Лекция № 5
Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активности.
Жить – значит действовать.
Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни.
Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Человек действует не случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.
Потребности - источник активности личности, они заставляют человека активно действовать (естественные, социальные, духовные потребности).
Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.
Отмечается решающая роль труда в происхождении сознания и развитии психики. О человеке мы можем судить по результатам его деятельности.
Советский психолог, философ, педагог. Занимался проблемами общей психологии и методологией психологического исследования.
Автор концепции деятельности.
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.
1. Принцип единства сознания и деятельности (сознание не может быть замкнутым в самом себе и проявляется только в деятельности).
2. Принцип активности (деятельность — это активный целенаправленный процесс преобразования действительности; при этом часть активности человека носит надситуативный характер — то есть не обусловлена непосредственными стимулами внешней среды).
3. Принцип предметности (действия человека предметны).
4. Принцип социальной обусловленности (цели деятельность носят социальный характер).
5. Принцип единства построения внешней и внутренней деятельности (прежде чем начать преобразование внешнего мира, человек сначала производит эти действия в своем сознании).
6. Принцип развития (любая деятельность человека складывается и развивается постепенно в процессе онтогенеза и процессов научения).
7. Принцип историзма (деятельность может быть адекватно объяснена только в контексте исторического развития общества. Любое явление, факт, идея могут получить подлинно научную оценку только тогда, когда их анализируют в контексте определенной эпохи).
Советский психолог, создатель
культурно-исторической концепции в психологии.
Человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных - высшие психические функции. Они составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.) имеют социальную природу.
Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными ВПФ. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
«Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».
У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).
Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.
1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.
Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.
Советский психолог и философ еврейского происхождения,
член-корреспондент
Академии наук СССР. Разработчик теории деятельности.
С. Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:
-
она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;
-
осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;
-
предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна;
-
она сознательна, целенаправленна:
-
в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.
Деятельность выступает как:
-
главная образующая психики
-
движущая сила развития психики
-
метод, позволяющий диагностировать появление психики, её развитие и качественное изменение.
Выделяют
-
Внешнюю деятельность
-
Внутреннюю деятельность
Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.
Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса ИНТЕРИОРИЗАЦИИ, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат.
В структуре деятельности можно выделить следующие основные элементы:
1) мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
2) цели (результаты), на которые деятельность направлена;
3) представление о будущем результате (антиципация);
4) средства, с помощью которых деятельность осуществляется
Структура деятельности
-
Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества.
-
Игра — это подражательно-выразительная деятельность, не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду. Следует отметить, что игрой могут заниматься и взрослые. Различают спортивные, интеллектуальные, карточные, ролевые, сюжетные и другие игры. Общим в них является ценность самого процесса игры и внутренний характер мотивации.
-
Спорт — деятельность, носящая соревновательный характер, связанная с реализацией физических и умственных способностей человека и направленная на достижение победы в соревновании или достижение максимально возможного результата.
-
Увлечение по интересам (хобби) — деятельность не по обязательному заданию, в котором примерно равную ценность представляют как её результат, так и сам процесс.
Ведущие виды деятельности - те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.
Младенчество – непосредственное эмоциональное общение.
Раннее детство - предметная деятельность.
Дошкольный возраст – игра.
Младший школьный возраст – учебная деятельность.
Подростковый возраст – интимно-личностное общение, общественно-полезная.
Юношество – учебно-профессиональная, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».
Любая деятельность складывается из отдельных действий, которые могут быть системными и простыми.
Действия — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели деятельности.
В свою очередь действие можно разложить на более простые элементы — движения.
-
Компоненты действия и их функции
Движения – это моторная функция живого организма. Бывают непроизвольные, произвольные, врожденные и преобретенные.
Для правильного, точного и экономного выполнение действий необходимы определенные физиологические механизмы обеспечения психических процессов — так называемые психофизиологические функции. Это способности к ощущениям, моторные способности, память, внимание и т. д.
В некоторых концепциях деятельности вводится еще одно понятие — операция. Под операцией понимается конкретный способ выполнения какого-то действия, который будет зависеть от внешних и внутренних условий. Операция – это конкретный способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.
Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
Элементы деятельности
Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.
Знания - четко понимаемая информация.
Умения - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.
Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Поделитесь с Вашими друзьями: |