1
|
Определение понятия «общение».
Р.С. Немов рассматривает общение как тип внутривидовых и межвидовых контактов.
Д.А. Белухин: «Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Общаются две личности, обладающие также непохожими чертами и свойствами, пусть одна из личностей уже есть устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу, стремление понять другого и объяснить ему самого себя»
С позиции отечественного деятельностного подхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств.
|
Так как профессионально-педагогическое общение является подвидом более всеобъемлющего понятия «общение», то, естественно, у них много общего.
Лично мне кажется, что приведённая мной цитата Д.А. Белухина очень точно описывает все схожие признаки: установление контактов, стремление понять друг друга, не зависимо от того, кто общается.
|
Профессионально-педагогическое общение более направленное, порой менее эмоциональное, оно всегда нацелено на результат, на обмен опытом, на создание нужной атмосферы общения, у него есть вполне определённая цель.
Просто «общение» может более разноплановым, более эмоциональным, более субъективным.
|
2
|
Определение понятия «профессионально- педагогическое общение».
А.Н. Леонтьев: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива»
С.С. Степанов: «Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе»
К.К. Платонов: «Педагогическое общение — взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности»
И.А. Зимняя: «Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся»
|