Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации на курсе «Организационный конфликтменеджмент»



Скачать 37,17 Kb.
Дата14.02.2016
Размер37,17 Kb.
Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации на курсе «Организационный конфликтменеджмент».

Цой Л.Н.- канд. соц. наук, доцент ф-та менеджмента НИУ ВШЭ

Введение.

Обучение рефлексии возможно в двух подходах: натуралистическом и деятельностном. Такое различение между подходами предложил Г.П. Щедровицкий, как различение интеллектуальной оппозиции в ситуации, когда объект исследования одновременно находится в поле зрения гуманитарных и естественных наук. Исследователь-натуралист никогда не задает вопросов, откуда взялся «объект». «Если натуралистический подход ориентирует нас в первую очередь на материал природы и в нем непосредственно видит разрешение затруднений и парадоксов современной науки, то деятельностный подход, напротив, ориентирует нас в первую очередь на средства, методы и структуры нашей собственной мыследеятельности и в  их перестройке и развитии видит путь дальнейшего совершенствования самой науки. В этом главная идея деятельностного подхода и в этом отличие его от натуралистического подхода 1

Эти два подхода указывают на две разные позиции: созерцательная и преобразующая позиция, как противопоставление натуралистического полхода и деятельностного.

Натуралистический подход: объект /вещь дан как предмет мыслительно-теоретической деятельности и не подвергается сомнению.

Деятельностный подход: объект/вещь как предмет не существует, а конструируется в процессе анализа и восстановления определенных смыслов и культурных значений в контексте деятельности и коммуникации.

«Конфликт», как объект исследования одновременно находится в поле зрения гуманитарных и естественных наук, который изучается более чем 16 научными дисциплинами, религией, философией.

Схема №1. «Конфликт» как междисциплинарный объект/предмет исследования.

Применительно к конфликту, восстановление культурных значений и определенных смыслов возможно при наличии исчерпывающих позиций в практическом поле конфликтующих субъектов. Теоретические исследования и определения, которые даются конфликту в разных научных дисциплинах – не только разные, но совершенно бессмысленны в реально разворачивающемся взаимодействии сторон в поле конфликта. Каждый участник имеет право «зайти» мыслью в поле конфликта из любого научного направления, занять любую позицию, ему придется устанавливать коммуникацию и понимание с другими позициями, согласовывать взгляды и интересы, договариваться об эффективном взаимодействии.

В деятельностном подходе преподаватель должен не только знать свой предмет, но и создавать условия для поиска связи между теоретическими знаниями и практическими задачами, которые стоят перед магистрантами и преподавателем в рамках учебного курса. То есть ему придется оставить функцию преподавателя и освоить/перейти на позицию модератора в метапредметном пространстве, где каждый магистрант может стать субъектом, то ставить свои цели и задачи; проявлять волевые действия, в защиту их реализации; выстраивать коммуникативную сеть, кооперируясь или конфликтуя с другими, самоопределяться в позиции и в ситуации. Можно сказать, что функции преподавателя в деятельностном подходе дополняются, так как ему придется поддерживать и развивать рефлексивно-активную образовательную среду в рамках своего курса 2.

Схема № 2. Позиции в конфликте, коммуникация, представления, средства исследования

Первая часть доклада посвящена краткому теоретическому обзору о рефлексии в контексте задач обучения. Были отобраны работы философов о рефлексии, в разной степени, приближающие философские размышления к практике обучения.

Во второй части раскрывается процесс обучения рефлексии на курсе «Организационный конфликтменеджмент» на принципах деятельностного подхода.


  1. О разной рефлексии: натуралистический и деятельностный подходы.

1.1 Эксперимент Фихте И. по обучению рефлексии студентов Альбертины (Кенигсбергского университета) в1798г.

1.2 «Рефлексия» как жизнь, выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. (С.Л.Рубинштейн)


1.3 От философского самосознания к инженерной конструктивной или преобразующей деятельности.(Г.П.Щедровицкий и П.Г.Щедровицкий)
1.4 «Рефлексия» как метод различения и средство выигрыша в конфликте и как процесс взаимного осознания конфликтующих сознаний. (В.А.Лефевр)
1.5 Обучение рефлексии в инновационных играх. ( В. С. Дудченко)

  1. Обучение рефлексии на курсе: «offline» и «online» коммуникация.

2.1 «Рефлексия» как механизм перехода между разными научными дисциплинами, исследующими один объект - под названием «конфликт».

2.2 Специфика «offline» и «online» коммуникации.


2.3 Рефлексия как механизм перехода от эмпирического материала к аналитике «конфликта», конструированию и проектированию его развития.

2.4 Деятельностные позиции в конфликте, требующие самоопределения и выбора средств.



2.5 Рефлексия как механизм перехода от разных индивидуальных установок к одной проблемно-конфликтной ситуации.
2.6 Эффекты обучения посредством рефлексии.


1 Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы  методологии. М.,1991, №1).С. 11

2 Лепский В. Е. Доклад: - Понятие «конфликта». Функции конфликта. 16 августа 2010 г. Светлогорск Школа по методологии: «Технологии мышления: Проблематизация».

Каталог: projects -> conference
projects -> Методические рекомендации по использованию инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одарёнными детьми, в том числе раннего возраста
projects -> Методические рекомендации по разработке программ педагогического и психологического
projects -> Медиаобразование в педагогических вузах
projects -> Программа опытно-экспериментальной работы по теме
projects -> Технология рефлексии в педагогике
conference -> Отчет по итогам работ по асуд после летней школы-игры на тему «Схемы в мышлении и знаки в коммуникации*»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница