Обзор Интернет-ресурсов о педагогической деятельности Я. А. Коменского «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле»



Скачать 63,07 Kb.
Дата27.05.2016
Размер63,07 Kb.
ТипОбзор
Обзор Интернет-ресурсов

о педагогической деятельности Я. А. Коменского
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему

через примеры, наставления и применение на деле».

Ян Амос Коменский



Ян Амос Коменский (1592-1670) - создатель научной педагогики, один из величайших умов в истории человечества, звезда первой величины эпохи Возрождения, непревзойдённой по количеству гениев в науке, культуре и искусстве (Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Лютер, Декарт, Сервантес, Кампанелла, Галилей, Коперник, Рембрандт, Кеплер, Рубенс, Харвей, Шекспир и другие).
Подробнее: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/komenski.html

Историческая справка
Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Отец его, Мартин, был из соседней деревни Камне, куда семья перебралась из Словакии. От названия этой деревни и произошла фамилия Коменский. Детство Яна Коменского пришлось на период разгула в Европе чумы. Когда мальчику было 10 лет, друг за другом умерли его отец, мать и две сестры.

В это время Чехия оказалась зажатой между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией. В такой ситуации ответом на притеснение с обеих сторон вырастает гуситское движение. Оно повлияло на пробуждение Чешских (Моравских) братьев. В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, крупнейшей и лучшей среди братских учебных заведений.

В 1611 году он проходит обряд крещения и прибавляет к своему имени второе — Амос.

Ян Амос Коменский становится священником и принимает место управляющего Советом братской общины и учителя-проповедника. В это время он пишет свой первый труд «Письма к небу». Одновременно с этой работой он выпускает антикатолическую книгу «Разоблачение антихриста».

В 1628 году ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно, там он становится ректором национальной школы, и примерно, в этот период Ян Амос Коменский начинает главный труд своей жизни - это четырехтомник «Великая дидактика ».

Он приходит к мысли о том, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы»,- считал педагог Коменский. Он пишет серию трактатов: «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов» («Всеобщая мудрость христианская…»), «Предвестник пансофии (всеобщей мудрости)». Произведения Коменского становятся известными, и известный реформатор Самуэль Гартлиб приглашает его в Англию. Здесь педагог плодотворно работает и переводит свои труды на несколько языков. Книги быстро расходятся по Европе.


Подробнее: http://domostroitel.org.ru/node/81
Начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел, и Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд «Новейший метод языков», в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.

В 1650 году его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.

Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле. Это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчетное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650-1654) он, кроме «Мира чувственных вещей в картинках», написал ряд небольших педагогических работ, посвященных организации школы и методам обучения в широком смысле слова. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так, на основе учебника «Открытая дверь языков», он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу - «Школа-игра».


Подробнее: http://psy.1september.ru/2000/44/4.htm
В 1654 г. Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 г. жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет ...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей; «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению; «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые, в свою очередь, делит на этапы развития - «классы».

Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе - в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.



Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - Богу. Таким образом, Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.
Подробнее: http://www.verav.ru/biblio/person/komenskij/komenskij.html

Афоризмы и высказывания Я. А. Коменского:

  • http://aphorism-list.com/a.php?page=komenskiy

  • http://www.genialnee.net/authors/Johann_Amos_Comenius/page_1/



Произведения Я. А. Коменского и литература о нем в фонде библиотеки им. М. А. Светлова:


  • Коменский, Ян Амос. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика. - 1982. - 656 с.




  • Коменский, Я. А. - М.: Амонашвили, 1996. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики)

Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет. Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему.

О развитии природных дарований.

Об искусном пользовании книгами - первейшем инструментом развития природных дарований.

Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости.

Воскресший Форций, или об изгнании из школ косности.

Законы хорошо организованной школы.



Всеобщий совет об исправлении дел человеческих.


  • Красновский, А. А. Ян Амос Коменский / А. А. Красновский. - М.: Учпедгиз, 1953. - 322 с.




  • Лордкипанидзе, Д. О. Ян Амос Коменский, 1592 - 1670 / Д. О. Лордкипанидзе. - 2-е изд., испр. - М.: Педагогика, 1970. - 439 с.

Каталог: load
load -> Факторы рыночной адаптации стратегий развития высших учебных заведений
load -> Проекты молодых ученых и инноваторов для выставки-презентации инновационных проектов молодых ученых Центрального федерального округа, и диалога с экспертами «Корпорации и молодые инноваторы – пути сотрудничества»
load -> Адиз кусаев о себе
load -> Информация на сайт Администрации мо «Дебесский район» Отдел по делам семьи, материнства и детства июль 2013 года
load -> Закон о семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства
load -> Как снять напряжение у детей после дня в детском саду
load -> Исследование в области глубинной психологии
load -> Профилактика наркомании, алкоголизма, курения, игромании и других зависимостей Аннотированный библиографический список статей из периодических изданий, поступивших в гук города Москвы «Центральная городская юношеская библиотека им
load -> Список статей из периодических изданий, поступивших в библиотеку в феврале 2007 года


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница