласен, не очень осмысленные, но и не лишенные шарма. Я не утверждаю, что это самый полезный способ читать газету или что газету следует приносить в школу только для того, чтобы ее кромсать. Бумага - вещь серьезная. Свобода печати - тоже. Но уважения к печатному слову игра отнюдь не подорвет, разве что несколько умерит его культ, только и всего. И в конце концов, придумывать истории тоже дело серьезное.
Несуразности, получающиеся в результате вышеописанной операции, могут дать и кратковременный комический эффект, и зацепку для целого повествования. На мой взгляд, для этого все средства хороши.
Есть еще одна игра, известная во всем мире, - в записочки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, заранее намечающих некую схему, канву повествования.
Например:
Кто это был?
Где находился?
Что делал? Что сказал?
Что сказали люди?
Чем кончилось?
Первый член группы отвечает на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончаются вопросы. Затем ответы прочитываются вслух как слитный рассказ. Может получиться полная несуразица, а может наметиться зародыш комического рассказа. Например:
Покойник
На Пизанской башне
Вязал чулок.
Он сказал: сколько будет трижды три?
Люди пели: "Услышь мою боль!"
Кончилось со счетом три - ноль.
(Эта отменная рифма получилась случайно.)
Участники игры зачитывают ответы, хохочут, и на том все кончается. Или же полученная ситуация подвергается анализу, с тем чтобы из нее вышел рассказ.
Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую - настоящий перпетуум мобиле.
Я видел, как дети увлекаются этой игрой, на лету схватывая ее правила. Первый рисует, предположим, овал глаза. Второй, интерпретируя овал по-своему, пририсовывает к нему куриные ноги. Третий вместо головы изображает цветок. И так далее. Конечный продукт интересует играющих меньше, чем сама игра, чем борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои, чем неожиданности и открытия, случающиеся на каждом шагу, в виде движения, которое Умберто Эко назвал бы, наверное, "миграцией содержания". Однако в итоге изображение может заключать в себе и целый рассказ. Ненароком появляется необычный персонаж, эдакое чудо-юдо, или фантастический пейзаж. Тут игру можно продолжить словесно, опять-таки в направлении от бессмыслицы к смыслу.
4. Что было бы, если...
Гипотеза, - писал Новалис, - подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь".
Сразу же приведу знаменитый пример: что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье отвратительного насекомого? На этот вопрос с присущим ему мастерством ответил Франц Кафка в своем рассказе "Превращение". Я не утверждаю, что рассказ Кафки родился именно как ответ на этот вопрос, но ведь факт таков, что трагедийная ситуация создается здесь именно как следствие совершенно фантастической гипотезы.
Техника "фантастических гипотез" предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса: "Что было бы, если?"
Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы, именно потому, что последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия.
5. Произвольный префикс
Один из способов словотворчества - это деформирование слова за счет ввода в действие фантазии. Дети любят играть в эту игру, она веселая и в то же время очень серьезная: учит исследовать возможности слов, овладевать ими, принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антиконформизм.
Особенно продуктивными представляются наиболее свежие префиксы, родившиеся в двадцатом веке. Такие, как "микро". Или "мини". Или "макси". Вот вам - как всегда, безвозмездно - "микрогиппопотам" (выращивается дома, в аквариуме) и "мини-небоскреб", целиком помещающийся в "мини-ящике" и заселенный исключительно "мини-миллиардерами". Или "макси-одеяло", способное в зимнюю стужу укрыть всех, кто погибает от холода...
Источник: Джанни Родари "Грамматика фантазии"
Упражнения для развития творческого мышления
Рекомендуем родителям и специалистам "Лучшие развивающие игры для детей онлайн"
Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.
В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.
Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности (подробнее об этом можно прочитать в статье "Одаренные дети: особенности психического развития").
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги
Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов
Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).
Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора
Поделитесь с Вашими друзьями: |