Связанные: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ
МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯРЕШЕНИЮТЕКСТОВЫХЗАДАЧНАДВИЖЕНИЕ
Для того чтобы, приступить к обучению детей решать конкретные типы задач, необходимо рассмотреть общие принципы работы над задачами. В учебнике Истоминой Н.Б. рассматривается методическая работа над задачей в два этапа.
Первый этап – подготовительный. Этап включает в себя следующую работу:
развитие навыков чтения, устного и письменного счета, знание таблицы умножения;
развитие таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
обучение учеников четкому пониманию и умению свободно применять основные математические понятия: сложение, вычитание, «увеличить и уменьшить на…», и «увеличить и уменьшить в…»;
обучение детей навыкам по использованию отрезков в качестве средств моделирования понятий сложения и вычитания, обучение уверенному чтению информации со схем, на которых изображены подобные операции.
Второй этап – основной. Он включает в себя действия, направленные конкретно на обучение решению текстовых задач. Его основные части:
ознакомление учеников со структурой задачи: условие, вопрос, известные данные, неизвестные данные;
обучение анализу текста задачи;
трансформация словесной модели изложения информации в графическую (схемы, иллюстрации);
ознакомление учащихся с формальными требованиями выполнения записи решения текстовых задач [10].
В книге Истоминой Н.Б. внимание сконцентрировано на том, что на подготовительном и на основном этапах значительную роль играет практическая составляющая процесса обучения. Следовательно, необходимо обеспечивать постоянную работу учеников с материалом текстовых задач на протяжении всего периода обучения. В результате чего будут формироваться навыки, которые необходимы для решения задач уровня основной школы и те, которые в последствии станут основой для освоения решения более сложных задач в старших классах.
В процессе обучения решению задач на движение, дети должны прочно усвоить такие понятия как: скорость, время и расстояние, их обозначение символьное обозначение и взаимосвязь, т.е. формулы [11].
При рассмотрении данных понятий учащиеся осваивают новое, для себя, понятие – скорость. Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени. Так же, в процессе первоначального ознакомления с темой выявляется взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием в виде формулы:
В этой формуле V – скорость, S – расстояние, t – время.
Первым и основным шагом в обучении является выработка навыка по решению простых задач на движение, где присутствует одно неизвестное значение из приведенной выше формулы. Школьники учатся решать следующие задачи:
нахождение пути по времени и скорости;
нахождение скорости по времени и пути;
нахождение времени по скорости и пути.
На первых уроках, при ознакомлении с новыми понятиями, необходимо опираться на жизненный опыт и наблюдения учащихся, задействовать воображение и ставить эксперименты в классе, наглядно отражающие зависимость трех величин друг от друга [11].
Данный процесс так же важен с точки зрения развития кругозора, так как у учащихся появляется понимание, с какими скоростями может передвигаться человек, различные виды транспорта, животные и т.п. Основываясь на наглядности, проще представлять детям первые составные задачи на совместное движение.
Важным этапом является ознакомление детей с понятием равномерного движения, так как именно такой тип движения используется в задачах начальной школы. Позже вводится понятие средней скорости, которая, однако, все так же рассчитывается на основе участков, на которых объект двигался с постоянной скоростью.
Исходя из практического опыта, следует научить детей находить оставшиеся формулы алгебраическим методом. Это, с одной стороны, служит хорошим способом закрепления навыков работы с уравнениями, а с другой избавляет от необходимости заучивать лишние формулы [1].
После усвоения основных понятий, учитель знакомит учеников с более сложными задачами, в которых фигурируют два, а после и более, объекта, и, соответственно, могут появиться такие понятия, как встречное движение, движение в попутном направлении и т.п. Каждое из таких понятий должно сопровождаться отдельными наглядными экспериментами, что поможет более качественно усвоить материал. В целях знакомства детей с примерами зависимости величин нужно подбирать такие примеры, которые они могут наблюдать в повседневной жизни, так как они им близки и понятны.
Методика обучения решению задач на встречное движение основывается на чётких представлениях учащихся о скорости при равномерном движении. Смысл фраз «двигаться навстречу друг другу», «в противоположных направлениях», «выехали одновременно из двух пунктов и встретились через…» и т. п. требует объяснения не только на словах, а с одновременным применением наглядных схем. Эти типы движения должны быть усвоены максимально четко, поэтому их крайне желательно наглядно демонстрировать с помощью видеоматериала или с помощью других наглядных методов [25].
Приведем пример решения такой задачи на уроке.
Преподаватель зачитывает текст задачи:
«Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали 2 автомобиля. Через два часа они встретились. Первый автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, а второй - со скоростью 60 км/ч. Каково расстояние между двумя городами?»
Анализ задачи начинается с наводящих вопросов. Учитель спрашивает:
«Ребята, что мы знаем о движении автомобилей? А что нам нужно узнать?» Во время анализа выполняется чертеж к задаче на доске и в тетрадях. Уделяется внимание пропорциональности размеров обозначений на чертеже (рис.6).