Оценка функционирования системы менеджмента качества университета за 2013 год



Скачать 237.19 Kb.
Дата20.04.2016
Размер237.19 Kb.
Оценка функционирования системы менеджмента качества университета за 2013 год

Сложившаяся в университете система управления качеством является основой постоянного улучшения процессов, происходящих в вузе, и предназначена для практической реализации стратегии университета по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью удовлетворения потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.

Создание системы менеджмента качества (СМК) университета основано на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, международных стандартов ИСО серии 9000, стандартов и директив Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Управление качеством осуществляется на принципах:



  • ориентации на потребителей;

  • лидирующей роли руководства;

  • процессного и системного подходов к управлению;

  • вовлечения работников в процессы, происходящие в вузе;

  • взаимовыгодных отношений с партнерами;

  • принятия решений, основанных на фактах;

  • непрерывного улучшения качества.

В 2013 г. в университете продолжалась работа по реализации следующих основных направлений разработки, внедрения и развития СМК:

  • улучшение качества функционирования управленческой структуры вуза;

  • разработка документации по обеспечению и управлению качеством образовательного процесса;

  • постоянное улучшение качества образования на основе процессного и системного подходов;

  • разработка и внедрение системы измерений процессов образовательной деятельности;

  • проведение независимой оценки СМК.

В рамках первого направления оценивались организационные предпосылки совершенствования системы менеджмента качества, продолжалась работа по изучению и анализу опыта разработки, внедрения и сертификации СМК в различных вузах на основе типовой модели, проведены SWOT-анализ, анализ существующей документации университета, самооценка. Целью направления являлось улучшение качества управленческой структуры университета, что обусловило необходимость пересмотра его организационной структуры, анализа функциональной подчиненности, взаимодействия структурных подразделений, движения информационных потоков по вопросам обеспечения качества образования.

Модель, на базе которой построена и реализуется система менеджмента качества университета, соответствует стандартам и директивам ENQA(«Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в европейском регионе»), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандартах серии ISO 9000 , и представляет собой типовую модель системы качества образовательного учреждения (рис. 1).

Модель включает шесть взаимосвязанных и взаимодействующих групп рекомендаций и требований к различным аспектам деятельности образовательного учреждения:


  1. деятельность руководства в системе качества;

  2. документация системы качества;

  3. менеджмент основных процессов системы качества образовательного учреждения;

  4. менеджмент ресурсов и обеспечивающих процессов;

  5. деятельность образовательного учреждения по измерению, анализу и улучшению выделенных процессов;

  6. информирование общества.

Модель системы качества университета основана на процессном подходе и главенствующей роли заинтересованных сторон в определении входных данных системы.

По наиболее важным вопросам, связанным с внедрением и совершенствованием системы менеджмента качества, решения принимает Ученый совет университета. Общее руководство разработкой СМК осуществляет ректор. Непосредственное руководство в области менеджмента осуществляет проректор по учебной работе – представитель руководства в области качества, наделенный полномочиями в области управления, постоянного контроля и оценки системы менеджмента качества.

В 2013 г. продолжал активно функционировать Совет по качеству, осуществляя планирование и координацию работ по совершенствованию и поддержанию эффективности СМК. Совет по качеству является постоянным коллегиально-совещательным органом и рассматривает вопросы функционирования системы менеджмента качества вуза, результативности основных процессов научно-образовательной деятельности, совершенствования качества учебного процесса и другие.

Рис.1. Обобщенная модель системы менеджмента качества университета

В целях реализации стратегии вуза в области качества, совершенствования системы качества университета отдел «Служба качества университета» в течение всего года был ориентирован на решение следующих задач:



  • систематизация рабочих процессов в вузе;

  • определение измеряемых параметров и характеристик их качества;

  • контроль выполнения корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам внутренних и внешних аудитов;

  • проведение мероприятий, направленных на постоянное совершенствование СМК.

Проводниками политики в области менеджмента качества в структурных подразделениях университета являются уполномоченные по качеству, в функции которых входят:

  • внедрение СМК в своем структурном подразделении;

  • участие в организации работ по внедрению и развитию СМК в университете;

  • доведение до сотрудников и преподавателей информации о функционировании СМК;

  • участие в самооценке деятельности и самообследовании университета;

  • подготовка к проведению внутренних и внешних аудитов;

  • учет и ведение документации по вопросам обеспечения качества образования в структурных подразделениях.

Практическая разработка и внедрение системы качества потребовали повышения квалификации персонала по вопросам управления качеством образования.

Высший руководящий состав университета и представители отдела службы качества университета прошли подготовку по проблемам совершенствования механизмов обеспечения гарантий качества профессионального образования на базе ведущих вузов страны: Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) (г. Санкт-Петербург); Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров» (г. Москва), в НОУ ДО «Институт управления качеством» (г. Санкт-Петербург) по программе «Система менеджмента качества на базе стандартов ISO серии 9000. Сертификация систем менеджмента качества».

В целях формирования целостного базового представления о системе менеджмента качества и процессном подходе в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001: 2008, а также приобретения навыков, знаний и умений в области построения СМК в университете в 2013 г. продолжалась работа обучающих семинаров уполномоченных по качеству от структурных подразделений.

В программе курсов повышения квалификации преподавателей университета «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы» в рамках методической школы предусмотрен раздел по изучению основ и принципов построения системы менеджмента качества вуза. На данных курсах в 2013 г. повысили квалификацию 30человек, всего за период с 2009 г. – 299 человек.

Развитие СМК привело к необходимости внедрения новых педагогических технологий. В связи с этим широкий спектр программ повышения квалификации персонала реализуется в самом университете. В 2013 г. сотрудники университета прошли обучение по следующим программам:


  • «Инновационная деятельность в образовании» 30 человек;

  • «Развитие корпоративной информационной системы для поддержки образовательной и научно-образовательной деятельности учреждения» 30 человек;

  • «Управление персоналом в системе управления организацией» 11 человек.

Следует отметить, что обучение вопросам управления качеством образования и педагогических инноваций вышло в университете на системный уровень.

В рамках реализации второго направленияв университете разработана иерархическая структура документации СМК, включающая документы шести уровней. Среди них в качестве основополагающих можно выделить:



  • декларацию о политике в области качества, руководство по качеству;

  • реестр процессов СМК университета, информационные карты процессов, документированные процедуры;

  • документы по планированию;

  • организационно-правовые и методические документы, включенные в реестр положений и других документов СМК, регламентирующих деятельность университета (постоянно обновляемый по мере утверждения новых положений и документов);

  • записи по качеству;

  • нормативные, правовые и технические документы.

Процессно-ориентированный подход предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных процессов работы вуза. Параллельно с процессом определения и описания рабочих процессов осуществлялся процесс разработки документации системы качества университета в соответствии со стандартами ENQA и стандартом ГОСТ ISO 9001-2011.

На основе изучения потребностей рынка образовательных услуг, потребителей и заинтересованных сторон сформулированы миссия, видение, политика и цели в области качества. Они оформлены в виде письменного заявления – Декларации о Политике в области качества ФГБОУ ВПО «МГТУ», рассмотренной и одобренной на заседании Совета по качеству и принятой Ученым советом университета. Политика в области качества доведена до всего коллектива путем обсуждения в подразделениях и размещения на Интернет-сайте университета.

Политика в области качества университета направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, создание современной системы образования, ориентированной на внедрение инновационных методов и технологий обучения. Контроль реализации основных направлений Политики осуществляется на всех уровнях управления организацией: Ученым советом университета, ректоратом, Советом по качеству, учеными советами факультетов, в структурных подразделениях. На заседаниях ректората и Ученого совета постоянно рассматриваются вопросы реализации Политики в области качества.

С целью повышения информированности сотрудников университета по вопросам внедрения системы менеджмента качества и обеспечения качества образования в течение 2013 г. периодически проводились производственные совещания с руководителями структурных подразделений, уполномоченными по качеству.

Информация о системе менеджмента качества размещается на официальном сайте университета в сети Интернет, в республиканской газете «Советская Адыгея», печатных изданиях, на стенде вуза.

Идентифицированы и утверждены основные и вспомогательные процессы, процессы управления, мониторинга, анализа и улучшения системы менеджмента качества вуза (табл. 1), определены последовательность и взаимодействие процессов университета.



Таблица 1

Реестр процессов и видов деятельности

системы менеджмента качества ФГБОУ ВПО «МГТУ»


№ п\п

Наименование процесса

1

2

1.

Деятельность руководства СМК ФГБОУ ВПО «МГТУ»

1.1.

Стратегическое управление вузом

1.2.

Развитие СМК ФГБОУ ВПО «МГТУ»

1.3.

Распределение ответственности и полномочий

1.4.

Подготовка к лицензированию и государственной аккредитации

1.5.

Информирование общества

2.

Основные процессы СМКФГБОУ ВПО «МГТУ»

2.1*.

Маркетинг

2.2*.

Проектирование и разработка образовательных программ

2.3.

Довузовская подготовка

2.4*

Прием студентов

2.5*

Реализация основных образовательных программ

2.6*

Воспитательная и внеучебная работа

2.7.

Проектирование программ дополнительного образования

2.8.

Реализация программ дополнительного образования

2.9.

Подготовка кадров высшей квалификации

Продолжение таблицы 1.


1

2

2.10*.

Научно – исследовательская и инновационная деятельность

2.11.

Международная деятельность

3.

Обеспечивающие процессы СМК ФГБОУ ВПО «МГТУ»

3.1.

Управление персоналом

3.2*.

Управление образовательной средой

3.3.

Редакционно-издательская деятельность

3.4*.

Библиотечное и информационное обеспечение

3.5.

Управление информационной средой

3.6*.

Управление закупками

3.7*.

Управление инфраструктурой

3.8.

Планово-финансовое обеспечение деятельности

3.9.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

3.10.

Юридическое сопровождение деятельности вуза

3.11.

Социальная поддержка студентов и сотрудников ФГБОУ ВПО «МГТУ»

4.

Измерение, анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов

4.1.

Мониторинг, измерение и анализ процессов

4.2.

Управление несоответствиями

4.3.

Улучшение процессов

* Процессы, входящие в инвариантное ядро
В соответствии с новым ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», введенным с 1 сентября 2013 г., в течение всего года разрабатывались новые локальные акты, регламентирующие учебную, методическую, научную составляющие образовательного процесса университета. В 2013 г. подготовлен к переизданию сборник локальных нормативных документов по учебной, методической, научной, воспитательной деятельности в университете. Утверждено Руководство по качеству, которое устанавливает основные требования к системе менеджмента качества университета и является обобщающим документом. В нем содержатся изложение принципов управления качеством, описание организационной структуры, процессов, влияющих на качество; ответственность и полномочия руководителей на всех уровнях управления, структура СМК.

Основные процессы в вузе – образовательный и научный. Вспомогательные процессы – ресурсное обеспечение: кадровое, административно-управленческое, нормативно-правовое, учебно-методическое и информационное, материально-техническое и социальное, финансовое, юридическое. Нормативное обеспечение процессов и видов деятельности в вузе в 2013 г. осуществлялось путем разработки и использования документированных процедур, положений, инструкций, порядков и других документов, регламентирующих деятельность вуза.

На заседании Совета по качеству рассмотрены и утверждены в установленном порядке документированные процедуры: «Управление документацией», «Порядок управления записями», «Внутренние аудиты», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Управление несоответствующей продукцией». Данные процедуры входят в число шести обязательных документированных процедур, регламентированных международным стандартом ISO 9001:2008.

В ходе реализации третьего направления в 2013 г. постоянно актуализировались версии документированных процедур, разрабатывалась новая нормативная документация в соответствии с вступившим в силу с 01.09. 2013 г. новым ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время в реестре процессов и видов деятельности университета выделено 30 процессов, среди которых ключевыми являются: прием студентов, проектирование и разработка образовательных программ, реализация основных образовательных программ, научно-исследовательская и инновационная деятельность, маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, библиотечное и информационное обеспечение, управление образовательной средой, управление персоналом, управление закупками, управление инфраструктурой. Для каждого из них определены владельцы и руководители, разработаны документированные процедуры, в которых отражены общие сведения по процессам, результаты и их потребители, поставщики, входы и выходы, требуемые ресурсы, показатели функционирования и критерии результативности.

В конце учебного года руководители процессов подготовили отчеты о реализации, в которых были указаны несоответствия по процессам, предложены корректирующие и предупреждающие мероприятия по их устранению, рекомендации по улучшению качества процессов, что дало возможность проконтролировать и оценить результативность каждого процесса.

Руководители процессов используют системный подход к решению проблем и улучшению результатов работы, согласно которому деятельность планируется, выполняются запланированные мероприятия, осуществляется контроль их выполнения, разрабатываются корректирующие мероприятия по устранению выявленных несоответствий.

Вопросы управления качеством образования постоянно рассматриваются Ученым советом университета. Так, в 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» обновлены и утверждены следующие нормативные документы:

Рекомендации по формированию структуры основных образовательных программ специальностей высшего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (с изменениями и дополнениями) (МГТУ-СК-Р -3.1.12/2– 13);

Порядок осуществления выбора студентами учебных дисциплин при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в ФГБОУ ВПО «МГТУ» (МГТУ-СК-П-3.1.11/1 – 13);

Положение о порядке планирования и распределения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в ФГБОУ ВПО «МГТУ» (МГТУ-СК-ПВД -3.1.6/12 – 13);

Положение о проверке письменных работ обучающихся в ФГБОУ ВПО «МГТУ» на оригинальность на основе системы «АНТИПЛАГИАТ. ВУЗ» (МГТУ-СК-ВПД - 3.1.6/22– 13);

Типовое положение о Базовой кафедре ФГБОУ ВПО «МГТУ» (МГТУ-СК-ТП -3.1.3./3 – 13);

Инструкция о порядке составления расписания учебных занятий» ФГБОУ ВПО «МГТУ» - СК-РИ -3.1.8./1 – 13);

Инструкция по ведению журнала занятий учебной группы в ФГБОУ ВПО «МГТУ» (МГТУ-СК-РИ -3.1.8/2 – 13);

Положение о цифровом портфолио студента ФГБОУ ВПО «МГТУ» (МГТУ-СК-ПВД-3.1.6./21 – 13);

Положение о фонде оценочных средств (МГТУ-СК-ПВД-3.1.6./20 – 13) и др.

Четвертое направлениеразработки и внедрения СМК связано с развитием системы измерений процессов образовательной деятельности, в которую входят:


  • контроль и мониторинг состояния и эффективности процессов;

  • рейтинговая оценка деятельности кафедр;

  • рейтинговая оценка деятельности преподавателей;

  • самооценка работы университета;

  • социологические исследования удовлетворенности преподавателей, студентов, выпускников и работодателей качеством образовательного процесса в вузе;

  • внешние и внутренние аудиты.

Руководство вуза в течение всего 2013 г. уделяло большое внимание результатам анализа показателей самооценки, используя их при планировании и организации мероприятий по улучшению образовательной, научной, социальной и воспитательной деятельности. Контроль качества образовательного процесса в университете осуществлялся в системе внутреннего контроля и мониторинга качества, являющейся частью единой системы менеджмента качества университета и одной из важнейших функций управления.

Механизм контроля качества образования основан на постоянном мониторинге качества по определенным критериям и сопоставлении результатов с требованиями государственных нормативных документов, требованиями и показателями государственной аккредитации, результатами изучения потребностей всех заинтересованных сторон. Документированная процедура «Управление процессами, связанными с потребностями потребителей» регулирует организованную в университете деятельность по изучению и учету запросов и интересов всех заинтересованных сторон.

Для выявления требований внешних и внутренних заинтересованных сторон вуза, удовлетворения их запросов и ожиданий о качестве подготовки специалистов в ФГБОУ ВПО «МГТУ» в 2013 г. были проведены мониторинговые обследования по выявлению удовлетворенности:


  • студентов – качеством организации образовательного процесса в вузе, качеством преподавания дисциплин, качеством организации и проведения практик в университете;

  • научно-педагогических работников и сотрудников – условиями, созданными для работы в университете;

  • пользователей Научной библиотеки университета – качеством предоставляемых информационных ресурсов и информационно-библиотечных услуг;

  • выпускников – качеством профессиональной подготовки;

  • работодателей – уровнем готовности выпускников ФГБОУ ВПО «МГТУ» к осуществлению профессиональной деятельности.

В университете выделены следующие основные процессы механизма контроля и мониторинга качества образования:

  • контроль качества абитуриентов;

  • контроль качества профессорско-преподавательского состава;

  • контроль качества профессиональных образовательных программ;

  • контроль качества проведения занятий и самостоятельной работы обучающихся;

  • контроль качества контингента обучаемых;

  • контроль качества подготовки обучающихся как конечного результата образовательного процесса;

  • контроль качества обеспеченности информационно-образовательной среды (в том числе: учебной и учебно-методической литературой, научными и методическими разработками, информационными технологиями и т.д.);

  • контроль качества материально-технической базы учебного процесса и научных исследований;

  • контроль качества научно-исследовательской и инновационной деятельности;

  • контроль за сохранением сведений «личного характера», являющихся собственностью потребителя;

  • контроль социально-бытовой и воспитательной работы студентов.

Разработана концепция контроля качества образовательного процесса. Инструментами механизма контроля качества образовательного процесса выступают: самооценка (самообследование); рейтинги; внутренний аудит.

Система контроля качества образовательного процесса является многоуровневой. Регулярно в течение всего года проводились проверки факультетов, кафедр, других подразделений университета. Путём самообследования образовательных программ в учебных подразделениях проводился сбор и обработка данных.

Анализ и оценка качества реализуемых образовательных программ проводятся в университете один раз в семестр. Студенты участвуют в оценке качества образовательных программ путем проведения анкетирования. На стадии проектирования образовательных программ обязательным требованием является наличие независимой оценки качества образовательной программы (рецензии) представителем работодателя/внешним экспертом с опытом преподавания данной образовательной программы не менее 5 лет. Работодатели оценивают качество образовательных программ, принимая участие в государственных комиссиях по итоговой аттестации студентов.

Система рейтинговой оценки деятельности кафедр способствует повышению уровня организации и качества научно-образовательного процесса в университете. Внедрение рейтинговой системы для преподавателей усиливает мотивацию сотрудников к активной, творческой работе по всем направлениям; позволяет оценить работу конкретного сотрудника; показывает, каким образом сегодняшняя оценка деятельности способствует устранению недостатков и улучшению результатов его работы в будущем. Кроме того, рейтинговая система создает фактическую информационную базу, всесторонне отражающую деятельность отдельных преподавателей и вуза в целом, дает возможность дальнейшего совершенствования учебно-методической и научно-исследовательской работы в университете.

Итоги рейтинга за 2013 г. выглядят следующим образом.

Среди выпускающих кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин первые три места заняли кафедры:



  1. Конституционного строительства и государственного и муниципального управления;

  2. Менеджмента и региональной экономики;

  3. Административного и уголовного права.

Среди выпускающих кафедр математических и естественно-научных дисциплин первые места заняли кафедры:

  1. Агрономии

  2. Технологии, машин и оборудования пищевых производств

  3. Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Среди невыпускающих кафедргуманитарных и социально-экономических дисциплин первые места заняли кафедры:

  1. Экономической теории и мировой экономики

  2. Гражданского права и процесса

  3. Философии, социологии и педагогики

Среди невыпускающих кафедр математических и естественно-научных дисциплин первые места заняли следующие кафедры:

  1. Высшей математики и системного анализа

  2. Химии, физики и физико-химических методов исследования

  3. Морфологических дисциплин

По итогам 2013 г. в рамках эффективного контракта установлены надбавки, к заработной плате работников по показателям комплексной оценки научной деятельности подразделений университета

Одним из основных направлений развития системы менеджмента качества являются организация и проведение внутренних аудитов. Аудиторы путем изучения свидетельств, подтверждающих достижение установленных целей, получают информацию, на основе которой определяют степень соответствия или несоответствия критериям аудита. Руководители проверяемых подразделений совместно с аудиторами при выявлении несоответствий анализируют их причины, определяют сроки устранения выявленных несоответствий и ответственных за их реализацию. Результаты внутренних проверок являются исходными данными для анализа состояния и оценки результативности СМК, принятия управленческих решений руководством университета и утверждения планов корректирующих и предупреждающих мероприятий.

В рамках реализации пятого направленияосуществляется независимая оценка СМК. В ноябре-декабре 2013 г. университет прошел сертификацию системы менеджмента качества в системе сертификации ГОСТ Р, подтвердив, что система менеджмента качества применительно к осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования; программам докторантуры, профессионального обучения, довузовской подготовки, а также научно-исследовательской и инновационной деятельности согласно профилю университета соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Регистрационный №РОСС RU.ИХ05.К00018 от 03.12.2013 г. Срок действия - до 03.12.2016 г. Орган по сертификации систем менеджмента качества – общество с ограниченной ответственностью «ИСО КОНСАЛТИНГ», г. Москва.

Сертификация проводилась согласно программе проведения сертификации системы менеджмента качества ФГБОУ ВПО «МГТУ»№ ГС.32.0018.01.Р01 по следующим этапам:



  • организация работ по сертификации;

  • подтверждение соответствия СМК установленным требованиям;

  • принятие решения по сертификации;

  • оформление и выдача Сертификата соответствия и Разрешения на применение Знака соответствия;

  • инспекционный контроль за сертифицированной СМК.

По результатам аудита системы менеджмента качества составлен акт №ГС.32.0018.Р01. 21.1. на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) ФГБОУ ВПО «МГТУ», выданы Сертификат соответствия системы менеджмента качества и Разрешение на право маркирования Знаком соответствия технической и сопроводительной документации, а также использования в целях рекламы.

Таким образом, в ФГБОУ ВПО «МГТУ» разработана, действует и актуализируется документация системы качества - в полном объеме, по всем процессам и видам деятельности, осуществляемым в университете.

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества дает вузу ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет повысить качество подготовки и конкурентоспособность выпускников, а значит, и спрос на них среди организаций-работодателей. Во-вторых, соответствие высокому стандарту качества поддерживает имидж университета.

Проделанная работа в области управления качеством образования позволила вузу добиться успехов в оценке образовательных программ и научно-педагогической деятельности коллектива.



В настоящее время оценка качества образования через призму образовательных программ признана одной из наиболее успешных методик, что зафиксировано и в документах Болонского процесса, и в новом федеральном законе об образовании. Примером такой оценки явился проект «Лучшие образовательные программы инновационной России», организованный и проведенный Гильдией экспертов в сфере профессионального образования. Лучшими образовательными программами инновационной России 2013 г. признаны программы университета:

  • 260204.65 Технология бродильных производств и виноделие;

  • 260100.62 Продукты питания из растительного сырья;

  • 080100.62 Экономика.

В декабре 2013 г. Российской академией естествознания научно-педагогические коллективы кафедр маркетинга и логистики, экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «МГТУ» награждены дипломами «Золотая кафедра России» за заслуги в области отечественного образования.

Система менеджмента качества университета непрерывно совершенствуется и развивается, вносит свой вклад в процесс подготовки высококлассных специалистов. В то же время, дальнейшее развитие университета в конкурентной среде потребует серьезных, систематических усилий по повышению эффективности системы управления качеством подготовки специалистов, стабильно востребованных на рынке труда.
Каталог: upload -> smk -> files
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница