Обучение чтению Этапы работы над текстом



Дата24.04.2016
Размер89 Kb.
Обучение чтению

Этапы работы над текстом

  1. Предтекстовые задания, стимулирующие мотивацию к работе с текстом, способствующие преодолению трудностей в процессе чтения (использование контекстуальной и языковой догадки, умение игнорировать незнакомые слова, пользоваться сносками, пояснениями, словарями):

  • Определите, к какому виду (типу) относится текст.

  • Прочитайте заголовок и предположите, о чём пойдёт речь в тексте.

  • Проверьте свою догадку, прочитав первый абзац.

  • Прочитайте последний абзац и предположите, какое содержание может ему предшествовать.

  1. Самостоятельное чтение (восприятие текста) с целью решения конкретной коммуникативной задачи:

  • Быстро прочитайте текст, не обращая внимания на незнакомые слова, и скажите, что вы сумели понять.

  • Найдите в тексте все слова, о значении которых можно догадаться.

  • Найдите в каждом предложении ключевые слова.

  • Найдите в каждом абзаце предложение, передающее его основной смысл.

  1. Содержательная идентификация:

  • Зачитайте предложения, являющиеся эквивалентами русским;

  • Соответствуют ли данные предложения информации текста?

  • Найдите ответы на вопросы…

  • Расставьте данные предложения в нужном порядке.

  • Распределите смысловые части так, чтобы получился связный текст, сверьте его с оригиналом.

  • В копии текста пропущен смысловой кусок, найдите соответствующую часть в оригинале.

  1. Содержательный поиск:

  • Найдите предложения, характеризующие …\ где названы причины…

  • Подтвердите или опровергните утверждения.

  • Определите количество логических частей в тексте.

  • В каждой смысловой части выделите основную мысль и детали, раскрывающие основную мысль.

  • Составьте план для пересказа.

  • Восстановите пропуски в копии текста, сверьте готовый текст с оригиналом.

  1. Смысловой выбор:

  • Подберите заголовок к каждому из абзацев текста.

  • Выберите из текста слова, которые характеризуют \ описывают, указывают на причины …

  • Заполните таблицу (схему, ассоциограмму).

  • Составьте конспект в форме ключевых слов и словосочетаний.

  • Передайте содержание с опорой на план в форме вопросов (ключевых слов, опорных предложений).

  1. Интерпретация содержания (объяснение причин, поступков, выражение своего отношения к содержанию текста).

Упражнения, подготавливающие к выходу в речь:

  • Группу простых предложений объедините в одно сложное.

  • Из одного сложного предложения сделайте два простых.

  • Сократите абзац и запишите сокращённый вариант.

  • Передайте полученную информацию двумя – тремя предложениями.

  • Дайте характеристику действующим лицам.

  • Перескажите содержание от лица другого персонажа (изменив время или место действия).

Грамматический анализ текста

Для понимания текста важно умение распознавать грамматические явления и соотносить их со значением и смыслом читаемого.

Для овладения грамматическими информационными признаками можно использовать следующие упражнения:


  1. Прочитайте предложение. Определите тип предложения. По каким признакам вы это сделали?

  2. Прочитайте предложение. Найдите подлежащее. Какие информативные признаки оно имеет?

  3. Прочитайте предложение. Найдите сказуемое. По каким признакам вы определили сказуемое?

  4. Прочитайте предложение. На основе порядка слов прогнозируйте место сказуемого и подлежащего.

  5. Прочитайте предложение. Найдите в нём сказуемое. По личному окончанию сказуемого прогнозируйте, в каком лице и числе может быть подлежащее.

  6. Прочитайте предложение. Определите сказуемое. Определите, простое оно или сложное. На какие информативные признаки вы опирались?

  7. Прочитайте предложение. Найдите сказуемое. Определите его временную форму. Выделите тот признак, который послужил опорой для определения грамматической формы.

  8. Прочитайте предложение. Опираясь на вспомогательный глагол, прогнозируйте вторую часть сказуемого.

  9. Опираясь на модальный глагол, прогнозируйте вторую часть сказуемого.

  10. Прочитайте предложение. Найдите все существительные. Определите их падеж. Объясните свои предположения.

  11. Постройте предложения, которые могут начинаться со слов …

  12. Какие слова можно ожидать после вопросительного слова …?

  13. Прочитайте предложения, имеющие сравнения. Назовите, что служит признаком сравнения внутри предложения.

  14. Прочитайте предложения с инфинитивным оборотом

( распространённым определением) . Найдите инфинитивный оборот ( распространённое определение). Что послужило признаком для его опознания?

  1. Прочитайте придаточное предложение. Определите его тип. Что послужило признаком для определения типа предложения?


Работа над лексическим аспектом текстов для чтения

В процессе работы над лексическим аспектом текстов для чтения можно использовать следующие упражнения:



  1. Укажите в словах корень и суффикс \ префикс.

  2. Найдите в тексте слова одного корня, Определите, в качестве каких частей речи они выступают в каждом предложении. По каким признакам вы это определили?

  3. Данные слова сгруппируйте по словообразовательным моделям.

  4. Прочитайте предложения. Объясните значение понятых вами незнакомых слов на основе правил словосложения.

  5. Прочитайте сложные слова, разделите их на основы.

  6. Переведите предложения, содержащие интернациональные слова. Подберите к каждому слову русские эквиваленты.

  7. Определите значение встретившихся в тексте многозначных слов, вспомните другие значения этих слов.

  8. Выпишите из текста слова с противоположными значениями.

  9. Постарайтесь понять значение незнакомых слов, опираясь на смысл предложения или соседних с ним предложений.

  10. Определите с помощью словаря значение многозначных слов, которые не могут быть поняты по контексту.


Семантизация слов в опоре на валентность

Валентность слова – это возможность его сочетания с другими лексическими единицами.

Упражнения:

  1. Назовите прилагательные, которые можно употребить с данными существительными.

  2. Назовите существительное, которое можно употребить после перечисленных глаголов.

  3. Определите значение слова, опираясь на значение соседних слов.

  4. Составьте словосочетания из данных слов.

  5. Прочитайте данное слово. Прогнозируйте слова справа и слева от него. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

  6. Вставьте пропущенные окончания в словосочетаниях.

  7. Переведите предложение несмотря на пропущенное в нём слово.


Обучение пониманию текстов разной типологии

Пониманию текстов способствуют схемы их построения. Тексты для чтения могут быть разных стилей и каждый стиль характеризуется своей особой схемой.



Тексты научного стиля:

Тексты научного стиля, в которых описываются эксперименты, строятся по следующей схеме:



  1. Цель эксперимента.

  2. Объект деятельности.

  3. Материал, необходимый для проведения эксперимента.

  4. Исходное состояние объекта.

  5. Средство и способ преобразования объекта.

  6. Условия осуществления опыта.

  7. Конечное состояние объекта.

Научный текст, в котором речь идёт о проводимом исследовании, определяется следующей схемой:



  1. Цель исследования.

  2. Проблема исследования и состояние проблемы в науке.

  3. Объект и предмет исследования.

  4. Гипотеза решения проблемы исследования.

  5. Методология и методы исследования.

  6. Задачи исследования.

  7. Полученные научные результаты.

При описании научной конференции затрагиваются следующие пункты:



  1. Тема конференции и её проблематика.

  2. Время и место прохождения конференции.

  3. Состав участников и их общее количество.

  4. Повестка дня.

  5. Наиболее интересные выступления.

  6. Заключения, которым пришли участники конференции.



Биографические тексты как один из видов научного стиля:

  1. Место и время рождения.

  2. Семья, детские годы.

  3. Учёба.

  4. Проявление интереса к будущей деятельности.

  5. Первые попытки самостоятельной деятельности.

  6. Препятствия на пути творческой деятельности.

  7. Продвижение в творческой деятельности

  8. Последовательность творчества (научных открытий, изобретений), их значение .

  9. Публикации.

  10. Смерть, время и место погребения.

  11. Оценка роли учёного (изобретателя) в мировой науке.


Тексты газетно-публицистического и художественного стилей более свободны по своему построению, однако в них можно выделить обобщённые структурные компоненты. Газетное сообщение типа информация имеет следующую структуру:

  1. Зачин ( это, как правило, первое предложение, в котором сообщается новое, а затем известное; даются ответы на вопросы Что? Кто? Где? Когда?).

  2. Основная часть ( в ней сообщается о каком-либо событии или факте; даётся ответ на вопрос Для чего?)

Газетное сообщение типа репортаж:



  1. Зарисовочная заставка (вводит читателя в курс события, называет участников, описывает место, где оно происходит).

  2. Репортажное описание (даётся описание происходящего события, характеризуются участники).

  3. Публицистическая концовка (завершающая часть репортажа, в которой делается вывод, подводятся итоги, даётся оценка событию).

Газетное сообщение типа комментарий:



  1. Начало (содержит исходный тезис, в котором сообщается комментируемый факт или событие).

  2. Основная часть (включает интерпретацию факта или события, аргументы, которые помогают прогнозировать определённый вывод).

  3. Заключение (подводятся итоги, делается вывод).

Газетное сообщение типа корреспонденция:



  1. Зачин (даёт ответы на вопросы Кто? Где? Когда?)

  2. Фактологическая часть ( даёт ответы на вопросы Каким образом? Для чего?; указывает на важность и актуальность происходящего).

  3. Концовка (содержит вывод, может включать призывы или пожелания, обращённые к читателю).


Композиционная структура художественного произведения:

  1. Экспозиция (вводит читателя в курс происходящего, даёт мотивировку поведения действующих лиц).

  2. Завязка (включает постановку проблемы, описание эпизода, с которого начинается действие).

  3. Кульминация (выступает как сигнал к развязке).

  4. Развязка (завершает действие; может содержать главную идею произведения).



Упражнения

1. Прочитайте текст и скажите, по какой схеме он построен.



  1. Сравните построение текста с известными вам схемами.

  2. Прочитайте заголовок текста и выскажите предположение, по какой схеме он может быть построен. Проверьте правильность своего предположения, прочитав текст.

Содержательный аспект учебных текстов

Определению фактологических опор в тексте могут служить следующие упражнения:

  1. Выделите в тексте имена, даты, которые послужили вам опорой для понимания текста. Скажите, какая информация вам была уже известна и послужила опорой для понимания текста, а какая является для вас новой.

  2. Прочитайте текст и скажите, что вы знаете о людях, о которых идёт речь в тексте. Совпадает ли ваша информация с информацией в тексте?

  3. Выделите в тексте географические названия, которые послужили опорой для понимания. Расскажите, что вы знаете об этих странах и городах.

  4. Прочитайте текст и скажите, какие сведения об описываемом в тексте событии вам были известны и что вы узнали нового.

  5. Назовите, какие приведённые в тексте факты послужили вам опорой для понимания текста.

Смысловой анализ текстов включает в себя выделение новизны, определение доказательности, достоверности. Можно использовать следующие упражнения:

  1. Найдите в тексте ответы на вопросы.

  2. Поставьте вопросы к тексту.

  3. Составьте план текста.

  4. Изобразите схематически содержание текста.

  5. Выпишите или сформулируйте самостоятельно тезисы, лежащие в основе текста.

  6. Прокомментируйте содержание текста.

  7. Передайте содержание текста своими словами.

  8. Сократите текст.

При постановке вопросов важно помнить, что речь идёт не о вопросах к отдельным членам предложения, а к фактам или мыслям. Решению этой задачи способствуют следующие типы вопросов:

  • О чём здесь говорится?

  • Что мне уже известно об этом?

  • Что именно об этом сообщается?

  • Чем это можно объяснить?

  • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

  • С чем это можно перепутать?

  • К чему это можно применить?

  • Что нового я узнал из данного текста?

Контроль понимания

В качестве объектов итогового контроля выступают следующие умения:



  • осознавать цели чтения конкретного текста и выбирать стратегию чтения;

  • распределять внимание между содержанием и формой текста;

  • безошибочно распознавать в тексте языковые единицы, мысли, жизненные ситуации, научные данные и т.д.;

  • самостоятельно семантизировать незнакомые слова при наличии соответствующих опор;

  • осуществлять смысловой анализ текста, выделять в нём главное, новое, полезное;

  • перерабатывать извлечённую из текста информацию с целью её использования в дальнейшем.


Формирование техники чтения

Упражнения на распознавание графем:

  • Чтение слов с карточек типа: form –from, far – farm, pan – pane – pair, come – some, take – lake, wood – would (англ.); Klasse – Kasse, der Sohn – die Sonne, lessen – lies, sehen – sie (нем.)

  • Установление схожести и различия в словах с вычленением смыслоразличительного элемента ( ass – ask – as)

  • Упражнения на слова, восприятие которых сильно затруднено помехой со стороны родного языка (box, my, pen, how)

  • Упражнения на разночтение гласных и согласных графем (look, book, room, boot, too; old, cold; window, down, now)

  • Соревнование в скорости чтения

  • Задания на расширение поля чтения по принципу «снежного кома»

  • Чтение текстов с пропущенными буквами, словами или рисунками вместо слов.

  • Чтение ребусов или шифровок в виде игры.

По мере совершенствования процессов восприятия новой графической системы внешнее проговаривание становится тормозом для восприятия и мешает целостности понимания текста. Внешние речедвижения необходимо переводить во внутреннюю речь. Учащихся надо ставить в такие условия, при которых происходил бы процесс свёртывания речедвижений. На этом этапе могут иметь место упражнения

- Прочти и скажи…

- Прочти и не глядя в текст проговори…

- Прочти с ограничением времени и скажи…

Благоприятное влияние на развитие техники чтения оказывает громкое чтение предложений с постепенным наращиванием его частей и чтение с трансформациями. Это упражнение можно начинать с двухсложных словосочетаний, расширяя их до распространённого предложения. Можно сначала предъявить учащимся законченное предложение и предложить расчленить его на синтагмы. После того как отработано чтение синтагм, вся фраза читается в быстром темпе. Если это не удаётся, фраза читается медленно, а затем во всё убыстряющемся темпе.

Умение членить фразу на синтагмы, а синтагмы на смысловые группы имеет особое значение для правильного чтения.

Развитие техники чтения включает также работу по правильной постановке логического ударения во фразе и правильному интонированию.



Для практических целей можно выделить три основных компонента: паузацию, синтагматическое ударение, мелодику.

К специальным упражнениям относятся следующие:

1. Чтение про себя при запрете шевелить губами.

2. Чтение при дефиците времени с последующим устным контролем.

3. Чтение до нахождения данного слова или предложения.



4. Чтение деформированных слов и текстов с устной проверкой.

Некоторые приёмы формирования техники чтения (на материале немецкого языка)

  • Напишите буквы по образцу.

  • Напишите данные буквы прописью.

  • Спишите схожие буквы и назовите элементы, которыми они различаются (J – I,

k – h, e – l, T –F, t – f).

  • Спишите печатный текст и подчеркните трудные орфограммы.

  • Напишите, какая буква или буквосочетание передаёт данный звук.

  • Спишите текст и подчеркните в нём слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

  • Зачитайте вслух слова, в которых заданный звук стоит в середине слова.

  • Прочитайте текст и зачитайте слова со звуком …

  • Выпишите из текста (или напишите по памяти) слова, в которых один звук передаётся разными буквами (V, F, -ig, -lich, sch, sp, st).

  • Выпишите (зачитайте) из текста слова , содержащие буквосочетание …

  • Прочитайте слова и назовите все известные вам буквосочетания.

  • Прочитайте и скажите, совпадает ли значение слова с картинкой.

  • Прочитайте слова и скажите, почему в них выделены буквы или буквосочетания. Постарайтесь запомнить эти слова и напишите их в тетрадь по памяти. Проверьте, правильно ли вы написали (lustig, fertig, ordentlich).

  • Буквы выпали из слов. Верните их на место.

  • Выделите орфограммы («заколдованные места») в словах, которые вы написали.

  • Замените геометрическую фигуру или картинку соответствующим словом.

  • Соберите из букв разного цвета, размера и формы слова ( по принципу «Кто быстрее?»).

  • Соберите слова в предложение (аналогично предыдущему).

  • Прочитайте текст (стихотворение, рифмовку) с пропусками отдельных слов. Количество пропусков можно постепенно увеличивать.

  • Прочитайте слова. Меняя первые буквы образуйте новые слова.

  • Прочитайте предложения, написанные на карточках. Соедините их так, чтобы получился связный рассказ.

  • Скажите, какие слова (буквы) здесь зашифрованы.

  • Прочитайте слова и поднимите зелёную карточку, если буква … произносится, и красную, если не произносится.

  • Найдите спрятавшиеся в квадрате слова. Прочитайте их и обведите.

  • Найдите в тексте и зачитайте все слова, которые начинаются с буквы … (в которых есть звук …).

  • Напишите все известные вам слова, которые начинаются с буквы …(в которых есть звук …).

  • В течение трёх секунд демонстрируется лист с написанными на нём крупно и вразброс словами. Задание: Прочитайте слова и назовите по памяти как можно больше слов. (Дети как бы «фотографируют» слова и затем считывают с того образа, который запечатлелся в памяти. Это способствует быстрому запоминанию графического образа слова.

  • За одну минуту учащимся предлагается зачитать шесть слов или предложений и соединить их с картинками (назвать номер картинки).

  • Прочитать про себя ряд слов и назвать то слово, которое выпадает по смыслу.

Формированию графического образа слова способствуют диктанты. Возможны следующие формы диктантов:

  • Обучающий с предварительным разбором орфографических трудностей.

  • Зрительный.

  • Самодиктант или взаимодиктант ( небольшие тексты, стихи, рифмовки)

  • Диктант текста по опорным словам на доске.

  • Запись на слух с последующим разбором трудностей.

  • Rueckdiktat: ученики диктуют текст учителю или ученику, который пишет на доске.

Проверка может осуществляться путём сличения с образцом, в форме взаимопроверки (в парах или четвёрках по кругу).
Каталог: files -> metod
metod -> Л. П. Швачко План методической работы мбоу сош №10 на 2013-2014 учебный год
metod -> Методические рекомендации для специалистов системы высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков
metod -> «Создание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ»
metod -> Сборник Научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции 12 13 ноября 2011 года
metod -> Сборник нормативно-правовых документов для работников системы дополнительного образования детей и организаторов внеурочной деятельности
metod -> Республиканский межшкольный центр национальных культур
metod -> Методические принципы преподавания основ православной культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница