«Оценка влияния фактора вступления в вто на инвестиционную деятельность в Китае»



страница1/5
Дата03.06.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра торговой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему «Оценка влияния фактора вступления в ВТО на инвестиционную деятельность в Китае».

Студент группы № 563

Хачатурова Яна Олеговна

Руководитель ВКР

Доцент кафедры торговой политики факультета МЭ и МП

Медведкова И.А.

Москва, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………5

Глава 1. Теоретические основы и

современная конъюнктура рынка инвестирования……………...10


    1. Определение прямых иностранных инвестиций………10

    2. Положительные и отрицательные экстерналии инвестирования………………………………………..…11

    3. Современное положение Китая как реципиента прямых иностранных инвестиций………………………………..12

    4. Классификация факторов привлечения ПИИ………......17

Глава 2. Становление инвестиционной сферы Китая до присоединения к ВТО…………………………………………………………………..….23

2.1. Легализация частного сектора КНР…………………...23

2.2. Первые этапы развития реформ открытости в области иностранного инвестирования……………………..…25

2.3. Трудности переговорного процесса о присоединении КНР к Всемирной торговой организации, повлекшие изменения в иностранном секторе………………………………..…28

2.4. Факторный анализ привлечения инвестиций экономикой КНР в 90е годы…………………………………………………34

Глава 3. Влияние вступления Китая в ВТО и динамика изменений в инвестиционной сфере в первой декаде 21 века……………….…41

3.1. Договоренности, достигнутые на переговорах о присоединении Китая в ВТО………………………………………….…41

3.2. Адаптация законов и подзаконных актов КНР к обязательствам в рамках ВТО……………………………………………..46

3.3. Факторный анализ изменений после вступления в ВТО до наших дней………………………………………….…………..50



3.4. Роль фактора ВТО и иных сил в трансформациях инвестиционной сферы китайской экономики………………………......60

Заключение……………………………………………………….……61

Приложения …………………………………………………………...67
ВВЕДЕНИЕ

В 2012 году после 18 лет проведения переговоров Российская Федерация стала членом Всемирной торговой организации. По хронологии присоединения Россия оказалась 147 страной, что свидетельствует об уже имеющемся значительном накопленном опыте участия в организации большого количества других стран-членов. Возможность проведения исследований многолетних историй стран после присоединения, их достижений и ошибок является актуальной на сегодняшний день, так как подобные исследования могут стать основой для формирования российского пути развития в рамках организации. Одной из сфер, в которой специалисты ожидают подъем, изменение качества и положительные эффекты от вступления России в ВТО, – это сфера инвестирования. От увеличения инвестиционного потока страна получает макроэкономические выгоды, рост основного капитала и доходов населения в долгосрочной перспективе. До вступления России в ВТО инвестиционная привлекательность страны считалась недостаточной, о чем свидетельствует, например, малая доля прямых иностранных инвестиций в общем притоке – по официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ, доля составила 9,7% в 2011 году1 - ее снижение в течение последних лет (см. таблицу Приложения 1) , отрицательное сальдо прямых инвестиций, в том числе за последние 3 года (см. график Приложения 2), а так же географический состав ПИИ – 83%, по данным Центробанка России, поступают из офшоров2. Следовательно, подавляющая часть инвестиций в экономику РФ – это возвратные средства, кредиты, репатриация капитала, портфельные инвестиции, а не самый надежный, долгосрочный и привлекательный для страны тип – прямые инвестиции. А их поток чрезвычайно важен на многих уровнях, начиная от благосостояния и уровня жизни населения, заканчивая масштабами международного партнерства и межгосударственных глобальных проектов. Приток прямых инвестиций в экономику предполагает положительное воздействие на рост экономики в целом, получение дополнительного капитала для развития инфраструктуры, создание совместных производств, открытие новых рабочих мест, развитие мелкого и среднего предпринимательства, бизнес структур, заимствование современных технологий и доступ к эффективным методам ведения бизнеса. Россия тоже могла бы получить все эти выгоды и крайне заинтересована в активном привлечении иностранных инвесторов и решении вопросов, которые на сегодняшний день препятствуют полноценному сотрудничеству с ними. В связи с этим необходимо определить, какие конкретные шаги следует предпринимать и как по максимуму использовать новые условия после вступления в ВТО. Вопросы инвестиционного климата Российской Федерации поднимались и поднимаются на многочисленных форумах, конференциях, встречах на уровнях от регионального до международного, на которых организаторы пытаются найти решение для сложившейся ситуации, приглашают международных инвесторов и экспертов для обсуждения зарубежного опыта в этой сфере. В подобных мероприятиях зачастую приглашенными гостями-специалистами являются представители Китайской Народной Республики. Инвестиционный бум в отношении китайской экономики считается одной из составляющих китайского экономического чуда, его причины вызывают интерес и вопросы международных специалистов. Представителя Китая на международных мероприятиях каждый раз, делясь своим опытом, заявляют о положительном и ключевом влиянии ВТО на инвестиционную деятельность страны. Так, на Первом международном форуме по иностранным инвестициям в Москве в октябре 2012 в качестве спикера выступал министр КНР Чжан Гобао3, на инвестиционный форум «Россия зовет!» при участии В.В. Путина в 2012 был приглашен Председатель Наблюдательного совета Инвестиционной Корпорации Китая Цзин Ликун4, в научной конференции «Россия и ВТО: вызовы и возможности» принимал участие посол КНР Йи Сяоджун. Примеров таких встреч можно привести немало, и в каждом своем выступлении спикеры отмечают, что во многом заслугой резкого роста в объеме привлекаемых прямых инвестиций, а также укрепления китайских инвесторов на международной арене является фактор вступления в ВТО.

Китай на сегодняшний день является крупнейшим реципиентом ПИИ в мире, что было достигнуто за последнее десятилетие. Китай – страна со своей экономической спецификой, которая в рамках ВТО смогла адаптировать свою плановую экономику под реалии либеральной торговли. Как и в случае с Россией, до вступления КНР в ВТО проводились длительные переговоры, Китай проводил множество трансформаций законодательства, чтобы получить возможность вступить в организацию и исполнять свои обязательства. В результате Китай смог извлечь множество выгод для своей экономики, включая и резкий рост привлекаемых инвестиций. В связи с этим фактом и на фоне вступления России в ВТО в 2012 году проведение исследования опыта Китайской Народной Республики в области иностранных инвестиций, а так же оценка вступления в ВТО как фактора привлечения ПИИ для КНР являются актуальными и соответствующими существующему положению дел и трудностям, в поиске разрешения которых есть заинтересованность на сегодняшний день.



Практическая значимость работы на данную тему состоит в том, что она может быть использована экспертами в области инвестирования и формирования инвестиционного климата России для извлечения информации о сильных и слабых сторонах опыта Китая - страны-члена ВТО - в рамках организации в целях использования и по возможности перенесения успешных механизмов на российскую модель. Объект исследования - инвестиционная деятельность государства, включающая в себя внутреннее инвестиционное законодательство и законодательные нормы Всемирной торговой организации, накладывающие определенные требования и ограничения на национальную политику государства в сфере регулирования ПИИ, инвестиционный климат и факторы, влияющие на принятие решений инвестором. Предмет исследования – китайская специфика в этой сфере, развитие китайской инвестиционной деятельности в перспективе с учетом ретроспективных особенностей и перспектив от присоединения к ВТО. Целью проводимого исследования является оценка влияния вступления в ВТО на инвестиционную деятельность в Китае на фоне остальных факторов с учетом исторического развития инвестиционной сферы КНР. Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач: проанализировать состояние инвестиционной сферы в КНР до преобразований, вызванных подготовкой к вступлению в организацию, определить, какие трудности стояли перед Китаем накануне вступления в ВТО как в области состояния инвестиционного климата, так и в отношении необходимых трансформаций, нацеленных на исполнение обязательств в рамках организации, проследить уступки и законодательные изменения, отметить, какие силы помимо вступления в ВТО исторически влияют на формирование инвестиционной политики Китая, а также определить трудности и перспективы развития иностранного сектора экономики КНР на сегодняшний день.

Естественно, что экономические модели стран индивидуальны, это подразумевает разную степень влияния принятия обязательств ВТО на развитие, поэтому, исследуя эволюцию страны в рамках ВТО, следует учитывать и вектор ее экономического развития до вступления в организацию. Анализируя такие источники, как нормативно-правовые акты, официальную статистику по тенденциям инвестирования и факторам привлечения инвестиций в Китай до и после вступления страны в ВТО, а также публикации и статьи китайских, европейских и американских наблюдателей и экономистов, путем сравнения данных о периодах мы отметим особую роль фактора вступления в ВТО в повышении инвестиционного климата КНР, а так же конкретные составляющие успеха, которые помогли завоевать доверие международных инвесторов по отношению к стране, где сохраняется плановая экономика, высокая доля государственного регулирования, бюрократия, социальная и экономическая напряженность, огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными и другие проблемы, которые тоже будут подробно рассмотрены в ключе создания благоприятного инвестиционного климата в Китае.




  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННАЯ КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Благодаря процессам глобализации увеличивается взаимозависимость между странами, в том числе выражаемая объемом международного обмена факторами производства, технологиями, капиталом. Все это – результат инвестиционного взаимодействия между странами, картина которого меняется в зависимости от конъюнктуры мировой экономики. Именно изменение направлений потоков иностранных инвестиций служит объективным показателем современных тенденций экономического развития и состояния как для регионов, так и для национальных экономик отдельных стран.

Еще в 1997 году на Второй сессии Комиссии по Развитию Инвестиций, Технологий и Предпринимательства генеральный секретарь ЮНКТАД Рубенс Рикуперо отмечал важность и необходимость включения вопросов развития и политики прямых иностранных инвестиций в повестку дня встреч на высшем уровне, конференций и сессий комитетов. В 1997 году объем общих потоков инвестиций был более чем в 3 раза ниже современного уровня5, тем не менее, мировое сообщество уже видело в прямых иностранных инвестициях сильный экономический рычаг и механизм, ресурс, который является источником потенциала для развития экономики. Определение термину «прямые иностранные инвестиции» было дано в 1993 году в Учебном пособии МВФ по платежному балансу. Общее определение звучит: «ПИИ - инвестирование средств, совершенное с целью получать долговременный доход от предприятий, расположенных за пределами экономики инвестора»6. Следовательно, инвестиции должны быть «качественными» и долгосрочными, нацеленными на проведение масштабных проектов, чтобы относиться к прямым.



    1. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Существуют как положительные, так и отрицательные моменты увеличения международного обмена инвестициями. Среди положительных можно назвать открытие новых рабочих мест созданными путем прямого инвестирования иностранными предприятиями. В конце первой декады 21 века насчитывалось около 53 млн. рабочих мест по всему миру, предоставленных более, чем 65 тысячами транснациональных корпораций7. Это же можно рассматривать и в качестве негативного последствия, так как производство крупных предприятий выносится за пределы страны, рабочие места, следовательно, тоже выводятся за границу, национальная экономика экспортеров инвестиций недополучает того потенциала, который приобретается странами-реципиентами инвестиций. К примеру, по исследованиям американских транснациональных компаний, общее количество рабочих мест, предоставляемых американскими ТНК, возросло за 10 лет на 30%, составив 10,1 миллиона, тем не менее, количество американских работников снизилось до 8% от общего числа8. Вместе с рабочим потенциалом в страны-реципиенты инвестиций перемещаются и налоги, которые ТНК платят во время ведения своей деятельности. Тем самым, государство, привлекающее инвестиции, получает дополнительный источник доходов на развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения, в целом, на любые внутренние нужды. Помимо капиталов перетекают и технологии, управленческий опыт, практики ведения бизнеса и менеджмента. Естественно, что эта информация не находится в открытом доступе, компании стремятся сохранять свои ноу-хау, однако в Китае, например, существует программа, по которой иностранные предприятия обязуются формировать до трети персонала из китайских работников. Посредством этого Китай взращивал свое поколение менеджеров международного уровня, не говоря о копировании и заимствовании иностранных технологий на всех уровнях. Таким образом, благодаря притоку технологий у развивающихся стран появляется возможность для перехода на новый технологический уровень производства и реформирования экономической системы.

Однако вместе с этим потенциалом прямые инвестиции увеличивают взаимозависимость между странами и крупными корпорациями, так как осуществление ПИИ дает инвесторам право голоса при принятии управленческих решений в компании-филиале, расположенной за рубежом, что обусловлено порогом в 10% акций, при владении которыми инвестор является прямым. Следовательно, страна, принимающая инвестиции, должна быть готова к передаче инвесторам некоторой инициативы и власти, пусть даже при условии ведения деятельности в рамках национального законодательства страны-реципиента.



    1. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ КАК РЕЦИПИЕНТА ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Следует отметить, что в последние годы влияние, привносимое потоками ПИИ, в большей степени относится именно к развивающимся странам. После кризиса 2008 года потоки инвестиций изменили свою направленность таким образом, что более приоритетным направлением стали именно развивающиеся страны. До 2008 года приток инвестиций в развитые страны в денежном выражении был значительно больше притока в развивающиеся экономики (для сравнения: в 1990 году – в 5,5 раз, в 1995 году – в 2 раза, в 2000 году – в 4 раза, в 2005 году – в 2 раза)9. В 2009 году показатели для развитых и развивающихся стран практически сравнялись, в 2010-2011 годах развивающиеся страны также получили около 50% общемировых ПИИ (см. Приложение 3, 4), а в 2012 году приток ПИИ в развивающиеся страны впервые превысил приток в развивающиеся, превышение составило 130 млрд. долл10. Сильный спад в общем объеме движения инвестиций наблюдался после 2007 года вследствие мирового финансового кризиса, что привело к сокращению общемировых объемов ПИИ на 800 000 млн. долларов к 2009 году11. Следствием кризисных явлений стали изменения в общемировой картине привлекательности стран для инвесторов и обнаружение слабых мест развитых экономик. В 2008-2009 годах вследствие кризиса крупнейшие реципиенты ПИИ-представители развитых экономики испытали рецессию и отрицательные темпы роста ВВП. В США – на тот момент безоговорочном лидере по привлечению ПИИ – наблюдался спад в -0,38% и -3,52% в 2008 и 2009 годах соответственно, в Германии -5,13% в 2009 году, в Бельгии -2,87%, во Франции -2,75%, в Англии -4,37%, в Канаде -2,77%. В тех же самых условиях развивающийся мир смог выйти с положительными показателями темпов роста, ситуация сложилась иная. На фоне кризисных явлений в Китае наблюдался рост в 9,2%, в Индии 4,93%, в Индонезии 4,95%, в Бразилии 5,16%12. Следовательно, рецессия в условиях снятия развивающимися странами барьеров на приток иностранного капитала и открытия рынков имеет более отягощающие последствия для развитых экономик, чем для развивающихся. Вследствие этого в последние годы поменялась роль развивающихся стран на мировой арене, их рынки становятся более крупными. К тому же, на них нарастает конкуренция за счёт открытия рынков, поступления иностранного капитала и вместе с этим повышается борьба за внутреннего потребителя развивающихся стран и уровень национальных компаний, которые становятся более конкурентоспособными.

Все это в большой степени относится к Китайской Народной Республике, как к лидеру развивающегося мира по темпам роста, который, по аналитике Всемирного Банка, помог региону Восточной Азии выйти из кризисной ситуации и стал наряду с другими крупными развивающимися экономиками одним из центров выведения из кризиса всего мира. В этом ключе нельзя не отметить своевременные и правильные меры, принятые китайским правительством в 2008 году. В ноябре было выделено $586 млрд. долларов для поддержания 10 отраслей, производство которых составляет 50% от ВВП Китая13, помимо этого был продолжен курс на внедрение инноваций, расширение финансирования НИОКР14, сделана ставка на стимулирование потребительского спроса, чтобы в полном масштабе использовать возможности крупнейшего внутреннего рынка15. Преодолением кризиса уже в 2009 году и сохранением положительных темпов роста ВВП даже в самые неблагоприятные годы Китай стимулировал рост и возврат к докризисному уровню прежде всего в странах-соседях по региону, благодаря интенсивной торговле и активному импорту. Таким образом, после кризиса регион Восточной и Юго-Восточной Азии во главе с Китаем стал крупнейшим районом по привлечению инвестиций в мире, что подтверждается статистикой. Этот регион, несмотря на спад 2008 года по всем показателям, включая приток ПИИ на фоне общемирового сокращения потоков, уже в следующем году во главе с Китаем восстановил темпы инфляции, уровень роста доходов населения и ВВП16, наращивая объемы привлекаемых инвестиций даже в ситуации общемировой депрессии и занимая лидирующие позиции в прогнозах о самых актуальных и перспективных направлениях инвестирования. За 2009-2011 года Китай стал вторым по размеру реципиентом ПИИ, уступая только США, а регион закрепился на доминирующем первом месте в мире17. По доступной статистике ОЭСР 2012 года, Китай за первые 3 квартала поднялся на первое место с 170 миллиардами долларов, обогнав США по объему полученных инвестиций на 63 миллиарда18.

По статистическим показателям видно, что Китай заинтересован в наращивании объемов привлекаемых ПИИ, но преимущества от этого процесса для КНР преломляются в свете ее экономического статуса и особого пути развития. Прямые иностранные инвестиции во всех странах являются одним из основных факторов экономического развития, займы и кредиты в развивающихся странах направляются на поддержание экономики, реализацию государственных программ, в посткризисные годы – на нивелирование последствий кризиса. В такой ситуации иностранные инвестиции покрывают дефицит капитала, образующийся из-за недостатка внутренних средств. Однако в случае Китая при ближайшем рассмотрении важно отметить, что такой цели у привлечения иностранного капитала нет. Вследствие исторически высокой нормы сбережения (на сегодняшний момент достигает 50%19), экспортно - ориентированности экономики, разницы между экспортом и импортом (сальдо внешнеторгового баланса Китая составило 16,11 млрд. долларов20), страна не испытывает дефицита национального капитала. Поэтому инвестиции не являются первой необходимостью для КНР. Наращивание темпов привлечения ПИИ можно объяснить тем, что Китай непременно получает выгоду от участия иностранцев в производственном процессе. Во-первых, к этой выгоде можно отнести наращивание слоя мелких частных предприятий. Китайское предпринимательство, в отличие от европейского, имеет недолгое развитие, частный сектор на пути своего становления сталкивается с многими трудностями: идеологическими, законодательными, институциональными. Из-за особенностей китайской экономики, в том числе и из-за важности неформальных связей с чиновниками, наличия механизма мягких бюджетных ограничений, конкурентная среда развивается неактивно, многие частные предприятия с со 100% долей китайского капитала надеются на помощь государства в случае неудачи, поэтому вместо повышения собственной конкурентоспособности накапливают долги, которые в дальнейшем списываются государством. Иностранные же предприятия привносят конкурентную среду иной пример организации деятельности, что может быть использовано китайскими предприятиями, как шаблон для изменения собственной системы функционирования. Тем самым, можно обозначить еще одну позитивную экстерналию: накапливание иностранного опыта в области ведения бизнеса, управления персоналом, менеджмента предприятий. Похожим по типу положительным эффектом является заимствование технологий, которое происходит, когда иностранные инвесторы размещают свое производство на территории Китая с использованием собственного оборудования и разработок. Поэтому можно сделать вывод о том, что Китай заинтересован в привлечении инвестиций, как в источнике таких положительных эффектов, но в настоящее время - не как в средствах первой необходимости. Тем не менее, в начале пути открытости, на который Китай встал в конце 70х годов 20 века, приоритеты распределялись иначе.

Китай не всегда был полноправным участником мировой торговой и финансовой системы, наоборот, как страна с плановой экономикой, исторически отличался от либерально направленных мировых лидеров. Формально и практически Китай стал торговать с остальным миром на равных условиях только после вступления в ВТО в 2001 году. До этого времени тоже проводились реформы либеральной направленности и открытости, а также в более поздний период преобразования, которые были связаны с намерением вступить в ВТО и процессом проведения переговоров в течение 15 лет. Китай начал привлекать инвестиции до вступления в ВТО, проходила либерализация, составляющие которой будут рассмотрены в исследовании следующей главы о периоде до вступления КНР в организацию. Обязательства, взятые Китаем по присоединению к ВТО, тоже будут рассмотрены отдельно с целью оценки фактора влияния вступления в ВТО на инвестиционную деятельность и сравнения ситуации до присоединения и после. Стало ли это переломным ключевым моментом, или же страна двигалась бы в том же направлении и без вмешательства организации, является возможным оценить, проследив изменения в инвестиционном климате государства на основе показателей других основополагающих факторов, которые влияют на решение инвестора о вложении капиталов в экономику другого государства. Используя статистические данные по основным показателям за разные периоды, возможно проследить изменение климата и качества инвестиций, что гораздо весомее, чем количественная оценка притоков.



    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПИИ

В зависимости от характера все показатели привлечения ПИИ можно разделить на общие группы. Согласно исследованию ОЭСР, проведенному в 2003 году21, факторы, влияющие на решение инвестора, могут быть поделены на 3 группы. К первой относятся факторы, влияющие на ожидаемость прибыльности проекта, то есть экономические показатели. Размер рынка (SIZE) отражает экономические объемы производства и потенциальный спрос, являясь важным фактором для решений, принимаемых инвесторами. Иностранцы могу быть в большей степенью привлечены емкостью и размерами рынка с целью завоевания собственной ниши на рынке страны-реципиента, что способствует получению крупных выгод на рынках страны-получателя инвестиций вследствие активного сбыта на месте производства. При исследовании этого фактора используется размер ВВП, в качестве показателя, описывающего размер внутреннего рынка страны-получателя ПИИ.

Следующий показатель, который можно отнести к экономическим, - это стоимость факторов производства, а именно, труда (LABORCOST). Этот индекс находится в обратной пропорциональности с объемом привлекаемых инвестиций, так как при увеличении стоимости труда снижаются ожидания в отношении прибыльности проекта с иностранным капиталом.

Так же экономическим показателем считается производительность труда (PRODUCTIVITY), которая определяется отношением ВВП к количеству работников в экономике. В своей работе Woodward (1992) установил значимость этого показателя для потока ПИИ, поэтому в данном исследовании было бы интересно рассмотреть его влияние на страну с крупнейшим населением в мире, а также темпы изменения производительности после вступления Китая в ВТО и после накопления некоторого опыта и капитала в области взаимодействия с иностранными инвесторами.

Очередным экономическим показателем является показатель инфляции (INFLATION), который является индикатором здоровья экономики и дает инвестору понять, насколько его средства будут подвергаться обесценению. Этот показатель указывает на макроэкономическую нестабильность, значительное негативное влияние инфляции на приток ПИИ определяли в своих работах Schneider и Frey (1985), Kinda (2008), в данном исследовании есть возможность сравнить ее влияние по значимости с другими показателями, вносящими вклад в принятие инвесторами решений о вложении своего капитала.

Кроме экономических факторов, влияющих на решение инвесторов и показывающих объективное состояние экономики страны, согласно исследованию ОЭСР, существуют показатели, оценивающие инвестиционный климат с других сторон. Среди этих показателей можно выделить факторы, влияющие на скорость, с которой деятельность дочерней компании может быть подчинена общей стратегии корпорации, реализованы планы инвесторов. Эти факторы следует выразить институциональными показателями, к которым относятся показатели, отражающие развитость национальных общественных, правовых, экономических, судебных институтов, а также уровень квалификации рабочей силы, который ставит скорость и масштабы реализации проектов в определенные рамки. То, как работает государственная система в целом, отражает возможные риски для инвестора не только с экономической точки зрения. В исследовании с данной стороны могут дать оценку такие показатели, как индексы коррупционности (CORRUPT), политической стабильности (RISKS), легкости открытия бизнеса (EASE), развития человеческого капитала (HUMANCAPITAL) и уровня образования (EDU).

Показателем коррупции в стране может служить индекс восприятия коррупции22, исчисляемый ежегодно группами экспертов-аналитиков из Азиатского банка развития, Африканского банка развития, Фонда Бертельсманна, Экономист Интеллидженс Юнит, Фридом Хаус, ГлобалИнсайт и Всемирного Банка. Эти эксперты предоставляют внешнюю оценку, в то время как три иные экспертные группы отражают оценку «изнутри» страны на национальном уровне, представляя видение представителей ведущих деловых кругов: Международный институт развития менеджмента, Агентство по оценке экономического и политического риска и Всемирный экономический форум23. Данная оценка включает в себя данные по количеству, частотности и объему взяток в государственном и политическом секторах, тем самым определяя общую степень распространенности коррупции. Вступление в ВТО предполагает распространение транспарентности и снижения количества бюрократической волокиты на деятельность государственных структур, однако зачастую это происходит в долгосрочной перспективе, так как трудно единовременно переломить сознание и систему, которая складывалась исторически. В Китае выстроена сильнейшая бюрократическая государственная система, интересно посмотреть, произвело ли вступление в ВТО какой-либо эффект в периоде членства Китая в организации, либо на это потребуется гораздо больше времени в будущем.

С другой стороны потенциальные для инвестора риски (RISKS) можно определить с помощью аналитического инструмента ECR – Euromoney Country Risk. Каждая страна получает свой рейтинг от 0 до 100, который является показателем защищенности инвесторов от любых рисков – экономических, политических, финансовых, институциональных24. Чем ниже численный показатель, тем большее бремя потенциальных рисков, которые ложатся на инвестора, поэтому индекс должен находиться в обратной зависимости от количества инвестиций в экономику. Тем не менее, показатель индекса риска публикуется лишь в последние годы, поэтому оценить его изменения можно только в современности, анализируя перспективы.

Чем выше качество инвестиций, тем они менее трудоемкие и более капиталоемкие, поэтому интересно рассмотреть динамику уровня качества человеческого капитала (HUMANCAPITAL). Качество труда может быть установлено индексом качества человеческого капитала (Human Development Index), который исчисляется ежегодно ООН. Индекс считается через совокупность характеристик: продолжительность жизни, средняя продолжительность обучения, ожидаемая продолжительность обучения, ВВП на душу населения. Чем выше численное значение индекса, тем выше качество трудовых ресурсов и жизни населения. Уровень образования (EDU) относится к той же сфере и исчисляется в виде ежегодного количества выпускников ВУЗов. Чем выше количество, тем больше прирост образованного квалифицированного экономически активного населения в год. Чем выше квалификация рабочей силы, тем шире возможности инвестора и тем быстрее будет реализована стратегия ТНК.

Последний из институциональных факторов, включенных в исследование, - это индекс свободы в области ведения бизнеса (EASE), который показывает, насколько легко в экономике открыть собственное предприятие, частный бизнес. Этот индекс сочетает в себе данные по нескольким показателям: открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, регистрация собственности, получение кредитов, защита инвесторов, выплата налогов, трансграничная торговля, обеспечение соблюдения контрактов, разрешение неплатежеспособности, доступ и получение электроэнергии25. Индекс усредняет классификацию по перечисленным показателям, выводя среднее положение экономики относительно остальных участников рейтинга, в котором всего оцениваются 183 страны26. Этот индекс исчисляется с 2003 года, а численно – с 2010 года, поэтому в период до вступления Китая в ВТО этот показатель для страны можно оценить только опосредованно, а современное исчисление наряду с индексом инвестиционных рисков следует использовать для анализа изменений в последние годы и в перспективе.

Третьей группой факторов являются показатели, описывающие общее деловое состояние и уровень развития инвестиционной атмосферы, что можно проследить через развитие инфраструктуры и инновационной деятельности. Инфраструктура влияет на результативность инвестиций, реализацию проектов, скорость и качество их исполнения, в том числе, на скорость их оборачиваемости. Для рассмотрения этой стороны развития государства возможно использовать показатели общей протяженности дорог на его территории (ROADS), их качества (ROAD QUALITY), количества городского населения – урбанизации (URBAN), общей численности абонентов мобильной телефонной связи (TEL), развития банковского сектора (FINANCE) и затрат на НИОКР (RESEARCH).

Уровень этих показателей состоит в прямой зависимости с качеством инвестиций. Дороги (ROADS) и распространенность телефонной связи (TEL) влияют на скорость оборачиваемости инвестиций. Протяженность дорог (ROADS) представлена общей длиной магистралей, их качество (ROAD QUALITY) – количеством и процентной долей от общей длины дорог магистралей 1-4 уровня и скоростных трасс. Уровень развития банковского сектора (FINANCE) может быть представлен в виде процентного отношения количества выданных национальных кредитов от ВВП страны. Это отношение отражает объемы выдаваемых кредитов и гибкость банковской сферы. От доступности современных финансовых инструментов ускоряются сделки, время обращения денег, следовательно, прямая зависимость наблюдается и между желанием инвестировать и высоким уровнем развития банковской сферы. Немаловажным фактором развития также являются затраты на научно - исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Эти государственные вложения приводят к расширению инновационной деятельности, увеличению производительности труда в экономике, открытию новых направлений и идей для инвестирования, следовательно, могут стать сильным стимулом для инвестора

Чем выше экономические показатели привлечения инвестиций и чем ниже инфраструктурные и институциональные, тем качество инвестиций ниже, так как в этом случае инвесторов привлекает дешевый труд с низким качеством, снижение издержек и возможность сбыта на крупном рынке. Если же инфраструктурные и институциональные факторы тоже показывают высокие результаты, это означает, что страна нацелена на привлечение инвестиций качеством, гибкостью и высоким уровнем организации процесса инвестирования и находится в переходном периоде. В таком случае инвесторы готовы реализовывать более крупные по масштабу и более капиталоемкие проекты на территории страны-реципиента, так как постепенно снижаются риски потерь, увеличивается скорость оборачиваемости инвестиций, качество используемого труда и отдача от вложенных средств. Вместе с рассмотрением изменения законодательных норм и объемов притоков ПИИ в Китай до и после присоединения ВТО следует рассмотреть динамику перечисленных выше показателей, чтобы определить, произошел ли качественный сдвиг наряду с количественным после принятия обязательств ВТО и привлечения инвестиций по новым правилам.



  1. Каталог: data -> 2013
    2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
    2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
    2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
    2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
    2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
    2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
    2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
    2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница