Охранительный педагогический режим



страница1/2
Дата19.06.2022
Размер57,5 Kb.
#150247
  1   2



Учебная деятельность как один из факторов социального воспитания детей с ОВЗ


Романовская З.Н., учитель дефектолог МБОУ СОШ №10


Учебная деятельность в коррекционной школе восьмого вида является основной ведущей. В процессе этой деятельности ученик усваивает общеобразовательные знания, получает соответствующие умения и навыки, развивается его познавательная деятельность в условиях специального коррекционного обучения. Под влиянием коррекционно - развивающего обучения удается смягчить недостатки детей как в умственной, так и в эмоционально-волевой сфере. Но проблема состоит в том, что мало уделяется внимания вопросу практической направленности обучения, вопросу социальной адаптации учащихся. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание умственно-отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Перед педагогами стоит задача -организовать так учебный процесс, чтоб ребенок на каждом уроке смог приобрести социальный опыт. Специальное обучение может вывести на качественно более высокий уровень социальный интеллект учащихся с трудностями в обучении, зависящий от таких параметров, как опыт, здоровье, мотивация, культурные факторы, семейное воспитание, образование, особенности личности и т.д. Если поставить одной из основных задач специальной школы развитие интеллекта умственно отсталых школьников, определяемого в терминах социального и приспособительного его компонентов, особенно в таких проявлениях, как рассуждение память, обучаемость, понимание и обработка информации, выработка стратегий действия, приспособление к окружающей среде, то одним из способов обучения должен быть личностно ориентированный подход к ребенку на основе учета индивидуальных его возможностей. Главной фигурой образовательного процесса должен стать сам ребенок как субъект собственной деятельности. Педагог, создавая среду, в которой действует ребенок, направляет и руководит его личной деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Реабилитационно - развивающие задачи, стоящие перед специальной школой восьмого вида, будут наиболее полно решены, если образовательный процесс будет организован с учетом ряда
приоритетов:
- Совместная продуктивная и творческая деятельность учителя с учеником во всех сферах социальной жизни;
- Расширение круга общения за счет вхождения в социокультурную среду;
- Формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности.
Все это обеспечит формирование социально адаптированной личности.
«На долю учителя в процессе обучения и воспитания выпадает активная роль - лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным способом, чтоб она осуществила ты задачу, которая ему нужна.» (Л.С. Выготский) Учитель может создать на уроке учебно - воспитательную ситуацию несущую учебную нагрузку, связанную с жизненной практикой ученика, с жизненной ситуацией. Реализовать это направление можно в плане организации учителя совместной деловой и игровой деятельности учащихся. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь нашему ученику приспособиться к жизни. Л.С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути в решении этого вопроса. Ещё один вид деятельности в пути решения этого вопроса -общение. Общение - фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь - определенная система отношений, и каждый должен вписаться в нее, найти оптимальное соотношение между «Я» и «НЕ Я».
Вступая в различные социальные контакты, умственно отсталый ребенок чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами. Умственно отсталого ребенка необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности. Коммуникативная направленность общения умственно отсталых учащихся должна стать одним из основных принципов программного и методического обеспечения уроков. Уроки литературного чтения особенно создают условия для общения учеников как с учителем, так и с одноклассниками через изучаемый текст произведения. Один из ведущих методистов нашего времени Е.И. Ильин говорил, что вопросы на уроках литературы нельзя, задавать ими надо общаться.
Чтобы пробудить интерес к тексту, побудить ученика высказаться по поводу обсуждаемых вопросов, чтобы вовлечь ученика в активную работу, можно использовать одну из форм развития связной речи - диалог. Диалог - это разговор собеседников. В диалоге широко используются внеязыковые (экстралингвистические) факторы: мимика, жест, общая ситуация, эмоциональный настрой и др., которые вместе с репликами собеседников создают дополнительные условия для продолжения разговора. Естественно, в пределах урока можно говорить о работе только над учебным диалогом.
Учебные диалоги формируют ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам относятся:
- Проявление интереса к беседе;
- Обеспечение внимания к собеседнику;
- Умения:
Вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;строить речь грамматически правильно;точно отбирать слова для выражения мысли;предавать речи соответствующую интонационную окраску.
Совершенствование устной речи и ее коммуникативных функций имеет целью повышение уровня общего речевого развития. Большое значение имеет выработка у умственно отсталых детей умение спрашивать, отвечать, выслушивать разъяснения, указания, советы. Главное усилие должно быть сосредоточено на создание у ребенка необходимости в общении, на побуждении к обмену мыслями, впечатлениями на основе различного рода выполняемой им деятельности. Побуждение к речи может быть усилено не только характером задания, но и эмоциональными моментами. Побудительными могут быть эмоции, связанные с учебным интересом, со стремлением ученика хорошо ответить, получить одобрение учителя.
Какие же задания можно использовать для речевого развития умственно отсталого школьника? Это:
- Постановка проблемных вопросов, ответ на которых потребовал бы от ученика развернутого ответа, высказывания и подбора доказательства подтверждающего правильность суждения;
- Включение заданий, которые предполагают получение отклика на высказанное учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;
- Использование специальных речевых опорных схем в качестве помощи при грамматическом оформлении развернутого объяснения;
- Совместное с учителем обдумывание вопросов к тексту;
- Подготовка учащимися собственных вопросов к тексту с последующей организацией диалога ученик - ученик, ученик - учитель;
- Самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов, выражений с выяснением их значения у одноклассников, библиотекаря, учителя;
- Организация дискуссий, где учитель и ученик выступают как равные (по внешней видимости) участники.
Рассмотрим, как можно применить данную методику на примере изучения произведения В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (восьмой класс).
На протяжении нескольких уроков, на которых изучалось произведение, практиковались задания, вызывавшие ученика на дискуссию с учителем, на диалог с ним. Это способствовало и развитию коммуникативной функции речи ученика и способность доказывать и отстаивать свою точку зрения. Например, я задаю Роману X вопрос, предлагая свой вариант ответа на него. Ученик либо соглашается с высказанным мнением, либо опровергает его. Примеры.
1) О чем стал задумываться Максим? Как ты думаешь, почему он решил все изменить? Я думаю, что Максиму просто надоело «нянчить» Петра. Согласись со мной или оспорь мою точку зрения. Свой ответ начни словами: «Я согласен с вами, что Максиму надоело «нянчить» Петра...» или «Я не согласен с вами, что Максиму надоело «нянчить» Петра...»
2) Как ты считаешь, легко ли было Петру общаться с приглашенной Максимом молодежью? Я считаю, что нелегко. Согласен ты или не согласен? Докажи свою точку зрения, начни ответ так (образцы ответов, как и сам вопрос, лексика которого используется при ответе записывается на доске) : «Да, я согласен с вами, что Петру было не легко общаться с молодежью приглашенной Максимом потому что...» или «Нет, я не согласен с вами, что Петру было нелегко общаться с молодежью приглашенной Максимом потому что...»
Роман охотно вступал в диалог, опровергал умышленно неверную точку зрения, пытался доказать свою правоту или же соглашался с точкой зрения учителя, дополняя ее своими суждениями:
«Я не согласен с вами, что Максиму надоело «нянчить» Петра. Максим любил Петра, он не мог ему надоесть. Максим хотел, чтобы Петр узнал обо всем, что делается на свете.»
«Да, я согласен с вами, что Петру было нелегко общаться с молодежью, потому что он не знал этих людей и стеснялся своей слепоты».
Чтобы ученик грамматически верно построил ответ, в помощь на доске записывался вопрос (предлагалась примерная схема построения ответа) например:
«Как протекала жизнь в усадьбе?» Ответ начни с использования слов, которые есть в вопросе: «Жизнь в усадьбе протекала следующим образом...»
Это позволяло ученику более свободно и правильно отвечать на вопросы.
Использовала и такой прием. Предложила задание: прочитать восьмую главу произведения и самостоятельно составить несколько вопросов к ней. Роман воспользовался вопросами из учебника.
Аналогичные задания по составлению вопросов по прочитанному тексту давала на уроке, используя для этого небольшие по объем;/ части произведений или главу. Заостряла внимание ученика на необходимость продумывать вопросы, которые начинались бы со слов «почему», «зачем» и т.д. Подготовленные таким образом вопросы стали основой для проведения диалога, в котором принимали участие как равноправные собеседник ученик и учитель.
Эта задача не из простых - научить умственно отсталого ребенка самостоятельно читать тест, осознать его, проанализировать, составить несколько смысловых вопросов к тексту.
Очень важна работа над новыми словами и выражениями. Практиковалось такое задание, как самостоятельное нахождение в тексте слов незнакомых или непонятных. Предлагала узнать их значение у воспитателя или у родителей. Это заставляло ученика думать, рассуждать, вспоминать, строить диалог.
Подводя итоги необходимо отметить, что в работе над развитием коммуникативных функций речи умственно отсталых школьников на уроках литературного чтения надо учитывать следующее:
- На протяжении всего урока важно предлагать задания и вопросы, которые побуждали бы ученика создать диалог;
-Работая с диалогом, следует постепенно расширять его смысловую программу, увязывать ее с читаемым текстом;
-Ситуации, в которых возникает диалог, должны иметь достаточно эмоциональный заряд, поддерживающий интерес к заданию до самого его завершения;
-В процессе работы по развитию коммуникативных навыков старшеклассников важно совершенствовать грамматическое оформление высказываний.
Работа по развитию коммуникативной функции речи должна проводиться целенаправленно планомерно и систематически. Только в этом случае будет положительный результат. Следует отметить и тот факт, что постоянное обращение к тексту при выполнении задания содействует развитию техники чтения, и в первую очередь такого его вида, как чтение про себя.
Работа по развитию коммуникативной функции речи способствует и совершенствованию речевой практики учащихся, готовят учеников к высказыванию развернутых сообщений на уроках истории, географии, естествознания, трудового обучения, а главное - помогут им полнее реализовать себя при выходе, из школы.

Каталог: about
about -> Учебной дисциплины история направление подготовки 39. 03. 02 (040400. 62) Социальная работа Профиль подготовки
about -> Современные
about -> Проект концепция поддержки развития педагогического образования
about -> Иностранный язык
about -> Учебной дисциплины социально-культурная деятельность
about -> Сведения о реализации образовательных программ
about -> Методические рекомендации по определению перечня методических материалов, обеспечивающих реализацию ооп в соответствии с требованиями фгос составители


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница