Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся



Скачать 176.03 Kb.
Дата13.02.2016
Размер176.03 Kb.
Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни.

Основной целью педагогического класса является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, т.е. своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах (самопознание), о профессии, в том числе требованиях, которые она предъявляет к человеку.

Знания о профессии педагога, и что не менее важно отношение к ней, у учащихся формируются в процессе изучения курса "Введение в педагогическую профессию", где они знакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. При этом ребята видят, что самый большой вклад учителя - это его собственная жизнь, его дело, а главным делом для большинства из педагогов было служение Отечеству.

Знания о себе учащиеся педкласса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно проводится работа, направленная на самопознание. Использование тестов, опросных методик позволяет ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств.

На занятиях по психологии рассматриваются требования, которые профессия учителя предъявляет к человеку осваивающему ее. Так изучая тему "Способности" ребята обсуждают вопрос о специальных способностях необходимых для профессии педагога. Темы, посвященные познавательным способностям, особенностям темперамента, характера дают не только теоретический материал, но и позволяют глубже познать себя, сопоставить требования профессии со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальная работа с учащимися позволяет намечать пути роста и развития личности, в том числе профессионального.



Цель: ввести старшеклассников в мир учительской профессии, способствовать самоопределению, помочь осознать соответствие профессионального выбора личным особенностям

Задачи:

1) Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии;



  1. На основе знакомства с историей российской педагогики, лучшими русскими педагогами развивать у старшеклассников интерес к профессии учителя, уважение к учителю;

  2. Развивать представления о собственном "Я"; обучать элементам практической педагогики и психологии;

  3. Создавать условия для формирования представления о себе как будущем профессионале.

Данная программа является профориентационным курсом и рассчитана на 2 года обучения. Программа предназначена для школьников 10 – 11 класса и построена с учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста.

Основными принципами обучения по данной программе можно считать следующие:

  • гуманистическая ориентация программы (учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, создание условий для максимального раскрытия возможностей, способностей ребенка, диологизация процесса обучения)

  • общественная направленность обучения (программа рассчитана на подготовку старшеклассников к жизни в обществе)

  • творческий характер деятельности

  • систематичность и последовательность обучения

  • сотрудничество в процессе обучения

Основной организационной формой обучения является урок, на котором происходит объяснение нового материала, осмысление и закрепление, выполняются практические задания учащимися.

На уроках используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, коллективная деятельность учащихся. Курс педагогики и психологии предусматривает самостоятельную работу школьников: написание докладов рефератов, творческих работ, выполнение самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии.

Для наиболее успешного усвоения школьниками программы используются следующие методы образовательной деятельности:


  • обяснительно-иллюстративные методы

  • интерактивные методы

  • методы проблемного обучения

  • учебный диалог

  • метод проектов

  • игровые методы

В ходе изучения курса контролируется усвоение школьниками основных научных понятий: таких как человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание, развитие, социализация, познание, деятельность, сознание, способности, самосознание, самореализация и т.д. Кроме того, контролируется участие старшеклассников в профессиональных пробах, практике.

Результатом обучения в педагогическом классе можно считать осознанный выбор профессионального учебного заведения, профессии.


Учебно-тематический план.
10 класс

Учебно - тематическое планирование по курсу психологии.

п/п



Дата

Тема урока

Количество часов

I

группа

II

группа

Лекции

Практич






Введение в психологию. Психология как наука

2









Основные понятия психологии

2









Общая характеристика познавательных процессов

1

1






Познавательные процессы. Ощущение

1

1






Познавательные процессы. Восприятие

1

1






Познавательные процессы. Внимание

1

1






Познавательные процессы. Память

1

1






Познавательные процессы. Мышление

1

1






Познавательные процессы. Воображение

1

1






Психологические свойства личности. Способности

1

1






Характер

1

1






Темперамент

1

1






Эмоции и чувства человека.

1

1






Потребности и мотивы

1

1






Понятия «человек», «индивид», «личность». Формирование и развитие личности.

2









Деятельность. Виды деятельности

1

1






Повторительно-обобщающие уроки (зачет)

1

1




ИТОГО:

20час.

14час.




Всего по дисциплине 34час.



Учебно - тематическое планирование по курсу педагогики.

п/п



Дата

Наименование темы


Количество часов

1гр.

2гр.

Лек

ции

Практич.

1.




Зарождение педагогики и педагогических знаний. Путешествие с страну «Педагогика»

2




2.




Основы педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности.


2




3.




Основные категории педагогики. Обучение, образование, воспитание.

2




4.




Основные педагогические открытия прошлого

Выдающиеся педагоги прошлого



2




5.




Принципы воспитания.

Основные категории педагогики



4




6.




Сущность воспитания, его социальная обусловленность. Методы воспитания, классификация, основы для выбора.

2




7.




Личность учителя. Педагогические способности

2




8.




Механизмы коллективообразования

2




9.




Тренинг эффективного общения

Педагогическое общение. Этика педагога



1

1

10.




Учитель как герой нашего времени.

1

1

11.




Мой идеал учителя.

1

1

12.




Мои знания о педагогической профессии Обсуждаем педагогические ситуации

1

1

13.




Семейное воспитание. Роль учителя в семейном воспитании

2




14.




Семья как институт социализации

2




15.







2




16.




Повторительно-обобщающие уроки

2










ИТОГО

30ч.




11 класс

Учебно - тематическое планирование по курсу психологии.



Дата

группа

Наименование темы


Количество часов







Лекции

Практич

I

II






Общение. Виды. Функции. Особенности межличностного общения

2









Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения. Виды психологического влияния.

2









Тренинг межличностного общения




2






Особенности публичного выступления. Самопрезентация

1

1






Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликтные ситуации

1









Что изучает социальная психология. Особенности малых групп. Уровни развития малых групп

1

1






Положение человека в группе. Лидерство

1

1






Взаимодействие в группе

1

1






Что изучает возрастная психология. Основные понятия возрастной психологии

1

1






Характеристика раннего детства дошкольника

2









Характеристика младшего школьника

2









Характеристика подростка

2









Характеристика старшеклассника

2









Характеристика юности

2









Характеристика взрослости

2









Повторительно-обобщающий урок.

2









Повторительно-обобщающий урок. защита работ.

2













27

7







итого

34 часов

Учебно - тематическое планирование по курсу педагогики.



Дата

Наименование темы


Количество часов

1гр.

2гр.

Лекции

Практ.

1.




Образование как общечеловеческая ценность

2




2




История педагогики

2




3




Структура педагогической науки. Функции педагогической науки


2




4.




Педагогический процесс.

2




5.




Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения в современной школе.


2




6.




Личность как предмет воспитания. Понятие о социальной сущности личности. Структура личности.(Личность, ее развитие, формирование, становление)

1

1

7.




Педагогический процесс. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса (Обучение, образование, воспитание)


1

1

8.




Цели, содержание, методы, формы образования. Иерархия целей воспитания и образования

2




10




Законы и принципы педагогики

1

1

11.




Педагогические технологии обучения, воспитания.

2




12.




Как поставить цель обучения, воспитания

2




13.




Теория воспитания – составная часть педагогики

2




14.




Соотношение содержания форм и методов воспитания.

2




15




Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

2




16.




Личная профессиональная перспектива




4

17.




Психологический контакт между родителями и детьми

2










ИТОГО

27ч

7

Темы рефератов.

Педагогика.

  1. Биография выдающегося педагога и его труды. Я. А. Каменский

  2. Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци

  3. Биография выдающегося педагога и его труды. Н. И. Пирогов

  4. Биография выдающегося педагога и его труды. В. А. Сухомлинский

  5. Биография выдающегося педагога и его труды. К. Д. Ушинский

  6. Биография выдающегося педагога и его труды. Л. Н. Выгодский

  7. Методы воспитания и перевоспитания

  8. Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек

  9. Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли 19 в.

  10. Средства обучения

  11. Педагогика сотрудничества

  12. Воспитательная функция религии

  13. Эффективность и проблема методов поощрения и наказания на разных возрастных этапах.

  14. История развития института семьи в России.

  15. Коучинг, как метод обучения

  16. Основы развивающего обучения

  17. Закономерности действия интереса в обучении

  18. Анализ реформы образования в России

  19. Сравнительная характеристика методов воспитания

  20. Педагогическая система М. Монтессори

  21. Активизация самостоятельной познавательной деятельности

  22. Воспитание и развитие двигательных способностей

  23. Заслуги Ломоносов перед русской школой

  24. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

  25. Формирование общих приемов познавательной деятельности

  26. Педагогические конфликты и способы их разрешения

Психология.

  1. Ассоцианизм- первая психологическая школа

  2. Общая характеристика бихевиоризма

  3. Общая характеристика гештальтпсихологии

  4. Общая характеристика глубинной психологии

  5. Общая характеристика гуманистической психологии

  6. Общая характеристика генетической психологии

  7. Общая характеристика когнитивной психологии

  8. Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания и обучения

  9. Понятие эгоцентризма и его проявление в мышлении и речи

  10. Связь эмоций с соматическими изменениями и деятельностью нервной системы

  11. Конформизм, его достоинства и недостатки

  12. Иллюзия восприятия: причины возникновения и практическое значение.

  13. Психология судьбы человека

  14. Автобиографическая память: что мы помним о своей жизни?

  15. Мнемотехники как средство совершенствования памяти

  16. Загадки первобытного мышления

  17. Одаренность, талант, гениальность и психология способностей

  18. Психология любви

  19. Психология дружбы

  20. Психология лени

  21. Измененные состояния сознания

  22. Механизмы влияния СМИ на психику человека

  23. Мышление и интуиция

  24. Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений.

  25. Способность- секрет гениальности

  26. Возрастные особенности становления личности

  27. Возрастные кризисы в жизни человека

  28. Мой путь к успеху

  29. Способы саморегуляции эмоционального состояния

  30. Социальный интеллект

  31. Проблема взаимоотношения родителей и детей

  32. Уровни проявления эмоций

  33. Роль самооценки и самовоспитания старших школьников

  34. Семейные отношения и формирование личности ребенка

  35. Лидерство. Характеристика лидера.

  36. Виды конфликтов в организации

  37. Стресс и стрессовые состояния

  38. Стресс и способы снятия стресса

  39. Стресс в жизни человека

  40. Способы психологической защиты

  41. Общение

  42. Общение в младшем школьном возрасте

  43. Влияние одиночества на здоровье человека

  44. Социализация личности

  45. Роль эмоций в жизни человека

  46. Общение в подростковом возрасте

  47. Общение его содержание, цели и приемы

  48. Дивиантное поведение

  49. Психология агрессивного поведения

  50. Тренинг, как метод развития личности

  51. Психосоматика- связь между психикой и физиологией человека

  52. Интернет- зависимость как психологический феномен

Литература для учащихся:

  1. Игра как педагогическое средство. Методические рекомендации. - Вологда, 1998.

  2. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка, под ред. Дубровиной И.В. - Н. Новгород , 1995.

  3. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Донецк 1998.

  4. Коломинский Я.Л. Человек – психология. - М. 1980.

  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.

  6. Лушников А. М. История педагогии. - Екатеринбург, 1995.

  7. Немов Р.С. Психология. - М. 2008.

  8. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. - М., 2001.

  9. Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.

  10. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991.

  11. Реан А.А. Психология личности. – М., 2007.

  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – М., 2005.

  13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.

  14. Рогов Е.И. Психология человека.- М., 1999.

  15. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В.Н. Журкова, С.А. Маничева. – М., 2008.

  16. Технология профессионального успеха под ред. Чистяковой С.Н.. - М., 2003.

  17. Титова Е.В. Если знать как действовать. - М., 1993.

  18. Рогов Е.И. Психология группы. – М., 2005.

  19. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998.

  20. Рогов Е.И. Психология человека. - М., 1999.

  21. Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 1986


Литература для учителя:

  1. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. – М., 2006.

  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

  3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.

  4. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.

  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников Пособие для педагога в 2-х частях. - М., 2001.

  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.,2000.

  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.

  8. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.

  9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения подростков. - М., 2000.

  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитательной работы. - М., 2004.

  11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.

  12. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.

  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, в 4-х частях. - М., 1998.

Каталог: Kostroma EDU -> Kos-Sch-22
Kostroma EDU -> Программа деятельности Методического Ресурсного Центра
Kostroma EDU -> К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда
Kostroma EDU -> Публичный отчет директора за 2012-2013 учебный год г. Кострома 2013
Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования
Kostroma EDU -> Формирование навыков здорового образа жизни у старших школьников
Kos-Sch-22 -> Положение о соблюдении единого орфографического режима в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении города Костромы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница