Обучение видам речевой деятельности. Обучение чтению



Скачать 59.14 Kb.
Дата20.04.2016
Размер59.14 Kb.
Обучение видам речевой деятельности.

Обучение чтению.

Чтение - самостоятельный вид РД, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относится к рецептивным видам РД, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст), процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; а процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, узнавание графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, установление связи между семантическим и графическим комплексами.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия, результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова, целью – получение информации. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание и извлечение информации с разной степенью глубины.

В школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае школьники должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Чтение тесным образом связано с другими видами РД. Прежде всего с письмом. Чтение связано также с аудированием, потому что в основе того и другого лежит мыслительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом. Чтение также связано с говорением. Громкое чтение представляет собой «контролируемое говорение», чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.


Методика обучения

При обучении чтению необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает, соответствие или несоответствие ее родному языку.


Обучение чтению может идти разными путями: от чтения целых слов и чтения целых предложений. В учебниках используется первый путь. Учащиеся сначала учатся читать отдельные слова, потом сочетания слов, предложения. Одни методисты считают, что слово впервые должен озвучить учитель. Другие возражают, говоря, что надо поставить ребенка в проблемную ситуацию, то есть дать возможность самим прочитать новое слово, используя правило, а потом дать образец чтения слова. Успех в обучении чтению отдельных слов будет определяться тем, насколько сознательно, самостоятельно ученик читает слова, «видит» в нем правило, которое позволяет ему читать другие слова с опорой на него. Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. При этом сформированность навыка устанавливается на чтении незнакомых учащимся слов. Именно с этой целью небольшое количество незнакомых слов включено в упражнения учебника.

Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений. При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащегося: сначала он должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чем оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образцового чтения диктора или учителя.

Затем он слушает, как нужно правильно прочитать, то есть следит за образцовым чтением, понимает его, повторяет при хоровом чтении. Интонационное оформление учащиеся усваивают также путем подражания. Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально.

Затем учитель приступает к обучению учащихся чтению текста (на начальном этапе – чтению учебного текста) разной протяженности – от 3-4 предложений до нескольких абзацев. При работе с текстом необходимо добиваться нормативно-выразительного чтения. Последовательность в обучении нормативно-выразительного чтения такова:

-интонационная разметка текста. Небольшой текст в 3-4 предложения предъявляется учащимся (можно написать на доске ли с помощью медиапроектора). Учитель предлагает учащимся посмотреть текст и вместе с ним прослушать его и провести разметку текста, то есть поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодию. Цель такой работы – подготовить учащихся к осознанной имитации;

коллективное чтение вслух (хором) размеченного текста с помощью сделанной разметки и дирижирования учителем.

парное обращенное чтение. Оно направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу;

индивидуальное шепотное чтение. Оно позволяет укрепить артикуляционные навыки;

индивидуальное контрольное чтение вслух. Оно завершает работу над чтением вслух и показывает результаты этой работы.

Такая детальная проработка не производится со всеми текстами учебника, а лишь с теми, которые позволяют привлечь внимание учащихся к особенностям того или иного текста.

Чтение выступает как средство и как цель обучения немецкому языку. Как средство обучение чтению выступает средством произносительных навыков и обучения интонации; для лучшего овладения лексикой (учащийся многократно встречает слово в разных формах в текстах); для владения грамматическим аспектом языка; средством, способствующим формированию умений говорения в его монологической и диалогической формах (чтение диалогов и монологов, запоминание последовательности произнесения реплик и пр.); как средство обучения аудированию, письму.
Чтение как цель – это извлечение информации из текста для пополнения своих знаний. Чтение как средство получения информации выступает в основном в форме чтения про себя. Уже на начальном этапе учащихся следует обучать работе с текстом, то есть вдумчивому прочтению заголовка текста и предвосхищению (антиципации) того, о чем пойдет речь в тексте. Заголовок не всегда может помочь в этом. Тогда следует обратить внимание на первый абзац текста. Важно учить детей извлекать важное из каждого абзаца текста, то есть учить детей вычленять основные мысли из того, что они читают. Следующее важное умение – сокращение текста, то есть умение передать смысл текста в целом ограниченным количеством предложений. И, наконец, умение интерпретировать прочитанное. Естественно, на начальном этапе эти умения будут лишь закладываться. Если учащиеся научаться извлекать из текста информацию, это позволит успешнее решать воспитательную. Образовательную, развивающую задачи.
Контроль чтения про себя осуществляется путем выполнения послетекстовых заданий, которые позволяют выявить правильность понимания прочитанного. Например, ответить на вопросы, найти в тексте и прочитать ответы на вопросы, найти в тексте и прочитать предложения, в которых дается описание чего или кого-либо и пр.
В методике обучения иностранным языкам практикуется обучение трем стратегиям чтения, имеющим в виду три цели: полное понимание читаемого, понимание основного содержания, выборочное понимание.

Чтение с полным пониманием читаемого (изучающее чтение) осуществляется на материале учебных текстов, трудности которых дозированы. Упражнения, подготавливающие к этому виду чтения, включают антиципацию (предвидение) содержания или темы по заголовку, иллюстрациям; беглое просмотровое чтение; ликвидацию лексических и грамматических трудностей через контекстуальную догадку о значении незнакомых слов и форм, поиск их значений в словаре, изучение сносок и комментариев. Этот вид чтения предваряется и сопровождается специальными заданиями, выполнение в которых после прочтения текста проверяет умения понимание не только его основного содержания, но и деталей, а также смыла текста, его построения.

Например:

Ответы на вопросы;

Выбор правильного/ложного высказывания;

Заполнение таблиц или схем;

Оценочные суждения;

Подтверждение/опровержение идеи;

Дополнение высказываний информацией, взятой из текста и т.д.



Чтение с пониманием основного содержания (глобальное или ознакомительное) осуществляется на аутентичных текстах, включающих определенное количество незнакомой лексики. Цель читающего понять основное содержание и смысл, игнорируя второстепенные детали. Этому виду чтения предшествует ориентировка учащихся в стратегии чтения, и иногда снятие некоторых трудностей. Обучающие и контролирующие упражнения направлены на выявление самой существенной информации текста.

Чтение с выборочным пониманием читаемого (поисковое или селективное чтение) осуществляется на материале аутентичных функциональных текстов. Это реклама, объявления, программы, анкеты, схемы, аннотации, рецепты и т.п., из которых учащиеся должны извлечь заданную или интересующую их информацию, не обязательно основную.

Стратегии чтения не исключают друг друга, так как понимание текста не является линейным. Стратегии чтения с полным пониманием текста включает в себя другие стратегии: просмотровое и выборочное. Просмотровое чтение учит ученика ориентироваться в тексте, а селективное формирует умение находить в незнакомом тексте максимум опор.
Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница