Обзор научных публикаций



Скачать 219,44 Kb.
Дата20.05.2016
Размер219,44 Kb.
УДК 001.18/.53/.85/.891.32

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»:

ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Козубцов И.Н.

канд. техн. наук, профессор РАЕ,

Научный центр связи и информатизации

Военного института телекоммуникаций и информатизации,

Украина, г. Киев,
В научной статье автор рассматривает тенденции развития дефиниции понятия «методологическая культура» по материалам научных публикаций. Исследования можно обобщить в четыре направления: «методологическая культура»; «методологическая культура учителя»; «методологическая культура педагога»; «методологическая культура педагога-исследователя». Все вышеизложенное позволяет прийти к следующему выводу, что в открытых научных источниках отсутствуют исследования по обоснованию дефиниции «методологическая культура адъюнктов». Научная новизна полагает следующем, что впервые предложено определение методологической культуры для категории адъюнктов. Методологическая культура адъюнкта – это уровень развития социально приобретенных способностей, качеств и свойств личности, система методологических знаний, умений, навыков, способностей, опыта, ценностей, традиций, отношений, норм и правил поведения, которые проявляются как сложившейся устойчивый научный стиль деятельности, который позволяет адъюнкту эффективно и качественно решать задачи, связанные с организацией научно-исследовательской и военно-профессиональной деятельностью. Такое определение есть логическим, которое отражает сущность и дальнейшее развития понятия методологической культуры, так как позволяет его распространит на новую категорию – адъюнктов, как феноменальная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для нужд вооруженных сил.

Ключевые слова: тенденция, развитие, методологическая культура, адъюнкт, методологическая компетентность, знание, опыт, методология, исследования, профессиональная деятельность.
THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DEFINITIONS OF THE CONCEPT «METHODOLOGICAL CULTURE»:

REVIEW OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS
Kozubtsov I.N.

Candidate of technical sciences, professor of RAE,

Scientific center for communication and information оf the

Military institute of communication and information,

Ukraine, Kiev,
In the scientific article the author examines trends in the development of definitions of the concept "methodological culture" materials of scientific publications. The study can be summarized in four directions: "methodological culture"; "methodological culture of the teacher"; "methodological culture of the teacher"; "methodological culture of the teacher-researcher". All the above allows to come to the following conclusion that in open scientific sources there are no studies to substantiate the definitions of "methodological culture of adjuncts". Scientific novelty the following believes that the first proposed definition of methodological culture for the category of adjuncts. Methodological culture of the adjunct is the level of development of socially acquired skills, qualities and personality traits, the system of methodological knowledge, skills, abilities, experience, values, traditions, attitudes, norms and rules of behaviour, which manifest as the well-established scientific style of activity, which allows the associate to effectively and efficiently solve problems related to the organization of scientific-research and military-professional activity. This definition is logical, which reflects the nature and further development of the methodological concept of culture as it allows him to pass along to a new category of adjuncts, as a phenomenal form of training scientific and scientific-pedagogical personnel for the armed forces.

Keywords: trend, development, methodological culture, adjunct, methodological competence, knowledge, experience, methodology, research, professional activity.
Постановка проблемы и связь ее с важными научными заданиями. Исследовав уровни развития методологической компетентности адъюнктов [1] мы пришли к выводу, что высшим уровнем развитости чего-либо есть культура. Этот вывод основывается на понимании дефиниции культура. Так, в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова [2] культура – высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение.

В толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремова [3] культура имеет также несколько значений:

1. Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа.

2. Уровень развития каждой из областей жизни (интеллектуальной, общественной и производственной). Конкретные результаты такого развития.

Применив метод аналогии трансформируем понятие культуры на методологическую компетентность. В результате получим, что наивысшим уровнем развитости методологической компетентности адъюнктов есть методологическая культура адъюнкта.

Таким образом, концепция развития методологической компетентности адъюнкта [4] претерпевает изменений, как естественный процесс развития научной мысли. Подтверждая таким образом выявлены тенденции в развитии института аспирантуры [5]. В связи с этим возникает логическая научная задача рассмотреть дефиницию понятия «методологическая культура».



Цель статьи. Рассмотреть научное понятия «методологическая культура», его содержание в научной литературе.

Анализ научных публикаций. К анализу самого понятия «методологическая культура», его содержанию, активному использованию в научной литературе обратились лишь недавно. Перечень ключевых направлений исследований и их авторов приведенных у табл. 1 и будут составлять информационную базу исследования.

Таблица 1. Перечень авторов по ключевыми направлениями исследований



№ п/п

Автор

Источник

Год

1.

В.И. Загвязинский

Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. 86 с.

1980

2.

В.А. Мосолов

Формировать методологическую культуру учителя // Советская педагогика. 1990. № 3. С.67 – 69.

1990

3.

В.А. Сластенин,

В.Э. Тамарин



Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. №7. С.82 – 88.

1990

4.

В.В. Краевский

Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. 1991. №1. С.4 – 16.

1991

5.

С.В. Кульневич

Педагогика самоорганизации: Феномен содержания. Воронеж, 1997. 235 с.

1997

6.

А.Н. Ходусов

Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования: монография. Курский гос. пед. ун-т., 1997. 357 с.

1997

7.

Е.В. Бережнова

Методологическая культура педагога // Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал. 1998. №1. С. 63 – 68.

1998

8.

П.Г. Кабанов

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 140 с.

1999

9.

В.С. Лукашов

Методологическая культура личности: Понятие, структура, пути формирования; на материале подготовки военных инженеров / Дис. … д. философ. наук. С-Пб, 1999. 275 с.

1999

10.

Г.Х. Валеев

Формирование методологической культуры педагога-исследователя. Челябинск:Факел, 2000. 192 с.

2000

11.

Ю.З. Кушнер

Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. 66 с.

2001

12.

Э.Б. Абдуллин

Методологическая культура педагога-музыканта // Академия. Высшее образование. М.: Академия, 2002. 272 с.

2002

13.

Е.Ф. Бойко

Совершенствование методологической культуры учителя в системе повышения квалификации / Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Новокузнецк, 2003. 159 c.

2003

14.

О.Г. Шкуропатова

Развитие методологической культуры учителя в практике работы современной общеобразовательной школы / Дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2003 240 c.

2003

15.

О.В. Тупилко

Формирование методологической культуры учителя в профессиональной деятельности / диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Красноярск, 2006. 185 с.

2006

16.

Ю.В. Рындина

Методологическая культура учителя как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал. 2009. №1. С. 69 – 72.

2009

17.

В.О. Кравцов

Методологічна компетентність як показник методологічної культури майбутнього вчителя // Наукові записки КДПУ. Серія: Педагогічні науки. 2010. Вип. 91. С. 111 – 116.

2010

В исследовании В.И. Загвязинский рассматривает методологическую культуру, как показатель уровня развития методологии науки и характеристику личности в сфере образования.

По мнению В.А. Мосолова современный специалист не может быть только исполнителем, он должен быть творческой личностью, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

В исследованиях ученых (В.А. Сластёнин, В.Э. Тамарин) методологическая культура рассматривалась в качестве компонента профессионально-педагогической культуры и профессионального мастерства учителя. По их мнению, методологическая культура есть высшим показателем профессиональной готовности педагога. Такой же точки зрения придерживается В.В. Краевский – считая методологическую культуру предпосылкой формирования профессионализма педагога, сущность, которой заключается в усвоении и использовании особых методологических знаний, необходимых для исследования педагогических явлений и последующей разработки педагогической теории.

Акцентируя внимание на профессиональном мастерстве, С.В. Кульневич отмечает, что методологическая культура, являясь обязательным компонентом профессионализма, заключается в стремлении и умении учителя вести методологический поиск, направленный на отыскание личностных смыслов педагогических явлений, необходимых для развития личности ученика в педагогическом процессе.

А.Н. Ходусов и П.Г. Кабанов высказывали идею о представлении методологической культуры в виде многоуровневого и многокомпонентного образования, что связано с целостной, сложной структурой формирования личности. Так, А.Н. Ходусов считает, что методологическая культура включает в себя педагогическую философию учителя (убеждение), мысленную деятельность в режиме методологической рефлексии (понимание) как внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное свойствами интегральной индивидуальности.

Отмечая возрастающую роль творчества в развитии профессионализма, Е.В. Бережнова считает основным признаком методологической культуры умение формулировать и творчески подходить к решению педагогических задач, конструировать и проектировать учебно-воспитательный процесс; осуществлять методическую рефлексию.

П.Г. Кабанов рассматривал данное понятие как структуру, включающую педагогические, общенаучные и философские знания, особые умения и навыки, заключающиеся в способности определять, создавать универсальные формы деятельности.

Так, В.С. Лукашов понимает методологическую культуру любого специалиста, как системное многоуровневое явление.

По мнению Г.Х. Валеева, методологическая культура учителя – это культура мышления, основанная на методологических знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.

Ю.З. Кушнер рассматривает методологическую культуру, как составляющую часть, слагаемое педагогической культуры, что характеризует степень глубины и основательности овладения педагогом знаниями основ методологии педагогической и психологической науки, умение применять эти знания творчески, с высокой эффективностью при организации учебно-воспитательного процесса. Методологическая культура педагога-исследователя – это сложное философско-психолого-педагогическое образование, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Показателем методологической культуры педагога Э.Б. Абдуллин считает методологический анализ, т.е. такая деятельность, которая основана на методологических знаниях своей (педагогики) и смежных с нею других научных, художественных областей.

В диссертационных исследованиях В.Ф. Бойко методологическая культура представлена как рефлексия исследовательской деятельности педагога.

Научная дискуссия о сущности, содержании и структурных компонентах методологической культуры может быть продолжена, если рассмотреть точку зрения О.М. Шкуропатовой, дающей определение сущности методологической культуры учителя как интегральной характеристики степени овладения современными методологическими знаниями, исследовательскими умениями и интеллектуальными способностями. Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждение), мысленная деятельность в режиме методологической рефлексии (понимание) как внутренний план сознания (самосознание), детерминированное свойствами интегральной индивидуальности;

Интересным есть высказывание в диссертационном исследовании О.В. Тупилко, что методологическая культура – это система философских, общенаучных, частно-научных и предметно-тематических методологических (идей, концепций) и исследовательских умений, которые составляют основу развития у учителя научно-педагогического мышления, умений принимать и профессионально обоснованные нестандартные и новаторские решения, которые являются стратегическим ориентиром его профессионального мировоззрения и технологической деятельности, средством самосовершенствования. Структура методологической культуры учителя включает четыре компонента: когнитивный; исследовательский; коммуникативный; рефлексивно-ценностный.

Ю.В. Рындина в структуре методологической компетентности будущего учителя выделяем следующее: систему знаний; совокупность умений; систему ценностных установок учителя.

Методологическая компетентность є показателем методологической культуры будущего учителя отмечает В.О. Кравцов.

С точки зрения С.Н. Северина [6], методологическая культура педагога-исследователя – это личностное образование, интегрирующее ценностное сознание исследователя, его методологическую компетентность (системные методологические знания; методологические умения; эвристичность, методологичность и рефлексивность научного мышления), личный интеллектуальный стиль, обусловливающие методологически адекватное решение научной проблемы, создание нового научно-методического продукта и приращение научного знания.

Методологическая компетентность, ядро которой составляют системные и действенные методологические знания, эвристичность, метод о логичность и рефлексивность научного мышления, является сущностным инвариантным признаком; ценностное сознание, личным интеллектуальный стиль вариативными признаками. Методологическая культура исследователя обусловливает продуктивность решения научной проблемы на эргономичной и рефлексивной основе посредством конструирования оптимальной методологической схемы исследовательской деятельности, комплекса адекватных исследовательским задачам средств решения с учетом специфики гуманитарного познания.

Содержание методологической культуры педагога-исследователя составляют (рис. 1):

ценностное сознание исследователя обеспечивающее интеграцию рационально-логического и субъективно-иррационального аспектов в научном познании;

методологическая компетентность качество педагога исследователя, заключающееся в продуктивном и методологически адекватном определении решении научной проблемы;

личный интеллектуальный стиль это индивидуальный стиль постановки и решения научной.

Рисунок 1. Структура методологической культуры педагога-исследователя


Данные компоненты интегрированы в целостную структуру, которые дополняют друг друга.

Все вышеизложенное позволяет нам прийти к следующим выводам:

- установлено, что нет единого мнения по поводу сущности понятия, содержания и структурных компонентов методологической культуры. Из этого вытекает следствие о том, что до настоящего времени не сложилось однозначного понимания этого научного феномена. Различные трактовки и точки зрения делают акцент на значимости определенных аспектов методологической культуры в зависимости от приоритетных задач, стоящих перед наукой и практикой в сложившейся социокультурной ситуации;

- определяя понятие «методологическая культура», многие ученые характеризуют его как свойство личности педагога, отражающее в себе качество освоенных им методологических знаний, потребность в совершенствовании этих знаний, в использовании их для творческого преобразования педагогической действительности;

отсутствуют исследования по определению понятие «методологическая культура адъюнктов». Исследования указанных авторов позволили значительно расширить понимание сущности и содержания методологической культуры, ее роли в развитии профессионализма адъюнктов. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день вопросам становления этого педагогического феномена у адъюнктов не уделено надлежащего внимания. Положение о необходимости становления методологической культуры адъюнкта обосновывается требованиями инновационного вектора развития образования. Это приведет к решению главных задач модернизации образования на современном этапе – повышению профессионального уровня адъюнктов и формированию педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Из подведённых итого вытекает частная задача о необходимости обоснования дефиниции методологической культуры адъюнктов.

«Методологическая культура» как понятие – определённая совокупность социально приобретенных методологических знаний, умений, навыков, опыта, компетентности и транслируемых из поколения в поколение научного общества значимых идей, ценностей, традиций, норм и правил профессионального поведения, благодаря которым адъюнкты организуют свою профессиональную деятельность.

Методологическая культура адъюнктов состоит из компонентов, которые поданы на рис. 2:

нормативно-правовой компонент (НК);

ценностный компонент (ЦК);


Рисунок 2. Структура методологической культуры адъюнкта

компонент традиций (КТ);

когнитивный компонент (КК);

операционно-деятельностный компонент (ОДК);

рефлексивный компонент (РК);

компонент индивидуальных способностей (КИС);

образовательно-воспитательный компонент (ОВК);

когнитивная составляющая методологической компетентности (КСМК).

Содержание нормативно-правового компонента методологической культуры адъюнктов. С помощью нормативного компонента у адъюнкта образуется определенная система общественных мировоззренческих представлений, на основе которых они могут организовывать свою научно-исследовательскую и военно-профессиональную деятельность.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимоотношения между аспирантами, указывая на правила поведения при определенных условиях и ситуациях при организации профессиональной деятельности.

Нормы определяют адъюнктам методологический порядок:

организации профессиональной деятельности адъюнктами в адъюнктуре;

взаимодействия адъюнкта с научным руководителем;

организации адъюнктами диссертационного исследования;

логической структуризации разделов диссертационной работы (диссертации);

подготовки адъюнктами к печати научных публикаций, их минимальное количество;

организации (проведение) участия адъюнктов в научных мероприятиях и соблюдения этических норм поведения.

Наличие нормативного компонента делает возможность множественное число адъюнктов как индивидуумы научного общества сплотить в единственный научный коллектив, особенно это при их работе в научной школе.



Содержание_компонента_традиций_методологической'>Содержание компонента традиций методологической культуры адъюнктов. Обычаи относятся к привычным и будничным условностям, которых адъюнкты придерживаются в своей повседневной деятельности. Поскольку в военной системе образования существенную роль в патриотическом воспитании военнослужащих играет воспитание на традициях, то (КТ) имеет место быть присутствует в структуре методологической культуры адъюнктов.

Содержание ценностного компонента методологической культуры адъюнктов. Ценности – это общие представления, общества, которые разделяются преимущественно, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Система ценностей является основным регулятором профессиональной деятельности и поведения адъюнкта.

Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а которые нет. Адъюнкт, как будущий ученый, при осуществлении научной, научно-технической и научно педагогической деятельности обязан:

не наносить вред здоровью человека, ее жизни и окружающей среде;

сдерживаться этических норм научного содружества, уважать право на интеллектуальную собственность.



Содержание когнитивной компоненты методологической культуры адъюнктов. Когнитивный компонент методологической культуры содержит непосредственно профессиональные и методологические знания, знания о собственной организации профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. А также представленный компетенциями интеграции, познавательной деятельности, информационных технологий. Составной частью когнитивного компонента выступает методологическая компетентность адъюнкта. Более подробно о методологической компетентность адъюнкта, структуре автором опубликовано в соответствующей работе [7].

Содержание операционно-деятельностного компоненты методологической культуры адъюнктов. Операционный компонент, который представляет поведенческую структуру личности, способность и готовность действовать соответствующим образом, реализуется через компетенции и средства деятельности, компетенции познавательной деятельности, нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение.

Операционно-деятельностный компонент – это организация практической учебно-познавательной деятельности адъюнктов и овладения содержания образования и методологической культуры. Этот компонент является одной из главных составляющих дидактичного процесса и его можно определить как процессуальный, методический.

Через операционно-деятельностный компонент реализовывается функции методологической культуры адъюнктов.

Содержание воспитательного компонента методологической культуры адъюнктов. По аналогии мнения А.М. Новикова [8, с. 34], цель образования адъюнктов заключается в овладении методологической культуры. То, естественно, что структура методологической культуры лежит в основе содержания их образования. Исходя из этого убеждения, структурно логическая схема чередование учебных дисциплин в адъюнктуре будет нами рекомендоваться выстроить в логике проектной технологии (за методологическими этапами организации диссертационного исследования). Следовательно, воспитание и приучение адъюнктов к методологической культуре планируется осуществлять в процессе организации диссертационного исследования под контролем научного руководителя.

Развитие методологической культуры, воспитательный компонент, безусловно лучше всего будет развиваться в контексте учено-познавательной деятельности адъюнктов в научной школе [9].



Содержание субъектной рефлексивной компоненты методологической культуры адъюнктов. Рефлексивный компонент – это профессиональное качество адъюнкта, который заключается, прежде всего в осведомленности его относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образовании нового инновационного содержания.

Особенную роль играет рефлексивный компонент в переосмыслении личностного и профессионального опыта, который способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, которые стимулируют развитие. Рефлексивна компонент – это профессиональное качество личности адъюнкта, которое позволяет эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, которая обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

Развитие рефлексивной культуры, как интегрального качества личности, заключается в активизации таких динамических компонентов, как рефлексивна готовность, рефлексивна компетентность, рефлексивно-творческий потенциал и рефлексивна способность. Можно допустить, что уровень развития рефлексивной культуры личности оказывается в глубине переосмысления собственного опыта, степени готовности к планированию своей деятельности.

Главной функцией методологической культуры является трансляция научным руководителем методологического научного опыта организации научно-исследовательской и военно-профессиональной деятельности, которая будет обеспечивать адъюнктам быстрою адаптацию к профессиональной деятельности. Все междисциплинарные функции взаимосвязаны и представлены на рис. 3.



Рисунок 3. Функции методологической культуры и связь со структурой


Перечисленные функции размежевать не возможно, потому что они есть как единственное целое в культурном развитии адъюнктов. Более подробное рассмотрение функций методологической культуры будут освещено в дальнейших научных публикациях автора.

Выводы по результатам исследования. Таким образом, в аналитической обзорной статье, проанализировано ключевые научные публикации по тематике генезиса дефиниции «методологическая культура».

Условно исследований можно обобщить в четыре научные направления:

исследования основы понятия «методологическая культура»: В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.С. Лукашов, Ю.З. Кушнер;

исследования «методологическая культура учителя»: В.А. Мосолов, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, А.Н. Ходусов, Е.Ф. Бойко, О.Г. Шкуропатова, О.В. Тупилко, Ю.В. Рындина, В.О. Кравцов;

исследования «методологическая культура педагога»: В.В. Краевский, Е.В. Бережнова, П.Г. Кабанов, Э.Б. Абдуллин;

исследования «методологическая культура педагога-исследователя»: Г.Х. Валеев.

Вышеизложенный материал позволяет нам прийти к следующему выводу, что на момент проведения действительного аналитического обзора в открытых научных источниках отсутствуют исследования по обоснованию дефиниции «методологическая культура адъюнктов». Мы предполагаем, что внедрив дефиницию «методологическая культура адъюнктов», это позволит значительно расширить понимание сущности и содержания методологической культуры, ее роли в развитии профессионализма адъюнктов. Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день вопросам становления этого педагогического феномена у адъюнктов не уделено надлежащего внимания.

Научная новизна. Впервые предположено определения методологической культуры для категории адъюнктов. Методологическая культура адъюнкта – это уровень развития социально приобретенных способностей, качеств и свойств личности, система методологических знаний, умений, навыков, способностей, опыта, ценностей, традиций, отношений, норм и правил поведения, которые проявляются как сложившейся устойчивый научный стиль деятельности, который позволяет адъюнкту эффективно и качественно решать задачи, связанные с организацией научно-исследовательской и военно-профессиональной деятельностью. Такое определение есть логическим, которое отражает сущность и дальнейшее развития понятия методологической культуры, так как позволяет его распространит на новую категорию – адъюнктов, как феноменальная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для нужд вооруженных сил.

Прогноз перспективного направления исследований необходимо обосновать феномен методологической культуры адъюнктов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Козубцов І.М. Обґрунтування критеріїв діагностування рівнів розвитку методологічної компетентності аспірантів // Проблеми освіти: збірник наукових праць. Житомир-Київ, 2015. Вип. 84. С.175 – 181. [Електронний ресурс] Режим доступу URL: http://eprints.zu.edu.ua/18179/1/Проблеми_освити_84_2015_.pdf.

2. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Израиль, 1994. – (Около 40,000 слов и словосочетаний).

3. Большой современный толковый словарь русского языка в 4 томах / Т.Ф. Ефремова 2006. – (180 тыс. статей ).

4. Козубцов І.М. Концепція розвитку методологічної компетентності аспіранта військового вищого навчального закладу [Електронний ресурс] // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України: електрон. наук. фах. вид. 2014. №1. Режим доступу URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnadps_2014_1_6.pdf.

5. Ващенко А.Н., Козубцов И.Н. Направления развития института аспирантуры системы третьего уровня высшего образования в контексте Болонской хартии // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. №3(24). С. 68 – 71. ISSN 1990-536Х.

6. Северин С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: Пособие для магистрантов, аспирантов, педагогов-исследователей. Брест: Учреждение образования «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», 2008. 82 с.

7. Козубцов І.М. Структура методологічної компетентності аспірантів системи вищої військової освіти // Професійна освіта: проблеми і перспективи / ІПТО НАПН України. К.: ІПТО НАПН України, 2014. Випуск 6. С. 67 – 72.

8. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Издательство «Эгвес», 2010. 208 с.

9. Ващенко А.Н., Козубцов И.Н. О важной исключительной роли научных школ в становлении научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. №1(26). С. 35 – 40. ISSN 1990-536Х.


REFERENCES

1. Kozubtsov I.N. Obgruntuvannya kriteriyiv diagnostuvannya rivniv rozvitku metodologichnoyi kompetentnosti aspirantiv // Problemi osvIti: zbirnik naukovih prats. Zhitomir-Kiyiv, 2015. Vip. 84. S.175 – 181. [Elektronniy resurs] Rezhim dostupu URL: http://eprints.zu.edu.ua/18179/1/Проблеми_освити_84_2015_.pdf.

2. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. – Izrail, 1994. – (Okolo 40,000 slov i slovosochetaniy).

3. Bolshoy sovremennyiy tolkovyiy slovar russkogo yazyika v 4 tomah / T.F. Efremova, 2006. – (180 tyis. statey ).

4. Kozubtsov I.N. Kontseptsiia rozvytku metodolohichnoi kompetentnosti aspiranta viiskovoho vyshchoho navchalnoho zakladu // Visnyk Natsionalnoi akademii Derzhavnoi prykordonnoi sluzhby Ukrainy: elektronye naukove fakhove vydannia. 2014. №1. [Elektronniy resurs] Rezhim dostupa URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnadps_2014_1_6.pdf.

5. Vaschenko A.N., Kozubtsov I.N. Napravleniya razvitiya instituta aspiranturyi sistemyi tretego urovnya vyisshego obrazovaniya v kontekste Bolonskoy hartii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2013. №3(24). S. 68 – 71. ISSN 1990-536H.

6. Severin S.N. Vvedenie v normativnuyu metodologiyu pedagogiki: Posobie dlya magistrantov, aspirantov, pedagogov-issledovateley. Brest: Uchrezhdenie obrazovaniya «Brestskiy gosudarstvennyiy universitet im. A.S. Pushkina», 2008. 82 s.

7. Kozubtsov I.N. Struktura metodolohichnoi kompetentnosti aspirantiv systemy vyshchoi viiskovoi osvity // Profesiina osvita: problemy i perspektyvy / IPTO NAPN Ukrainy. K.: IPTO NAPN Ukrainy, 2014. Vypusk 6. S. 67 – 72.



8. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley. M.: Izdatelstvo «Egves», 2010. 208 s.

9. Vaschenko A.N., Kozubtsov I.N. O vazhnoy isklyuchitelnoy roli nauchnyih shkol v stanovlenii nauchnyih i nauchno-pedagogicheskih kadrov vyisshey kvalifikatsii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2014. №1(26). S.35 – 40. ISSN 1990-536Х.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница