Обзор основных теорий



страница1/16
Дата11.02.2016
Размер2,94 Mb.
#697
ТипОбзор
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с. - (Серия «Мэтры психоло­гии»).

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии детства от младенчества до 11 лет. Книга разделена на четыре части, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного пе­риода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концеиции.

Состав авторского коллектива этой книги - уникален. В работе над книгой принимали уча­стие семь докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое - академики и один - член-корреспондент Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны. Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, педагогов и родителей.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА. УЧЕБНИК

Под общей редакцией А. А. Реана Ответственный редактор проекта Д. Гиппиус

Обзор основных теорий

1.История исследований развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Про­исхождение видов путем естественного отбора...», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она застави­ла естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельно- стей».

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы чело­веческой природы, генезис человеческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» - первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическо­му направлению,- книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за пси­хофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин, Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психиче­ского развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин,

В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психо­логии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Коль- берг, Б. Скиннер, Э. Эриксон и др.

Базовые определения развития

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изме­нений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структур­ных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других измене­ний, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрес­сивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называе­мые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Фило­софский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках ге­нетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют поня­тия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс со­зревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к со­зреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влия­нием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (КарандашевЮ. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной тео­рии созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как ес­тественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчер­кивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влия­ния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль.

Созревание и рост

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть гене­тический (шире - биологический) аспект психического развития. Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуу­ма»,- писал К. Коффка (Коффка К., 1934, с. 29). Этой точки зрения придержива­ются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определе­ние: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запро­граммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложно­сти, интеграции, организации и функции» (Крайг Г., 2000, с. 18).

Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост»,- уточняет Д. Б. Эльконин (Эльконин Д. Б., 1989).

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созрева­ние и рост - изменения количественные, служащие основой для развития качест­венных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития (курсив наш.- В. А.): он функционирует развиваясь и развивается функционируя» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 74).

Ключевые термины и понятия


  • Развитие

  • Необратимость

  • Направленность

  • Закономерность

  • Генетическая психология

  • Сравнительная психология

  • Психогенетика

  • Психология развития

  • Акмеология

  • Созревание

  • Рост

  • Спиральная теория развития

2.Формы и области (сферы) развития

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психиче­ское развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории че­ловечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в тече­ние жизни данного индивида, иными словами, онтогенез - это процесс индивиду­ального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подра­зумевать процесс индивидуального психического развития.

Области {сферы) психического развития указывают на то, что именно раз­вивается. Можно выделить следующие области развития:



  • психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внут­ренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психо­динамика, психомоторика) изменения тела человека;

  • психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

  • когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, разви­тие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носите­лей.

Структура индивида является носителем психофизических свойств челове­ка. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных - субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют дан­ные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1968).

По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, ге­нетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онто­генеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первич­ные - возрастно-половые и индивидуально-типические (общесоматические, кон­ституциональные, нейро-динамические и билатеральные особенности), и вторич­ные - психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально- логические и др.) и органические потребности), результаты взаимодействия кото­рых представлены в темпераменте и задатках.

Личность, по мнению Б. Г. Ананьева, - это не весь человек, а его социаль­ное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками явля­ются статус, роли, внутренняя позиция личности, ценностные ориентации, кото­рые всегда следует рассматривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности. Эти параметры определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер (Ананьев Б. Г., 1977, с. 371).

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта - это структура потенциалов, способностей человека. Центральное ме­сто в структуре свойств субъекта занимает интеллект, понимаемый Б. Г. Ананье­вым как «многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая пси­хофизиологические процессы, состояния и свойства личности» и тесно связанная с «нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека».

Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологиче­ских) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о дина­мике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития пси­хосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способ­ностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъ­екта деятельности.

Ключевые термины и понятия


  • Области психического развития

  • Индивид

  • Психофизические свойства

  • Когнитивные свойства

  • Психосоциальные свойства

  • Личность

  • Субъект деятельности

З.Цели развития

Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И. М. Сеченовым в работах 90-х годах XIX века. Однако она не была понята со­временниками и только в XX веке наиболее полно была развита в трудах Н. А. Бернштейна (Берн-штейн Н. А., 1990). В сформулированной им концепции актив­ной саморегуляции цель - это «закодированная в мозгу модель потребного орга­низму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообраз­ных механизмов ее реализации».

Таким образом, все содержание хода психического развития человека под­чинено некой цели и содержание этой цели обусловливает содержание процесса развития.

Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление об общей цели психического развития человека.

Среди зарубежных исследователей идеи целесообразного развития чело­века высказывались давно.

Например, вся этика Аристотеля строилась как наука о человеке, цель жиз­ни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта.

Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты явля­ешься потенциально. Цель или, как выражался Спиноза, добродетель - это «раз­вертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» (Спиноза Б., 1932).

В последующем аналогичные идеи высказывал Дж. Дьюи. Согласно ему, цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (Цит. по: Фромм Э., 1992, с. 35).

Среди современных зарубежных психологов идею целевой обусловленно­сти развития психики активно разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человече­скую личность, говорил Фромм, «если мы не рассматриваем человека во всей це­лостности, включая... вопрос о смысле его существования» (Фромм Э., 1992, с. 14).

Подытоживая обзор взглядов зарубежных исследователей на содержание целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признают наличие цели, определяющей процесс психического развития человека, а во-вторых, счи­тают этой целью максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».

Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь явно. «В ходе психического развития,- писал С. Л. Рубинштейн,- индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней... Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» (Рубинштейн С. А., 1940, с. 77).

Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев: «Общим эффектом... интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляци­ей. Самосознание и "Я" - ядро личности с определенной взаимосвязью опреде­ленных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповто­римостью - все это самые поздние продукты развития человека» (Ананьев Б. Г., 1977, с. 274).

Действительно, рождение ребенка, когда он физически отделяется от орга­низма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопос­тавление себя ей - это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Наконец, моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фун­дамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты вы­деления ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных.

Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

Ключевые термины и понятия


  • Целевая детерминация

  • Концепция активной саморегуляции

  • Личность

  • Субъект деятельности

4.Понятие факторов психического развития

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития че­ловека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если дейст­вие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общест­ва) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сход­ные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость ин­стинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность но­ворожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца - в 9-10 лет.

В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и соци­ального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во- вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С, Марютина Т. Н., 1992).

Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспе­чивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями гене­тиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивиду­альные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое разви­тие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями разви­тия. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних дан­ных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?" (Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического раз­вития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые приня­то называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

Активность

Активность - деятельное состояние организма как условие его существова­ния и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодви­жение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявля­ется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противо­стоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в актива­ции, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, ак­тах свободного самоопределения.

«Активность,- писал Н. А. Бернштейн,- важнейшая черта всех живых сис­тем... она является самой главной и определяющей...»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеуст­ремленность организма, Берншгейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если за­программированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погиб­нет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, ка­ким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовы- ваться в скорректированной среде, способствующей усилению активности орга­низма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприя гной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как систе­мообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устой­чивого динамического неравновесия, которое более подробно будет описано ни­же. «Жизнедеятельность каждого организма,- писал Н. А. Бернштейн,- есть не уравновешивание его со средой... а активное преодоление среды, определяе­мое... моделью потребного ему будущего» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 456). Дина­мическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между систе­мой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источни­ком активности.

Ключевые термины и понятия



  • Наследственность

  • Среда

  • Активность

  • Генотип

2. Принципы психического развития

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуаль­ных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от тео­рии созревания А. Гезел-ла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессо-ри, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттелыейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической тео­рии Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомско-го, теории подрост­кового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона до культурно- исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятель- ностного подхода А. Н. Леонтьева-А. Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина (Митькин А. А., 1997, с. 3-12). Подоб­ная пестрота взглядов, с одной стороны, свидетельствует о кризисе психологии, а с другой - указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы психики.

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выде­лить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до оп­ределенной степени общепринятыми, принципы. В числе ведущих принципов пси­хического развития можно назвать следующие:

Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр инди­видуальных противоречий и действий. Как говорили древние китайцы: «Единооб­разие не приносит потомства». «Именно противоречивость отношений является фактором, запускающим развитие»,- подчеркивают Е. Н. Князева и С. П. Курдю- мов (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1994) и продолжают: «Без неустойчивости нет развития. Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустой­чивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность - это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, разви­тие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1992). Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Имеется в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированный в биологии Э. Бауэром в 1935 г. Согласно данной концепции, именно неравновесное состояние системы означает ее высо­кую работоспособность (Бауэр Э. С, 1935, с. 92). В физиологии этот принцип на­ходит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д. Узнадзе, который подчеркивал разитель­ные факты распространения асимметрии, выявившиеся при изучении человека, и в концепции билатерального контура регулирования, сформулированной Б. Г. Ананьевым (Узнадзе Д., 1966; Ананьев Б. Г., 1968).

П. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наслед­ственности-изменчивости) как условие развития системы (Асмолов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противополож­ная ей тенденция к изменению - изменчивостью, проявляющейся в приспособле­нии вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная из­менчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в це­лом является универсальной закономерностью развития любых систем (Шмаль- гаузен И. И., 1983).

Известно, что генетическая программа человека как представителя вида Homo sapiens не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет, с тех пор как она сформировалась. Тем не менее эволюционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической орга­низации.

Как подчеркивал Тейяр де Шарден, ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в пси­хической сфере. Иллюстрацией этому служат исследования изменчивости психо­логических функций за исторически небольшие промежутки времени.

К. Шайе, обследовав 3442 человека, родившихся с 1889 по 1959 г., обнару­жил, что на протяжении XX в. показатель мыслительных способностей у этих лю­дей линейно рос вместе с датой рождения. Наряду с этим динамика роста показа­теля счетных способностей не столь однозначна. Он линейно возрастал в группе лиц, родившихся с 1889 по 1910 г., оставался неизменным в группе родившихся с 1910 по 1924 г. и уменьшался у родившихся после 1924-го. Поэтому у тех, кто ро­дился в 1959 г., он был ниже, чем у испытуемых 1889 г. рождения.

Таким образом, если наследственность обеспечивает сохранность геноти­па, а вместе с тем и выживания человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и ак­тивного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.

III. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве крите­рия развития структуры. Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобально­сти... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и ие­рархической интеграции... Развитие - это всегда постепенно возрастающая диф­ференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого» (Чуприкова Н. И., 1997). Подобного взгляда на ход развития придержива­лись многие ученые, начиная от И. М. Сеченова, Г. Спенсера, Т. Рибо и Э. Клапа- реда до К. Коффки, X. Вернера, Э. Гибсона, Ж. Пиаже, X. Уиткина, А. Богданова и др.



Если дифференциация - это процесс расчленения общей структуры на час­ти, которые обладают разными, более специфическими функциями, то интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций. Как отмечает Н. И. Чуп-рикова, этот принцип выступает в качестве наиболее важного критерия «высоты или степени организации» систе­мы. Об уровне развития системы судят по количеству входящих в нее разнород­ных элементов, т. е. по степени разнообразия; по количеству разных уровней, т. е. по степени иерархичности; наконец, по количеству и разнообразию связей, как между элементами, так и между уровнями. В связи с этим привлекают внимание разработанные X. Вернером в рамках его ортогенетической концепции показатели развития, позволяющие охарактеризовать уровень психического развития. Он вы­деляет пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития сис­темы (Чуприкова Н. И., 1997).

    1. Синкретичность-дискретность. Синкретичность, характеризующая низ­ший уровень развития структуры, указывает на синкретность (слитность, неразли­чимость) структуры, в то время как высший уровень характеризуется дифферен- цированностью той или иной психической структуры.

    2. Диффузность-расчлененность характеризуют структуру либо как относи­тельно однородную (диффузную), либо как расчлененную с ясно выраженной са­мостоятельностью входящих в нее элементов.

    3. Неопределенность-определенность. Смысл этих показателей в том, что «по мере развития отдельные элементы целого приобретают все большую опре­деленность, становятся все легче отличимыми друг от друга как по форме, так и по содержанию» (Чуприкова Н. И., 1997, с. 74).

    4. Ригидность-подвижность. Если низший уровень развития системы харак­теризуется стереотипным, однообразным и ригидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение.

    5. Лабильность-стабильность «указывает на внутреннюю устойчивость сис­темы, на ее способность длительно удерживать определенную линию, стратегию поведения. Чем более подвижными и гибкими могут быть отдельные реакции, тем больше шансов достигнуть... стабильного поведения на длительных отрезках времени» (там же).

IV. Принцип цельности как критерий развития функции. Наряду с принципом дифференциации-интеграции мы выделяем принцип цельности. В отличие от предыдущего, характеризующего уровень развития структуры, принцип цельности

  • это важнейшая характеристика функционального развития системы. Цельность

  • это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемо-ст ью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элемен­тов целого (Аверин В. А., 1997). Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько «подогнаны» друг к другу ее элементы, на­сколько согласованно они взаимодействуют. Иными словами, цельность показы­вает меру связности элементов целого, а следовательно, и уровень развития ее функции.

Повторяемость означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами. Соподчиненность

  • это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности. Соразмерность - это единство, обеспечивае­мое общей закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность оз­начает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.

Уравновешенность - это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих - индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее ста­бильность (Ганзен В. А., 1974, с. 45-47).

Вышеизложенные принципы объясняют источники и условия развития че­ловека, а также уровень его развития как структурного и функционального обра­зования.

Наряду с уже названными А. Г. Асмолов выделяет еще два принципа: прин­цип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элемен­тов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных крити­ческих ситуациях (Асмолов А. Г., 1998).

На наш взгляд, названные принципы - это скорее следствия действия чет­вертого принципа, нежели самостоятельные.


Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница