Оценка индивидуальных свойств нервной системы (НС)



Скачать 128.87 Kb.
Дата20.04.2016
Размер128.87 Kb.
Оценка индивидуальных свойств нервной системы (НС)
Оценка основных свойств нервной системы включает определение силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

Зная типологические особенности НС учащихся, педагог может по отношению к ним использовать приемы, облегчающие их учебную деятельность, с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспитания.

При оценке силы нервных процессов выделяют три типа: сильный, средний и слабый. При оценке подвижности нервных процессов различают высокую, среднюю и низкую подвижность. При оценке уравновешенности выделяют уравновешенные и неуравновешенные нервные процессы (с преобладанием возбуждения или торможения).

В зависимости от свойств силы-слабости НС учащиеся по-разному ведут себя в различных моментах учебной деятельности, особенно в сложных, напряженных ситуациях (контрольная работа, ответ у доски и т.п.). Учащиеся со слабой НС при напряженной работе на уроке или на занятиях быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, медленно усваивают материал. "Слабые" предпочитают выбирать такую работу, где реже возникают неожиданные ситуации, требующие определенной перестройки, они не любят работать в дефиците времени и т.д. Для того, чтобы избежать возможных неудач, они стараются как можно точнее выполнять задания, много раз перепроверяют свою работу.

Учащиеся с сильной НС ведут себя иначе в перечисленных ситуациях. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если её надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов зависит от того, какой темп работы задает учитель; их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка. Как правило, эти учащиеся менее чувствительны к замечаниям учителя, его оценкам. В сложных, напряженных ситуациях они реже теряются, меньше волнуются, проявляют большую уверенность в себе, в своих знаниях, возможностях.

С другой стороны, учащимся с сильной НС с трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. Замечено, что если действия идут в строгой последовательности, такие ученики часто допускают пропуски, забывают выполнить то или иное преобразование. Они не склонны к работе, требующей систематизации, не любят проверять уже выполненное задание. Испытывают чувство неудовольствия, раздражения при однообразной монотонной работе.

В зависимости от подвижности нервных процессов учащиеся характеризуются различным темпом деятельности, скоростью переключения, усвоения материала. Для инертных характерны медлительность, неторопливость как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, и даже в речи. Такие дети тщательно обдумывают каждое действие, слово, медленно реагируют на просьбы. Могут работать долго, не отвлекаясь, с высокой степенью самостоятельности в выполнении заданий. Их отличает медленное нарастание активности, но и длительное её сохранение. Склонны к продолжительной работе, полностью выслушивают объяснение учителя, затем начинают выполнять задания. Активны в работе по пройденному материалу, поскольку у них развита долговременная память.

Педагогическая симптоматика трудностей при изучении:



математики: тугодумость, замедленный темп умственной деятельности;

чтения: низкая скорость чтения;

русского языка: очень медленный темп письма.
Учащиеся с подвижной НС (высокая подвижность нервных процессов) с большим интересом участвуют в работе, имеющей разнообразный характер, могут успешно выполнять задания в ситуации, когда материал подается в высоком темпе, способны быстро переключать внимание на новый вид деятельности. При смене задания быстро подключаются к его выполнению. "Подвижные" способны быстро усваивать новый материал, а умение отойти от принятых стандартов, быстрая ориентировка в материале, высокая скорость подбора вариантов выполнения задания положительно сказываются и в работе на сообразительность.

Это не означает, что в учебной деятельности у подвижных не возникает трудностей. Самую большую трудность они испытывают (также как и учащиеся с сильной НС) при однообразной монотонной работе. Происходит быстрая утрата интереса к таким заданиям, и, если нет стимулирования со стороны учителя, они начинают отвлекаться или просто перестают работать.




Рекомендации



Рекомендации при работе с учащимися с

высокой подвижностью нервных процессов:

  1. Необходимо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность и должным образом её организовать.

  2. Тренировать такие качества, как сдержанность; умение выслушивать до конца указания педагогов, родителей.

  3. Направлять учащихся на поиск разных форм оживления их деятельности


Рекомендации при работе с учащимися с

инертностью нервных процессов:


  1. Не требовать от них немедленного включения в работу, так как их активность на уроке возрастает постепенно.

  2. Не требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время для обдумывания нового ответа.

  3. Не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах.

  4. Не проводить опрос этих учащихся в начале урока.

  5. Избегать ситуации, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.

  6. В момент выполнения заданий не отвлекать, не переключать внимание на что-либо другое.

  7. Не заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.

  8. Предоставить возможность работать в удобном темпе.

  9. Формировать личностные качества: собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться.

  10. Проводить игры на быстроту реакции.


Рекомендации при работе с учащимися с

сильной нервной системой:

  1. При выполнении каких-либо поэтапных действий по возможности контролировать соблюдение требований постепенности, последовательности.

  2. При выполнении однообразной работы стараться направлять учащихся на поиск других способов решения задач, разнообразить их деятельность.

  3. Формировать "привычку" проверять и систематизировать выполненную работу.

Рекомендации при работе с учащимися со

слабой нервной системой:


  1. Дозированные физические и умственные нагрузки для предупреждения утомления.

  2. Не ставить "слабого" в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  3. Желательно спрашивать в письменной форме, а не устной.

  4. Нельзя давать для усвоения большого, разнообразного, сложного материала ограниченный промежуток времени, нужно постараться разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения.

  5. Опрос нового, только что пройденного на уроке материала следует отложить на следующий урок.

  6. Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам к ним очень болезненно относится.

  7. Во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного.

  8. Следует реже отвлекать и переключать внимание учащегося, необходимо создавать спокойную обстановку.

Рекомендации при работе с учащимися со слабой нервной системой:




  1. Дозированные физические и умственные нагрузки для предупреждения утомления.

  2. Не ставить "слабого" в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  3. Желательно спрашивать в письменной форме, а не устной.

  4. Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам к ним очень болезненно относится.

  5. Во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного.

  6. Следует реже отвлекать и переключать внимание учащегося, необходимо создавать спокойную обстановку.

Рекомендации при работе с учащимися с инертностью нервных процессов:




  1. Не требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время для обдумывания нового ответа.

  2. Не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах.

  3. Не проводить опрос этих учащихся в начале урока.

  4. Избегать ситуации, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.

  5. Не заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.

Рекомендации при работе с учащимися с высокой подвижностью нервных процессов:

  1. Необходимо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность и должным образом её организовать.

  2. Тренировать такие качества, как сдержанность; умение выслушивать до конца указания педагогов, родителей.

  3. Направлять учащихся на поиск разных форм оживления их деятельности

Рекомендации при работе с учащимися с сильной нервной системой:

  1. При выполнении каких-либо поэтапных действий по возможности контролировать соблюдение требований постепенности, последовательности.

  2. Формировать "привычку" проверять и систематизировать выполненную работу.

Рекомендации при работе с учащимися с инертностью нервных процессов:

  1. Не требовать от них немедленного включения в работу, так как их активность на уроке возрастает постепенно.

  2. Не требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время для обдумывания нового ответа.

  3. Не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах.

  4. Не проводить опрос этих учащихся в начале урока.

  5. Избегать ситуации, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.

  6. В момент выполнения заданий не отвлекать, не переключать внимание на что-либо другое.

  7. Не заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.

Рекомендации при работе с учащимися с сильной нервной системой:



  1. При выполнении каких-либо поэтапных действий по возможности контролировать соблюдение требований постепенности, последовательности.

  2. Формировать "привычку" проверять и систематизировать выполненную работу.

Рекомендации при работе с учащимися с высокой подвижностью нервных процессов:

  1. Необходимо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность и должным образом её организовать.

  2. Тренировать такие качества, как сдержанность; умение выслушивать до конца указания педагогов, родителей.

  3. Направлять учащихся на поиск разных форм оживления их деятельности

Рекомендации при работе с учащимися со слабой нервной системой:

  1. Дозированные физические и умственные нагрузки для предупреждения утомления.

  2. Не ставить "слабого" в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  3. Желательно спрашивать в письменной форме, а не устной.

  4. Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам к ним очень болезненно относится.

  5. Во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного.

  6. Следует реже отвлекать и переключать внимание учащегося, необходимо создавать спокойную обстановку.

Рекомендации при работе с учащимися с инертностью нервных процессов:

  1. Не требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время для обдумывания нового ответа.

  2. Не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах.

  3. Не проводить опрос этих учащихся в начале урока.

  4. Избегать ситуации, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.

  5. Не заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.

Рекомендации при работе с учащимися с сильной нервной системой:

  1. При выполнении каких-либо поэтапных действий по возможности контролировать соблюдение требований постепенности, последовательности.

  2. Формировать "привычку" проверять и систематизировать выполненную работу.

Уравновешенность.

Необходимо знать, что тип НС врожденный, и в целом его изменить нельзя. Однако, ещё И.П. Павлов доказал возможность изменения отдельных его свойств. Так например, у сильного типа с преобладанием процессов возбуждения путем специальных занятий можно укрепить тормозные процессы.

Оценка основных свойств НС


  1. Определение подвижности нервных процессов – тест УФП

высокая подвижность – успешность обучения, восприятия, мышления

  1. Работоспособность головного мозга – тест РГМ

работоспособность, успешность обучения, утомления

  1. Уравновешенность нервных процессов – тест РДО

  2. Функциональное состояние НС – ПЗМР

(оптимальное – неоптимальное)

  1. Сила нервных процессов – Теппинг-тест

работоспособность, утомление

Центр ППРиК




Рекомендации учителю при работе с детьми

с различными свойствами нервных процессов



Рекомендации при работе с учащимися со слабой нервной системой:

  1. Дозированные физические и умственные нагрузки для предупреждения утомления.

Не ставить "слабого" в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно спрашивать в письменной форме, а не устной.

Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам к ним очень болезненно относится.

Во время письменного опроса нужно дать время для проверки и исправления написанного.

Следует реже отвлекать и переключать внимание учащегося, необходимо создавать спокойную обстановку.

Рекомендации при работе с учащимися с сильной нервной системой:


  1. При выполнении каких-либо поэтапных действий по возможности контролировать соблюдение требований постепенности, последовательности.

Формировать "привычку" проверять и систематизировать выполненную работу.
Рекомендации учителю при работе с учащимися с инертностью нервных процессов:

  1. Не требовать от ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время для обдумывания нового ответа.

Не настаивать на импровизации учащегося: он предпочитает следовать общепринятым стандартам в ответах.

Не проводить опрос этих учащихся в начале урока.

Избегать ситуации, когда требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.

Не заставлять ученика отвечать новый, только что пройденный материал; опрос следует отложить до следующего урока.



Рекомендации при работе с учащимися с высокой подвижностью нервных процессов:

  1. Необходимо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность и должным образом её организовать.

Тренировать такие качества, как сдержанность; умение выслушивать до конца указания педагогов, родителей.

Направлять учащихся на поиск разных форм оживления их деятельности

Учет педагогом индивидуальных физических, психофизиологических особенностей младших школьников необходим и важен, так как позволяет предусмотреть условия и ситуации, благоприятные и неблагоприятные для достижения успеха в деятельности учеников. Использование приемов, способов и форм обучения, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся, приведет к индивидуализации процесса обучения, к совершенствованию методики обучения, отразится, в конечном итоге, на повышении его эффективности.

Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов



Функциональное состояние нервной системы

Подвижность нервных процессов


Нервные процессы

Сила нервных процессов
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница