Общие вопросы теории и методики обучения физике



Дата24.04.2016
Размер42,5 Kb.
Общие вопросы теории и методики обучения физике.

1. Анализ способов построения курса физики в историческом аспекте. Особенности построения курса физики первой и второй ступени в соответствии с новыми программами по физике.

2. Планирование учебной работы учителя (годовое, тематическое, поурочное). Требования к составлению развернутого плана и конспекта урока.

3. Содержание и виды работы учителя физики. Подготовка учителя к уроку. Записи и зарисовки на доске.

4. Формы организации учебных занятий по физике в школе. Урок - основная форма учебных занятий. Типы и структура уроков. Требования к уроку.

5. Политехническое образование и профориентация школьников в процессе преподавания физики: принципы отбора политехнического материала для уроков, пути и средства ознакомления учащихся с научными основами техники, профориентация учащихся при обучении физике.

6. Методика преподавания физики как одна из педагогических наук, ее предмет и задачи; основные функции и задачи обучения физике.

7. Межпредметные связи курса физики в средней школе: сущность и значение, типы связей между учебными предметами, основные направления в осуществлении межпредметных связей. Межпредметные связи физики с математикой.

8. Формирование познавательного интереса учащихся при обучении физике. Возможности физики как учебного предмета для формирования познавательного интереса учащихся. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках.

9. Организация самостоятельной работы по физике. Виды самостоятельной работы; дидактические условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы учащихся. Работа учащихся с раздаточным материалом, индивидуальные учебные задания по физике.

10. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником, справочной и дополнительной литературой. Основные этапы развития умения работать с книгой. Роль обобщенных планов при изучении материала по физике различного характера.

11. Методика формирования физических понятий. Требования к определению понятий и приемы раскрытия их содержания. Обобщенный план изучения физических понятий. Методика формирования понятий о физических величинах в курсе физики первой ступени.

12. Формирование у школьников физических понятий. Основные этапы и способы формирования понятий в школе. Уровни усвоения понятий. Виды самостоятельных работ, способствующих эффективному формированию понятий и требования к ним.

13. Учебные семинары и конференции. Значение семинаров и конференций и их место в учебном процесс. Методика подготовки и проведения семинарских занятий и конференций.

14. Формирование у учащихся научного мировоззрения в процессе обучения физике. Основные направления в работе по формированию научного мировоззрения. Возможности физики как учебного предмета для раскрытия основных положений диалектического материализма и содержания основных законов диалектики. Формирование научной картины мира.

15. Проблемное обучение физике. Сущность проблемного обучения. Способы выдвижения проблем. Проблемное изложение материала.

16. Методы обучения физике. Классификация методов обучения. Методы и методические приемы и их взаимосвязь. Словесные методы обучения. Сущность метода эвристической беседы.

17. История физики в средней школе. История физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Рекомендации по использованию материала по истории физики на уроках. Исторический материал как иллюстрация диалектического характера развития физической науки.

18. Домашняя самостоятельная работа учащихся по физике как один из необходимых элементов учебного процесса. Виды и методика домашних заданий.

19. Задачи по физике и их классификация. Значение решения задач и их место в учебном процессе. Способы записи условия и методы решения задач. Обобщенный алгоритм решения задач по физике.

20. Методы, виды, формы и функции проверки в учебном процессе. Текущий опрос учащихся. Устная проверка знаний: методика проведения индивидуального и фронтального опроса. Требования к ответам школьников и их оценка.

21. Письменные формы контроля знаний и умений учащихся. Задания с выбором ответа. Формы оперативного контроля знаний учащихся.

22. Развитие творческих способностей школьников. Виды творческих заданий по физике. Творческая деятельность учащихся во внеурочное время.

23. Углубленное изучение физики, факультативные занятия. Формы проведения и методы обучения физике на факультативах. Содержание факультативных занятий по физике.

24. Внеклассная работа по физике. Содержание и формы организации внеурочной работы по физике. Физический и физико-технический кружки. Массовые формы внеурочной работы (декада физики, физические конкурсы). Физические олимпиады.

25. Методика организации и проведения экскурсий. Значение и место экскурсий в учебном процессе по физике. Подготовка учащихся к экскурсии. Подведение итогов экскурсий.

26. Методы исследования педагогической науки. Методы сбора информации. Организация педагогического исследования - педагогический эксперимент.

27. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. Классификация моделей. Индукция и дедукция.

28. Физический кабинет в школе. Планирование кабинета и размещение оборудования. Рабочие места учителя и учащихся. Организация хранения оборудования и подготовка его к занятиям. Ведение лабораторного хозяйства. Правила техники безопасности.

29. Формы организации и методика проведения лабораторных работ. Требования к отчетам учащихся. Оценка деятельности школьников на лабораторных занятиях. Методика организации и проведения физического практикума.

30. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: элективные курсы разной направленности (особенности содержания и построения программ).
Частные вопросы теории и методики обучения физике в основной

1. Методика проведения вводных уроков в 7 классе.

2. Методические особенности изучения темы "Первоначальные сведения о строении вещества" (7 класс).

3. Методика формирования понятия "сила" в курсе физики первой и второй ступеней обучения.

4. Методика и основные этапы формирования понятия "масса" в курсе физики средней школы (инерция, инертность).

5. Основные понятия темы "Тепловые явления" и методика их формирования в 8 классе.

6. Методика изучения темы "Световые явления" в 8 классе.

7. Методика формирования основных понятий кинематики в 9 классе.

8. Методика формирования понятия "давление" в твердых телах, жидкостях и газах (7 класс).

9. Методика изучения темы "Электрические явления" в 8 классе. Методика формирования основных понятий: электрический заряд, электрический ток, сила тока, напряжение на участке цепи, сопротивление проводника.

10. Методика формирования понятий: "давление в жидкости", "сила Архимеда", "атмосферное давление".

11. Методика изучения основных вопросов темы "Электромагнитные явления" (8 класс).

12. Методика формирования понятий: "механическое движение", "система отсчета". Величины, характеризующие механическое движение.

13. Методика изучения основных понятий и законов динамики.

14. Методика изучения законов сохранения в механике (закон сохранения импульса). Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса при решении задач.

15. Методика изучения темы "Механические колебания и волны".

16. Анализ понятий "работа" и "энергия". Закон сохранения энергии в механических процессах. Применение законов сохранения при решении практических задач.

17. Методика изучения основных законов и понятий темы "Электрическое поле" в средней школе.

18. Методика формирования основных понятий темы "Магнитное поле" (9-10 класс).

19. Научно-методический анализ темы "Основы молекулярно-кинетической теории" (10 класс). Основные демонстрационные опыты.

20. Методика изучения вопросов термодинамики в 10 классе. Научно-методический анализ понятий "внутренняя энергия", "количество теплоты".

21. Методика изучения темы "Законы постоянного тока" в 10 классе.

22. Методика изучения темы "Электрический ток в различных средах" в 10 классе. Основные демонстрационные опыты

31. Методика изучения строения атома в курсе физики средней школы.

32. Основные этапы и методика формирования понятия "электромагнитная индукция" (9, 11 класс). Подобать приборы, принцип действия которых основан на явлении электромагнитной индукции, объяснить их назначение

33. Научно-методический анализ темы "Электромагнитные колебания" в средней школе. Основные понятия и демонстрации по теме.

34. Методика изучения электромагнитных волн. Опыты с прибором для демонстрации свойств электромагнитных волн.

35. Физическая оптическая скамья (ФОС). Виды проецирования. Демонстрация волновых свойств света.

36. Методика изучения физики атомного ядра в основной (базовой) и средней (полной) школе.

37. Формирование понятия о единстве волновых и корпускулярных свойств света в курсе физики средней школы. Место изучения волновых и квантовых свойств света в школьном курсе физики. Методика изучения квантовых свойств света. Раскрытие роли русских и советских ученых в установлении квантовых свойств света (А.Г. Столетова, П.Н. Лебедева, С.И. Вавилова).

38. Изучение свойств элементарных частиц в курсе физики средней школы. Требования к знаниям учащихся об элементарных частицах к моменту окончания средней школы. Значение изучения свойств элементарных частиц для систематизации и обобщения знаний учащихся о веществе и поле.
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины.

ЛОГИКА И МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:



Основная часть учебного материала представляется в логически последовательной форме: определение основных понятий – опытные данные – установление взаимосвязей между физическими величинами в виде фундаментальных физических законов – формулировка физической теории, анализ области ее применимости, степени общности при описании физических явлений.
Каталог: files -> fpkipp
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
fpkipp -> Вопросы гэ по безопасности жизнедеятельности Часть I. Безопасность жизнедеятельности
fpkipp -> Тезисы на электронном носителе
fpkipp -> Модуль «Дошкольная педагогика» Раздел Общие вопросы дошкольной педагогики. Тема Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница