Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики



страница1/6
Дата10.02.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра педагогики профессионального образования

ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ
В ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРИ КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПЕРИОД С 1987 по 2009 г.г.

Челябинск

2010
ББК Ч 215.я 1

УДК 001.89(016)




О 144

Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики профессионального образования в период с 1987 по 2009 г.г. / Сост. К.С. Буров, А.В. Веряшкина / Ред. И.О. Котлярова. – Челябинск, 2010. – 65 с.


ISBN 978-5-87039-308-7


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Тулькибаева

доктор педагогических наук, профессор Г.П. Животовская
В обзоре описаны достижения научной школы Южно-Уральского государственного университета при кафедре «Педагогика профессионального образования» под научным руководством профессора Г.Н. Серикова.

В первой части обзора представлен аннотированный список диссертаций на соискание ученой степени доктора, а во второй части – на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре «Педагогика профессионального образования» в период с 1987 по 2009 г.г. В издании также приводится алфавитный список авторов диссертаций.

С текстами диссертаций и авторефератов можно ознакомиться в библиотеке кафедры «Педагогика профессионального образования» Южно-Уральского государственного университета.

Рекомендуется студентам, аспирантам, докторантам и соискателям ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук, научно-педагогическим работникам, руководителям и работникам органов управления образованием, а также руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений.

ББК Ч 215.я 1


ISBN 978-5-87039-308-7


© Южно-Уральский государственный университет, 2010 г.




© Кафедра «Педагогика профессионального

образования», 2010 г.






© ООО Издательство «Рекпол», 2010





СОДЕРЖАНИЕ


Введение. О научной школе профессора Г.Н. Серикова . . . . . . .

4







1 Краткий обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики профессионального образования в период с 1987 по 2009 г.г.










1.1 Докторские диссертации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13







1.2 Кандидатские диссертации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20







1.3 Диссертации, защищенные вне педагогической лаборатории кафедры «Педагогика профессионального образования», под руководством докторов – выпускников научной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54








2 Алфавитный список авторов диссертаций . . . . . . . . . . . . . . . . .

63


30-летию лаборатории педагогических исследований,

10-летию кафедры «Педагогика

профессионального образования» Южно-Уральского государственного университета посвящается



ВВЕДЕНИЕ
О НАУЧНОЙ ШКОЛЕ ПРОФЕССОРА Г.Н. СЕРИКОВА
Научная педагогическая школа в Южно-Уральском государственном университете берет свое начало с создания на кафедре высшей математики № 1 лаборатории педагогических исследований (1979 г.), которая в 1992 г. приобрела общеуниверситетский статус. Возглавил лабораторию Геннадий Николаевич Сериков – в те годы кандидат физико-математических наук, специалист в области математической кибернетики. Научный интерес Г.Н. Серикова к проблеме управления социальными системами вскоре перерос границы математической науки и, работая в сфере образования, Геннадий Николаевич увлекся вопросами управления образованием и самообразованием студентов. Исследования шли в направлении возможности применения достижений точных наук (кибернетики, математики) в становлении педагогики как науки.

В 1987 г. Г.Н. Сериковым защищена докторская диссертация «Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов», где самообразование впервые исследовано разносторонне (как явление, как процесс, как деятельность, как средство). Работа послужила началом углубленной разработки методологических вопросов педагогики. Первоначально Г.Н. Сериков пошел по пути формализации теорий педагогики, что потребовало обращения к системному подходу, и на этой методологической основе им была разработана теория системного управления образованием. Ее апробация осуществлялась в ходе сотрудничества с органами управления образования Челябинской и Курганской областей.

Целесообразность учета как формальных, так и неформальных сторон в образовательной действительности привела основоположника научной школы к признанию неизбежности сочетания системного и синергетического подходов в педагогических исследованиях. Это нашло отражение в разработке системно-синергетической концепции гуманно ориентированного образования.

Научные и научно-методические результаты научно-исследовательской и научно-методической деятельности Г.Н. Серикова опубликованы в более чем 30 монографиях, учебниках и учебных пособиях, а также в 200 статьях.

Геннадий Николаевич подготовил 6 докторов и около 50 кандидатов педагогических наук. Он является членом диссертационных советов по защитам докторских диссертаций по педагогическим наукам: ДМ 212.296.01 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и «Курганский государственный университет» и Д 311.005.01 при ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры». В 1996 г. Г.Н. Сериков был избран действительным членом Академии педагогических и социальных наук.

Геннадий Николаевич – заместитель ответственного редактора Вестника ЮУрГУ: серии «Образование. Педагогические науки», член секции «Педагогика и психология» научно-методического совета ЮУрГУ.

Заслуги Геннадия Николаевича Серикова в науке и образовании отмечены наградами разного уровня: юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 г.), размещением на Доске почета, грамотами ректора, почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2003 г.), благодарностью Министерства образования и науки Российской Федерации. В 1999 г. ему присуждено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».
***

В рамках системно-синергетической концепции гуманно ориентированного образования Геннадием Николаевичем разработаны теоретические основы гуманно ориентированного образования и продолжена разработка теории управления образованием. На этой методологической основе защищен ряд кандидатских и докторских диссертаций, в их числе докторская диссертация Ирины Олеговны Котляровой «Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования» (1999 г.). Работа имела большой практический резонанс. Котляровой И.О. читались курсы лекций по указанной проблеме в образовательных учреждениях городов Челябинской области, в Челябинском институте дополнительного профессионального образования педагогических работников. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений неоднократно переиздавались.

В настоящее время научная работа И.О. Котляровой осуществляется в направлении: «Инновационные системы повышения квалификации специалистов». Ею опубликованы 3 монографии, 16 учебных и методических пособий, более 60 научных статей, около 30 материалов выступлений на научных и научно-практических конференциях.

Ирина Олеговна является членов двух диссертационных советов по защитам докторских диссертаций по педагогическим наукам: объединенного диссертационного совета ДМ 212.296.01 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и «Курганский государственный университет» и Д 212.295.01 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», а также членом экспертного совета в ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Она активно участвует в воспитании молодого поколения специалистов и ученых. Под руководством И.О. Котляровой защищено 12 кандидатских диссертаций по научным специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. В настоящее время Ирина Олеговна осуществляет научное руководство двух аспирантов и пяти соискателей.

И.О. Котлярова руководит хоздоговорными работами по проблемам повышения качества профессионального образования.

Ирина Олеговна – ответственный редактор Вестника ЮУрГУ: серии «Образование. Педагогические науки»; председатель секции «Педагогика и психология» научно-методического совета ЮУрГУ.

Успехи трудовой деятельности И.О. Котляровой отмечены почетными грамотами факультета и ректората. Ирина Олеговна – ветеран ЮУрГУ. В 2005 г. за значительные успехи в совершенствовании учебного процесса, повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации И.О. Котлярова была награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 г. награждена памятным нагрудным знаком в честь 65-летия университета. В этом же году за заслуги в области образования награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».


***

В период с 1992 по 1994 г.г. Г.Н. Сериков по совместительству заведовал кафедрой в ЧИППКРО. С 1994 по 2000 г. работал в качестве научного консультанта ГлавУО при Администрации Челябинской области. Под научным руководством Г.Н. Серикова создавалась программа развития образования в Челябинской области. Был апробирован и внедрен программно-целевой принцип управления образованием, что позволило значительно стабилизировать функционирование образовательной сферы в Челябинской области в постсоветский период. Под руководством Г.Н. Серикова с привлечением представителей органов управления образования были защищены докторская диссертация начальником Главного управления образования администрации Челябинской области С.А. Репиным на тему «Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой» (1999 г.), а также 5 кандидатских диссертаций.

В настоящее время Сергей Арсеньевич Репин – доктор педагогических наук, профессор, директор института психологии и педагогики ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет». Он –председатель комиссии по стратегическому планированию, социально-экономическому развитию и совершенствованию материальной базы ЧелГУ. Сергей Арсеньевич – председатель объединенного диссертационного совета ДМ 212.296.01 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и «Курганский государственный университет» по защитам докторских диссертаций по педагогическим наукам. Он также является членом диссертационного совета по защитам докторских диссертаций по педагогическим наукам Д 212.295.01 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».

С.А. Репин имеет около 100 научных публикаций, из них 3 монографии.

С 2002 года главный редактор «Вестника Института психологии и педагогики» ГОУ ВПО «ЧелГУ».

Под научным руководством С.А. Репина защищены 1 докторская и 11 кандидатских диссертаций по научным педагогическим специальностям.

Сергей Арсеньевич – член-корреспондент Петровский академии наук и искусств (2007 г.), действительный член академии педагогических и социальных наук (1996 г.), член Всероссийского Пленума Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию. Заслуги С.А. Репина неоднократно отмечались наградами как местного, так и государственного уровня:

– награжден значком «Отличник просвещения СССР» (1984 г.);

– награжден орденом «Знак Почета» за активную профессиональную деятельность (1986 г.);

– награжден медалью А.С Макаренко (1988 г.);

– награжден медалью республики Афганистан «10 лет Апрельской революции» за организацию помощи образовательным учреждениям Афганистана (1988 г);

– присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ» (1993 г.);

«Ветеран труда» (1996 г.);

– награжден значком « Отличник просвещения республики Башкортостан» (2000 г.);

– за высокую практическую значимость и системный подход к управлению образовательной системой субъекта Российской Федерации (2005 г.);

– награжден премией «Шапталь» Фонда общества содействия национальной промышленности Франции (SPI) (2005 г.);

– за большой вклад в укреплении могущества и славы России удостоен звания лауреата форума «Общественное признание» (2006 г.);

– Победитель регионального конкурса научных проектов по гуманитарным наукам (Правительсво Челябинской области, 2002 г.);

– Победитель регионального конкурса научных проектов РФФИ «Урал 2004» (2002 г.).
***
В 2000 г. защищена докторская диссертация Владимиром Леонидовичем Савиных на тему «Теория и практика управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска», научный консультант Г.Н. Сериков. В период работы над диссертацией В.Л. Савиных был начальником отдела развития и стратегии образования ГлавУО Курганской области.

Ныне В. Л. Савиных – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Курганского государственного университета, заместитель председателя объединенного диссертационного совета ДМ 212.296.01 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и «Курганский государственный университет». Он директор академической лаборатории Уральского отделения Российской академии образования, почетный работник общего образования.

В. Л. Савиных является автором более чем 100 научных работ, в том числе 2 монографий.

Им подготовлен 21 кандидат педагогических наук.


***
В Курганской области, с учетом ее специфики, была организована совместная научная работа в направлении разработки теоретических основ и практических программ образования в сельском социуме. Была защищена докторская диссертация Куганом Борисом Алексеевичем на тему «Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме» (2002 г.).

Б.А. Куган с 01.09.1995 года является начальником управления образовании Администрации Курганской области.

Им опубликовано 70 научных работ, в том числе 4 монографии. Под научным руководством Б.А. Кугана защищены 2 кандидатские диссертации.

Борис Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, действительный член академии педагогических и социальных наук. Имеет звания «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный учитель школы РСФСР». Награжден орденом Дружбы, медалью «100 лет профсоюзам России», медалью «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения».

В настоящее время в Курганской области функционирует филиал научной школы, в ней подготовлено более 20 кандидатских диссертаций. Ведется работа по хоздоговорной тематике с органами управления образования и образовательными учреждениями Курганской области.
***

Теория системного управления образованием нашла продолжение и конкретизацию в докторской диссертации В.Г. Камалетдинова «Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью (педагогические аспекты)» (2002 г.).



Владимир Гильмухаметович Камалетдинов работал старшим тренером-преподавателем коллектива физической культуры, заведующим организационным отделом и отделом кадров Свердловского областного Совета Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов; проректором по научной работе Уральской государственной академии физической культуры.

В настоящее время является заведующим кафедрой управления УралГУФК . В.Г. Камалетдинов – действительный член Международной Академии наук о природе и обществе; член-корреспондент Петровской академии наук и искусства.

Владимир Гильмухаметович – руководитель научной школы «Теория и практика управления здоровьесберегающим образованием» ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Он автор 190 научных и учебных работ, в том числе 4 монографий, под его руководством 12 аспирантов и соискателей успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В.Г. Камалетдинов Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации; дважды лауреат смотра-конкурса СССР (ПО «Хромник»). Награжден медалями: «За доблестный труд», «80 лет госпорту России», «За социалистическое воспитание молодежи Чехословакии» (1973 г.).
***
Более 10 лет в рамках научной школы осуществляет свою деятельность Сергей Геннадьевич Сериков. Гуманная ориентация образования основана на паритетности образованности и здоровья образующегося человека, что и стало предметом исследования этого ученого. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук защищена по теме «Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования» (2002 г.).

Сегодня Сергей Геннадьевич – первый проректор Уральского государственного университета физической культуры; профессор кафедры «Теория и методика педагогического менеджмента»; профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Южно-Уральского государственного университета; член-корреспондент Петровской академии науки и искусств (с 2007 г.)

С.Г. Сериков – член диссертационного совета Д 311.005.01при ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»; председатель экспертного совета по научной специальности 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

За весь период его научно-педагогической деятельности было опубликовано около 150 научных и учебно-методических работ. Среди них 4 монографии, статьи в центральной печати (в журналах «Педагогика», «Теория и практика физической культуры» и др.), а также тезисы докладов на международных и всероссийских конференциях, учебные и научно-методические пособия и др.

Под научным руководством С.Г. Серикова растет третье поколение представителей данной научной школы. В настоящее время уже защищено 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
***
В 2005 г. защищена докторская диссертация Динафом Фанильевичем Ильясовым, первым докторантом кафедры и всего университета по специальности 13.00.08, на тему «Единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений». Им опубликовано более 150 работ, в том числе 4 монографии, 8 учебных пособий. Имеются публикации в ведущих центральных научных журналах («Педагогика», «Инновации в образовании», «Директор школы», «Практика административной работы»). Более 15 публикаций - в журналах, включенных в перечень ВАК. Под его руководством защищены 6 кандидатских диссертаций.

В настоящее время Динаф Фанильевич – заведующий кафедрой педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО, а также является членом диссертационного совета Д 212.298.11 при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Награжден Грамотой Министерства образования и науки РФ.
***

В рамках научной педагогической школы Г.Н. Серикова при кафедре «Педагогика профессионального образования» подготовлено 8 докторских и около 60 кандидатских диссертаций. Около 20 из них защищены соискателями ученой степени в городах Челябинской и других областей Российской Федерации. В настоящее время под научным руководством Г.Н. Серикова, И.О. Котляровой идет подготовка более 50 научных работ на соискание ученых степеней по педагогическим наукам. Ежегодно происходят успешные защиты 4-5 работ.

***

В 2000 г. в Южно-Уральском государственном университете была открыта кафедра «Педагогика профессионального образования», которую с момента открытия и по настоящее время возглавляет доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова.



В настоящее время штатными сотрудниками кафедры кроме заведующего являются:

Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук;

Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент;

Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук;

Тягунова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук;

Ханжина Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук;

Веряшкина Алена Владимировна.

Совмещают работу над диссертациями и работу на кафедре следующие докторанты, аспиранты и соискатели:

Крикунов Константин Николаевич, кандидат педагогических наук;

Подповетная Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент;

Колдаева Елена Сергеевна;

Токачева Дарья Владимировна.

Все сотрудники кафедры являются представителями одной научной школы, что позволяет и в настоящее время активно продолжать разработку научного направления. Всего в Южно-Уральском государственном университете трудятся 30 представителей данной научной школы, докторов и кандидатов педагогических наук.

Научная школа продолжает активно развиваться. Ее члены – сотрудники образовательных учреждений и органов управления образованием более чем 10 городов Урала и Зауралья. С каждым годом растет число членов лаборатории. Это свидетельствует об увеличении приверженцев научной школы и укреплении ее позиций в вузе и Уральском регионе.


***
Уже стало традицией проведение лабораторией педагогических исследований в апреле каждого года научно-методической конференции, в которой принимают участие аспиранты и соискатели кафедры. Итогом конференции является выпуск тематического сборника научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов». Результаты научной работы публикуются также в кафедральном журнале «Педагогический ежегодник», который начал издаваться с 2001 г., а также в Вестнике Южно-Уральского государственного университета. С 2004 по 2008 г.г. кафедра издавала выпуски серии «Образование, здравоохранение, физическая культура», посвященные образованию и педагогике, а начиная с 2009 г. – серию «Образование. Педагогические науки» Вестника ЮУрГУ (отв. редактор д.п.н., проф. И.О. Котлярова, заместитель отв. редактора д.п.н. профессор Г.Н. Сериков, член редколлегии доцент К.С. Буров, отв. секретарь доцент М.А. Волкова).

Основные результаты функционирования научной педагогической лаборатории представлены в предлагаемом вниманию читателей обзоре. В нем приводится краткая характеристика диссертационных исследований, выполненных в научной педагогической лаборатории за период ее существования, вплоть до 2009 г., защищенных в различных диссертационных советах Российской Федерации и утвержденных ВАКом РФ.

В обзоре дано описание 8 докторских и 58 кандидатских диссертационных исследований, что составляет своеобразный итог работы лаборатории педагогических исследований, отметившей в 2009 г. тридцатилетний юбилей своего существования.

Предлагаемый обзор может оказаться полезным докторантам, аспирантам и соискателям, осуществляющим научные исследования по педагогическим наукам.



1 КРАТКИЙ ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ

В ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРИ КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД С 1987 ПО 2009 г.г.
1.1 Докторские диссертации
1987 г.
1. Сериков Геннадий Николаевич.

Место защиты: Тбилисский государственный университет.

Дата защиты: 29.09.1987 г.

Тема: Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:



  1. Разработана концепция целенаправленной подготовки воспитуемых к самообразованию, в основу которой положены целостный подход и идея оптимизации учебно-воспитательного процесса, учитывающие положения о связи самообразования студентов с решением задач образования, науки и производства в рамках функционирования учебно-научно-производственных объединений.

  2. Разработаны педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов, обобщающие известные в педагогике результаты исследований проблемы самообразования учащейся молодежи (школьников, учащихся профессионально технических училищ и техникумов, студентов вузов), что позволяет реализовать идею непрерывного самообразования личности.

  3. Обоснованы принципы конструирования учебно-воспитательного комплекса самообразования воспитуемых и оптимизации управления самообразованием на этапе его реализации.

  4. В теоретическом обосновании проблемы совершенствования управления самообразованием студентов применены математико-кибернетические методы (системного анализа и моделирования, в т.ч. математического).

  5. Выявлена закономерная зависимость эффективного управления от соотношения в распределении субъектных функций между преподавателями и воспитуемыми.

Практическая значимость исследования заключается в том, что педагогические основы совершенствования управления самообразованием воспитуемых позволяют сделать шаг в конкретизации понятия «всесторонне развитая личность человека». Готовность к самообразованию, подробно охарактеризованная в диссертации, является важной чертой всесторонне развитой личности современного человека.

Разработанная в диссертации система самообразования студентов является конкретным вкладом в реализацию концепции целенаправленной подготовки воспитуемых к самообразованию. Ее экспериментальная проверка позволила убедиться в практической применимости теоретических основ совершенствования управления самообразованием студентов. Преподавательский состав учебных заведений вооружается целостной теорией и методикой управления самообразованием воспитуемых. Таким образом, результаты диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями старших классов общеобразовательных школ, средних профессионально технических училищ и вузов в своей практической работе. Реализация разработанной системы мер повышает готовность студентов к самообразованию.


1999 г.
2. Котлярова Ирина Олеговна.

Место защиты: Уральская государственная академия физической культуры.

Дата защиты: 13.10.1999 г.

Тема: Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.

Научная новизна исследования состоит в том, что в теорию педагогики введена система понятий «повышение квалификации – инновация», построенная на личностно ориентированной основе; построена концепция личностно ориентированного повышения квалификации в инновации, включающая понятийный аппарат (квалификация; повышение квалификации – инновация); принципы (системности, синергизма, природоопределенной направленности роста профессиональной педагогической квалификации, гуманизма, рефлексивности, деятельности, непрерывности развития); положения, составляющие теоретические основы личностно ориентированного повышения квалификации в инновации: повышение профессионально-педагогической квалификации и инновация следует рассматривать как систему научных понятий; личностные свойства работников образования являются ведущим основанием построения единой системы повышения квалификации и инновации; выявлены закономерные связи развития квалификации с инновациями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные теоретические закономерности позволяют на практике совмещать процессы повышения квалификации и личностно ориентированных инноваций в целях развития профессионально-педагогической квалификации; обоснованные условия нормативно-регламентирующей, перспективно-целевой, деятельностно-стимулирующей и коммуникативно-информационной групп благоприятствует содействию совмещения повышения квалификации с инновациями в целях развития профессионально-педагогической квалификации; получена возможность оценивать динамику развития квалификации в условиях инновации на основании разработанной уровневой шкалы состояния квалификации и готовности к осуществлению инновации.

Разработанные курсы лекций для руководителей образовательных учреждений по темам «Инновации в образовательных учреждениях», «Становление профессионально-педагогической квалификации в условиях инновации», «Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении» использовались и могут применяться в дальнейшем как способ содействия развитию квалификации в инновации.


3. Репин Сергей Арсеньевич.

Место защиты: Уральская государственная академия физической культуры.

Дата защиты: 10.12.1999 г.

Тема: Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности применения программно-целевого принципа в практике управления образованием; сформулирована стратегия осуществления управления образованием, базирующаяся на программно-целевом принципе; предложена принципиальная технология создания программ развития образования как организационная форма реализации программно-целевого принципа управления образованием; разработана система планирования деятельности субъектов управления образованием в областной образовательной системе; предложены способы организации, побуждения и контроля деятельности субъектов управления по выполнению программ развития образования.

В ходе исследования предложены конкретные технологии реализации программно-целевого принципа в практике управления образованием. Разработанные при участии автора программы развития различных аспектов образования (кадров, информационного обеспечения, здоровьесбережения участников образования и др.) могут служить ориентиром в реализации программно-целевого принципа в практике управления образованием. Теоретические наработки диссертации могут быть положены в основу разработки содержания профессионально-педагогического образования.
2000 г.
4. Савиных Владимир Леонидович.

Место защиты: Уральская государственная академия физической культуры.

Дата защиты: 05.06.2000 г.

Тема: Теория и практика управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана концепция управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска, включающая выявленные тенденции теоретического и практического решения проблемы в стране и за рубежом; выделены основные направления решения проблемы; уточнены и обоснованы ведущие понятия теории профессиональной ориентации; проведено описание системного управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска и пути его практической реализации в рамках областной образовательной системы.

Разработан практикоориентированный вариант системного управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска в областной образовательной системе. Автором разработан программно-методический комплекс экспериментального курса «Профессиональное самоопределение подростков группы риска».
2002 г.
5. Сериков Сергей Геннадьевич.

Место защиты: Уральская государственная академия физической культуры.

Дата защиты: 14.03.2002 г.

Тема: Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена и обоснована система педагогически обусловливаемых свойств здоровья, влияющих на уровень образованности учащихся, включающая в себя сопротивляемость нагрузкам, адаптируемость к нагрузкам, восстанавливаемость, мобилизуемость и развиваемость. Разработана концепция здоровьесбережения учащихся в образовательных процессах, включающая понятийный аппарат (паритет здоровья и уровня образованности учащихся; здоровьесбережение учащихся); принципы (антропосинергизма, гуманизма, демократизма, опоры на целесообразность и природосообразность, системности средств осуществления здоровьесбережения); положения. Установлены закономерные связи, характеризующие единство и неразрывность развития образованности с сохранением здоровья учащихся в образовательных процессах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные интегративные показатели здоровья учащихся и методы их определения могут быть использованы в практике образования для оценки педагогическими работниками текущих состояний здоровья их подопечных. Обоснованные в исследовании подходы к сочетанию умственных и физических нагрузок учащихся позволяют на практике строить образовательные процессы в зависимости от индивидуальных особенностей утомления и потребностей учащихся в познавательной и двигательной активности.
6. Куган Борис Алексеевич.

Место защиты: Институт педагогики социальной работы РАО, г. Москва.

Дата защиты: 17.05.2002 г.

Тема: Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.

Научная новизна исследования состоит в том, что решена крупная научно-педагогическая проблема управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме в условиях дефицита ресурсов; определены главные целевые приоритеты управленческого взаимодействия; систематизированы виды управленческого взаимодействия регионального органа управления образованием и его субъектов; разработана концепция управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме; разработаны технологии реализации положений концепции. Определено содержание и предложены организационные формы образования в сельском социуме. Спроектирован и экспериментально апробирован региональный инвариант модели управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме. Определены социально-педагогические условия управления процессом модернизации системы образования, включающая в себя: разграничение полномочий в ведомственном и межведомственном аспекте органов государственной и муниципальной власти; систематическое согласование перспектив развития и результатов их реализации; осуществления единой политики в социальной защите участников образования.

Автором осуществлена практическая реализация в региональных системах комплекса моделей управления взаимодействием на ведомственном и межведомственном уровнях; разработаны и внедрены организационные формы реализации непрерывного образования в сельском социуме; разработана и апробирована региональная система подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров – работников сельского социума; разработаны методические рекомендации в адрес органов управления образованием регионального и муниципального уровней и исполнителей управленческих решений по достижению целевых приоритетов образования в сельском социуме.
7. Камалетдинов Владимир Гильмухаметович.

Место защиты: Уральская государственная академия физической культуры.

Дата защиты: 10.10.2002 г.

Тема: Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью (педагогические аспекты).

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции, на основе которой раскрывается сущность и специфика культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью; конструировании управленческой модели взаимодействия субъектов; обосновании направленности нормативно-правовой документации на обеспечение позитивного развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью; отграничении психологических и педагогических основ предупреждения конфликтов между сотрудниками физкультурно-спортивных организаций и учреждений; разработке методического обеспечения развития культуры управления соревновательной деятельностью как аспекта физкультурно-спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в уточнении функций управления и в разработке вариативной системы развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельности, содержащей: акцентированные объекты реализации основных выводов и рекомендации диссертационного исследования; формы, средства, методы и принципы развития культуры участников физкультурно-спортивной деятельности; направленность дифференцированного подхода к развитию культуры субъектов управления физкультурно-спортивной деятельностью; возможность использования результатов диссертационного исследования в практике подготовки специалистов физической культуры, спорта и на курсах повышения квалификации руководящих работников физкультурно-спортивной деятельности.
2005 г.
8. Ильясов Динаф Фанильевич.

Место защиты: Челябинский государственный университет.

Дата защиты: 20.05.2005г.

Тема: Единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.

Научная новизна исследования заключается в обосновании применения принципа регулируемого эволюционирования к управлению повышением квалификации руководителей образовательных учреждений; разработке научной концепции обеспечения единства объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений, базирующейся на принципе регулируемого эволюционирования и определяющей функции органов управления образованием; автором предложена технология управления повышением квалификации руководителей образовательных учреждений.

Результаты научного исследования могут быть использованы в процессе аттестации руководителей образовательных учреждений в Челябинской области; разработанные учебные пособия «Теория управлением образованием» и «Образовательные программы», а также авторские образовательные программы, методические рекомендации могут быть использованы в практике повышения квалификации руководителей образовательных учреждений при модернизации действующих образовательных программ и учебных планов, разработке вариативных курсов по проблемам управления образовательным учреждением; материалы диссертационного исследования, выводы и обобщения помогут при подготовке учебных пособий для студентов и аспирантов педагогических специальностей вузов, в процессе чтения лекций по теории управления образованием.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница