Одиночество ребенка в семье.
“Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду, но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами. И вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно, тогда когда могло бы воспитаться разумно и правильно».
(Величайший хирург и педагог Николай Иванович Пирогов)
На первый взгляд эта фраза звучит парадоксально, поскольку человек для того и создает семью, чтобы избежать одиночества, чтобы быть рядом с любимым человеком и давать жизнь другим. Именно поэтому одиночество в семье – понятие неправильное, противоестественное, и, тем не менее, распространенное.
Потребность в общении проявляется на самых ранних стадиях развития человека. Уже к трем месяцам ребенок не только овладевает основными навыками общения, но и протестует против «необщения» с ним. Психологи приходят к выводу о врожденной способности человека к общению. Если младенец пытается наладить контакт улыбкой, плачем, то ребенок, научившийся говорить, старается не упустить малейшей возможности речевого общения. Уже в четыре года, по данным московского социолога В. С. Коробейникова, он задает около тысячи вопросов в день, используя при этом приблизительно 12 тысяч слов. Содержание и форма ответов на эти вопросы создают у ребенка представление о нормах общения между людьми, о его собственном месте в мире человеческих отношений. Десятки раз в день родители пытаются сознательно воспитывать ребенка, поощрениями и наказаниями внушить ему, что такое хорошо и что такое плохо, как следует и не следует поступать. Так ребенок узнает, что надо говорить и демонстрировать и как это надо делать. Но сотни раз родители, сами того не сознавая, подают примеры поведения и отношения к людям. И именно эти многочисленные примеры усваиваются ребенком как истинные образцы отношения к окружающим.
Отношения родителей с детьми не всегда гармоничны. Можно выделить некоторые формы нарушения родительских отношений в семьях.
-
Требование от ребенка беспрекословного подчинения Чрезмерно строгое, властное, авторитарное отношение к ребенку со стороны взрослых, и особенно матери, приводит к стойкому образованию таких черт характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, склонность к зависимости. Если же ребенок предрасположен к независимости, то авторитарность родителей способствует развитию у него возбудимости и агрессивности.
-
Проявление жестокости при обращении с ребенком. Агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении становясь подростком ребенок оказывается вытолкнутым из семьи или находится в поисках недостающего уважения, понимания и тепла.
-
Полное отсутствие требовательности, потакание каждому желанию приводят к развитию истеричности, снижению самоконтроля, желанию постоянно быть в центре внимания независимо от ситуации. Естественно, что в дальнейшем, когда ребенок выходит за пределы семьи и попадает в новое окружение, ему бывает трудно смириться с тем, что в центре внимания может оказаться не он, что признание и похвалу надо заслужить реальными достоинствами или успехами. Отсутствие всеобщей любви и признания окружающих может довести его до нервного срыва.
-
Непонимание родителями возрастных особенностей ребёнка. Самосознание ребёнка нередко формируется драматично и противоречиво, скачкообразно. Ещё такой послушный вчера, а сегодня совсем неуправляемый. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации ребёнок вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать своё отношение к окружающему.
-
Низкий авторитет родителей у подростка. Очень важно, чтобы родители являли собой авторитет для подростка. Ведь во многом взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт. Подростки при всём максимализме их суждений и внешней самодостаточности очень часто испытывают трудности в организации своего досуга. Если родители не помогают подростку заполнить свободное время, услугу ему могут оказать знакомые, и эта услуга может оказаться «медвежьей».
Т.о. нарушение общения между родителями и подростками может иметь самые различные причины. Поэтому все приведённые выше примеры в большей или меньшей степени связаны с явными или скрытыми конфликтами в общении, которые приводят к замкнутости ребёнка, к его «одиночеству». И выход из этого положения ребёнок будет искать самостоятельно.
Сегодня наблюдается широкое распространение нарушений психического развития детей. Это нарушения психики и личности ребенка, обусловленные неблагоприятным влиянием на него другого человека, в первую очередь родителей. Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходимы психологически благополучные условия семьи. Это означает, что в течение периода детства человека подлинным субъектом его развития является не ребенок сам по себе, а общность ребенка и взрослого. И если родители не проявляют любви, эмоционально не привязаны к ребенку, если ребенок нежеланный, если он психологически "заброшен" родителями, то его развитие будет очень осложнено. Это значит также, что если душевно и духовно нездоров значимый для ребенка взрослый, то и ребенок не сможет быть здоровым. Если неблагополучны родители, то не будет с психологической точки зрения благополучным, а значит и здоровым ребенок.
Как правило, если человека ожидает какое-то важное событие, он сам активно участвует в его организации или строго следит за ходом подготовки. Например, при устройстве своей личной жизни, человек сам хочет найти свою половинку, а не что бы за него это сделали родители, потому что это ЕГО ЖИЗНЬ. При организации свадьбы жених и невеста сами выбирают наряды, место проведения и т.д., потому что это ИХ СВАДЬБА. Так почему же когда речь идет о воспитании детей, люди с легкостью доверяют няням, воспитателям, учителям, практически незнакомым людям самое ответственное дело в их жизни? Конечно, социальное окружение играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка, но главным воспитателем всегда остаётся семья, родители. И родители должны это помнить.
В завершении своего выступления хочется родителям дать совет в форме стихотворения.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня.
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать —
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук.
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Поделитесь с Вашими друзьями: |