Оценка индивидуальных свойств нервной системы (НС)



страница1/7
Дата13.01.2021
Размер198 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Оценка индивидуальных свойств нервной системы (НС)
Оценка основных свойств нервной системы включает определение силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

Зная типологические особенности НС учащихся, педагог может по отношению к ним использовать приемы, облегчающие их учебную деятельность, с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспитания.

При оценке силы нервных процессов выделяют три типа: сильный, средний и слабый. При оценке подвижности нервных процессов различают высокую, среднюю и низкую подвижность. При оценке уравновешенности выделяют уравновешенные и неуравновешенные нервные процессы (с преобладанием возбуждения или торможения).

В зависимости от свойств силы-слабости НС учащиеся по-разному ведут себя в различных моментах учебной деятельности, особенно в сложных, напряженных ситуациях (контрольная работа, ответ у доски и т.п.). Учащиеся со слабой НС при напряженной работе на уроке или на занятиях быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, медленно усваивают материал. "Слабые" предпочитают выбирать такую работу, где реже возникают неожиданные ситуации, требующие определенной перестройки, они не любят работать в дефиците времени и т.д. Для того, чтобы избежать возможных неудач, они стараются как можно точнее выполнять задания, много раз перепроверяют свою работу.

Учащиеся с сильной НС ведут себя иначе в перечисленных ситуациях. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если её надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов зависит от того, какой темп работы задает учитель; их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка. Как правило, эти учащиеся менее чувствительны к замечаниям учителя, его оценкам. В сложных, напряженных ситуациях они реже теряются, меньше волнуются, проявляют большую уверенность в себе, в своих знаниях, возможностях.

С другой стороны, учащимся с сильной НС с трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. Замечено, что если действия идут в строгой последовательности, такие ученики часто допускают пропуски, забывают выполнить то или иное преобразование. Они не склонны к работе, требующей систематизации, не любят проверять уже выполненное задание. Испытывают чувство неудовольствия, раздражения при однообразной монотонной работе.

В зависимости от подвижности нервных процессов учащиеся характеризуются различным темпом деятельности, скоростью переключения, усвоения материала. Для инертных характерны медлительность, неторопливость как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, и даже в речи. Такие дети тщательно обдумывают каждое действие, слово, медленно реагируют на просьбы. Могут работать долго, не отвлекаясь, с высокой степенью самостоятельности в выполнении заданий. Их отличает медленное нарастание активности, но и длительное её сохранение. Склонны к продолжительной работе, полностью выслушивают объяснение учителя, затем начинают выполнять задания. Активны в работе по пройденному материалу, поскольку у них развита долговременная память.

Педагогическая симптоматика трудностей при изучении:



математики: тугодумость, замедленный темп умственной деятельности;

чтения: низкая скорость чтения;

русского языка: очень медленный темп письма.
Учащиеся с подвижной НС (высокая подвижность нервных процессов) с большим интересом участвуют в работе, имеющей разнообразный характер, могут успешно выполнять задания в ситуации, когда материал подается в высоком темпе, способны быстро переключать внимание на новый вид деятельности. При смене задания быстро подключаются к его выполнению. "Подвижные" способны быстро усваивать новый материал, а умение отойти от принятых стандартов, быстрая ориентировка в материале, высокая скорость подбора вариантов выполнения задания положительно сказываются и в работе на сообразительность.

Это не означает, что в учебной деятельности у подвижных не возникает трудностей. Самую большую трудность они испытывают (также как и учащиеся с сильной НС) при однообразной монотонной работе. Происходит быстрая утрата интереса к таким заданиям, и, если нет стимулирования со стороны учителя, они начинают отвлекаться или просто перестают работать.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница