Общее языкознание: предмет и задачи курса



страница1/4
Дата25.04.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4

  1. Общее языкознание: предмет и задачи курса.

Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м. быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира м. быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества. Поэтому предмет курса «Общее язык-е» соотносится с такими понятиями как «частное» и «общее» язык-е. Частное – изучает отд. язык или группу языков: русистика, славистика. Изуч-ся внутр. устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки. Если рассматривать язык с точки зр-я языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз ед-цы, уровни языка, особенности внутр. развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкоз-е может быть практическим, теоретич., прикладным. Практическое – заним-ся конкретными языками с целью их использ-я как ср-ва общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его ед-цы и соотношение м/ду ними, природу грамматич. Категорий и проч. Прикладное – отрасль заним-ся разработкой и приложениейм лингвистич. данных к потребностям общ-ва.

Т.о., общее яз-е изучает закономерности, хар-ые д/всех языков. Общие закономерности – это чел. язык в целом, язык как соц. явл-е, как ср-во познания, язык в его связи с мышлением, язык как явл-е культуры, язык как системи знаков, язык как особая структура. Общее яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя и обычно синхронич. В современном мире намечаются тенденции расширения объекта лингвистики. Всё больше внешних факторов входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ., 3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е заним-ся внутренним устройством языка, вместе с факторами, обусловливающими его ф-ционир-е и развитие.



Основные проблемы курса: 1) установить объект лингвистики, го границы, отделение от смежных наук. 2) проблема внутр. членения языка и внутр. связей, 3) особенности ф-ционир-я языка, его внешние связи, 4) проблема развития языка, 5) проблема знаковости языка и его место среди других знаковых систем, 6) проблема типологии языков мира, 7) проблема яз-х универсалий, 8) проблема методов, методик изуч-я языка.

2. Проблема природы и сущности языка.

Природа и сущность – понятия весьма близкие, но различать их следует. Под природой понимается исток, природа – это то, откуда берётся суть предмета. Сущность же – это внутренняя основа, содержательный смысл, сама суть чего-либо. Многокачественная природа языка подразумевает под собой объединение 3х факторов: биологический, психологический, социальный. 1. Язык биологичен и с этой точки зр-я – язык явление врождённое. Придерживались этого взгляда: Якоб Гримм, В. Гумбольдт. Язык без сомнения биологическое явление, т.к. связан с физиологическими процессами, протекающими в организме человека, деятельностью органов человеческого организма. Не будь у человека языка (как органа производства речи) или любого другого физиологич. компонента, человек при всём своём желании в социальном плане реализоваться, при абсолютной работе мышления, логической способности постоения мысли не сможет произвести ни одного звука. Речевая деят-сть, способность к обучению непосредственно связаны с биологич. особенностями, с работой головного мозга. 2. С точки зр-я психологии – язык психическое явл-е. В. Гумбольдт: язык – результат духовной жизни, деятельности всего народа, выражение разума (коллективного). А.А. Потебня, В. Вундт: в сущности языка лежат психологич. категории, результат мышления. И.А. Бодуэн де Куртенэ, Щерба: язык – фактор говорящего человека, язык связан со всеми псиич. процессами. Психологическая составляющая природы языка также связана с работой головного мозга, с особенностями психики. Чтобы речь порождалась, необходимо чтобы из головного мозга поступали соответствующие нервные импульсы. Их логичность и своевременность обеспечивается правильной работой мозга, способностью накапливать и отражать знания, логичностью мышления, нервной системой. Психологический аспект изучается в курсе когнетивной лингвистики.

3. Язык также социален. Ф-ция общения для языка – главная, господствующая ф-ция. Именно в этой своей ф-ции язык нужен людям, нужен обществу. Язык появляется из необходимости людей в процессе трудовой деятельности. Об этом уже высказывались мысли в работах В. Гумбольдта и Гегеля, в американской лингвистике соц. аспекты языка привлекали внимание Э. Сепира и Б. Уорфа. В отечественном яз-ии проблему «Язык и общ-во» осмысливали под разными углами зрения В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, Л.В. Щерба и др. учёные.

3. Вопрос о происхождении языка: основные гипотезы.

Вопрос о происхождении языка явл-ся не решённым. Он даже снимается с обсуждения на конференциях. Нужно, чтобы люди накопили знания. Одни связывают появление языка с магической заинтересованностью людей (религиозный феномен), другие – с социальными факторами, третьи – с биологическими основами, четвёртые – с психологией и проч. Среди гипотез о происхождении выделяются: 1) легенды и сказания, 2) религиозные гипотезы, 3) научные гипотезы: а) античные теории (школы Фюзей и Тесей, стоики), б) теории Нового времени (Лейбниц, Ж.Ж. Руссо).

Так, например, внечеловеческое появление языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Античные мыслители и «отцы церкви» в раннем средневековье сомневались, как мог Бог обучить людей грамматике. Возникла формула: Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов. Но есть и другие теории: Т. Фюзей – язык имеет природное происхождение (Гераклит Эфесский, 1 в до н.э.). « Имена – это тени, отражения вещей» Тот, кто называет вещь, открывает созданное природой, правильное имя. Учёные вновь и вновь обращались к этой теории. Особенно, когда выявляли сходства корней слов в разных языках. Потебня возвращ-ся к этой теории: «Есть внутренняя форма, идущая изнутри вещи».

В советское время наука больше поддерживала Т. Тесей – имена устанавливаются согласно договору м/ду людьми или обычаю. Можно объяснить тем, что в языке много немотивированных слов.



Т. звукоподражания идёт от стоиков, получила поддержку в 19 и даже 20 вв. Суть: «безъязычный чел-к», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом. Пр: ку-ку, кап-кап.. Но таких слов оч мало. И звукоподражать можно только звучащему, как же тогда назвать безгласное: дом, камень. Отрицать теорию нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным способом возник язык, было бы неправильным. Т. междометий идёт от эпикурейцев, противников стоиков. Её суть: первобытные люди инстинктивные животные вопли превращали в «естественные звуки» - междометия, кот сопровождали эмоции. Отсюда и произошли все ост слова. Эту точку зр-я в 18 в. поддерживал Руссо. Междометия входят в состав любого языка, но снова таких слов оч немного. Причина появл-я языка сторонниками этой теории связ-ся с экспрессивной ф-цией. Но есть многое в языке, что не связано с экспрессией. Т. трудовых выкриков возникла в 19 в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуаре, К. Бюхер): язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но труд. выкрики ничего не выражают, даже эмоций. Т. соц. договора – с сер. 18в. – сторонник А. Смит. Суть: люди договорились об использовании языка, условились как-то называть предметы. Но как?? Для этого нужно другое ср-во общ-я, на кот. должен был состояться договор.
4. Функции языка.

Ф-ция языка – это роль языка в человеческом общ-ве., это практическое проявление сущности языка. Учёные выделяют разные ф-ции языка, некоторые сходятся в своих трактовках, некоторые нет, и тем самым дополняют друг друга. Но все они сходятся на том, что язык – это средство общения людей. Т.е. перво наперво главной ф-цией языка явл-ся 1. коммуникативная ф-ция. Эту ф-цию выделяет, например, Б. Ганеев, В.И. Кодухов, Б.Н. Головин, Кард Бюлер, Б.Ю. Норман. Кроме этой ф-ции Ганеев выделяет ещё 2) мыслеформирующую: язык – это ср-во мышления в форме слов. 3) когнитивную (гносеологическую): язык – ср-во познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и следующим поколниям. Помимо этих Кодухов выделяет ещё 4) экспрессивную ф-цию - способность передавать инф-цию и оказывать на собеседника воздействие. Эту ф-цию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная ф-ция), чувств и эмоций (эмотивная ф-ция), волеизъявления говорящего (волюнтативная ф-ция). Данную экспрессивную ф-цию Ганеев относит к речи, а не к языку. Кроме неё к ф-ции речи он относит: референтивную (передача сообщения с ориентацией на контекст), поэтичекую (эстетическая, где главное – форма сообщения), апеллятивную (директивная – говорящий пытается вызвать реакцию адресата), фатическую (контактоустанавливающую) и метаязыковую (где предметом речи является сам код).



  1. Язык и общество.

Связь м/ду языком и обществом очевидна как д/учёных, так и д/рядовых носителей языка. Это связано с само проблемой возникновения языка. Язык- ср-во согласования действий людей. Коммуникативная (соц.) природа языка явл-ся доказанной в науке. Однако, язык нельзя сводить только к социальному и его нельзя отождествлять с другими соц. явл-ями, потому что: 1) любое соц. явл-е хронологически ограничено, а язык изначален и вечен, пока сущ-ет общ-во. 2) Язык неотделим от всех и любых проявл-й общественной жизни. 3) язык имеет надклассовый хар-р. Законы его изменения, развития не нах-ся в прямой зависимости от соц. расслоения общ-ва. 4) Язык – предпосылка общественного сознания и явл-ся фундаментом для разных форм обществ. сознания (религии, культуры, философии, науки). 5) язык опосредованно связан с бытием и общественной жизнью. 6) язык не относится к идеологии, не явл-ся ею, в отличие от политики, морали, религии. 7) язык в большей степени, чем все другие явл-я, независим от соц. истории общ-ва (ассимиляция языка не всегда входит в пользу страны завоевательницы). В истории существовали слишком крайние подходы к проблеме соотнош-я языка и мышления. Так использовались идеи Гумбольдта о том, что язык отражает дух народа, и допускалось, что язык диктует видение мира. Другая односторонняя трактовка сводится к преувеличению психологич св-в языка. Шахматов: Язык – это язык индивидуумов. Здесь преуменьшение общественного в языка. Марр предложил социалогизированную Т. языка: отождествлял развитие языка с развитием экономич. формаций, игнорируя собственные законы языка. Это показывает полное непонимание историч. развития языка. В 70е гг Б.А. Серебренников выделили неск. направлений в соотношении языка и общ-ва: 1. роль общ-ва в создании и формир-и языка; 2. раскрыть зависимость развития языка от развития и состояния общ-ва; 3. выражение языком обществ. сознания; 4. специфика обслуживания общ-ва языком. Так, Ю.С. Степанов говорит о роли общ-ва в создании и формир-и языка, раскрывает зависимость языка от состояния общ-ва. 1) В первобытно-общ. строе (родоплеменном), когда в социальных проявлениях услеживалось разделение рода на м. и ж., старших и младших, одушевление окруж. природы, культ животного предка, создание племенных отнош-й, в языке происходило различение групповых языко, муж. и жен. речи, языка старш. и младш, быстрое накопление словаря, смешение языков того времени. 2) Рабовладельч. строй, когда образ-сь гос-во, формир-ся общий ЛЯ, кот. не был суммой диалектов, хотя и впитывал отд. черты; склад-ся понятие СТИЛЬ. 3) Феод. строй, с укреплением гос-ва и соц расслоением общ-ва, приходит жёсткая тенденция к унификации языка; но с др. стороны – тенденция к 2-язычию: лит и нелит язык; страшная диалектн. раздробленность на окраинах. 4) Капиталистич. строй, когда формир-е нации, выработка соц, экономич, правовых, образ-х норм, формирует и единый нац язык, усил-ся роль лит письменного языка.

О выражении языком общ сознания: мышление универсально д/всех членов общ-ва, значит мышл-е имеет соц хар-р. Язык и мышл-е связаны, значит язык выражает общественное, а не индивид-е. всё содерж-е общественного опята становится достоянием. В языке фиксир-ся наиб значимый опят людей; частотные явл-я; актуальные явл-я; явл-я, изменённые по отнош-ю к предыдущему. Социальные факторы языка склад-ся как повторяющиеся индивид-е. Влияние общества на язык осущ-ся посредством: 1) формир-я норм (это решает именно общ-во), 2) госуд политики в области языка, 3) системой информир-я в общ-ве, 4) образованием.

6. Проблема взаимосвязи языка и мышления.

Язык и мышление неразрывно связаны м/ду собой. Язык явл-ся особым условием возникновения мышл-я, формой его сущ-я и способом ф-ционир-я. Мышление и язык склад-ся в единый речемыслит. комплекс.

В истории языкознания соотношение языка и мышления осмысливалось по-разному. А. Шлейхер, Мюллер, Ф. де Соссюр, Л. Блумфилд говорили о равенстве, равноправии языка и мышления; Аристотель и И.П. Павлов отмечали, что мышление шире языка; Гумбольдт и Уорф, наоборот, говорили, что язык шире мышления; наконец, в современности утверждается равное взаимодействие и взаимообусловленность языка и мышления. Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.

Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.

Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себы – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.




  1. Психофизиологические и лингвистические основания взаимосвязи языка и мышления.

Язык и мышление неразрывно связаны м/ду

собой.


Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.

Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.

Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себя – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.




  1. Понятие системы в лингвистике. Системные свойства языка.

Понятия «структура» и «система» в языкознании и не только часто смешиваются и

подменяются одно другим. Но Кубрякова Е.С. и Мельников Г.П. пишут, что любой естественный объект можно подвергнуть троякому рассмотрению: 1) как определённой совокупности Эл-тов, 2) как опред совокупности отнош-й м/ду Эл-тами, 3) как связного целого, т.е. как определён-й согласованной сов-сти Эл-тов и отнош-й. Отсюда 3 подхода: элементарный, структурный, системный. Т.о., видно, что структура не равно объекту в целом (как система). Языковая система – это множество яз-х эл-тов, находящихся в закономерных связях и отнош-ях др с другом, характеризуемое определённой целостностью. Система – это целостность, единство входящих в него Эл-тов. Структура – мн-во эл-тов и закономерные связи м/ду ними. Признаки системы: 1) целостность и неделимость, 2) наличие устойчивых связей (в структуре можно устанавливать разные связи и варьировать их), 3) организация и эмерджентность (идиоматичность – связанность, невыводимость значения высказ-я из значения входящих в него слов: текст не равен значению входящих в него эл-тов). Система в отличие от структуры – это ф-циональное единство, организованная сложность. Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грам. ср-в, объективирующая работу мышл-я и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в общ-ве.

9. Проявление системных свойств языка. Языковая система – это множество яз-х эл-тов, находящихся в закономерных связях и отнош-ях др с другом, характеризуемое определённой целостностью. Признаки системы: 1) целостность и неделимость, 2) наличие устойчивых связей (в структуре можно устанавливать разные связи и варьировать их), 3) организация и эмерджентность (идиоматичность – связанность, невыводимость значения высказ-я из значения входящих в него слов: текст не равен значению входящих в него эл-тов). Система в отличие от структуры – это ф-циональное единство, организованная сложность. Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грам. ср-в, объективирующая работу мышл-я и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в общ-ве.

Язык как система имеет реальное членение на эл-ты, образующие его на разных уровнях. Наиболее крупное и общее членение – это членение эл-тов на фонетические, лексич., морфологич., словообраз-е, синтаксические. М/ду ними сущ-ют и действуют мощные связи и отнош-я. В том числе в ряду этих элементов можно также выделить свои элементы, связанные определёнными отношениями. Так, например, среди лексических единиц обнаруживаем целый набор синонимичных или антонимичных друг другу эл-тов. Эти системы также целые. Выкинуть из них какой-либо эл-т и всё изменится. В морфологии есть также свои отношения между эл-тами:морфология языка – это части речи и каждая часть есть класс слов, объединённых общностью грам знач-я, парадигматич и синтагматич св-в. Вся система языка пронизана и держится на отношениях синтагматики и парадигматики.




  1. Системное устройство языка. Язык как система систем.

Языковая система – это множество яз-х эл-тов, находящихся в закономерных связях и отнош-ях др с другом, характеризуемое определённой целостностью. Признаки системы: 1) целостность и неделимость, 2) наличие устойчивых связей (в структуре можно устанавливать разные связи и варьировать их), 3) организация и эмерджентность (идиоматичность – связанность, невыводимость значения высказ-я из значения входящих в него слов: текст не равен значению входящих в него эл-тов). Система в отличие от структуры – это ф-циональное единство, организованная сложность. Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грам. ср-в, объективирующая работу мышл-я и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в общ-ве.

Язык как система имеет реальное членение на эл-ты, образующие его на разных уровнях. Наиболее крупное и общее членение – это членение эл-тов на фонетические, лексич., морфологич., словообраз-е, синтаксические. М/ду ними сущ-ют и действуют мощные связи и отнош-я. В том числе в ряду этих элементов можно также выделить свои элементы, связанные определёнными отношениями. Так, например, среди лексических единиц обнаруживаем целый набор синонимичных или антонимичных друг другу эл-тов. Эти системы также целые. Выкинуть из них какой-либо эл-т и всё изменится. В морфологии есть свои отношения между эл-тами: морфология языка – это прежде всего части речи и каждая часть есть класс слов, объединённых общностью грам знач-я, парадигматич и синтагматич св-в. Вся система языка пронизана и держится на отношениях синтагматики и парадигматики. В языке множество отношений и напластований, поэтому верно утверждение, что язык – это система систем.

11. Внутренние и внешние законы функционирования и развития языка. Понятие языковой универсалии.

Развитие – это последовательный, непрерывный, причинный процесс. Законы развития языка – законы постепенных, качественных изменений, происходящих в нём. На функционир-е и развитие языка влияют многие факторы, которые можно поделить на внутренние и внешние. Спеди внутренних закономерностей развития языков выделяют: 1) универсальные законы – универсалии (языковые антиномии): 1. ассимиляция означающего и означаемого языкового знака. Результатом этого является многозначность и синонимия. 2. Противостояние нормы и языковой системы. 3. Антиномии кода (языка) и текста: чем больше в коде ед-ц, тем короче текст, чем меньше язык, тем короче текст. 4. Антиномия говорящего и слушающего: тенденция говорящего – перевод смысла в текст, а тенденция слушающего – перевод текста в смысл. 5. Антиномия информационной и экспрессивной ф-ции языка – «2 стороны одной медали».



Тенденции, действующие в языке и определяющие его развитие: 1) к облегчению произношения, 2) к выражению разных значений разными формами, 3) к выражению близких значений одной формой (тенденция к унификации), 4) к созданию чётких границ м/ду морфемами, 5) к экономии яз ср-в, 6) к ограничению сложности реч сообщений.

Среди внешних причин изм-я языка выделяют: 1) дифференциацию языка – разное развитие языков, кот. раньше составляли единый язык. 2) интеграция – собирание из диалектов единого языка, 3) взаимодействие языков: сосуществование, смешение, скрещивание. Диглоссия – одновременное сущ-е в общ-ве 2х форм одного языка, применяемых в разных ф-циональных сферах. (Говорящий обязат. оценивает свою речь по шкале «высокий – низкий»).



Адстрат – сов-сть черт яз системы, объясняемых как результат влияния одного языка на другой в условиях длит. сосущ-я и контактов народов, говорящих на этих языках. Это промежуточный слой м/ду 2мя самост языками. Суперстрат – совокупность черт яз системы, не выводимых из внутр законов развития языка и объясняемых как результат растворения в данном языка языка пришлых этнич групп, ассимилированных исконным нас-ем. Субстрат - совокупность черт яз системы, не выводимых из внутр законов развития языка и предполагающая широкое этническое смешение и яз ассимиляцию пришельцами коренного нас-я ч/з стадию двуязычия. Пиджин – структурно-функц тип яз-в, не имеющих коллектива исконных носителей и развившийся путём развившихся путём существенного упрощения структуры языка-источника, исп-ся как ср-во межэтнич общения в среде смешенного нас-я. Креольские языки – языки, сформировавшиеся на основе пиджинов и ставшие родными д/определённого коллектива их носителей. Койне - функц тип языка, как основного ср-ва общ-я с широким диапазоном коммуникативных сфер в условиях регулярных соц контактов м/ду носителями разных диалектов или языков. Лингва Франка - функц тип языка, как основного ср-ва общ-я м/ду носителями разных яз-в в огранич. сферах общ-я.


  1. Язык как особая знаковая система. Свойства языкового знака.

Язык – это система знаков. Общее понятие знака заложено в трудах Чарльза Пирса, Ф. де Соссюра, Г. Огдена, А. Ричардса, Ч. Мориса. Св-ва знака: 1) двустороннее явл-е (идеально-мат), 2) указ-ет на объект, находящийся за его пределами, 3) опосредован сознанием человека. Ч. Пирс - представитель семиотики предлагает универсальную класс-цию знаков: 1) иконич знаки – план формы тождественен с сутью. 2) индексальные знаки местоимения, наречия), 3) символические знаки – устойчивые, культурно обработанные, всем известные. О связи означающего и означаемого в знаке 1. Соссюр говорит, что она условная, 2. Потебня А.А. – что она естественная, 3. современная точка зр-я – относительно условная связь. О единицах языка Э. Бенвенист говорит: - это эл-ты, единообразные и неразложимые с точки зр-я определённого уровня членения текста (фонологич, морфологич и проч) и противопоставленные др другу в системе, соответствующей данному уровню. Признаки ед-ц языка по Ф. де Соссюру: 1) Яз. ед-ца выделяется, если в ней есть однозначное соответствие м/ду ПВ и ПС. 2. Воспроизводимость. 3. Системные связи данной ед-цы: синтагматич., парадигматич., иерархические. 4. Исчислимые ед-цы. Язык отличается от остальных знаковых систем. Язык – это универсальная знакова система. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни. Он способен выразить любое новое содержание, если это понадобится, чего не могут обеспечить искусственные знак. системы. Для яз знака действует закон С.О. Карцевского об асимметричном дуализме: когда ПВ и ПС не покрывают друг друга полностью, а всегда скользят по наклонной плоскости друг друга, пытаясь выйти за грамицы.



  1. Язык и речь. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.

Различие м/ду языком и речью – основополагающий принцип современного языкознания. Но в понимании этих сущностей языковеды до сих пор расходятся. В. Гумбольдт в нач 19в.: Язык это не продукт деятельности, а деятельность. Потому что его можно ощутить только в связной речи, что доказывает то, что сущность языка заключ-ся в его воспроизведении. Расчленение языка на слова и правила – это мёртвый продукт научного анализа. Но Ф. де Соссюр (1857-1913) создаёт систему дихотомий: изучение речевой деят-сти распадается на 2 части – одна из них, основная, имеет предметом язык, т.е.нечто социальное по существу и независимое от индивида (чисто психическая наука); другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону реч. деятельности, т.е. речь, включая фонацию, (она психофизична). Эти 2 предмета тесно взаимосвязаны. Щерба, как и Соссюр, выделял реч деятельность, под кот. понимал «акты говорения и понимания». В опыте нам дана только речевая деятельность, а из неё выводится то, что он наз-л «языковым материалом». В языковой материал у него входит совокупность всего говоримого и понимаемого, а ещё тексты (литература, рукописи, книги). Т.о., яз материал у Щербы близок к понятию речь у Соссюра. Далее из актов говорения и понимания путём умозаключений создаются «языковые системы» (тоже, что язык у Соссюра, только у Щербы эта сущность абстрактная, а не конкретная). Св-ва Языка и Речи: 1. Идеальное – Материальное, 2. Общее – Единичное, 3. Социальное – Идеальное, 4. Устойчивое – Динамичное, 5. Инвариантное – Вариантное, 6. Потенциальное – Актуальное.

В каждой знаковой системе сущ-ет 2 вида отнош-й между знаками – синтагматические и парадигматические. Синтагматические отнош-я возникают между сочетающимися в коммуникативном акте знаками, находящимися м/ду собой в линейной последовательности. В парадигматических отнош-ях нах-ся знаки, которые заменяют или потенциально могут заменить др друга в коммуникативном акте.


14. Классическая лингвистика о соотношении понятий «язык» - «речь» - «речевая деятельность».

Различие м/ду языком и речью – основополагающий принцип современного языкознания. Но в понимании этих сущностей языковеды до сих пор расходятся. В. Гумбольдт в нач 19в.: Язык это не продукт деятельности, а деятельность. Потому что его можно ощутить только в связной речи, что доказывает то, что сущность языка заключ-ся в его воспроизведении. Расчленение языка на слова и правила – это мёртвый продукт научного анализа. Но Ф. де Соссюр (1857-1913) создаёт систему дихотомий: изучение речевой деят-сти распадается на 2 части – одна из них, основная, имеет предметом язык, т.е.нечто социальное по существу и независимое от индивида (чисто психическая наука); другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону реч. деятельности, т.е. речь, включая фонацию, (она психофизична). Эти 2 предмета тесно взаимосвязаны. Щерба, как и Соссюр, выделял реч деятельность, под кот. понимал «акты говорения и понимания». В опыте нам дана только речевая деятельность, а из неё выводится то, что он наз-л «языковым материалом». В языковой материал у него входит совокупность всего говоримого и понимаемого, а ещё тексты (литература, рукописи, книги). Т.о., яз материал у Щербы близок к понятию речь у Соссюра. Далее из актов говорения и понимания путём умозаключений создаются «языковые системы» (тоже, что язык у Соссюра, только у Щербы эта сущность абстрактная, а не конкретная).

15. Языкознание древности (языкознание в древней Индии, древней Греции и Риме).

Языкознание Древней Индии. Древнеиндийская лингвистич традиция насчитывает свыше 2500 тыс лет. Она возникла из-за потребности в сохранении точного произношения священных гимнов – Вед, а также нормализации санскрита – единого лит языка Др. Индии. Вопросы языка рассматривалис уже в самых ранних памятниках ведической литературы – ведангах. В одной освещались вопросы фонетики и произнош-я, в другой – грамматики, в третьей – этимологии и лексикологии, четвёртая – теории поэзии. Наиб известный грамматист Др Индии – Панини (5в до н.э.), составил 1ую нормативную грамматику индийского языка. Она содержит свыше 1000 правил. Большое место в грамматике уделяется фонетике, разбирает морфологич явл-я. Он впервые даёт образцы сравнительного метода, сопоставляя санскрит и ведический язык. Катьяяну (3в до н.э.) привносит в языкознание идею историч развития языков. Древнеиндийский философ Бхартрихари (5-6 вв) в труде «Вакьяпадийя» разбирает вопросы соотношения предложения и суждения в философском аспекте. Основной ед-цей считает предлож-е, тк оно способн передавать мысль. Слова же искусственны, ничего не выражающие построения учёных. Индийцы составляли и словари, в которых заключались непонятные слова в Ведах. В 5-6 веке Амара составил словарь санскрита, который и сейчас широко используется.

Древняя Греция и Рим. В 8-7 вв до н.э. создаётся греческий алфавит. В истории древнегреч языкознания выд-ся 2 периода: философский (5-3 вв до н.э.), когда проблемы языка решались в связи с философскими проблемами, и александрийский (3в до н.э. – 4 в н.э.) , когда грамматика стала самост наукой. Одной из проблем привлекавших мыслителей древности была проблема происхождения языка. Антич философы не признавали божественного происхождения языка. В 5 веке Платоном вырабатывались правила речи и теория красноречия. Аристотель во 2 в до н.э. пишет грамматическое учение. В «Поэтике» основными частями речи у него явл-ся Имя и Глагол. В риторике он пишет ещё и о Союзе. Аристотель пишет и о предложении, правда тогда не было современного термина. С деятельностью стоиков связ-ся зарождение этимологии. Стоики говорили о синтаксисе, как не о грамматической, а о логической дисциплине. Расцвет античной языковедч-й традиции приходится на Александр-й период. Слово опред-ся александрийцами, как наименьшая значимая часть связной речи, а предложение – как соединение слов, выражающее законченную мысль. Деонисий выделил 8 частей речи.

Из римских языковедов отметим Марка Теренция Варрона (116-27 до н.э.) «О латинском языке». «О сходстве слов», Элиа Доната (4 в), Присциана (6 в) «Курс грамматики». В римском яз-ии впервые появились работы, посвящённые сопоставит изуч-ю греческого и латинского языков.



30.Основные направления современного языкознания.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЛИНГВИСТИКИ.

  1. господство коммуникативной парадигмы.

  2. Возникновение большого количества стыковых наук (психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, математическая лингвистика, этно-лингвистика)

  3. Учёт человеческого фактора в языке. В одной и той же ситуации разные люди говорят и ведут себя по-разному. Различные стратегии: убеждения, спора, самореализации, самодискредитации.

  4. Стирание граней между национальными школами.

  5. Отсутствие единого научного центра. В 19 веке однозначным лидером в области лингвистики была Германия. В начале 20 века лидерами в области социолингвистических исследований были СССР и США (создание алфавитов для бесписьменных языков, изучение и описание языков индейцев). США ввели термин «зона лингвистического бедствия».

  1. Австралия (153 умирающих языка)

  2. Боливия, Перу (113)

  3. Восточная Сибирь

  4. Северо-Западное побережье Тихого океана (53)

  5. расширение курса изучаемых языков. В 19 веке лингвистика только зародилась. Изучались в основном индоевропейские языки. Раньше не изучались папуасские, языки Кореи, народов Африки, креольские.

В отечественном языкознании 20в. развивались все основные лингвистические теории, особенно методы структурализма.

Л.В. Щерба дальнейшая разработка учения о фонеме

Смерницкий – решал общеязыковедческие проблемы, являлся видным англистом.

В.В. Виноградов – труды по историческому и современному состоянию русского языка и стилей писателей, лингвистический и литературоведческий анализ стилей, теория фразеологии.

На рубеже веков наметилась смена научной парадигмы (Кубрянова С.С.).

Современная парадигма характеризуется, в числе прочих особенностей переходом от структурального изучения языка в самом себе и для себя к анализу вербальной коммуникации в широком социальном, культурном и психологическом контексте. В рамках этой парадигмы развиваются следующие наиболее актуальные направления лингвистических исследований:



  1. Семантические – изучение значений языка, единые механизмы их формирования, способы соединения с той или иной формой, типологии значений, способов номинаций.

  2. Когнитивная лингвистика – изучение восприятия человеком действительности и отражение этого восприятия в языке; отражение ментальных сущностей в языковых структурах

Лингвокультурология - изучение культурной специфики лингвистических феноменов

16. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения.

Средние века в Европе хар-ся спадом во всех обл-ях науки,в т. Ч. И в языкознании Единственным изучаемым яз. Эпохи средневековья была латынь. Латынь изучалась в чисто практических целях,т.к латинский яз. Был универсальным яз науки.Осн. пособия по лат яз. Данного времени явл. Книги римских грамматистов Доната и Присциана.

Эпоха Возрождения(ЭВ) выдвинула 3 осн. проблемы в яз.(по мнению Реформатского):

1)созднание и развитие национальных яз.2)изучение и освоение различных яз. В международном масштабе3) пересмотр античного и средневекового лингвистического наследия.

Распад феодальных отношений,развитие капитализма исключали сохранение раздробленных местых диалектов и мёртвого ЛЯ-латыни.В 13-14 вв. начинается процесс создания национальных яз.

Данте Алигьери одним из первых заинтересовался вопросами яз. В трактате «Онародной речи»,касается вопр. О происхождении яз.,указывает на то,что для передачи др. др. своих мыслей людям необходимо иметь разумный и чувствительный знак.т.е. язык.Данте считал,что яз. Имеет двустороннюю природу:чувственную-звучание и рассудочную-способность яз. Обозначать,означать.Впервые в истории культуры Д. ставит вопр. О народном и ЛЯ.

Грамматист ЭВ П.Раме(Рамус) выступил против схоластики Аристотеля.Он написал грамматики греч.,латинского и франц. Яз-ов.Я Аурус в своей работе «Обуквах две книги» он даёт систематическое определение зв. Речи и способов их образования. Его назыв. Первым фонетистом нового времени.

С 16 в. В России нач-ся разработка грамматич.вопросов.,в частности в работах Максима Грека.Первой собственно славянской грамматикой ,на кот. Сказалось влияние западноевропейских учений ,была «Г. славянская…» Лаврентия Зизания: автор,пользуясь греческими обазцами даёт 10 скл. И 2 спряжения. Несколько раз переиздавалась грамматика М.Г. Смирницкого.Наеё основе позже были созданы грамматики Ф.Максимова.


Особенность всех грамматик 14-17 в.-описательный хар-р.В основе нац.грамматик положены схемы латинской грамматики,но изложение грамматич. Особенностей нац. яз-ов не укладывалось в эти схемы,что вело к выявлению специфич. Особенностей различных яз. И содействовало развитию грамматики.

17.Основные принципы «Всеобщей рациональной грамматики» Пор-Рояля.

В развитии лингвистической мысли 17. В. Особое положение занимает одна из первых теоретич. Грамматик,известная под названием «Всеобщей рациональной грамматики» или Г-ка Пор-Рояля.Данная Г-ка написана аббатами монастыря Пор-Руаяль А.Арно и К.Лансло.Философская основа Г-ки- идеи фр. философаР.Декарта.

Данная Г-ка имеет своей целью изучение логических принципов ,лежащих в основе всех яз. ,исследование общих,универсальных признаков,а также исследование природы слов,их строения и различных свойств.Авторы Г-ки указывают на то,что в яз. Всё должно быть подчинено логике и целесообразности.Задача рациональной Г-ки закл. В том,чтобы сформулировать законы,обеспечивающие изучение как отдельного яз.,так и всех яз. Мира.Авторы Г-ки считают,чтто это можно достичь лишь выяснив пути и способы отражения в яз. Таких логических категорий,как понятие,суждение,умозаключение..Т.О. суждение называется предложением(т.к. выражено в словах),а слово понимается как понятие,выраженное членораздельными звуками.Каждое предл. Вкл. В себя :субъект,связку и атрибут.

Г-ка П-Р. Исходит из отождествления логических и яз. Категорий.

Г-ка определяется как искусство говорения,речи.Говорить-значит вражать свои мсли с помощью знаков,созданных людьми для этой цели.знаки могут передаваться звуками голоса.Под знаками авторы Г-ки понимают слова ,кот. Подразделяются на классы:1 класс обозначает предмет мысли(сущ.,местоим.,причастия,нареч.,предлоги,артикли)2 класс-способ,манеру развития мысли (гл.,союзы,междометия).Узнаков выделяются 2 стороны :внешняя –это то,чем они явл. По природе,т.е. звуки или буквы, и внутренняя-это способ ,кот чел. Выражает ими свои мысли,т.е. обозначение..

Также в книге уделяется место вопросам синтаксиса:рассматриваются различные типы конструкций,приводятся общие синтаксические правила,схожие во всех яз.



26.Вклад Московской лингвистической школы в теорию языкознания. Московская лингвистическая школа, одно из основных направлений в русском дореволюционном языкознании, созданное в 80—90-х гг. 19 в. Ф. Ф. Фортунатовым. Московская лингвистическая школа — новый этап в развитии теории грамматики и сравнительно-исторического индоевропейского языкознания, так называемое формальное направление в изучении структуры языка. Оно1) разграничило реальные значения, относящиеся к обозначаемому, и формальные значения, относящиеся к самому языку. 2)Было выдвинуто новое понимание формы слова как его способности распадаться на основную и формальные принадлежности.3) Был разработан строгий формальный метод сравнительно-исторического анализа, 4)сделан ряд крупных открытий в области сравнительной морфологии индоевропейских языков, разработана сравнительная семасиология. 5)Фортунатов сформулировал идею внешней и внутренней истории языка, единства истории языка и истории общества, которая определяет задачи и методологию науки о языке, т. к. сравнительно-исторический метод вытекает из объективного факта форм существования самого языка. К Московской лингвистической школе принадлежат Г. К. Ульянов, М. М. Покровский, В. К. Поржезинский, А. И. Томсон, Я. М. Эндзелин, Д. Н. Ушаков и др.

Фортунатов – выдающийся русский языковед, профессор МГУ, лингвист европейского масштаба (1848-1914. Он последователь младограмматизма, который неустанно подчеркивал необходимость сравнит.-историч. изучения языков. По его убеждению, каждый язык представляет собой постоянно изменяющееся явление. Каждый данный этап в развитии языка – видоизменение предыдущего этапа. Поэтому факты языка следует изучать с исторической точки зрения. Однако, исторический метод не является единственным, полагал Ф. Он не абсолютизирует историзм и считает, что для адекватного описания языковых явлений должны применяться и псих, и соц. подходы, т.к. сущностью языка явл. сочетание физиол., псих. и соц. факторов. В грам. теории центр. положением явл. учение о грам. форме, которое завоевало много сторонников. Иногда это учение даже называют формальным направлением в языкоз. (формализмом). Под грам. формой Ф. понимает морфологическую членимость слова. О наличии той или иной грам. катег. в языке мы можем судить только по наличию ее морфол. выражения. Аналит. граммат. формы, т.о., лишаются права называться грам. формой и исключаются из грам. анализа языка. В области синтаксиса Ф. также применяет формальный подход, в соотв. с которым не разграничивается словосоч. и предлож. «Законченное словосоч. есть предлож.»

27.Казанская лингвистическая школа.

КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, сложилась в конце 1870-х — начале 1880-х годов в Казанском университете. Два главных ее представителя — И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский. Поскольку оба были поляками, принято считать Казанскую лингвистическую школу направлением польской науки. Однако существовала она в России, ее представители писали по-русски (работы И.А.Бодуэна де Куртенэ на польском и немецком языках относятся к более позднему времени), а в состав школы входили и русские ученые, ученики И.А.Бодуэна де Куртенэ, прежде всего В.А.Богородицкий (1857-1941).

Бодуэн де Куртене (1845-1929) – гордость российской лингв. мысли, создатель Казанской, а затем Петербургской лингв. школ. Его учениками и последователями были выдающ. лингв.: Н.В.Крушевский, В.А. Богородецкий, Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов. Стремление к теор. обобщениям, к филос. осмыслению яз. проблем выгодно отличало учение Б. де К. от эмпиризма младограмматиков. Не абсолютизирует он и психологизм в языке, постоянно подчеркивая его соц. обусловленность. Еще до Соссюра он выделял противоположные стороны в сущности языка, которые образуют его сущностные характеристики. Такими сторонами явл., например, язык и речь. Язык – комплекс членораздельных звуков и обобщенные конструкции из них, а речь – это реальный язык. Кроме того: статика и динамика. В связи с этим может быть 2 способа описания языка – того, что сущ. без учета изменений, и описание изменений. Хотя разрыв статики и динамики – явл. искусственное, т.к. «спокойствие, остановка, застой – явление кажущееся… статика языка есть только частный случай его динамики. Соврем. явл. станут понятными, если спросить историю языка». Изменчивость языка обусловлена как внешними, так и внутренними факторами. Внеш. причины – соц. причины (изменения в об-ве), а к внутренним Б. де К. относил причины психич. хар-ра – «бессознательного забвения», «стремления к удобству», «бессознат. абстракция». Он одним из первых выдвинул тезис о языке как системе взаимосвяз. и взаимообуслов. элементов. Понятие «системности» языка он связывал с понятием «знаковости». В области лингв. теории важным достижением Б. де К. явл. его учение о фонеме. Он первым в языкоз. указал на несовпад. физич. и функцион. св-в звука. И ввел, в связи с этим, понятие фонемы. Звук – физич. явл., продукт вибрации воздуха, фонема – лингв. элемент, обобщающий фонетический тип. Т.о., Б. де К. явл. родоначальником фонологии. Своим трудом «Опыт теории фонетических альтернаций» он положил также начало морфонологии, показав, что в ряде случаев происходит варьирование не фонем, а морфем. Т.е. он показал фонетич. изменения в синхронии. Он выделяет разные виды морфонологических альтернаций:

1. макроскопические (на уровне морфем) % ходить – хаживать

2. дивергенция % воды – вода – водяной

3. эмбриональные (микроскопический) % мат-мать, гОда-годА

Он установил историч. изменен. основ в индоевроп. языках. Общие индоевроп. основы в их первонач. виде давно не сущ. В морф. структуре индоевроп. языков произошел целый ряд процессов, которые привели к полному расхождению морф. систем индоевроп. языков, а также к смешению морф. типов внутри отдел. языков.

1. аналогия – морф. изменения происх. в определенных, характерных для данного языка направлениях

2. переразложение – изменения границ между частями слова (рука – древняя общеевроп. основа)

3. опрОщение – структура слова становится проще (подушка, кольцо)



23.Вклад Пражской лингвистической школы в теорию языкознания.

Пражская лингвистическая  школа - одно из основных направлений структурной лингвистики. Центром деятельности П. л. ш. был Пражский лингвистический кружок (создан в 1926, организационно распался в нач. 50-х гг.). Творческий расцвет относится к 30-м гг. Кроме чеш. и словацких филологов, таких, как В. Мате-зиус (организатор и глава кружка), Б. Трнка, Б. Гавранек, Й. Вахек, Я. Мукаржовский, позднее В. Скаличка, Й. М. Коржинек, П. Трост и др., в кружок входили питомцы Моск. ун-та Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, а также С. О. Карцевский, близкий Женевской школе. Творчески связанными с П. л. ш. были П. Г. Богатырёв, Г. О. Винокур, Е. Д. Поливанов, Б. В. То-машевский, Ю. Н. Тынянов. Идейным предшественником П. л. ш. являлся Ф. де Соссюр, с именем к-poгo связано представление о языке как частном случае семиотических систем (см. Семиотика). Концепция П. л. ш. испытала также влияние рус. лингвистической традиции, в частности идей Ф. Ф. Фортунатова, Л. В. Щербы и особенно И. А. Бодуэна де Куртенэ. Однако многие положения П. л. ш. связаны с собственно чеш. лингвистической традицией и высказывались представителями П. л. ш. задолго до её организационного оформления и опубликования «Курса общей лингвистики» Соссюра.


Их основная идея -представление о языке как о функциональной системе, т. е. как о «системе средств выражения, служащей какой-то определённой цели». Развивая идею системной организации языка, П. л. ш. отвергла взгляд Соссюра о непреодолимости преград между синхронией и диахронией, настаивая на системном подходе к эволюции языка, с одной стороны, и на динамической концепции языка, рассматриваемого в синхронном аспекте,- с другой.
С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функциональная концепция П. л. ш. воплощена в исследованиях звуковой стороны языка; пражцы обосновали новый раздел науки о языке - фонологию,сыгравшую первостепенную роль в развитии структурной лингвистики. Центральное место в фонологической концепции П. л. ш. (систематизированной в труде Трубецкого «Основы фонологии», 1939) занимает понятие оппозиции. С данной концепцией оппозиции связано понимание фонемы как определённой совокупности «дифференциальных признаков», т.е. тех свойств фонетической субстанции, к-рые отличают противопоставленные фонемы друг от друга. Принципиальное обращение к фонетическим признакам - отличительная черта пражской фонологической концепции, противопоставляющая её «чистому дистрибуционализму» дескриптивистов и особенно глоссематиков, считавших, что «субстанциональные» свойства не могут быть непосредственным предметом исследования структурной лингвистики.
Понятия и методы, разработанные на фонологическом материале, были применены в работах представителей П. л. ш. к другим областям лингвистического исследования. В работах Якобсона о грамматических оппозициях была поставлена задача поисков единого семантического инварианта каждого из членов морфологической категории, обосновывался тезис о непременной бинарности лингвистических (в т. ч. грамматических) оппозиций, выдвигалась идея неравноправности членов морфологической корреляции. Наиболее существенным вкладом П. л. ш. в синтаксис явилось учение Матезиуса об актуальном членении предложения , в основе к-рого лежит мысль о принципиальном различии между двумя возможными способами анализа предложения: формальным членением, выделяющим подлежащее и сказуемое и раскрывающим грамматическую структуру предложения, и членением на «тему» и «рему», выявляющим его «функциональную перспективу». П. л. ш. выдвинула как одну из основных проблем изучения вопросы, связанные с отношением между языком и действительностью, а также между языком и окружающими его структурами. В рамках П. л. ш. возникла теория «функциональной диалектологии», были выдвинуты понятия «специального языка» и «функционального стиля»: «специальный язык» определяется общей целью нормализованной совокупности языковых средств, а «функциональный стиль» - конкретной целью данной языковой манифестации. П. л. ш. сыграла важную роль в истории языкознания. Она оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие мировой лингвистики. Основные идеи П. л. ш. не утратили актуальности и ныне.

24.Основные теоретические принципы представителей американского структурализма.

Это течение выросло из приактической потребность описания письменных языков америк. аборигенов. В амер. дескриптивизме основное внимание сосредоточено на разработке особой методики описания бесписьм. языков. Она состоит из неск. этапов: 1) сбор сырого языкового материала, он поставляется информантами; 2) устанавливаются отдельные элементы языка, их иерархия и типы взаимоотношений между ними на основе 2 методик: по непосредственно составляющим (НС) и дистрибутивного анализа (ДА). НС элементы выявляются путём деления фрагментов речи на 2 части вплоть до получения далее неделимых единиц. ДА заключ. в оценке окружения того или иного фрагменты (дистрибуция – все возможные употребления той или иной язык. единицы). Этот метод позволяет установить те строевые элементы языка, их иерархию и взаимоотношения между элементами, т.е. правила их соединения в данном языке. Недостатком явл. то, что не принимается во внимание семантика этих элементов. Он слишком формализован и такие важные категории в лингвистике как семантика, смысл. значение остаются за рамками анализа.

Ф.Боас:общелингвистич. Идеи Боаса представл. В труде «Руководство по яз. Американских индейцев».Изучение яз.амер.индейцев привело Б. к выводу,что методы научного анализа,выработанные на материале индоевр. Яз.,неприменимы при изучении и описании индейских яз.Б. призывал описывать эти языки «изнутри»,на основе «логики данногоконкретного яз.»,или путём индукции.

Традиции БЬ. Продолжили Сепир и Блумфилд.

Э.Сепир: в основном разрабатывал вопросы связей яз. И культуры,взаимоотношения яз. Явл. И соц-ых факторов,типологической классификации яз.Определил речь и яз. Как соц-ое явл.Исследования С. Подготовили почву для этнолингвистики.Вопр. о связи яз. И культуры С. Рассматривает широко,привлекая мышление.Ращличные яз. Формы приводят к становлению разных форм и норм мышления.С. предложил новую типологическую классификациюяз-ов.

Блумфилд:книга Блум. «язык»Для амер. Уч. Стал учебником во всех областях лингвистич. Иссл.Излоденные Б. положения и теории,принципы и методы исследований в лингвистике стали основой развития дескриптивной лингвистики.Для этого направления хар0н прагматизм-стремление сочетать чисто научные интересы с практикой.Теоретические взгляды Б. явились фундаментом для развития и возникновения амер. Дескриптивной лингвистики.Психологическая основа ,на кот. Б. строит лингвистич. Анализ-бихевиоризм-предлагает основывать наши суждения о психических процессах на внешне выраженных реакциях чел.,его поведении.Общую теорию яз.Б. называет материалистической(механистической)-у Б. «материалистический»-синоним к слову «позитивистский»,т.е. основанный на внешнем наблюдении.

Ещё одна теория Б.-проблема яз. Значения.Определив значение яз формы как ситуацию говорящего-речь-реакцию слушающего,Б. признал значение ситуативным.С именем Б. связана и разработка теории ур-ней яз..Описание яз. Нач-ся с наиб. Простого.-фонологического,далее-семантический ур-нь,семантику он делит на лексику и грамматику.

Дискриптивная лингвистика-особая область иисл.,имеющая дело не с речевой деятельностью в целом,но с регулярностями определённых признаков речи.Эти регулярности заключ. В дистрибутивных отношениях признаков исследуемой речи,т.е. повторяемости этих признаков относит. Др. др. в высказывании.



Дескриптиви́зм — направление американской лингвистики 19201950-х годов. Основоположником дескриптивизма и его главным теоретиком считается Л. Блумфилд. Центральным методом дескриптивной лингвистики стало изучение дистрибуции (распределения) языковых единиц; в то же время дескриптивисты стремились не обращаться к их смыслу. На смену дескриптивизму в 1960-х годах в качестве «основы американской лингвистики» пришла трансформационная грамматика (см. также Хомский, Аврам Ноам). Основные деятели Франц Боас,Леонард Блумфилд,Зелик Харрис,Эдуард Сепир,Бенджамин Уорф,Глисон, Генри Аллан (младший) Теория и методология дескриптивизма: - Антропологическая лингвистика Ф. Боаса. Неприменимости традиционных методов лингвистик к описанию индейских языков. - Типологическая концепция Э. Сепира, функции языка у Э. Сепира, идеи связи языка и культуры. - Концепция Л. Блумфильда, оправдание асемантического подхода в бихевиористском понимании языка как разновидности поведения человека, определяющегося формулой «стимул — реакция». - Дистрибутивный анализ как система диагностических приемов членения высказывания на минимально возможные в данном языке сегменты (фоны и морфы), ограничения друг от друга самостоятельных единиц-инвариантов (фонем и морфем) Гипотеза «лингвистической относительности» Б. Л. Уорфа 

22.Направления, школы и основные принципы структурализма.

Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Основателем структурной лингвистики принято считать Фердинанда де Соссюра.



Каталог: study
study -> Коммуникация как феномен современного общества: понятия коммуникации и информации; их соотношение и взаимодействие в современном обществе
study -> «Теория и методика культурно-досуговой деятельности»
study -> Стереотип (stereotypes)
study -> Лекция решая её, нужно определить, что означает психологическую готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует понимать эту готовность: наличие у ребёнка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению
study -> Лекции по дисциплине "Переговорный процесс"
study -> Общая характеристика. Основные направления
study -> 1. основные тенденции развития системы языкового образования в России и в мире
study -> Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница