Одиночество ребенка в семье



Скачать 48,64 Kb.
Дата16.02.2016
Размер48,64 Kb.
Одиночество ребенка в семье.

Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду, но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами. И вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно, тогда когда могло бы воспитаться разумно и правильно».



еличайший хирург и педагог Николай Иванович Пирогов)

На первый взгляд эта фраза звучит парадоксально, поскольку человек для того и создает семью, чтобы избежать одиночества, чтобы быть рядом с любимым человеком и давать жизнь другим. Именно поэтому одиночество в семье – понятие неправильное, противоестественное, и, тем не менее, распространенное.

Потребность в общении проявляется на самых ранних стадиях развития человека. Уже к трем месяцам ребенок не только овладевает основными навыками общения, но и протестует против «необщения» с ним. Психологи приходят к выводу о врожденной способности человека к общению. Если младенец пытается наладить контакт улыбкой, плачем, то ребенок, научившийся говорить, старается не упустить малейшей возможности речевого общения. Уже в четыре года, по данным московского социолога В. С. Коробейникова, он задает около тысячи вопросов в день, используя при этом приблизительно 12 тысяч слов. Содержание и форма ответов на эти вопросы создают у ребенка представление о нормах общения между людьми, о его собственном месте в мире человеческих отношений. Десятки раз в день родители пытаются сознательно воспитывать ребенка, поощрениями и наказаниями внушить ему, что такое хорошо и что такое плохо, как следует и не следует поступать. Так ребенок узнает, что надо говорить и демонстрировать и как это надо делать. Но сотни раз родители, сами того не сознавая, подают примеры поведения и отношения к людям. И именно эти многочисленные примеры усваиваются ребенком как истинные образцы отношения к окружающим.

Отношения родителей с детьми не всегда гармоничны. Можно выделить некоторые формы нарушения родительских отношений в семьях.



  • Требование от ребенка беспрекословного подчинения Чрезмерно строгое, властное, авторитарное отношение к ребенку со стороны взрослых, и особенно матери, приводит к стойкому образованию таких черт характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, склонность к зависимости. Если же ребенок предрасположен к независимости, то авторитарность родителей способствует развитию у него возбудимости и агрессивности.

  • Проявление жестокости при обращении с ребенком. Агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении становясь подростком ребенок оказывается вытолкнутым из семьи или находится в поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

  • Полное отсутствие требовательности, потакание каждому желанию приводят к развитию истеричности, снижению самоконтроля, желанию постоянно быть в центре внимания независимо от ситуации. Естественно, что в дальнейшем, когда ребенок выходит за пределы семьи и попадает в новое окружение, ему бывает трудно смириться с тем, что в центре внимания может оказаться не он, что признание и похвалу надо заслужить реальными достоинствами или успехами. Отсутствие всеобщей любви и признания окружающих может довести его до нервного срыва.

  • Непонимание родителями возрастных особенностей ребёнка. Самосознание ребёнка нередко формируется драматично и противоречиво, скачкообразно. Ещё такой послушный вчера, а сегодня совсем неуправляемый. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации ребёнок вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать своё отношение к окружающему.

  • Низкий авторитет родителей у подростка. Очень важно, чтобы родители являли собой авторитет для подростка. Ведь во многом взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт. Подростки при всём максимализме их суждений и внешней самодостаточности очень часто испытывают трудности в организации своего досуга. Если родители не помогают подростку заполнить свободное время, услугу ему могут оказать знакомые, и эта услуга может оказаться «медвежьей».

Т.о. нарушение общения между родителями и подростками может иметь самые различные причины. Поэтому все приведённые выше примеры в большей или меньшей степени связаны с явными или скрытыми конфликтами в общении, которые приводят к замкнутости ребёнка, к его «одиночеству». И выход из этого положения ребёнок будет искать самостоятельно.

Сегодня наблюдается широкое распространение нарушений психического развития детей. Это нарушения психики и личности ребенка, обусловленные неблагоприятным влиянием на него другого человека, в первую очередь родителей. Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходимы психологически благополучные условия семьи. Это означает, что в течение периода детства человека подлинным субъектом его развития является не ребенок сам по себе, а общность ребенка и взрослого. И если родители не проявляют любви, эмоционально не привязаны к ребенку, если ребенок нежеланный, если он психологически "заброшен" родителями, то его развитие будет очень осложнено. Это значит также, что если душевно и духовно нездоров значимый для ребенка взрослый, то и ребенок не сможет быть здоровым. Если неблагополучны родители, то не будет с психологической точки зрения благополучным, а значит и здоровым ребенок.

Как правило, если человека ожидает какое-то важное событие, он сам активно участвует в его организации или строго следит за ходом подготовки. Например, при устройстве своей личной жизни, человек сам хочет найти свою половинку, а не что бы за него это сделали родители, потому что это ЕГО ЖИЗНЬ. При организации свадьбы жених и невеста сами выбирают наряды, место проведения и т.д., потому что это ИХ СВАДЬБА. Так почему же когда речь идет о воспитании детей, люди с легкостью доверяют няням, воспитателям, учителям, практически незнакомым людям самое ответственное дело в их жизни? Конечно, социальное окружение играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка, но главным воспитателем всегда остаётся семья, родители. И родители должны это помнить.

В завершении своего выступления хочется родителям дать совет в форме стихотворения.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня.

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же — никогда.

Тот лучший проповедник —

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии —

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать —

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук.

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.



Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.
Каталог: kopilka
kopilka -> Задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности
kopilka -> Личностно-деятельный подход в образовательном процессе
kopilka -> Практическая психология
kopilka -> Психолого педагогическое сопровождение учащихся пятых классов в период адаптации к старшей школе
kopilka -> Развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку
kopilka -> Психология преступника содержание
kopilka -> Духовно-нравственное воспитание личности
kopilka -> Закон РФ «Об образовании» Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223фз
kopilka -> Минимальная мозговая дисфункция


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница