Общешкольное родительское собрание «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье» Собрание проходит в интерактивной форме. Все присутствующие разделены на группы: группа



Скачать 65.17 Kb.
Дата27.04.2016
Размер65.17 Kb.
Общешкольное родительское собрание «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

(Собрание проходит в интерактивной форме. Все присутствующие разделены на группы: группа «Поощрение», группа «Наказание», группа «Эксперты», аудитория)


Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и не может быть.

Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями — значит, все время учиться ими быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.

Разобраться в вопросах, что такое наказание и поощрение, какими они бывают и необходимы ли они в воспитании, помогут группы «Поощрение» и «Наказание», эксперты и вы, уважаемые родители, сидящие в зале. Начнем нашу работу.

I. Что такое поощрение?

а) ответ группы;

б) мнение, помощь зала;

в) эксперты.

Что такое наказание?

а) ответ группы;

б) мнение, помощь зала;

в) эксперты.

При подготовке к родительскому собранию, с учащимися 4-х, 5, 6-х, 8-х,9-х классов (всего 218 человек) было проведено анкетирование на заданную тему. Предлагаем посмотреть, что по этому поводу думают дети?


II. Какие виды поощрения и наказания используются родителями?

а) ответ группы «Поощрение» (зал дополняет);

б) ответ группы «Наказание» (зал дополняет);

в) Что говорят по этому поводу ваши дети?






г) слово экспертам.

Из анкет:

— «В моей семье нет ни того, ни другого. Отношения договорные — «сделай это — получишь взамен то. Будешь делать это — ничего не получишь». Может быть это и холодно, но меня это устраивает».

— «Наказывают меня часто, а о поощрении и речи не может быть, хотя я все делаю».

— «Меня не ругают, хотя и особо не хвалят».

— «Я всегда рада услышать хорошие слова, услышать их от своих родных и близких, большего и не надо».

В ходе подготовки к родительскому собранию учащимся было предложено продолжить фразу: «Если бы я был волшебником… (от чего бы ты избавился в воспитании)».




III. Вопрос группам

1. За что наказывают детей?

2. За что поощряют?

3. Поможет нам более полно ответить на заданный вопрос задание «Продолжи предложение» (работа с залом):

Я хвалю ребенка, если…

Я ругаю ребенка, если…

Я дарю ему подарки, если…

Я запрещаю ему, если…

4. Что говорят по этому поводу дети?

5. Слово экспертам.
IV. Предлагаю рассмотреть несколько проблемных ситуаций, с которыми мы часто сталкиваемся в обыденной жизни.

Ситуация 1 (работа с залом)

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»



Ситуация 2 (работа с залом)

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.



Ситуация 3 (работа с залом)

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.


Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая — мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже».


Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей! И в заключении цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

«Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».


А в какой атмосфере живет ваш ребенок?
В дневник учителя

Наказание — 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

2. (перен.) О ком-нибудь, о чем-нибудь трудном, тяжелом, неприятном.



Поощрение — 1. Вознаграждение, награда.

2. Содействие, сочувствие, одобрение наградой, возбуждение желания сделать что-нибудь.

Из словаря Ожегова
… Всякое наказание, безоговорочное требование, идущее вразрез с потребностями и желаниями самого ребенка, принуждение, которое мы применяем к детям, пользуясь своим правом сильного и взрослого. Все эти меры воспитания могут применяться в крайних случаях, очень осторожно, с учетом всех жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка. В противном случае перечисленные меры воздействия приносят не пользу в воспитании детей, а вред…

(Л.И. Божович)

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.

(А. П. Чехов)

Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать.

(Г. Бичер-Стоу)


Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.

(А. Шопенгауэр)

Лучший способ воспитать хороших детей — это сделать их счастливыми.

(О. Уайльд)


Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит, лишиться всякого их доверия и уважения.

(Ж. Лабрюйер)

Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви.

(И. Кант)



Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

(Эзоп)
Каталог: files -> img
img -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
img -> Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
img -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
img -> Компетентность ресурс качественного образования
img -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
img -> Российская федерация федеральный закон
img -> Внеурочная деятельность в профильных классах


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница